|
Внутренняя политика во второй половине XVIII века
Екатерина II, взошедшая на русский престол в результате дворцового переворота, правила 34 года. Это была высокообразованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая и лицемерная дама. Екатерина II еще со времен, когда она была Софьей Фредерикой Августой, принцессой заштатного Ангальт-Цербсткого княжества в Германии, «одну лишь знала страсть». Ее всю жизнь сжигало властолюбие, и, достигнув власти, она любыми средствами старалась удержать ее. «Ничто ей не может быть досаднее, — писал представитель родовой дворянской аристократии князь М. М. Щербатов, — как то, когда, докладывая ей по каким-то делам, в сопротивление воли ея законы поставляют и тотчас ответ от нее вылетает: разве я не могу, невзирая на законы, сего учинить». Вступив на престол, Екатерина II неоднократно объявляла себя преемницей Петра I и правила, как и он, самовластно. О том, что ее царствование будет самодержавным, она продемонстрировала сразу же.
Вступив на престол, Екатерина II убедилась, что Правительствующий Сенат, созданный Петром I как главенствующий государственный орган, стал совершенно недееспособен. Императрица решила провести реформу государственных органов, и прежде всего Сената. В проекте Н. И. Панина, представителя высшей бюрократии, содержалось предложение поставить между самодержавием, которое он считал единственно приемлемой для России формой правления, и Сенатом Совет из 6 или 8 императорских советников, через которых должны были проходить все дела, касавшиеся компетенции верховной власти. Панин предлагал также разделить Сенат на департаменты. Императрица отвергла идею создания Совета, увидев в ней попытку ограничить самодержавную власть, хотя сам Панин в Совете видел чисто бюрократический орган, который облегчал бы деятельность самодержицы. А вот идею разделения Сената на департаменты для упорядочения его работы Екатерина использовала. Тем самым она ослабила Сенат как законодательное учреждение, сделав его просто «хранилищем законов». Терпеть рядом с собой орган, имеющий прерогативы законодательной власти, Екатерина II не хотела. Сенат стал просто административным органом. Так уже в начале царствования императрица сосредоточила в своих руках всю законодательную и большую часть распорядительной власти. Ее она осуществляла через генерал-прокурора и собственную канцелярию.
В первые годы своего царствования Екатерина II провела для усиления своей власти еще ряд мер. В 1764 г. была осуществлена секуляризация церковных земель. Церковь лишилась экономического могущества, а миллион монастырских крестьян был передан в ведение коллегии экономии. Доходы от них наполнили пустую государственную казну. Было ликвидировано гетманство на Украине. Императрица укрепила и расширила права и привилегии дворян. Они получили право не служить (Манифест о вольности дворянства 1762 г.), если этого не желали, монопольное право владеть землей (Генеральное межевание 1765 г.) и крепостным трудом (1762), право на винокурение (1765). В начале царствования Екатерины крепостное право достигло своего апогея.
Екатерина II создавала абсолютистское государство, долженствовавшее, по ее словам, обеспечить благоденствие подданных. Как всякий абсолютный монарх, она считала, что благо народа обеспечивается законами, изданными монархом. В среднем на каждый месяц ее царствования приходится 12 законодательных актов. Наивысшая активность ее законодательной деятельности пришлась на 1762— 1767 гг., до созыва Уложенной комиссии, когда в месяц издавалось 22 законодательных акта.
Однако Екатерина II, обладавшая умом, быстро реагирующим на разные ситуации, понимала, что править открыто, самовластно, как Петр I, в 60-е годы уже нельзя. Свою продворянскую политику императрица стала проводить в форме «просвещенного абсолютизма». Эта политика была характерна для стран со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии.
Политика «просвещенного абсолютизма» была консервативной в политическом и социальном плане. В политической сфере она предусматривала стабилизацию государственного порядка путем правовой модернизации, допускаемой самодержавной властью, и путем регулирования ею всех сторон общественной жизни. Это отражало интересы самой власти, которая в тех исторических условиях была единственной силой, способной обеспечить решение важнейших государственных задач. Интересы самодержавия совпадали с интересами (и в целом ряде случаев даже требованиями) его социальной опоры — дворянства. В социально-правовой сфере политика «просвещенного абсолютизма» стабилизировала и укрепляла феодально-крепостнические порядки, пыталась через издание законов регулировать взаимоотношения подчиненных государству сословий при сохранении и закреплении прав дворянства как особо привилегированного сословия.
В своем стремлении сохранить абсолютизм и государственный порядок Екатерина II прибегала не только к законодательной регламентации, но и к полицейскому регулированию жизни общества. Принуждение к «всеобщей добродетели» и «всеобщему послушанию» наталкивалось на сопротивление, и прежде всего дворянства, что несло в себе угрозу дестабилизации государственного порядка. Не меньшую, а, вероятно, даже большую угрозу стабильности представляла нерешаемость (в силу приоритетов социальной политики, а порой и нежелания) самодержавной властью острых социальных вопросов, и прежде всего крестьянского. Поэтому развитие социальных противоречий заставило усилить полицейские методы обеспечения тишины и порядка в государстве, что вело лишь к дальнейшему обострению разногласий между различными слоями общества, ослабляло позиции самодержавия и приближало его кризис.
Совершенно бесплодно искать в политике Екатерины II буржуазные черты, элементы государственного либерализма. Она предполагала и осуществляла движение вперед в рамках существующей феодально-абсолютисткой системы. Екатерина II, проводя преобразования, допускала развитие элементов, которые в конечном итоге вели к формированию буржуазных отношений, но допускала их лишь постольку, поскольку они не меняли сложившегося социального устройства и были необходимы для решения важнейших задач, встававших перед феодальным государством.
Самым крупным ее мероприятием явился созыв в 1767 г. Комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия). По прошествии пяти лет царствования императрица решилась созвать выборных от различных сословий для выработки общего, удовлетворяющего интересы всех подданных, закона. Созыву комиссии предшествовала подготовка Екатериной II руководства для депутатов, получившее название «Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового уложения». «Наказ» носил компилятивный характер, о чем заявляла и сама императрица. Действительно, из 507 статей «Наказа» 408 дословно были заимствованы у западноевропейских просветителей Монтескье, Беккария, Бильфельда, Юсти.
Социально-правовая доктрина, выдвинутая Екатериной II в «Наказе», равно как и ее политическая теория, свидетельствуют о консервативной позиции императрицы. Она четко обосновывала положение о том, что власть и общество стоят выше человеческой личности, что права человека строятся на основе его сословных обязанностей и в соответствии с этим определяются законами самодержавного монарха. Дифференциация в обществе, по утверждению Екатерины, неизбежна, необходима и естественна, а равенство между людьми может существовать лишь в плане высокоморальном, а также уголовно-правовом.
В «Наказе» Екатерина II выступила апологетом собственной самодержавной власти. Политическая теория императрицы в этом документе доходит до уровня практического руководства, а практическая деятельность в ее исполнении поднимается до высот теории.
Комиссия была созвана и начала работу в июле 1767 года. Количество депутатов с абсолютной точностью не известно. Реально считается, что принимало участие в работе 620 депутатов. Среди них 33% представляли дворян, 36% составляли депутаты от городов (в их число тоже входили дворяне), 20% — депутаты от сельского населения, исключая крепостных крестьян. Дворянами были все депутаты от правительственных учреждений (кроме Синода) и казачества. Всего не менее 45% депутатов являлось потомственными или личными дворянами, что определило дворянский характер деятельности Комиссии.
Работа Большого собрания Уложенной комиссии продолжалась с перерывами до декабря 1768 г., когда его деятельность была фактически прекращена под предлогом войны с Турцией. Дебаты в Комиссии отличались необычайной остротой и показали императрице интересы и чаяния различных слоев населения ив то же время непримиримые противоречия между ними практически по всем вопросам. Екатерина II увидела, что дворяне незыблемо стоят на страже своих прав и привилегий. А потому даже попытки облегчения положения крепостных крестьян, предоставления больших прав купцам были чреваты недовольством дворянства, борьба с которым могла окончиться потерей короны. Этого Екатерина II допустить не могла. Создать общий закон, который сгладил бы социальные противоречия, не удалось.
Многие острые вопросы, в первую очередь о положении крепостных крестьян, обсуждавшиеся в Уложенной комиссии, вышли за ее стены и стали активно обговариваться в обществе. Екатерина, всегда стремившаяся добиваться от подданных «всеобщего послушания», решила после роспуска Уложенной комиссии повести за собой общественное мнение с помощью издаваемого ею с 1769 г. сатирического журнала «Всякая всячина» и написанных в 60—70-годы комедий. В них она стремилась доказать, что пороки и недостатки в жизни общества и страны никоим образом не связаны с существованием самодержавия и крепостного права. Их причиной, по утверждению императрицы, были обычные общечеловеческие слабости и недостатки.
С Екатериной II вступил в беспощадную полемику выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков. Он в своих сатирических журналах «Трутень» (1769—1770) и «Живописец» (1772—1773) резко критиковал крепостные порядки в стране, показал бедственное положение крестьян, алчность помещиков, аморальность крепостного права. Новиков утверждал, что наличие пороков в обществе связано не только с человеческими слабостями, но и с крепостническим строем. В этой полемике Екатерина II потерпела полное поражение и прекратила выпуск «Всякой всячины», а накануне крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева цензурными и иными репрессиями был положен конец изданию новиковских журналов.
7 ноября 1775 г. были изданы «Учреждения для управления губерний». Страна делилась на 50 губерний, в каждой по 200—300 тыс. душ мужского пола. Провинции упразднялись, а губерния делилась на 1.0—12 уездов. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый императором и ему только подчиняющийся. Губернатору, несмотря на то, что губернские учреждения были основаны на разделении административных, финансовых и судебных функций, принадлежала в губернии вся полнота власти. Он контролировал деятельность всех учреждений и должностных лиц, осуществление указов правительства. В целях обеспечения «тишины и порядка» в губернии губернатору были подчинены все воинские части и команды.
8 уездах управление было отдано дворянам, которые на 3 года избирали капитана-исправника (главу уезда) и нижний земский суд, функции которых соответствовали функциям губернатора и губернского правления. Город представлял отдельную административную единицу. Управлял городом городничий, назначавшийся правительством, как правило, из отставных офицеров-дворян. Город делился на части в 200—700 домов во главе с частным приставом и на кварталы по 50—100 домов во главе с квартальным надзирателем.
В середине 80-х годов в России был окончательно оформлен сословный строй. В 1785 г. были даны жалованные грамоты дворянству и городам. «Жалованная грамота дворянству» закрепила все сословные права и привилегии дворянства, полученные ими к этому времени. Создавались дворянские собрания во главе с предводителями дворянства в уездах и губерниях. В российское дворянство были включены прибалтийские бароны, польская шляхта, казацкая старшина, украинские и белорусские помещики, что окончательно консолидировало сословие дворян в России.
«Жалованная грамота городам» закрепляла сословную структуру населения города, делила его на 6 сословных категорий, сохраняла и укрепляла средневековую цеховую организацию ремесленников. Расширялись права лишь одной категории—гильдейского купечества. Согласно грамоте, создавались органы городского самоуправления: общая городская дума и шестигласная дума (орган исполнительной власти). Но реальная власть оставалась в руках городничего, управы благочиния и полицмейстера. На долю городской думы оставались лишь вопросы благоустройства и санитарного состояния города.
Продворянской и прокрепостнической была внутренняя политика при сыне Екатерины II Павле I (1796—1801). В армии насаждались прусские порядки, в невиданных масштабах осуществлялась раздача государственных крестьян помещикам. Всего за четыре года своего правления Павел I раздал 400 тыс. душ крестьян, т. е. в два раза больше, чем было роздано при Екатерине II. Император вообще хотел передать помещикам всех государственных крестьян. При Павле I крепостное право было распространено на южные районы России. Жестокая расправа с крестьянами после восстания Пугачева не сломила их сопротивления. В 1796—1797 гг. 32 губернии России были охвачены крестьянскими волнениями. В 1797 г. был издан указ о трехдневной барщине. Но он не ослабил остроту крестьянского вопроса. Указ лишь рекомендовал ограничить барщину тремя днями в неделю и не занимать крепостных господскими работами в воскресные дни.
Во взаимоотношениях помещиков и крестьян все оставалось по-прежнему. А вот отношения между императором и дворянством обострялись, несмотря на проводимую Павлом I продворянскую политику.
В своей политике Павел I во главу угла ставил борьбу против революционных идей, исходивших, в первую очередь, из Франции/ Император считал, что только усиление самодержавных начал позволит монарху удержать власть. С точки зрения Павла, политика «просвещенного абсолютизма» безнадежно устарела. Поэтому в его деятельности превалировали полицейские мотивы. Император возрождал ведомственность в государственном управлении, отрицал незыблемость гражданских прав дворянства, в коих видел источник вольнодумства, а потому стремился их ограничить. Он произвольно, по прихоти менял чиновников на военной и гражданской службе, ссылал одних и возвышал других, запретил дворянские собрания в губерниях, отменил право дворян избирать должностных лиц уездных учреждений. Его режим противоречил интересам дворянской аристократии, высшей бюрократии и активной части дворянства и вызывал рост их недовольства. Последней каплей, переполнившей чашу терпения дворян, стал разрыв отношений с Англией. Он ударил по доходам дворян, так как в Англию шла преобладающая часть экспортной сельскохозяйственной продукции, основными поставщиками которой были дворяне. При дворе сложился дворянский заговор. 11 марта 1801 г. заговорщики совершили дворцовый переворот, убив Павла I и возведя на престол его сына Александра.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|