СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПЕРСОНАЛИЙ
Механизм преступления – сложная динамическая система криминалистики, включающая самого преступника, его мотив, отношение к своим действиям и их последствиям; предмет преступного посягательства; способ совершения и сокрытия преступления, его обстановку, а также противодействие расследованию и другие компоненты. Механизм преступления формируется и функционирует, подчиняясь определенным закономерностям, которые и обуславливают процесс образования следов. К числу закономерностей, изучаемых криминалистикой, относятся:
Закономерности выбора и реализации способа подготовки, совершения и сокрытия преступления, а также противодействия его выявлению и расследованию, установлению истины по уголовному делу;
Закономерности установления взаимосвязей между элементами события преступления и их развития;
Закономерности возникновения и развития явлений, связанных с преступлением, до, во время и после его совершения;
Закономерности собирания, оценки, исследования и использования доказательственной информации.
Всякое преступление совершается в реальных условиях, отражается в окружающей обстановке. Элементы его способа, механизма взаимосвязаны и, отражаясь в материально-фиксированной социальной обстановке, оставляют разнообразные следы (материальные, идеальные, виртуальные), содержащие информацию о преступлении и его участниках. В качестве источников информации, имеющей значение для установления обстоятельств содеянного, служат личные и вещественные источники.
Положения теорий отражения и познания позволяют криминалистам выявлять дополнительные закономерности следообразования. Основными отражаемыми объектами являются субъект преступления, а также его криминальная деятельность. Преступник отражается вовне через свойства, характеризующие его индивидуальные качества, и через систему средств и способов действия (бездействия). Поэтому на месте происшествия или возле него остаются многочисленные следы.
Получение информации из личных источников осуществляется вербальным способом при проведении процессуальных и непроцессуальных действий. Получение информации от вещественных источников происходит в процессе действий дознавателя, следователя, эксперта, специалиста, в ходе которых изучаются объекты материального мира, причинно связанные с расследуемым преступным событием.
По окончании досудебного следствия наступает следующая стадия – судебное исследование материалов уголовного дела. Поэтому для использования в уголовном судопроизводстве информации о преступлении и его участниках необходимо собрать, оценить, исследовать, использовать доказательства, полученные в ходе предварительного расследования (ст. 73-
90) и судебного разбирательства (ст. 273-291 УПК РФ). Ибо только после вынесения справедливого приговора можно считать, что цель криминалистики в деле борьбы с преступностью достигнута.
Процессы собирания, исследования, оценки и использования доказательств тоже подчиняются определенным закономерностям. Это, в частности, закономерности работы с доказательствами, составляющие еще один элемент предмета криминалистики. Из этого следует, что если расследуемое преступление познается по закономерностям образования его следов в окружающем мире, то качество раскрытия и расследования криминального деяния обусловлено закономерностями деятельности субъектов уголовного судопроизводства, которые отражаются в протоколах следственных, судебных действий и на других материальных носителях.
Криминалистическая техника – система теоретических положений и принципов разработки и применения научно-технических средств и методов обнаружения, фиксации, изъятия, накопления и переработки овеществленной информации о расследуемом событии, а также технических средств и способов предупреждения преступления.
Основное назначение криминалистической техники состоит в обнаружении и исследовании информации о совершенном преступлении, содержащейся в свойствах материальной обстановки расследуемого события.
Криминалистическая техника является простейшим уровнем криминалистического знания и аккумулирует в себе специфический для криминалистики естественно-технический аспект.
Ее предметом как части криминалистики является изучение механизмов материальных взаимодействий, имеющих место при преступной деятельности разных видов, по материальным следам-последствиям и разработка средств и способов их выявления и изучения при расследовании на основе информации, содержащейся в следах.
Основной задачей криминалистической техники являются обнаружение и исследование материальных следов преступления с целью получения сведений о личности преступника, использованных им предметах, условиях их применения и других обстоятельствах совершенного преступления.
Основная задача криминалистической техники состоит в разработке средств и методов обнаружения, фиксации, хранении и исследовании информации о расследуемом событии, содержащейся в соответствующих источниках (предметах и следах) и имеющих форму того или иного сигнала — физического процесса той или иной природы: механического, светового, звукового, электрического и иного импульса. Соответственно раскрываются закономерности, управляющие механизмами следообразования, средства и способы извлечения и расшифровки содержащейся в следах информации, ее фиксации, приемы ее сравнения с целью идентификации следообразующих объектов и способы оценки и формирования выводов по результатам проведенного исследования. При этом рассматриваются все виды механизма следообразования и следов (следы человека, животных, орудий, инструментов, оружия, транспортных средств и иных материальных объектов).
В системе следственной деятельности технические приемы неразрывно связаны с тактическими, так как они используются в структуре следственных действий с целью раскрытия и расследования преступления.
По степени сложности различаются отдельные технические приемы работы с вещественными доказательствами и их системы-методики, направленные на разрешение относительно самостоятельных типовых задач исследования вещественных доказательств.
Методы криминалистической техники могут быть систематизированы по природе лежащих в их основе явлений и принадлежности базовых и материнских наук. Соответственно различают: а) физические (в их числе особенно значительное место занимают различные оптические методы); б) химические, например методы качественного анализа; в) физико-химические, например газовая хроматография; г) ботанические, например споро- пыльцовый анализ; д) физиологические, например электромиография; е) математические, например вероятностно-статистические методы и др.
В настоящее время в криминалистике сформировались следующие основные отрасли криминалистической техники:
криминалистическое исследование фото-, видео- и звукозаписей;
криминалистическое следоведение, основой которого является криминалистическая трасология;
криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения, основой которого является криминалистическая баллистика;
криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий;
криминалистическое исследование документов (почерковедческое, автороведческое, технико-криминалистическое, лингвистическое);
исследование компьютерной информации;
криминалистическое отождествление человека по признакам внешности (габитоскопия);
криминалистическая фоноскопия (исследование звуков, в том числе человеческой речи);
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Целью изучения дисциплины «Криминалистический практикум» является усвоение студентами знаний об основных положениях уголовно-процессуального законодательства РФ, о порядке и условиях раскрытия и расследования преступлений
Самостоятельная работа- это изучение учебно- методических материалов без посредственного руководства преподавателя.
Это особый вид учебной деятельности, преднозначенной для формирования навыков самостоятельной проработки учебных заданий, в овладении методикой организаций самостоятельного труда для повышения эфективности подготовки к занятиям.
Самостоятельная работа студента складывается из нескольких этапов, которые представляют собой:
1. Предварительную подготовку, состоящую из планирование предстоящей работы, ознакомлениея с перечнем рекомендованной законодательно- нормативной и учебно- методической и научной литературы;
2. Изучение научных работ по теме и содержание теоритических вопросов, излагаемых в источниках;
3. Обобщение полученных знаний, что поможет уяснению основных целей и задач изученных актов и их правильному научному пониманию и оценке, установлению взаимосвязи теоритических, научных положений и проблем.
С учетом этого в этом плане весьма полезным будет ознакомление с научными монографиями коментариями ученых к законодательным актом,и так же с различными научными справочниками по юриспруденции и смежным дисциплинам.
Введение
Реферат (от лат. Refero - докладываю, сообщаю, доношу, излагаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников[i]. Также это доклад на заданную тему по определенным источникам. В соответствие с Малым энциклопедическим словарем Брокгауза и Ефрона, реферат это научный доклад.
Реферат содержит основные положения произведения, фактические сведения и выводы и позволяет определить целесообразность его чтения целиком Реферат является формой предоставления результатов документального преобразования информации, то есть процесса аналитико-синтетического изучения документов (текстов) и подготовки вторичной информации, отражающей наиболее существенные элементы содержания этих документов; имеет научно-информационное назначение.
Обычный план:
1) тема, предмет (объект) и цель работы;
2) метод проведения работы;
3) результаты работы;
4) выводы (оценки, предложения), принятые и отвергнутые гипотезы;
5) области применения.
Цель реферата— передать содержание реферируемого произв.: факты, идеи, концепции, мнения.
Рефераты, называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе, в системе политического просвещения, в народных университетах К рефератам обычные общие требования и правила оформления рефератов, курсовых и дипломных работ
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Реферат не является конспектом, он не должен копировать дословно книги и статьи.
Реферат не является докладом, а поэтому пишется не по одному, а по нескольким источникам.
Реферат это не обзор литературы, он не должен перечислять заголовки известных Вам книг по излагаемой теме.
В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается, он состоит из нескольких частей:
1. титульный лист (смотри образец титульного листа)
2. оглавление (содержание) с указанием номеров страниц на каждый раздел реферата;
3. введение;
4. основная часть, состоящая из глав;
5. заключение;
6. список использованной литературы
Введение:
Объясняется почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к излагаемой проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой проблеме), какую культурную или научную ценность она представляет (с точки зрения исследователей, ученых);
Перечисляется использованная литература: научные статьи, научно-популярная литература, учебная литература с указанием авторов (например: «Материалом для написания реферата послужили ...»).
Описывается из каких частей состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Например: «Во введении показана идея (цель) реферата….»; «Глава 1 посвящена…»; «во 2 главе ...;»; «В заключении сформулированы основные выводы...»).
Основная часть:
Реферат состоит из нескольких разделов последовательно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Личная позиция по описываемой теме подкрепляются цитатами, взятыми из литературы (цифры, факты, определения). Цитата (доказательство) из используемой литературы, оформляется как ссылка на источник и имеет порядковый номер. Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи.
В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод. (Например: «Таким образом,…»; «Можно сделать заключение, что...»; «В итоге можно прийти к выводу...»)
Заключение:
Очень кратко формулируются общие выводы по основной теме, перспективы развития исследования, собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними.
Список литературы:
Список составляется в алфавитном порядке в конце реферата с соблюдением установленных стандартов.
Описание книг - Автор(ы). Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы. (Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. Уголовно-правовое исследование. М., 2000. С. 12-23)
Описание сборников - Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы. (Адвокатура и современность: Сб. статей // Под ред. В.М. Савицкого -М., 1987. С.23-31)
Описание статей - Автор(ы). Заглавие //Название журнала (газеты). - Год. - Номер. - Страницы статьи. (Гаухман Л. Уголовно – правовая борьба с терроризмом // Законность. – 2001. N 5 С.5-9)
С чего начать ? (планирование работы над рефератом)
1. Выбрать тему из предложенного списка (или обсудить с преподавателем иную интересующую Вас тему).
2. Определить, какая именно проблема существует по этой теме и возможные пути её решения (для этого нужно название темы превратить в вопрос).
3. Найти книги и статьи по выбранной теме (не менее 5 источников), сделать список этой литературы.
4. Сделать выписки из книг и статей (обращать внимание на непонятные слова и выражения, уточнять их значение в справочной литературе).
5. Подготовить план основной части реферата.
6. Написать реферат.
7. Составить сообщение на 5-7 минут, не более.
Объем реферата не более 20 страниц (размер шрифта - 14, межстрочный интервал – 1,5).
Для самостоятельной работы предлагаются нижекуказанные темы рефератов
Темы рефератов:
ТЕМА 1. Общие положения криминалистической техники
План семинарского занятия
Учебные вопросы, подлежащие обсуждению:
Понятие криминалистической техники, как раздела науки криминалистики. Система и назначение криминалистической техники.
Принципы допустимости. Субъекты применения криминалистической техники.
Средства и методы обнаружения следов преступлений при проведении следственных действий.
Средства и методы фиксации следов преступлений при проведении следственных действий.
Средства и методы изъятия следов преступлений при проведении следственных действий.
Средства и методы экспертного исследования следов.
Примерные темы докладов и рефератов:
Комплекты научно-технических средств, применяемые в работе следователя, оперативного работника, специалиста, прокурора-криминалиста.
Технические средства и методы, применяемые для исследования вещественных доказательств.
Перспективы развития криминалистической техники.
План практического занятия
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|