Сделай Сам Свою Работу на 5

Насколько Вы лично удовлетворены следующими сторонами своей жизни? 11 глава





Достоверную информацию о знаниях можно получить с помощью вопросов экзаменационного типа, содержащих задания; эксперимен­тальные ситуации, решение которых требует от респондента исполь­зования определенных сведений, навыков, а также знакомства с конкретными событиями, именами. Вопросы такого типа напо­минают психологические тесты. Например; одним из индикаторов информированности слушателей о международном положении может быть знакомство с именами политических деятелей зарубежных стран. Для выяснения информированности можно предложить спи­сок имен, включающий не только политиков, но и деятелей искус­ства, науки, спорта. Задача заполняющего анкету состоит в том, чтобы указать, кто есть кто, или поставить прочерк рядом с име­нами ему неизвестными[186].

Другим необходимым, показателем информированности аудито­рии по международным проблемам может стать степень знакомст­ва слушателей с терминами, широко употребляющимися, во время политических занятий, в газетных текстах и т.д.

Для получения таких данных в анкету включается вопрос с пе­речнем терминов, значение которых респонденты объясняют в пись­менной форме. Полученные ответы исследователь анализирует и оценивает по следующим критериям: высокая степень знания тер­мина, совпадающая с его широким аналитическим толкованием (оп­ределением в словарях, справочниках, энциклопедиях); средняя степень знания термина, совпадающая с одним из значений, характер­ных для конкретного текста; незнание термина или его ошибочное толкование;



Опрос, взрослого населения в г. Таганроге, проведенный с исполь­зованием подобного теста, включавшего 50 политических и междуна­родных терминов, взятых из газет, показал, что только 2% опро­шенных знают значения не менее 44 терминов, т. е. почти весь пе­речень. Большая часть ответивших — 64% — знакомы со значениями 26 — 37 слов, 25% понимают смысл 38 — 43 слов и 9% участни­ков опроса располагают информацией о значении 25 слов, т. е. вла­деют половиной предложенного списка[187].

Совокупность данных подобного рода дает исследователю объек­тивную картину, характеризующую информированность аудитории, в отличие от вопросов о том, как люди оценивают собственный за­пас знаний.



Таким образом, для решения данной исследовательской задачи вопросы экзаменационного типа должны быть признаны релевант­ными, а вопросы о самооценках — нерелевантными. Релевантность может быть доказана как логическим путем, так и с помощью ме­тодического эксперимента.

Нейтральность (объективность). Степень нейтральности инстру­мента, определяющаяся ответом на вопрос о том,. зависит ли оцен­ка данной характеристики, получаемой при помощи данного инстру­мента, только от степени ее выраженности, или же на ее значение влияют какие-то дополнительные факторы. Обеспечение этого тре­бования при конструировании вопросов анкеты связано с учетом различных социально-психологических факторов, влияющих на фор­мирование ответа респондента. Например, вопросы о знаниях, ка­жущиеся исследователю совершенно нейтральными, могут в опре­деленных ситуациях вызывать сильное воздействие фактора прести­жа, самоуважения респондента. Это происходит в том случае, когда речь идет, например, о выяснении уровня необходимых профессио­нальных знаний. Множество явлений, интересующих социолога, свя­зано с авторитетом, престижем, материальными интересами опраши­ваемых. Получение данных о престижных и социально неодобряе­мых видах/поведения, данных об источниках косвенных доходов, исполнении родительских обязанностей и т. п. требует от исследова­теля обеспечения нейтральных формулировок вопросов и экспери­ментальной проверки их нейтральности в пробном исследовании.

Доступность. Смысл этого норматива состоит в том, чтобы все респонденты, могли понять содержание заданий или вопросов. Со­ответствие вопроса анкеты этому требованию требует эмпирической проверки в пробном исследовании.



Различающая способность. Инструмент должен быть сконструи­рован таким образом, чтобы мог, фиксировать с необходимой сте­пенью дробности различия среди респондентов относительно изме­ряемых характеристик. Однако начиная с некоторой пороговой ве­личины увеличение различающей способности измерительного инструмента ведет к уменьшению его надежности.

Ко второй группе относятся доказательства обоснованности, свя­занные с решением вопроса о том, насколько результаты, получен­ные при применении данного инструмента, согласуются с информа­цией, об измеряемых характеристиках, полученной другими способами.

Среди доказательств этого типа выделяются следующие.

Тест по известной группе. В этом случае сконструированный инструмент проверяется на группе лиц, относительно которых точ­но известно распределение измеряемых характеристик.

Обоснованность по совпадению. Достаточночасто доказательст­вом обоснованности разработанного инструмента измерения может служить высокий коэффициент корреляции результатов, полученных при применении данного инструмента и другого (готового) инструмента, известного своей обоснованностью.

Проверка надежности и обоснованности измерительного инстру­мента является сложной и трудоемкой процедурой.Но такая про­верка необходима, иначе трудно говорить о научном значении ре­зультатов, полученных при применении метода опроса.

3. Основные фазы опроса

Для оптимизации опроса с точки зрения достоверности следует выделить его основные фазы: адаптацию, достижение поставленной цели и снятие напряжения.

Любой вопрос начинается с фазы адаптации, в процессе которой реализуются две важные цели: создание у респондента мотивации ответить на вопросы и подготовка его к исследованию. Фаза адапта­ции состоит из обращения и нескольких первых вопросов. Обраще­ние — это завязка, начало опроса. Начать опрос — это подлинное искусство, и от того, как это сделает исследователь, во многом зави­сит достоверность всей информации.

Для того чтобы респондент смог дать нужную информацию, не­обходимо подготовить его к этому: объяснить содержание вопросни­ка, т.е. о чем его будут спрашивать, цель опроса, а в случае анке­ты — и правила заполнения вопросника и постепенно, задавая во­просы, подвести его к теме исследования. Нельзя сразу же задавать основные, проблемные вопросы. Респондент еще не готов к ответу на них, его сознание еще не ориентировано на тему опроса, ему не­обходима предварительная психологическая разминка, несколько легких вопросов, которые ввели бы его в ситуацию опроса и при­близили бы к основной проблематике. Содержание этой фазы — разведка, разминка, зондаж. Ее разработка очень ответственна и, помимо специальных знаний в области психологии общения, требу­ет от исследователя предварительного (в ходе пилотажного исследо­вания) знакомства с аудиторией, к которой адресуется вопросник интервью или анкета.

Опыт опроса представителей различных социальных групп пока­зывает, что если респондент выслушал или прочитал обращение и ответил на первые два-три вопроса, то в большинстве случаев он ответит и на все остальные. Поэтому иногда первыми социолог ста­вит вопросы, ответы на которые не дают связанной с темой исследо­вания содержательной информации, но зато позволяют вовлечь че­ловека в разговор.

Создание у опрашиваемых мотивации к участию в исследова­нии — более сложная задача. У каждого человека свои интересы, ценности, потребности. Необходимо заинтересовать респондентов в исследовании, затронуть их жизненные потребности, чтобы ответы на вопросы приобрели для них личностный смысл. Решение этой задачи зависит от соответствия цели исследования жизненным по­требностям опрашиваемых.

В социалистическом обществе все социологические исследования проводятся в интересах народа, в целях повышения его благосостоя­ния. Поэтому чаще всего цель опроса непосредственно связана с удовлетворением жизненных потребностей опрашиваемых и ре­зультаты его способствуют этому. Указание в обращении цели ис­следования, ясное и понятное объяснение использования результа­тов на благо опрашиваемых или общества в целом, подчеркивание возможности учреждения, проводящего опрос, использовать его результаты подобным образом — все это приводит к тому, что участие в опросе приобретает большой личностный смысл, у респон­дента возникает желание дать достоверную информацию. Этот спо­соб создания мотивации наиболее эффективен и чаще всего исполь­зуется в социологических исследованиях. Например, в исследовании, проведенном ИСИ ан СССР в г. Горьком до проекту «Показатели социального развития советского общества», использовался вопросник, титульный лист которого приведен ниже.

 

АКАДЕМИЯ НАУК СССР Проект: структура — 79

ИНСТИТУТ Документ №5

СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ВОПРОСНИК

Условия труда и быта.

Уважаемый товарищ!

Мы просим Вас ответить на вопросы анкеты, цель которой — выяснить различные стороны труда и быта рабочих и служащих. Эти данные будут полезны для улучше­ния работы государственных и общественных организаций. Ценность исследования во многом зависит от полноты и искренности Ваших ответов.

К каждому вопросу анкеты даются возможные ответы. Выберите те, которые соответствуют Вашему мнению, и обведите кружком соответствующую им цифру. Если ни один из предлагаемых ответов Вас не устраивает, напишите от­вет сами. Мы оставили для этого свободное место. Фамилию указывать не обязательно. Нам прежде всего нужно Ваше мнение.

Заранее благодарим за помощь

 

Однако цель исследования не всегда связана непосредственно с потребностями опрашиваемых. Так, при опросе экспертов целе­сообразно разрабатывать обращения другого типа. В соответствии с целью исследования формулируется вводное обращение к респонденту, которое должно соответствовать определенной системе моти­вов опрашиваемого. Чаще всего в качестве таких мотивов выступают стремление принести пользу, престижные соображения и т. д. Примером может служить обращение к экспертам в исследовании Клубный работник сегодня и завтра. (Исследование проводилось НИИ культуры РСФСР под руководством Ф. В. Стриганова и С. Н. Плотникова.) В обращении затрагивается престижная потреб­ность (к опрашиваемому обращаются как к компетентному специа­листу клубного дела) и потребность принести пользу развитии клубной работы в стране.

 

Уважаемый товарищ!

Исследование, в котором мы предлагаем Вам принять участие, — Клубный работник сегодня и завтра. Что такое современный клубный работник? Что од должен знать и что уметь? Как лучше подготовить клубного работника к его про­фессии? Эти и некоторые другие вопросы мы хотели бы обсудить с Вами, полагаясь на Ваш опыт и знание клубного дела. Наблюдения и мнения компетентных специа­листов позволят составить общую картину клубной работы и наметить пути ее улуч­шения. А в этом, нет сомнения, все мы крайне заинтересованы. Если Вам будет интересно ознакомиться с итогами исследования, мы предоставим Вам такую воз­можность.

Заранее благодарим Вас.

 

Создание у опрашиваемого желания ответить на вопросы — одна из основных задач, стоящих перед исследователем, и игнорирование ее сводит на нет огромную работу по организации, проведению социологического исследования.

Немаловажным фактором, влияющим на желание респондента предоставить истинную информацию, является опасение, что его ответы будут использованы во вред ему. Применение анонимного опроса уменьшает влияние этого фактора и повышает достоверность социологических данных.

Как показано в исследовании И. В. Манучаровой[188], наибольшее влияние анонимность оказывает на лиц с низким статусом в группе. Опрашиваемые, входившие в группу лидеров и имевшие высокие статусы, были подвержены влиянию анонимности в весьма незначи­тельной степени.

Примером грамотного указания анонимности в анкетном опросе может служить следующее обращение:

Нам не обязательно знать Вашу фамилию, потому что самое главное— Ваши советы, которые окажут большую помощь молодым рабочим (клубным работникам, выпускникам вуза).

В интервью анонимность не может быть полностью сохранена. Интервьюер по меньшей мере видит лицо респондента, знаетили может узнать его имя и адрес. Интервьюеру необходимо подчерк­нуть, что ответы респондента будут опубликованы только в обоб­щенном виде, однако достоверность в этом случае связана в первую очередь с личностью интервьюера, с тем, как он сумеет расположить к себе респондента, внушить ему доверие и убедить в ано­нимности ответов.

Дальнейшее повышение заинтересованности респондента и ук­репление контакта с исследователем осуществляется в процесса ответов на первые вопросы. Для этого используются так называе­мые контактные вопросы, ответы на которые достаточно легки, за­трагивают те же потребности, что и в обращении. По возможности они должны быть близки к теме опроса и постепенно вводить респондента в изучаемую проблематику.

Для социологических исследований, связанных с культурно-просветительной работой, вводным может быть такой вопрос, обращен­ный к клубному работнику:

 

Предположим, что к Вам обратился выпускник школы с просьбой помочь ему в выборе профессии.

Что бы Вы ему посоветовали?

 

Вопрос не вызывает неприязни. Нет никаких подвохов, к челове­ку обращаются за советом, он выступает как эксперт. Вопрос затра­гивает престижные потребности, повышает мотивацию опрашивае­мого и вводит его в проблематику опроса.

Для исследований, связанных с бытом людей, при опросе женщин резвым может быть вопрос: Кто в Вашей семье чаще всего готовит обед? Такого рода вопрос, обращенный к женщине, сразу располагает к ответу, потому что обычно обед все-таки готовит женщина. Она сразу же чувствует внимание к себе со стороны ис­следователя, понимание им ее забот, что способствует дальнейшему контакту.

Аналогичный прием может быть использован при любой другой теме, только соответствующим должен быть вводный вопрос. В иде­альном случае вводный вопрос связан с темой исследования, и из него можно получить содержательную информацию. Но обычно исследователь идет на некоторые дополнительные вопросы, и этот вводный вопрос в анализе не участвует. Его задача состоит только в том, чтобы установить контакт, и после этого его функции исчер­паны.

Респонденты могут усомниться в анонимности, если исследова­ние начинается с демографических вопросов. Возникает недоверие и исследователю, контакт будет нарушен, достоверность информации снизится. В начале опроса не должны появляться щепетильные, беспокоящие вопросы.

Основное содержание следующей фазы опроса — достижение поставленной цели, т. е. сбор основной информации, необходимой для решения поставленных задач.

В процессе ответа на эту часть вопросника, особенно если она велика, интерес к исследованию может постоянно уменьшаться. Для его повышения используются функционально-психологические вопросы, которыми прерывают слишком обширную тему.

Содержание их должно быть интересно для опрашиваемых. Мужчин, например, можно спросить о футболе или хоккее, женщин — о домашнем хозяйстве. Эти вопросы не должны обязательно нести содержательную информацию. Их основная цель — снять усталость и повысить мотивации отвечающих.

Завершение опроса. Закончить опрос иногда бывает труднее, чем его начать. Опрашиваемый еще не выговорился, в нем чувствуется какое-то напряжение. Поэтому в конце вопросника помещаются функционально-психологические, легкие вопросы, снимающие на­пряжение и дающие возможность для выражения чувств.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.