Функционирование организаций
Вопросы семинара:
1. Управление как деятельность по упорядочиванию структурных элементов предприятия.
2. Функции управления.
3. Планирование как основа организации и управления. Структура планов.
4. Концепция организационного потенциала.
5. Информационные технологии и их влияние на организацию и управление.
6. Человеческий фактор в системах управления.
Литература:[1]; [27]; [30]; [36]
Перспективные направления развития организаций
Вопросы семинара:
1. Характеристика перспективных направлений развития организаций.
2. Сущность основных свойств организаций будущего.
3. Факторы, влияющие на организацию сетевых структур. Сетевые организации
4. Особенности и механизм функционирования виртуальных организаций.
5. Формирование и функционирование интеллектуальных организации.
Литература:[1]; [17]; [18]
3. самостоятельная работа студентов
Сущность и признаки организации
Подготовить доклады по прилагаемой тематике:
1. Вклад А.Смита в развитие организационной науки.
2. Классическая и административная концепции менеджмента и теория организации (Ф.Тейлор, А. Файоль).
3. Теория рациональной бюрократии М.Вебера.
4. Вклад школы человеческих отношений (Э.Мэйо, А.Маслоу, Ф.Герцберг, Д.МакГрегор) в развитие современной теории организации.
5. Классики и современные представители системного подхода в теории управления и организации: А.Этциони, Ф.Селзник, Г.Саймон.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему необходимо изучать теорию организации?
2. Как связана теория организации с уже изученными Вами курсами?
3. Методы изучения организаций.
4. С каких точек зрения рассматривается понятие «организация»?
5. Как связаны между собой признаки организации?
6. Каковы социальные и рыночные функции организаций?
Внешняя среда организации: деловая, общая и глобальная среда
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему необходимо анализировать и учитывать факторы внешней среды?
2. Как меняется внешняя среда в современном мире?
3. Что такое «деловая среда» и что в нее входит?
4. Характеристика факторов общей и глобальной сред.
Задание для студентов:
Общие указания
Варианты ситуаций, предшествующие определению содержания работы:
1. Необходимо представить себя в роли консультанта по управлению, которого направили для того, чтобы помочь менеджерам фирмы разобраться в ее проблемах и для помощи в реструктуризации, изменении стратегии деятельности и т.д. Вы должны исследовать деятельность фирмы по системе стандартных параметров и представить руководству компании проект «новой» фирмы.
2. Вы – предприниматель, у вас есть бизнес-идея, есть источники финансирования и т.д. Для реализации этой идеи вы хотите создать фирму, используя при этом комплекс знаний, полученных в Вузе. Перед ее оформлением вы создаете образ этой фирмы в виде проектного описания.
Замечания:
1) это не бизнес-план, хотя немного и похоже. Здесь нет детальных финансовых расчетов, маркетингового раздела и пунктов, связанных с ними;
2) при выборе вида и направления деятельности руководствоваться следующим:
- организация относится к категории деловых и коммерческих;
- численность персонала – от 50 до 150 человек;
Структура и содержание
1. Введение (1-1,5 стр.)
Описание исходных условий: что за фирма, чем занимается, направления деятельности, время создания (существования, или только планируется создать), сколько людей на ней работает.
3. Характеристики организации (2-3 стр.)
Охарактеризовать организацию с точки зрения:
- Сложности
- Специализации
- Централизации
- Профессионализма
4. Характеристики внутренней организационной среды
4.1. Миссия и цели организации (2-3 стр.)
4.1.1. Миссия
4.1.2. Функциональные цели (по 2-3 цели в каждой из следующих областей):
- Производственные (т.е. по основной деятельности)
- Маркетинговые
- Финансовые
4.2. Ресурсы (1-2 стр.). Описание видов ресурсов используемых организацией. Определение ресурсного приоритета организации.
4.3. Технология (1-2 стр.)
Краткая характеристика элементов технологии: физических объектов, процессов и ноу-хау. Определить тип технологии, реализующийся в данной организации (с обоснованием).
5. Оценка организационной культуры: перечень характерных артефактов, оценка профиля культуры организации, определение типа культуры (3-4 стр.)
6. Внешняя среда (ВС) (3-4 стр.)
6.1. Факторы деловой среды: потребители, конкурентная среда, партнеры.
6.2. Факторы косвенного действия: экономическая и политическая среда.
6.3. Характеристика ВС с точки зрения сложности и динамики (применительно к данной организации). Оценка степени неопределенности ВС
7. Строение организации (2-3 стр.)
6.1. Структура управления. Уровни управленческой иерархии, связи между ними. Обоснование количества уровней управления и краткое описание степени ответственности на каждом уровне.
Представляется в виде схемы с пояснениями.
6.2. Оргструктура. Подразделения, распределенные по функциональным сферам и уровням управления. Определение типа оргструктуры с обоснованием.
Схему структуры управления и оргструктуры можно дать как объединенную.
7. Заключение (0,75-1 стр.)
Истоки и современные влияния на теорию организации
Вопросы для самоконтроля:
1. Как в современной теории организации прослеживаются: влияния классической социологии; политэкономии, экономической теории?
2. Вклад концепции научного менеджмента в теорию организации.
3. Какое влияние оказали на развитие теории организации символические и постмодернистские концепции?
4. Сущность системного подхода к организации.
Организация как социальная система
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое “социальная система”?
2. Что такое “социальная организация”?
3. Каково место социальной системы в эволюционном ряду систем, в
процессе движения материи?
4. Что такое “социальный организм”?
5. Что такое “малая группа” и “групповая динамика”?
6. Какова типология малых групп? - Приведите схемы.
7. В чем состоят сравнительные достоинства и недостатки малых групп разных типов?
8. Роли, лидеры и группы в социальной системе.
9. Что такое “мягкий” и “жесткий” типы организации, чем они характеризуются?
10. Каковы типичные причины внутриорганизационных конфликтов?
11. Методы профилактики и разрешения внутриорганизационных конфликтов?
12. Неформальная организация, ее признаки и проявления.
13. Формальная организация, ее признаки и проявления.
14. Институт права как инструмент формальной организации общества.
15. Инновационная организация и ее признаки.
16. Менеджерская организация и ее признаки.
17. Бюрократическая организация и ее признаки.
18. Основные причины обюрокрачивания организаций и их предупреждение.
19. Методы исследования и анализа формальной организации.
20. Методы исследования и анализа неформальной организации.
21. Методы синтеза формальной и неформальной организации.
22. Переменные характеризующие внутреннюю среду организации.
23. Влияние и власть в организациях.
24. Организационный фактор в развитии общества и причины его недооценки.
25. Субъективное и объективное в социальной организации.
26. Инварианты социальной организации.
Принципы организации
Домашнее задание:
1. Проиллюстрируйте реализацию принципа разделения тру-
да: а) примером из экономической истории, б) примером из жизни
студенческой группы, в) примером из жизни семьи.
2. Охарактеризуйте сущность понятия «иерархия» и приведи-
те примеры естественной иерархии в технической, биологической
системе.
3. Опишите направления формализации применительно к вашему факультету.
4. Выберите одну из предложенных организаций и оцените ее с точки зрения организационных характеристик – сложности, специализации, профессионализма и централизации:
- Сбербанк;
- КамчатГТУ;
- Школа, которую Вы закончили;
- Бар (кафе, ресторан), который Вы посещали;
Для оценки используйте 10-балльную шкалу.
Вопросы для самоконтроля:
1. Сущность и виды разделения труда.
2. Синергетический эффект: сущность и проявления.
3. Каковы источники организационной иерархии?
4. Иерархия и гетерархия: взаимосвязь понятий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|