МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Криминалистический практикум охватывает вопросы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступлений, изучается на протяжении одного семестра. В конце семестра студенты сдают зачет представляя рабочую тетрадь с выполненными заданиями.
В период подготовки к зачёту студентам необходимо систематизировать всю совокупность знаний, полученных при изучении криминалистики, так и по другим смежным учебным дисциплинам (по уголовному процессу, уголовному праву, судоустройству и правоохранительным органам и т.д.).
О достаточной степени готовности к экзамену обычно свидетельствуют:
1) свободное владение криминалистической терминологией;
наличие системного представления о сущности и содержании криминалистики;
знание международных актов, политико-правовых документов, известных ученых и их основных работ по криминалистике и уголовному процессу;
ориентация в принципиальных дискуссионных точках зрения криминалистической теории;
знание и умение применять уголовно-процессуальное законодательство;
осведомленность о состоянии криминалистической практики.
Студент должен:
Проработать рекомендованную литературу;
Рассмотреть историю становления и развития изучаемого вопроса на основе анализа прежнего и действующего уголовно-процессуального законодательства;
Реферировать указанные преподавателем решения Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам уголовного процесса;
Изучать архивные уголовные дела и опубликованную в журналах, газетах, сборниках практику по вопросам криминалистики;
На основе анализа уголовно-процессуального законодательства моделировать рекомендуемые преподавателем криминалистические решения и действия, а также стадии уголовного процесса.
Предлагаемые планы практических занятий содержат узловые вопросы, литературу, практические задания и темы для контрольных работ.
При подготовке к практическим занятиям по каждой теме студент должен кропотливо работать по усвоению первоисточников: международных актов, политико-правовых документов РФ, Конституции РФ, уголовнопроцессуальных и иных законов. В уяснении буквы и духа законов несомненную помощь окажут решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, приказы и инструкции Генерального прокурора РФ, Министра внутренних дел РФ. Вестники (бюллетени) этих органов содержат анализ следственной и судебной практики как в обобщенном, так и в конкретном виде. Систематизированная следственная и судебная практика находится в различного рода сборниках и журналах. Лучшему усвоению содержания курса способствует регулярное ознакомление с трудами, публикуемыми в журналах: «Государство и право», «Правоведение», «Законность», «Законодательство», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Следователь», «Прокурорская и следственная практика» и др.
Желательно, чтобы студент при подготовке к занятию обращался к научной литературе. Особое значение сейчас приобретает ознакомление с научными статьями, ибо только они оперативно анализируют и показывают изменения в законодательстве.
На практических занятиях применяются следующие формы работы:
1. Обсуждение теоретических вопросов темы;
2. Решение в устной форме задач с использованием действующего нормативного материала;
3. Обсуждение с участием всей группы предложенных студентами решений и подведение преподавателем итога обсуждения по каждой задаче с указанием ошибок, допущенных студентами;
Обсуждение конкретных уголовных дел по теме занятия;
Проведениеинсценировок отдельных следственных или иных процессуальных действий;
Посещениесудебных процессов с последующим обсуждением;
Проведение инсценировки производства следственного действия на основе сценария, написанного студентами по изученному уголовному делу;
Анализ студентами содержащихся в уголовных делах процессуальных документов;
Разборсоставленных студентами в качестве домашнего задания или в аудитории во время занятий текстов процессуальных документов.
Студент должен завести для процессуальных документов отдельную тетрадь. Преподаватель проверяет составленные студентами письменные документы и возвращает их по принадлежности с указанием на допущенные ошибки. Обращает внимание на типичные недостатки и отмечает все лучшее в работах. Наиболее удачные и неудачные процессуальные документы разбираются на занятиях.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Настоящий практикум является учебно-методическим пособием по курсу «Криминалистический практикум» для студентов БашГУ и предназначен для получения ими знаний, умений и навыков по криминалистике. Задания практикума составлены в соответствии с действующей программой и планами семинарских и практических занятий.
Студенты должны знать и уметь:
применять имеющиеся в унифицированном чемодане технические средства для обнаружения и изъятия следов и вещественных доказательств при осмотре места происшествия, их фиксации и упаковки в соответствии с уголовно-процессуальным законом;
фотографировать обстановку места происшествия, обнаруженные следы и вещественные доказательства по правилам криминалистической фотографии;
определять виды экспертиз, которые надо назначить по изъятым следам и вещественным доказательствам; формулировать по ним вопросы, подлежащие разрешению экспертными исследованиями; виды криминалистических учётов и коллекций и их использование в расследовании и раскрытии преступлений;
обнаруживать признаки подделки документов, составлять розыскную таблицу и собирать образцы для сравнительного исследования;
осматривать и описывать холодное оружие и огнестрельное оружие;
описывать личность по методу словесного портрета, составлять оперативные ориентировки, заполнять учётные документы, использовать сведения, содержащиеся в криминалистических учётах, для розыска преступников, раскрытия преступлений.
При выполнении задания студент должен изучить соответствующую рекомендованную литературу, ознакомиться в учебно-методическом кабинете с имеющимися криминалистическими средствами и другими материалами. Задания, предусмотренные практикумом по данной теме, выполняются студентами самостоятельно до и после занятий, а также в ходе практических занятий. После выполнения задания по каждой теме практикум сдаётся преподавателю для проверки и оценки выполненной работы, а перед зачётной сессией – для итоговой проверки. В случае невыполнения хотя бы одного задания студент не допускается к зачёту.
Учебно-методические материалы.
МОДУЛЬ 1. «Общая часть»
Тема 1. Криминалистическая техника. Общие положения криминалистической техники
Понятие криминалистической техники как раздела науки криминалистики и комплекса материальных средств, используемых при раскрытии и расследовании преступлений.
Система криминалистической техники и проблемы ее развития.
Правовые основы применения технико-криминалистических средств и методов. Субъекты и формы применения технико-криминалистических средств и методов.
Виды технико-криминалистических средств и методов, применяемых в раскрытии и расследовании преступлений при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Понятие криминалистической экспертизы.
Технико-криминалистические средства и методы, применяемые при лабораторных исследованиях.
Связь криминалистической техники с другими науками, положения которых используются в криминалистике.
Определение места компьютеров в структуре средств криминалистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|