Каким требованиям должен удовлетворять клубный работник? 2 глава
Фокусированное интервью можно применять при изучении мнений первичных коллективов, при опросе экспертов. Такое интервью может быть групповым, и тогда оно напоминает применяемую журналистами форму обсуждения проблем за круглым столом с тем отличием, что ведущий — интервьюер — должен целеустремленно обеспечить выступление всех участников по всем предусмотренным вопросам.
Интервью с открытыми вопросами представляет собой следующую ступень стандартизации поведения интервьюера и респондента. Исследователь разрабатывает подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формулировки. Если в свободном, глубинном интервью интервьюер является своего рода доверенным лицом исследователя, т. е. может интерпретировать цель и задачи опроса в различных формулировках вопросов, варьируяих число и последовательность по собственному усмотрению с учетом ситуации беседы, то в данной форме опроса интервьюер является исполнителем детально разработанного замысла социолога. Интервьюер направляет ход и содержание беседы с респондентом, но при этом задачей является не формулирование вопросов, а только их воспроизведение без каких-либо отклонений. Респондент дает ответы в свободной форме, а задачей интервьюера является их четкая фиксация. Способ регистрации ответов также предусмотрен инструкцией. Обычно это дословная запись ответа (в том числе стенографическая или магнитофонная). Иногда интервьюер кодирует полученные ответы непосредственно в ситуации опроса. В этом случае в плане интервью после каждого вопроса приводится схема классификации ответов, в которой интервьюер отмечает нужные позиции. Например, после вопроса: Какие газеты Вы получаете домой по подписке? — в анкете дается перечень газет, интересующих исследователя, и предусмотрена позиция другие газеты.
Интервью с открытыми вопросами редко применяется для массовых опросов в связи со сложностью обработки получаемых данных. Однако этот вид интервью широко используется в пилотажных исследованиях для подготовки вариантов ответов в закрытых вопросах. Цель пилотажного интервью с открытыми вопросами — обеспечить связь лексики разрабатываемой стандартной анкеты с уровнем повседневных обыденных представлений опрашиваемых о предмете, опроса.
Формализованное (стандартизированное) интервью — самая распространенная разновидность интервью, приближающаяся к анкетированию в присутствии анкетера. Поведение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией по его заполнению, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В плане стандартизированного интервью обычно преобладают закрытые вопросы, причем иногда число этих вариантов бывает довольно большим и на слух плохо воспринимается. В таких ситуациях варианты ответов печатаются на отдельных карточках с обозначением номера вопроса, к которому они относятся. Формулировка вопроса должна быть рассчитана не на чтение, а на ситуацию беседы, т. е. план интервью разрабатывается не в письменном, а в устном, разговорном стиле. Например: На этой карточке перечислены разные виды возможных занятий в свободное время Скажите, пожалуйста, какими из них Вы обычно занимаетесь на досуге? К этому вопросу должно быть примечание для интервьюера: Дать респонденту карточку ,№...
Вводная беседа с респондентом, переходы от одного вопроса (или блока вопросов) к другому также разрабатываются автором анкеты и точно воспроизводятся интервьюером в ситуации опроса. Если в ходе беседы возникает необходимость объяснить респонденту неясное слово или смысл вопроса интервьюер должен сделать это, на допуская произвольного толкования, отклонения от смысла начальной формулировки.
Таким образом, в ситуации формализованного интервью интервьюеру отводится по преимуществу исполнительская роль, а респондент, внимательно выслушав вопрос интервьюера, обычно должен выбрать наиболее подходящий для него вариант ответаиз заранее предложенного набора. Однако и в этой форме опроса роль интервьюера, его влияние на качество данных остаются весьма значительными. Правда, это влияние связано не с глубиной информированности интервьюера о предмете исследования (как это возможно в свободном и глубинном интервью), а в первую очередь с его добросовестностью и пунктуальностью.
Таким образом, влияние интервьюера на качество результатов опроса в большей или меньшей степени проявляется в любой разновидности интервью. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Организатор опроса должен так подобрать и подготовить интервьюеров, чтобы свести к минимуму возможные просчеты, связанные с их участием в опросе.
Различия во взглядах на предмет опроса, несовпадение вкусов, языка, манер, возрастав пола, образовательного уровня интервьюера и респондента могут служить источниками ошибок, снижающими достоверность результатов опроса, если интервьюер не обучен профессиональным приемам преодоления этих отрицательных влияний. В связи с этим следует учитывать ряд требований При подборе и обучении интервьюеров.
Пол и возраст интервьюера. Эти два фактора находятся в столь тесной взаимной связи, что рассматривать их отдельно нет смысла.
Влияние пола и возраста проводящего опрос на результаты опроса обычно проявляется следующим образом:
1) между мужчинами, как правило, чаще складываются -неофициальные отношения, чем между женщинами;
2) мужчины-интервьюеры предпочитают работать с мужчинами, женщины склонны интервьюировать респондентов обоего пола;
3) мужчины-интервьюеры более критичны к своим собеседникам, чем женщины;
4) разница в поле проводящего опрос и респондента может вызвать скованность у опрашиваемых;
5) значительная возрастная разница между интервьюером (анкетером) и опрашиваемым отрицательно сказывается на результатах.
При опросе по семейно-бытовой тематике лучшие результаты получают в тех случаях, когда мужчина опрашивает мужчину, а женщина женщину без значительных различий их по возрасту. При опросе по производственной тематике лучше всего зарекомендовали себя мужчины-интервьюеры (анкетеры). При этом следует отметить, что интервьюеры-женщины пользуются в целом большим доверием у всех групп респондентов.
Внешний вид интервьюера. Здесь нелишне вспомнить народную пословицу о том, что по одежке встречают. А поскольку момент встречи в интервью играет очень важную роль и влияет на весь ход опроса, внешности исследователя должно быть уделено соответствующее внимание.
Обычно одежда подбирается с учетом обстановки опроса и той: роли, которую исследователь предполагает выбрать. Для учреждения больше подойдет официальная одежда, для домашней обстановки — более свободная.
Всегда следует избегать парадности в одежде, так как она отвлекает опрашиваемых от содержания опроса. Одежда исследователя должна подчеркивать его роль представителя научной исследовательской организации и не должна быть отвлекающим, настораживающим или отталкивающим моментом в беседе с респондентом.
Темп интервью. Этот фактор тесно взаимосвязан с другими. В зависимости от того, что является темой разговора, от длительности интервью, места и обстановки проведения опроса строится вопросник. В него-то и должен быть заранее вложен темп беседы.
Если исследование затрагивает серьезные .проблемы, темп будет медленным, а если вопросы таковы, что долгое их обдумывание может привести к искажению информации, следует вести беседу в более быстром темпе.
Короткое по времени интервью состоит из динамичных вопросов, длительному интервью присущ совсем иной, спокойный ритм. Но в любом случае интервьюер должен заранее тщательно изучить план: беседы, чередование вопросов. Отрицательно сказываются на ходе интервью заминки, вызванные неподготовленностью интервьюера. В плане интервью следует также предусмотреть чередование темпов.
Индивидуальные качества интервьюера. Прежде всего интервьюер должен быть социально активным человеком. Жизнь окружающих его людей, причины их поведения и мнений, социальные условия, в которых формируются, люди и которые сами формируются людьми, — все это должно быть небезразлично интервьюеру. Это человек с активной жизненной позицией, наделенный, чувством гражданской ответственности. Он должен обладать определенным уровнем знаний и культуры, необходимым для общения с людьми различного социального положения, возраста, образования, для того, чтобы соблюдать инструкции, выслушивать и адекватно фиксировать ответы респондентов. Интервьюерами успешно работают люди со средним общим и специальным и высшим образованием. Необходимость иметь определенный жизненный опыт препятствует привлечению для интервьюирования молодежи первых курсов вузов или только начинающих работать после окончания школы. Важны также честность, добросовестность, дисциплинированность интервьюера, обеспечивающие точное соблюдение инструкций и предоставление доброкачественных результатов исследования. Эти качества должны сочетаться с общительностью интервьюера, с его способностью без напряжения и видимого утомления беседовать с самыми различными людьми в различных условиях 4 — 5 часов ежедневно в течение 7 — 10 дней.
Такая работа требует способности к длительным психологическим нагрузкам. Необходимо умение спокойно, без раздражения воспринимать отказы от интервью в тех случаях, когда не удается переубедить респондента; нужно быть внутренне собранным и внимательным к настроению респондента, чтобы дать ему возможность собраться с мыслями, обдумать ответ.
Несомненно, успех интервью как процесса общения зависит от таких качеств интервьюера, как:
внимательность в течение всего интервью;
наблюдательность {важное качество для правильной оценки атмосферы интервью);
терпение (умение выслушать респондента не перебивая, правильно понять его);
умение говорить понятно, неторопливо, донося до опрашиваемого полный и истинный смысл вопроса;
умение слушать (одна из основных характеристик профессиональной пригодности интервьюера);
умение молчать (иногда респондент должен собраться с мыслями или просто успокоиться; интервьюеру не следует торопить его вопросами, нужно дать возможность подумать);
недопустимость таких качеств, как жесткость, требовательность, властность (эти черты способны только оттолкнуть респондента, заставить замолчать самого разговорчивого опрашиваемого или вызвать неверные ответы).
Взаимное внушение взглядов интервьюера и респондента. Поскольку интервьюер всегда является активной фигурой, его мнение о предмете опроса независимо от желания может оказывать влияние на мнение опрашиваемого. Избежать внушения очень трудно. Механизм его действия состоит в том, что мнение интервьюера незаметно для пего самого проявляется в интонации, в жестах, манерах и таким образом оказывает влияние на респондента. Интервьюеры часто получают больше таких мнений, которые совпадают с их собственными. При отборе интервьюеров необходимо обратить на это особое внимание.
Не следует привлекать к исследованию людей, имеющих крайние точки зрения на исследуемую проблему. Опрос должны проводить интервьюеры, имеющие разные точки зрения. В этом случае смещение результатов, вызванное одними интервьюерами, погашается смещением, вызываемым интервьюерами с противоположными взглядами.
В свою очередь поведение опрашиваемого может оказывать внушающее воздействие на интервьюера. Опасность этого возникает тогда, когда у интервьюера возникает стереотип респондента. Этот стереотип образуется на основании внешних черт, социального положения или роли опрашиваемого, на основании общественного мнения, связываемого с категорией, к которой принадлежит респондент. Возникновение стереотипов может стать причиной того, что интервьюер лишь частично выполнит задачи, предусмотренные планом интервью, так как посчитает, что опрашиваемый не способен ответить на некоторые вопросы. Или, услышав ответы на первые вопросы, интервьюер может составить в уме модель, по которой, как ему кажется, должен ответить респондент на последующие вопросы. В таком случае интервьюер занесет в вопросник не действительные ответы респондента, а возникшие в собственном представлении стереотипы ответов.
Преодолеть внушение можно путем предварительной подготовки интервьюера, в процессе которой происходит его тренировка по преодолению этого психологического эффекта.
Регистрация ответов опрашиваемых. Процесс записи ответов — это не только техническая сторона интервью. Регистрация влияет на темп опроса, ослабляет внимание исследователя, изменяет настроение респондента.
Существует несколько способов записи ответов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Выбор того или иного способа зависит от программы исследования, вида интервью, квалификации интервьюера и обстановки проведения опроса.
Запись в процессе интервью требует определенных навыков интервьюера, которые можно считать одним из показателей его квалификации.
Запись может быть дословной с применением стенографии. Если интервьюер не знает стенографии, для облегчения записи он может использовать общепринятые сокращения, пропуск предлогов, легко расшифровываемые символы. Все это по окончании интервью должно быть немедленно расшифровано, так как детали легко забываются. При этом интервьюер обязан постараться вспомнить интонации, особенности поведения респондента, выражение его лица, жестикуляцию, мимику.
Ведение записей во время разговора отвлекает собеседника, вызывает беспокойство. Этого можно частично избежать, объяснив респонденту, для какой цели и каким образом регистрируются ответы.
Записывать можно в то время, когда опрашиваемый говорит, в естественных паузах, когда он уже ответил или почему-то колеблется.
Возможен вариант разделения труда между интервьюером и протоколистом.
Другой способ — механическая звукозапись. Достоинства этого способа очевидны (максимальная тщательность регистрации ответов, возможность дальнейшего анализа компетентными специалистами, освобождение интервьюера от записи).
Но в подобной ситуации возникают и свои недостатки. В числе их можно отметить скованность людей перед микрофоном, которая препятствует созданию искренней обстановки. Иногда пользуются скрытым микрофоном, но с этим способом связаны серьезные моральные и юридические проблемы.
Запись по памяти — это способ регистрации ответов после интервью. Преимущества этого способа по сравнению с предыдущим состоят в том, что в ходе интервью не нарушается контакт с респондентом, повышается уверенность в анонимности. Но он имеет и серьезные недостатки. Возникает опасность того, что в данном случае будет сделан особый акцент на тех словах респондента, которые покажутся интервьюеру наиболее значимыми в силу тех или иных его личных предпочтений. Менее существенные, с точки зрения интервьюера, ответные реакции опрашиваемого могут вообще исчезнуть при записи. Кроме того, регистрация по памяти ведет к значительной потере информации.
Несмотря на эти недостатки, применение данного способа в определенных ситуациях уместно и желательно. Достоинства метода возрастают при использовании двух интервьюеров: один задает вопросы, а другой запоминает и записывает ответы после интервью.
Полевое кодирование — это кодирование ответов в самом процессе интервью, т.е. исследователь отмечает соответствующий номер кода возможных вариантов ответов.
Отбор и подготовка интервьюеров. В ходе любого исследования, когда используются интервью для сбора первичной информации, встает задача отбора и подготовки интервьюеров, соответствующих специфике данного исследования.
Способы отбора интервьюеров довольно разнообразны. Так, Британский институт общественного мнения осуществляет подбор интервьюеров следующим образом: каждому, кто обращается по этому вопросу, посылается длинная анкета для заполнения, на основании которой определенные категории лиц сразу отклоняются. Для всех остальных проводится проверка: им предлагается провести пять неоплачиваемых пробных интервью и тот, кто терпит при этом неудачу, сразу же отклоняется. За исключением специальных исследований, никакой персональной подготовки не проводится. В основе такой практики лежит убеждение в том, что большинство, людей могут стать достаточно хорошими интервьюерами. Британский институт общественного мнения имеет большой штат из 1500 интервьюеров, специальная подготовка которых не производится.
Английское бюро рыночных исследований имеет постоянный штат из 25 — 30 интервьюеров, работающих полный рабочий день и разъезжающих по всей стране. Здесь большое внимание уделяется их подбору и подготовке[197].
Способы обучения, которые применяются при подготовке интервьюеров, могут быть различными. Например, организация Правительственное социальное исследование в Англии[198] обучает своих интервьюеров следующим образом.
Новичков сначала просят прочитать Руководство для интервьюеров, а затем устраивают по нему проверку. Учебник содержит описание самой исследовательской работы, анализ методов, используемых на всех стадиях исследования, а также разбор того, каким образом интервьюер должен выполнять свою работу.
В учебнике даются также стандартные формулировки вопросов,. используемых в интервью. После этого интервьюеры проводят учебные интервью друг с другом и со своим преподавателем. Далее они берут пробные интервью под наблюдением преподавателя и, наконец, проводят интервью совершенно самостоятельно. Через 3 — 6 месяцев практического стажа интервьюер еще раз подвергается проверочным испытаниям, от результатов которых зависит присвоение ему определенного разряда по пятиразрядной квалификационной сетке. Интервьюеры, получившие последний, 5-й разряд, увольняются.
О значении подготовки интервьюеров и ее влиянии на результаты исследования можно судить по результату эксперимента, проведенного в Англии, в котором приняли участие три группы интервьюеров: профессионалы из организации Правительственное социальное исследование, из Британского, института общественного мнения и студенты Лондонской экономической школы.
Под успешным результатом интервью понималось частичное или полное заполнение вопросника независимо от числа посещений. Разница между результатами, которые получили опытные интервьюеры, и результатами студентов (опытных интервьюеров) была очевидной во всех трех выбранных для эксперимента районах страны и не зависела ни от предмета опроса (о туберкулезе, чтении или сбережениях), ни от пола и возраста опрашиваемых. Эти результаты (в %)выглядят таким образом:
| ПСИ
| БИОМ
| ЛЭШ
| Успешные
Отказы
Отсутствие контакта
Нет данных
| 83,7
3,8
5,0
5,4
| 81,3
3,2
6,7
7,5
| 69,5
13,5
5,8
10,1
|
Существенные различия на однопроцентном уровне.
Результаты наглядно демонстрируют, какое значение имеют подбор и подготовка интервьюеров для получения достоверной информации.
Вся эта сложная специальная работа по отбору и подготовки интервьюеров может проводиться лишь в том случае, когда формируется постоянная сеть интервьюеров, являющихся штатными оплачиваемыми сотрудниками социологической службы. Если в качестве интервьюеров работают временно подобранные общественники, тогда главными средствами, снимающими возможный отрицательный эффект интервьюера, становятся: во-первых, стандартизация интервью и четкие инструкции интервьюеру, во-вторых, подробный устный инструктаж и обучение интервьюеров; в-третьих, контроль качества их работы.
Устный инструктаж и обучение предполагают знакомство интервьюеров с общими представлениями, о социологических исследованиях, с целями, задачами и особенностями того исследования, в котором им предстоит участвовать, с требованиями к работе интервьюера, с ролью и значением этой работы в решении задач исследования; наконец, разбор содержания и конструкции анкеты и требований к ее заполнению.
После такого инструктажа полезно провести обучающее интервью, во время которого будущие интервьюеры под наблюдением инструктора опрашивают друг друга, практически осваивая навыки работы с опросным листом. Проводится также показательное обучающее интервью: вся группа слушает магнитофонную запись или интервью кого-либо из присутствующих с последующим разбором ошибок и анализом ситуации опроса. Обучающие интервью проводятся и непосредственно с респондентами: начинающий интервьюер проводит опрос в присутствии инструктора также с последующим анализом достоинств и недостатков.
Инструкции интервьюеру оформляются либо в виде отдельных брошюр, либо включаются в текст анкеты. Обязательные элементы содержания таких инструкций: 1) определение отношений интервьюера с организаторами опроса (где и в какой форме получается и сдается задание на опрос и документы, т. е. удостоверение анкетера, списки респондентов и т. п.); 2) правила поиска респондент и замены отсутствующих запасными кандидатурами; 3) содержание вводной беседы с респондентом и рекомендации по установлению предварительного контакта с ним, получению его согласия на интервью (включая правила поведения интервьюера в случае отказа респондента от участия в опросе); 4) объяснение техники заполнения анкеты. Независимо от наличия инструкции, напечатанной отдельно от вопросника, необходимы указания по технике заполнения непосредственно в его тексте. Это могут быть стрелки-указатели переходов от вопросов-фильтров к группе вопросов, относящихся к некоторой части опрашиваемых. Сюда же относятся указания по технике заполнения сложных вопросов-таблиц, напоминания о карточках с перечнями вариантов ответов, которые интервьюер должен дать респонденту и т. д. Эти указания выделяются графически или словами: Внимание, интервьюер
Контроль качества работы интервьюеров. Наиболее, распространенной формой контроля является повторное посещение респондентов, включенных в выборку, контролерами-интервьюерами, которые выясняют, был ли интервьюер, с кем именно велась беседа, спрашивают о содержании и о впечатлении, которое произвел интервьюер на респондента. Это интервью об интервью может иметь, помимо контрольных, и методические цели, например выяснять отношение к опросу, понимание смысла отдельных вопросов, проверку полученных данных на устойчивость и т. д. Контрольная процедура может осуществляться в виде почтового опроса, когда стандартные анкеты с контрольными вопросами рассылаются по адресам, включенным в выборку. По результатам контроля проводится поощрение или порицание интервьюеров и выбраковка непадежных групп анкет.
6. Эмпирическое обоснование методики опроса
В предшествующих разделах были изложены разнообразные требования к методике опроса, без соблюдения которых не может быть обеспечена надежность социологической информации. Однако в каждом исследовании эти общие методические принципы реализуются в различных конкретных проявлениях. Разрабатывая вопросник (анкету или план интервью), автор обычно интуитивно учитывает весь сложный комплекс методических требований. Завершая составление анкеты, исследователь в зависимости от уровня своего опыта и знаний более или менее уверен, что вопросы и общая конструкция его методического инструмента обоснованы относительно исследовательских задач и учитывают социально-психологические особенности совокупности людей, которых предстоит опрашивать. Эта уверенность может базироваться на знании специальной методической литературы, на анализе и учете методического опыта аналогичных исследований, на предварительных консультациях с экспертами и на немногочисленных (до десятка) предварительных опросах знакомых и незнакомых людей.
Однако вся эта подготовительная работа не освобождает социолога от специального этапа методической работы — пробного (пилотажного) исследования, имеющего целью эмпирическую апробацию подготовленного инструментария.
В отличие от основного содержательного исследования пилотаж имеет свои задачи — проверить качество методического инструментария, выяснить соответствие этого инструментария нормативным требованиям, предъявляемым к методике той конкретной разновидности опроса, которая используется исследователем.
Определению задач пробного исследования предшествует специальный этап методической работы — логический анализ подготовленного вопросника. На этом этапе автор опросника (желательно совместно с экспертом-методистом) выполняет несколько разновидностей критического анализа.
Анализ вопросов анкеты. Прежде всего проверяется логическая обоснованность (релевантность) формулировки каждого вопроса по отношению к содержанию искомой информации, которая должна быть получена с помощью этого вопроса. Исходной точкой такого анализа должен быть список единиц искомой информации с указанием номеров вопросов, которые обеспечивают ее получение, контроль и перепроверку качества.
Такой анализ гарантирует исследователю, во-первых, полноту я достаточность эмпирического описания изучаемых процессов и явлений и предохраняет от весьма возможной ситуации, когда, приступая к анализу результатов, исследователь обнаруживает, что по одним параметрам получены избыточные данные, а по другим —минимальные, либо они вообще не были предусмотрены.
Такой анализ — первая подготовка к этапу обработки и интерпретации данных, обеспечивающему завершающий этап исследования — возвращение от эмпирического описания предмета исследования к концептуальным теоретическим обобщениям[199].
Во-вторых, па этом этапе проверяется соответствие формулировок вопросов логическим требованиям построения вопроса как относительно самостоятельной измерительной процедуры. Контролируя соблюдение этих условий, исследователь должен по поводу, каждого вопроса анкеты выяснить для себя: а) спрашиваю ли я именно о том, что мне необходимо? Не произошло ли при конструировании вопроса замены показателей (см. пример в разделе Релевантность); б) достаточно ли однозначно определена в формулировке вопроса информация, которая ожидается от респондента, т. е. нет ли терминов или выражений, допускающих различное понимание их смысла различными группами респондентов; в) нет ли в формулировке вопроса задач, не обеспеченных техникой заполнения (шкалами, перечнем вариантов ответов, таблицами для регистрации ответов, указаниями о числе возможных вариантов ответов); г) нет ли в формулировках шкал смещений к положительному или отрицательному ответу; д) нет ли в формулировках альтернативных вопросов совмещения не исключающих друг друга оснований; е) нет ли внушающих формулировок вопросов.
Результатом такого анализа будет разделение вопросов анкеты или плана интервью на две группы. Первая — вопросы, содержащие очевидные нарушения требований к логике их построения по критерию обоснованности. Эти вопросы либо убираются из анкеты, либо их формулировки соответствующим образом корректируются.
Вторая группа — вопросы, не содержащие ошибок обоснованности. Соотношение численности этих групп вопросов в анкете может служить одним из показателей методической квалификации автора анкеты или плана интервью.
Кроме того, существует специальная схема анализа, по которой устанавливается соответствие формулировок вопросов системе категорий опрашиваемых. Качество каждого вопроса подготовленной анкеты должно быть перед планированием пробного исследования оценено автором по следующим критериям[200].
1. Выдержаны ли требования к языку опрашиваемого, не получилось ли так, что для части респондентов язык слишком труден, а для другой, наоборот, примитивен?
2. Все ли вопросы и варианты ответов понятны? Нет ли в формулировке вопросов сложных терминов?
3. Не слишком ли абстрактны вопросы и не слишком ли они конкретны?
4. Понятны ли респонденту единицы измерения, имеющиеся в анкете?
5. Компетентны ли опрашиваемые для ответов на вопросы, не следует ли включить фильтры на компетентность?
6. Нет ли опасности утомить опрашиваемого, как снизить монотонность вопросов?
7. Не предъявляют ли вопросы непосильных требований к памяти респондента?
8. Нет ли опасности получения стереотипных ответов?
9. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос, нет ли необходимости расчленить их на тематические блоки?
10. Не вызовет ли вопрос отрицательные эмоции у опрашиваемого?
11. Не задевает ли вопрос самолюбие респондента или интимные стороны его жизни, самосознания?
Предварительный логический анализ каждого вопроса анкеты по названным критериям дает социологу возможность выявить в анкете вопросы, имеющие замечания по каким-либо из перечисленных критериев. Оценка вопросов по каждому из названных критериев может производиться на основании методического опыта предшествующих исследований.
К сожалению, сложившиеся традиции использования результатов ранее проведенных исследований связаны по преимуществу е содержательными, но не с методическими целями. А между тем каждое проведенное исследование может быть рассмотрено и как апробация методов сбора данных на статистически значимых совокупностях, причем результаты этой апробации иногда и составляют главную его исследовательскую ценность.
В ряде случаев результаты вторичного анализа позволяют уточнить или доказать пригодность формулировки вопроса без специальной эмпирической проверки, но далеко не всегда это бывает возможно.
Эмпирическая проверка вопросника. Для каждого вопроса, который вызывает предположения о возможных несоответствиях каким-либо критериям из предложенной схемы анализа, должна быть разработана процедура эмпирической проверки в пробном исследовании.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|