|
Культура России в XVIII веке
Культура России развивалась в XVIII веке под большим влиянием тех изменений, которые происходили в жизни народа, в социально-экономической сфере, в области культуры и быта. Большое воздействие оказало на нее появление капиталистического уклада в экономике страны. Русская культура XVIII века развивалась как культура светская.
Герои Лесной, Полтавы, Гангута и Гренгама мало походили на стрельцов и ополченцев XVII века. Они отличались не только новыми мундирами, но и современной выучкой и вооружением. Без людей знающих немыслимо было строить флот, находить руду, создавать заводы, каналы, географические карты, управлять государством. Все это требовало развития светского просвещения.
В 1701 г. была открыта Навигацкая школа, а с 1715 г. она стала приготовительным классом для созданной Морской академии. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. В провинциях существовали три типа школ: епархиальные (духовенство), цифирные (разночинцы), гарнизонные и адмиралтейские (солдаты и матросы). В первой четверти XVIII в. появились учебники: «Арифметика» Л. Магницкого (1707), руководство по механике Скорнякова-Писарева (1722). Была издана книга мирозрения Гюйгенса, пропагандировавшая учение Коперника. В 1702 г. начала выходить первая газета «Ведомости». В 1708 г. был введен гражданский шрифт. Стали создаваться многочисленные типографии, книжные лавки. В 1719 г. в России был открыт первый музей Кунсткамера. Огромное значение для развития науки сыграла основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Составлялись карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Появился «Атлас Российской империи» И. К. Кириллова, проводились геологические разыскания.
Из стен Академии вышли многие крупные ученые. Первые места среди них по праву занимают М. В. Ломоносов и его многие ученики, математик и астроном С. Я. Румовский, основоположник русской минералогической школы, В. М. Севергин, натуралист и этнограф И. И. Лепехин, философ Н. Н. Поповский и др. В первые десятилетия XVIII в. развитие науки было связано в основном с практическими потребностями страны, что стимулировало развитие естественных знаний. Во второй половине XVIII в. активно развивались общественные науки. Именно в это время В. Н. Татищев, М. М. Щербатов, И.Н.Болтин создают первые труды по истории российского государства, чего не удавалось сделать историкам ранее.
Во второй половине XVIII в., когда культура стала отражать черты поднимающейся нации, возросла роль художественной литературы, которая в первой четверти столетия служила в основном средством пропаганды правительственной деятельности. Главным содержанием культурного процесса середины и второй половины XVIII в. было становление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти.
Для русского классицизма как литературного направления были характерны пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции, резкая обличительная струя, защита идеи неразрывности интересов дворянства и монархии. В стиле классицизма в литературе творили А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Г. Р. Державин, в живописи — А. П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Адромахой»), Г. И. Угрюмов («Испытание силы Яна Усмаря»). Для полотен художников-классицистов характерны отвлеченный характер образов, условность колорита, подражание позам античных образцов.
В архитектуре классицизм пришел на смену барокко (Зимний дворец В.В.Растрелли). Величие и простота, оригинальность композиции совмещалась в архитектурных постройках с компактностью объемов, светлой краской, богатством отделки здания и ограды. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В. И. Баженов (Дом Пашкова), И. Е. Старов (Таврический дворец), М. Ф. Казаков (здание Сената в Кремле, Московский университет, дом князей Долгоруких — ныне Дом Союзов). Примером классицизма в скульптуре является созданный Э. М. Фальконе памятник Петру I в Петербурге.
Результатом обострения социальных противоречий в стране был кризис классицизма, начавшийся в 70-е годы XVIII века. В конце века начинает развиваться стиль сентиментализма, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н. М. Карамзина («Бедная Лиза»). В архитектуре сентиментализм сказался в парковых ансамблях («гроты уединения»), в живописи — в чувствительных сюжетах, в пасторальной обрисовке природы (А. И. Иванов «Доение коровы»).
В развитии портрета во второй половине XVIII в. проявилось две тенденции: повышение художественного уровня и углубление реалистического образа. Это было характерно и для скульптуры. Обе тенденции проявились в творчестве художников Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, скульптора Ф. И. Шубина.
В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф. Г. Волковым.
Во второй половине XVIII в. развивалось просвещение. Его центром стал созданный в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова Московский университет. В 1757 г. была, учреждена Академия художеств. В России второй половины XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В губернских городах создавались главные четырехклассные народные училища, а в уездных городах — малые двухклассные. Солдатские дети обучались в солдатских школах. В духовные семинарии и школы принимали детей духовенства. Дворянские дети обучались в закрытых дворянских учебных заведениях: частных пансионах, шляхетских корпусах, институте благородных девиц или получали домашнее образование. Во второй половине XVIII в. в России насчитывалось около 20 горных, медицинских, штурманских, межевых, коммерческих и других школ.
Всего на рубеже XVIII—XIX вв. в России насчитывалось 550 учебных заведений, где обучалось 62 тыс. человек, что явно не удовлетворяло потребностей страны в образованных людях.
XVIII столетие было отмечено бурным развитием общественно-политической мысли. Представители общественной мысли первой половины века В. Татищев, Д. Кантемир, И, Посошков, Ф. Проко-пович — были непримиримы к обскурантизму, косности, патриархальщине, ратовали за широкое распространение науки и просвещения, всемерное развитие промышленности и торговли, выступали против всего, что мешало развитию России, оформлению абсолютистского государства. Они свято верили, что прогресс России — результат деятельности самодержавного монарха, а потому доказывали, «сколь монархическое правление государству нашему протчих полезнее».
Во второй половине XVIII в. в общественно-политической мысли России выделяются два направления — консервативное и просветительское.
Идеологи консервативного направления Екатерина II, М. М. Щербатов, Н. И. Панин, М- М. Херасков, А. П. Сумароков и др. признавали незыблемость самодержавия и крепостного права, сословное деление общества, говорили о необходимости сохранения господствующего положения дворянства, укрепления его прав и привилегий. В то же время, понимая, что необходимо изменить формы внутренней политики самодержавия, представители консервативного направления считали возможными уступки другим сословиям, если они не затрагивали основ существующего строя. Они стремились лишь подновить существующий строй, очистив его от деспотизма и «азиатчины».
Просветительство — антифеодальная, буржуазная по сути идеология— возникло в 60-е годы XVIII в., когда самодержавие и крепостное право становились препятствием на пути прогрессивного развития страны, когда все больше обострялись социальные противоречия, когда крестьянские выступления достигли в России невиданного размаха и наряду с экономическими вопросами на передний план выдвигались вопросы социальные, в первую очередь вопрос взаимоотношений помещиков с крестьянами. Носителями антифеодальных, буржуазных идей в России выступали представители передового дворянства и зарождавшейся разночинной интеллигенции. Экономически слабая, политически бесправная, тесно связанная с самодержавием и зависимая от него, зарождавшаяся русская буржуазия не была и не могла стать носителем антифеодальных идей. Идеологами русского просветительства, у истоков которого стоял великий М. В. Ломоносов, были Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, А. Я. Поленов, Я. П. Козельский, И. А. Третьяков, Д. С. Аничков, П. С. Батурин, А. Н. Радищев, И. А. Крылов, радищевцы — И. П. Пнин, И. М. Борн, В. В. Попугаев, А. X. Востоков, В. В. Пассек, С. А. Тучков.
В развитии просветительства второй половины XVIII в. можно выделить два этапа. В 60—70-е годы страна еще не созрела для буржуазных преобразований, не было широкого общественного движения, и речь шла об ограничении, смягчении, ликвидации только наиболее вопиющих проявлений крепостничества. Просветители резко критиковали различные стороны феодально-крепостнической системы, возлагали надежды на всесилие просвещения и деятельность просвещенного монарха. Но эта критика подготовила идейное отрицание всей феодальной системы уже в 80—90-е годы. Эти годы ознаменовались для России дальнейшим углублением разложения феодально-крепостнической системы, обострением социальных противоречий. Феодальный строй потрясли революции в Америке и во Франции. И именно в этот период Радищев разрабатывает цельный политический идеал просветительства на основе анализа всей общественной системы тогдашней России. В 80—:90-е годы он выдвигает в «Путешествии из Петербурга в Москву» идею народной революции как средства уничтожения самодержавия.
Но в конце XVIII в. революционный путь борьбы с абсолютизмом просветителями был отвергнут. Немалую роль сыграли в этом крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева и революция во Франции 1789—1794 гг. Русское общество было ими напугано и расценило их как «кровавые бунты». Радищевцы продолжали думать о положении крестьян, крепостном праве, обосновывали мирные пути его ликвидации, критиковали социальные устои, политические учреждения, но уже без революционных выводов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|