Особенности работы социального педагога с неформальными группами и объединениями
Социально-педагогическая сотрудничество с неформальными молодежными группами и объединениями чрезвычайно важна, но и очень сложная Возможности социально-педагогического воздействия на большинство неформальных групп мин минимального, а последствия его трудно предсказатьи.
Работа с группами различной направленности можно реализовывать в таких направлениях (М Шакурова):
1) использование потенциала существующих просоциальних групп с целью решения задач педагогизации социальной среды, создание косвенных условий развития, реабилитации или коррекции конкретной в личности, предоставление просоциального группам необходимой поддержки
2) инициирование создания групп социальной направленности; включение их в систему социально-педагогической деятельности учреждения, микросоциума;
3) совместная работа с организаторами детского движения для переориентации асоциальных групп в просоциальни;
4) совместная деятельность с психологом, родителями, педагогами для вывода несовершеннолетних из групп асоциальной направленности, переориентация их установок и поведения
В работе социального педагога преобладают направления деятельности, связанные с переориентацией асоциальных групп или некоторых их членов в просоциальни Механизмами переориентации является дезорганизация - процесс, направленной ямований на разрушение структуры группы (связей между членами, дисциплины, согласованности), и реорганизация которая заключается не только в перестройке структуры, но и изменении направленности Содержание работы социального педагога заключается в выявлении авторитетных лиц в группе, изучении их интересов, социальных ролей, постой йному контроле за их поведением и привлечении к общественно полезных видов деятельности, проведении работы с лидерами групп, побуждении их изменить взгляды, позиции, поведение и воспитательной работе с членам и группы с целью отрыва их от лидера, нейтрализации его воздействия и снижения авторитету.
Реорганизовать все асоциальные группы в просоциальни нереально, поэтому приходится их разрушать с помощью таких приемов:
- организования социально полезной деятельности группы, направленной на выдвижение определенных членов группы как новых лидеров;
- организования ситуаций, способствующих закреплению за новым лидером ведущих официальных ролей;
- привлечение группы к интересным, увлекательных дел (участие в соревнованиях, выезд в лагерь и др.);
- искусственное создание противоречий между лидером и членами группы;
- привлечение лидеров неформальных групп к участию в ОРГАНИЗАЦИЯ общественно полезной деятельности
Во взаимодействии с неформальными молодежными объединениями выделяют следующие ее стратегии, методы и приемы (М Синягина):
1 стратегии запрета и репрессий В ней наиболее полно проявляется конфликт поколений, что часто приводит к еще большему сплочению и активизации неформальной группы или объединения Однако по антисоциальных х групп ее необходимо применять через использование таких \"репрессивных\" методовuot; методів:
- разрушение (дезорганизация внутренней структуры группы и механизмов управления групповой деятельностью);
- отделение (физическое разобщение группы, что не позволяет ей собираться и совершать преступления) Оно заключается в: переводе в другое учебное заведение; направлении нескольких членов группы к специализированных а ноги лагеря труда и отдыха, археологической экспедиции; переезда определенных членов группы к другой населенный пункт; направлении актива группы в спецшколу; привлечении участников группы к спортивной секции ее или иного формального объединения Необходимо учитывать следующие обстоятельства: отделение должно быть достаточно длительным, но не абсолютным, потому что часто это еще больше сплачивает групппу.
2 Стратегия переориентации (ресоциализации) с антисоциальной и криминогенной направленности Методы работы с лидерами такой группы заключаются в изоляции, дискредитации (компрометации), нейтрализации, выс суненни альтернативных лидеров, методе \"взрывавибуху".
3 Стратегия профилактики Она заключается в направлении усилий на искоренение причин и условий, приводящих к возникновению асоциальных групп Важным направлением этой стратегии является предоставление альтернативы, то есть в создания социально-педагогических условий для удовлетворения потребностей (реализации мотивов), которые подталкивают подростка к неформальной группы, в социально-восприимчивой (социально-позитивной форме): привлечение во летом в продуктивных, творческих видов деятельности, использование механизма \"гедонистического риска\", расширение сферы досуговой деятельности, создание просоциальних групп и объединений подростков и молодежи (г ромадських организаций організацій).
4 Стратегия моральной паники Это скорее способ реагирования общества, который тоже может быть спланированным, продуманным и масштабным Инициатором стратегии становятся СМИ Риск заключается в своеобразной рекламе определенной асоциального группы и, как следствие, увеличении ее популярности, активности и численностиості.
5 Стратегия понимания и диалога Она предполагает понимание и восприятие молодежной культуры, переход от понимания как интерпретации к пониманию как коммуникации, диалога
Разработана также методика оказания социально-педагогической помощи представителям неформальных молодежных групп и объединений (М Сенченко) Такая помощь старшеклассникам - представителям неофициальных юношески их субкультур - находится на грани стихийного, относительно управляемой и социально контролируемой социализации и хотя бы частичного стремление к сознательной самоизменения человека Она предусматривает диалектический компроми с при соблюдении следующих условийов:
- безусловное восприятия воспитанника, несмотря на взгляды, которые он разделяет, информирование его о возможных социальные санкции;
- выстраивание диалога между культурой и субкультурой, предъявление общепринятых образцов;
- направление диалога от субъективных взглядов школьника к социокультурных идей
На основе идей педагогической герменевтики (И Демакова) можно сформулировать еще одно условие социально-педагогической помощи представителям неформальных групп - это формирование адекватного имиджа педагога, и помогает юношеской субкультуре, овладения им референтной для старшеклассников деятельностью.
Внешний вид педагога должна соответствовать основным тенденциям моды, чтобы расположить учеников, все элементы одежды не должны воплощать принадлежность к той субкультуры Важными складов ными имиджа является способность словом и действиями вызвать доверие к себе, владение навыками т н стилизованной коммуникации - использование адекватных для молодежной субкультуры способов передачи информации, от римання ответов, налаживания отношений, обмена мнениями Стиль поведения педагога не может противоречить основной цели оказания социально-педагогической помощи, он должен вызывать ощущение безопасности, веру в свою порядочность и компетентностьість.
Эффективности социально-педагогической помощи способствует владение педагогом видом занятий, значимым для представителей юношеской субкультуры (игра на гитаре, определенный вид спорта, брейк-данс, граффити, ролевые иг игры и др.), или смежными с субкультурными видами деятельности, например: акробатический рок-н-ролл, художественная гимнастика, спортивная аэробика, дизайн тощо.
Необходимым условием успешности социально-педагогической помощи является конструктивный диалог между педагогом и представителями неофициальных юношеских субкультур, предусматривающий:
- наличие соглашения как культурного механизма, регулирующего отношения между педагогом и старшеклассником;
- построение общения на безусловном восприятии питомца, несмотря на идеи, которые он поддерживает и пропагандирует;
- консультирование воспитанника о возможности социальной среды, учреждений в решении проблем социализации;
- эмоциональная поддержка принципа свободы выбора;
- оснащение воспитанников средствами самопонимания
Эффективным средством социально-педагогической помощи представителям юношеских субкультур является создание клубного сообщества на основе этих практик, способствовать раскрытию, утверждению воспитанником себя, оволо одеяния различными вариантами самовыражения в социально приемлемых формах, освоению способов решения коммуникативных задач (в частности, конструктивного диалога со взрослыми, представителями других субкульт ур.
Организовать экспериментирования и самовыражения в сфере юношеского неформализму можно с помощью конструирования своеобразных \"карнавальных\" площадок, где в процессе забав, игр, конкурсов участники статью во изменять свой внешний вид, примерить атрибуты представителей различных неформальных групп Атмосфера раскованности обеспечивается защитой школьников от санкций со стороны субъектов социального воспитания и агентов субкультур Для полноценного экспериментирования, самовыражения воспитанников педагог должен принимать стилистику субкультуры как модель их самореализациимореалізації.
Методика оказания социально-педагогической помощи старшеклассникам - представителям юношеских субкультур - предполагает сочетание групповой и индивидуальной форм работы Так, организовать экспериментирование в воспитанников в способах самовыражения можно лишь в групповой работе, обсуждение смысла значений, текстов субкультур наиболее эффективно осуществляется в коллективе время ситуация каждого старшеклассника особо ва, требует конфиденциальности обсуждения, возможно только в рамках индивидуальной работы педагога с воспитанникамием.
Социально-педагогическая помощь в групповой работе реализуется через педагогические задачи, направленные на:
- создание в группе позитивного эмоционального климата;
- получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружением;
- расширение знаний о способах и варианты выражения, представления себя другим;
- приобретение опыта самовыражения в этой группе;
- освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и знаков, свойственных различным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей
В индивидуальной работе социально-педагогическая помощь предусматривает содействие воспитаннику в самоопределении, посредничество в конфликтах со взрослыми и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и самостоятельной деятельности, направленной на гармонизацию взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Индивидуальную работу с воспитанником осуществляют в следующей последовательности: установление контакта между педагогом и воспитанником, поиск и выяснения общих интересов, намерений каждого участника диалога, заключения соглашения о взаимодействии с целью преодоления индивидуальной проблемы воспитанника; разработка соответствующего плана действий, его реализации я, анализ и коррекция деятельности; рефлексия произошедших, определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации ребенка После реализации соглашения возможен переход к новой договоренности и следующему этапу работы по совместному желанию питомца и педагогга.
Итак, социально-педагогическая помощь обеспечит решение проблем социализации представителей неофициальных юношеских субкультур, если: педагог владеет референтным для воспитанников видом деятельности, его в имидж адекватный юношеской субкультуре, член субкультуры участвует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурных практик; взаимодействие педагога и старшеклассника является конструктивным им диал.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|