Сделай Сам Свою Работу на 5

Внутренняя политика во второй половине XVIII века





Екатерина II, взошедшая на русский престол в результате двор­цового переворота, правила 34 года. Это была высокообразованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая и лицемерная дама. Екате­рина II еще со времен, когда она была Софьей Фредерикой Августой, принцессой заштатного Ангальт-Цербсткого княжества в Германии, «одну лишь знала страсть». Ее всю жизнь сжигало властолюбие, и, достигнув власти, она любыми средствами старалась удержать ее. «Ничто ей не может быть досаднее, — писал представитель родовой дворянской аристократии князь М. М. Щербатов, — как то, когда, докладывая ей по каким-то делам, в сопротивление воли ея законы поставляют и тотчас ответ от нее вылетает: разве я не могу, невзирая на законы, сего учинить». Вступив на престол, Екатерина II неоднократно объявляла себя преемницей Петра I и правила, как и он, самовластно. О том, что ее царствование будет самодержавным, она продемонстрировала сразу же.

Вступив на престол, Екатерина II убедилась, что Правительст­вующий Сенат, созданный Петром I как главенствующий государ­ственный орган, стал совершенно недееспособен. Императрица ре­шила провести реформу государственных органов, и прежде всего Сената. В проекте Н. И. Панина, представителя высшей бюрократии, содержалось предложение поставить между самодержавием, которое он считал единственно приемлемой для России формой правления, и Сенатом Совет из 6 или 8 императорских советников, через которых должны были проходить все дела, касавшиеся компетенции верховной власти. Панин предлагал также разделить Сенат на департаменты. Императрица отвергла идею создания Совета, увидев в ней попытку ограничить самодержавную власть, хотя сам Панин в Совете видел чисто бюрократический орган, который облегчал бы деятельность самодержицы. А вот идею разделения Сената на департаменты для упорядочения его работы Екатерина использовала. Тем самым она ослабила Сенат как законодательное учреждение, сделав его просто «хранилищем законов». Терпеть рядом с собой орган, имеющий прерогативы законодательной власти, Екатерина II не хотела. Сенат стал просто административным органом. Так уже в начале царст­вования императрица сосредоточила в своих руках всю законода­тельную и большую часть распорядительной власти. Ее она осу­ществляла через генерал-прокурора и собственную канцелярию.





В первые годы своего царствования Екатерина II провела для усиления своей власти еще ряд мер. В 1764 г. была осуществлена секуляризация церковных земель. Церковь лишилась экономического могущества, а миллион монастырских крестьян был передан в ведение коллегии экономии. Доходы от них наполнили пустую государст­венную казну. Было ликвидировано гетманство на Украине. Импе­ратрица укрепила и расширила права и привилегии дворян. Они получили право не служить (Манифест о вольности дворянства 1762 г.), если этого не желали, монопольное право владеть землей (Генеральное межевание 1765 г.) и крепостным трудом (1762), право на винокурение (1765). В начале царствования Екатерины крепостное право достигло своего апогея.

Екатерина II создавала абсолютистское государство, долженст­вовавшее, по ее словам, обеспечить благоденствие подданных. Как всякий абсолютный монарх, она считала, что благо народа обеспе­чивается законами, изданными монархом. В среднем на каждый месяц ее царствования приходится 12 законодательных актов. Наивысшая активность ее законодательной деятельности пришлась на 1762— 1767 гг., до созыва Уложенной комиссии, когда в месяц издавалось 22 законодательных акта.

Однако Екатерина II, обладавшая умом, быстро реагирующим на разные ситуации, понимала, что править открыто, самовластно, как Петр I, в 60-е годы уже нельзя. Свою продворянскую политику императрица стала проводить в форме «просвещенного абсолютизма». Эта политика была характерна для стран со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии.



Политика «просвещенного абсолютизма» была консервативной в политическом и социальном плане. В политической сфере она предусматривала стабилизацию государственного порядка путем пра­вовой модернизации, допускаемой самодержавной властью, и путем регулирования ею всех сторон общественной жизни. Это отражало интересы самой власти, которая в тех исторических условиях была единственной силой, способной обеспечить решение важнейших го­сударственных задач. Интересы самодержавия совпадали с интересами (и в целом ряде случаев даже требованиями) его социальной опоры — дворянства. В социально-правовой сфере политика «просвещенного абсолютизма» стабилизировала и укрепляла феодально-крепостни­ческие порядки, пыталась через издание законов регулировать вза­имоотношения подчиненных государству сословий при сохранении и закреплении прав дворянства как особо привилегированного со­словия.

В своем стремлении сохранить абсолютизм и государственный порядок Екатерина II прибегала не только к законодательной рег­ламентации, но и к полицейскому регулированию жизни общества. Принуждение к «всеобщей добродетели» и «всеобщему послушанию» наталкивалось на сопротивление, и прежде всего дворянства, что несло в себе угрозу дестабилизации государственного порядка. Не меньшую, а, вероятно, даже большую угрозу стабильности пред­ставляла нерешаемость (в силу приоритетов социальной политики, а порой и нежелания) самодержавной властью острых социальных вопросов, и прежде всего крестьянского. Поэтому развитие соци­альных противоречий заставило усилить полицейские методы обес­печения тишины и порядка в государстве, что вело лишь к даль­нейшему обострению разногласий между различными слоями обще­ства, ослабляло позиции самодержавия и приближало его кризис.

Совершенно бесплодно искать в политике Екатерины II буржу­азные черты, элементы государственного либерализма. Она предпо­лагала и осуществляла движение вперед в рамках существующей феодально-абсолютисткой системы. Екатерина II, проводя преобра­зования, допускала развитие элементов, которые в конечном итоге вели к формированию буржуазных отношений, но допускала их лишь постольку, поскольку они не меняли сложившегося социального уст­ройства и были необходимы для решения важнейших задач, вста­вавших перед феодальным государством.

Самым крупным ее мероприятием явился созыв в 1767 г. Комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия). По про­шествии пяти лет царствования императрица решилась созвать вы­борных от различных сословий для выработки общего, удовлетво­ряющего интересы всех подданных, закона. Созыву комиссии пред­шествовала подготовка Екатериной II руководства для депутатов, получившее название «Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового уложения». «Наказ» носил компилятивный характер, о чем заявляла и сама императрица. Действительно, из 507 статей «Наказа» 408 дословно были заимст­вованы у западноевропейских просветителей Монтескье, Беккария, Бильфельда, Юсти.

Социально-правовая доктрина, выдвинутая Екатериной II в «На­казе», равно как и ее политическая теория, свидетельствуют о кон­сервативной позиции императрицы. Она четко обосновывала поло­жение о том, что власть и общество стоят выше человеческой лич­ности, что права человека строятся на основе его сословных обязанностей и в соответствии с этим определяются законами само­державного монарха. Дифференциация в обществе, по утверждению Екатерины, неизбежна, необходима и естественна, а равенство между людьми может существовать лишь в плане высокоморальном, а также уголовно-правовом.

В «Наказе» Екатерина II выступила апологетом собственной само­державной власти. Политическая теория императрицы в этом доку­менте доходит до уровня практического руководства, а практическая деятельность в ее исполнении поднимается до высот теории.

Комиссия была созвана и начала работу в июле 1767 года. Ко­личество депутатов с абсолютной точностью не известно. Реально считается, что принимало участие в работе 620 депутатов. Среди них 33% представляли дворян, 36% составляли депутаты от городов (в их число тоже входили дворяне), 20% — депутаты от сельского населения, исключая крепостных крестьян. Дворянами были все де­путаты от правительственных учреждений (кроме Синода) и каза­чества. Всего не менее 45% депутатов являлось потомственными или личными дворянами, что определило дворянский характер деятель­ности Комиссии.

Работа Большого собрания Уложенной комиссии продолжалась с перерывами до декабря 1768 г., когда его деятельность была фак­тически прекращена под предлогом войны с Турцией. Дебаты в Ко­миссии отличались необычайной остротой и показали императрице интересы и чаяния различных слоев населения ив то же время непримиримые противоречия между ними практически по всем во­просам. Екатерина II увидела, что дворяне незыблемо стоят на страже своих прав и привилегий. А потому даже попытки облегчения по­ложения крепостных крестьян, предоставления больших прав купцам были чреваты недовольством дворянства, борьба с которым могла окончиться потерей короны. Этого Екатерина II допустить не могла. Создать общий закон, который сгладил бы социальные противоречия, не удалось.

Многие острые вопросы, в первую очередь о положении кре­постных крестьян, обсуждавшиеся в Уложенной комиссии, вышли за ее стены и стали активно обговариваться в обществе. Екатерина, всегда стремившаяся добиваться от подданных «всеобщего послу­шания», решила после роспуска Уложенной комиссии повести за собой общественное мнение с помощью издаваемого ею с 1769 г. сатирического журнала «Всякая всячина» и написанных в 60—70-годы комедий. В них она стремилась доказать, что пороки и недостатки в жизни общества и страны никоим образом не связаны с существованием самодержавия и крепостного права. Их причиной, по ут­верждению императрицы, были обычные общечеловеческие слабости и недостатки.

С Екатериной II вступил в беспощадную полемику выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков. Он в своих сатирических жур­налах «Трутень» (1769—1770) и «Живописец» (1772—1773) резко кри­тиковал крепостные порядки в стране, показал бедственное положение крестьян, алчность помещиков, аморальность крепостного права. Но­виков утверждал, что наличие пороков в обществе связано не только с человеческими слабостями, но и с крепостническим строем. В этой полемике Екатерина II потерпела полное поражение и прекратила выпуск «Всякой всячины», а накануне крестьянской войны под пред­водительством Е. И. Пугачева цензурными и иными репрессиями был положен конец изданию новиковских журналов.

7 ноября 1775 г. были изданы «Учреждения для управления гу­берний». Страна делилась на 50 губерний, в каждой по 200—300 тыс. душ мужского пола. Провинции упразднялись, а губерния делилась на 1.0—12 уездов. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый императором и ему только подчиняющийся. Губернатору, несмотря на то, что губернские учреждения были основаны на разделении административных, финансовых и судебных функций, принадлежала в губернии вся полнота власти. Он контролировал деятельность всех учреждений и должностных лиц, осуществление указов правительства. В целях обеспечения «тишины и порядка» в губернии губернатору были подчинены все воинские части и команды.

8 уездах управление было отдано дворянам, которые на 3 года избирали капитана-исправника (главу уезда) и нижний земский суд, функции которых соответствовали функциям губернатора и губернского правления. Город представлял отдельную административную единицу. Управлял городом городничий, назначавшийся правитель­ством, как правило, из отставных офицеров-дворян. Город делился на части в 200—700 домов во главе с частным приставом и на кварталы по 50—100 домов во главе с квартальным надзирателем.

В середине 80-х годов в России был окончательно оформлен сословный строй. В 1785 г. были даны жалованные грамоты дво­рянству и городам. «Жалованная грамота дворянству» закрепила все сословные права и привилегии дворянства, полученные ими к этому времени. Создавались дворянские собрания во главе с пред­водителями дворянства в уездах и губерниях. В российское дворянство были включены прибалтийские бароны, польская шляхта, казацкая старшина, украинские и белорусские помещики, что окончательно консолидировало сословие дворян в России.

«Жалованная грамота городам» закрепляла сословную структуру населения города, делила его на 6 сословных категорий, сохраняла и укрепляла средневековую цеховую организацию ремесленников. Расширялись права лишь одной категории—гильдейского купече­ства. Согласно грамоте, создавались органы городского самоуправ­ления: общая городская дума и шестигласная дума (орган исполни­тельной власти). Но реальная власть оставалась в руках городничего, управы благочиния и полицмейстера. На долю городской думы оста­вались лишь вопросы благоустройства и санитарного состояния города.

Продворянской и прокрепостнической была внутренняя политика при сыне Екатерины II Павле I (1796—1801). В армии насаждались прусские порядки, в невиданных масштабах осуществлялась раздача государственных крестьян помещикам. Всего за четыре года своего правления Павел I раздал 400 тыс. душ крестьян, т. е. в два раза больше, чем было роздано при Екатерине II. Император вообще хотел передать помещикам всех государственных крестьян. При Павле I крепостное право было распространено на южные районы России. Жестокая расправа с крестьянами после восстания Пугачева не сло­мила их сопротивления. В 1796—1797 гг. 32 губернии России были охвачены крестьянскими волнениями. В 1797 г. был издан указ о трех­дневной барщине. Но он не ослабил остроту крестьянского вопроса. Указ лишь рекомендовал ограничить барщину тремя днями в неделю и не занимать крепостных господскими работами в воскресные дни.

Во взаимоотношениях помещиков и крестьян все оставалось по-прежнему. А вот отношения между императором и дворянством обострялись, несмотря на проводимую Павлом I продворянскую по­литику.

В своей политике Павел I во главу угла ставил борьбу против революционных идей, исходивших, в первую очередь, из Франции/ Император считал, что только усиление самодержавных начал по­зволит монарху удержать власть. С точки зрения Павла, политика «просвещенного абсолютизма» безнадежно устарела. Поэтому в его деятельности превалировали полицейские мотивы. Император воз­рождал ведомственность в государственном управлении, отрицал не­зыблемость гражданских прав дворянства, в коих видел источник вольнодумства, а потому стремился их ограничить. Он произвольно, по прихоти менял чиновников на военной и гражданской службе, ссылал одних и возвышал других, запретил дворянские собрания в губерниях, отменил право дворян избирать должностных лиц уездных учреждений. Его режим противоречил интересам дворянской ари­стократии, высшей бюрократии и активной части дворянства и вы­зывал рост их недовольства. Последней каплей, переполнившей чашу терпения дворян, стал разрыв отношений с Англией. Он ударил по доходам дворян, так как в Англию шла преобладающая часть экс­портной сельскохозяйственной продукции, основными поставщиками которой были дворяне. При дворе сложился дворянский заговор. 11 марта 1801 г. заговорщики совершили дворцовый переворот, убив Павла I и возведя на престол его сына Александра.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.