Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Отношения в консультировании

Отношения клиент — консультант очень важны. Прежде всего консультант дол­жен постараться «подружиться» с клиентом. Большинство клиентов, которые обраща­ются к консультантам, одиноки. Консультанты должны быть внимательными и нерав­нодушными людьми, только тогда клиенты смогут устанавливать с ними личный кон­такт и ощущать с их стороны поддержку. Неравнодушие подразумевает честное вы­полнение правил, касающихся длительности сессий и контактов в периодах между сес­сиями. Консультант должен быть терпеливым, а также способным к состраданию и принятию. Кроме того, хорошо, если и консультанты, и клиенты, совместно работая, используют юмор.

У консультантов нередко возникает противоречие между необходимостью выра­жения сострадания клиентам и необходимостью сообщения клиентам о том, что их потребности должны быть удовлетворены, а проблемы — решены в настоящий момент. Специалисты, практикующие терапию реальностью, стараются не позволять клиентам контролировать их с помощью тех же видов неадекватного поведения, которые клиен­ты используют для контролирования других, — гневления, депрессирования, тревоже-ния. Обычно консультанты позитивно относятся к испытанным клиентами чувствам, но не позволяют им фиксировать внимание на прошлых обидах и страданиях. Однако иногда клиентам можно позволить остановиться на их прошлом и поговорить о своих чувствах, связанных с этим прошлым. Это поможет укрепить отношения и повысить эффективность последующей работы, связанной с определением роли выбора клиен­тов в закреплении проблем.

Консультанты, Практикующие терапию реальностью, чрезвычайно преданны сво­им клиентам. Глассер советует им: «Никогда не сдавайтесь» (Glasser, 1984a, р. 337). Консультанты упорно продолжают работать с клиентами до тех пор, пока клиенты не понимают, что консультанты не допустят, чтобы их клиентов контролировали, и не сдадутся. Хорошие друзья не сдаются легко.

Преподавание теории контроля

Глассер отмечает, что консультанты, практикующие терапию реальностью, «пред­принимают большие усилия, чтобы донести суть теории контроля до любого клиента, который, на их взгляд, сможет воспринять соответствующие идеи» (Glasser, 1989, р. 1). Консультанты используют следующие способы для достижения этой цели.



Начальное структурирование. Консультанты стремятся вначале вселить в кли­ентов надежду, сообщая им, что в ходе консультирования они научатся делать наилуч­ший выбор и осуществлять более полный контроль над своей жизнью. Консультанты также сообщают клиентам, что они должны будут упорно трудиться, чтобы научиться устанавливать и сохранять контроль.

Использование понятий теории контроля. Консультанты побуждают клиен­тов использовать понятия теории контроля при описании своих проблем. Например, клиенты учатся использовать такие понятия, как «базисные потребности», «картины в голове», «целостное поведение». Кроме того, они знакомятся с основным положением теории контроля, согласно которому поведение человека отражает его попытку конт­ролировать мир и самого себя с целью наиболее полного удовлетворения своих базис­ных потребностей в выживании, принадлежности, могуществе, свободе и развлечении. Консультанты пытаются убедить клиентов в том, что они должны контролировать толь­ко собственное поведение.

Прямое обучение. Исходя из того, что клиенты способны понимать и восприни­мать идеи, консультанты могут порекомендовать им прочитать книгу Глассера «Теория контроля», а затем вместе обсудить ее содержание. Затем консультанты и клиенты могут проанализировать проблемы клиентов с точки зрения теории контроля. Клиенты не обязательно должны прибегать к чтению специальных книг и использованию содер­жащегося в них материала, но такая самостоятельная работа клиентов помогает сэко­номить время.

Помощь в определении желаний и потребностей

Консультанты пытаются понять, что клиенты хотят в данный момент. Когда кон­сультанты спрашивают клиентов: «Что вы хотите?», они спрашивают: «Что вы действи­тельно хотите именно сейчас?» Консультанты стараются выяснить, находятся ли кли­енты в контакте (и в каком контакте) с тем, чего они действительно хотят. Чем слабее этот контакт, тем труднее работать с клиентами. Клиенты могут отвечать, что они хо­тят получить другую работу, улучшить отношения с кем-либо или найти человека, ко­торого они могли бы полюбить. Затем консультанты пытаются заставить клиентов опи­сать достаточно детально существующие в их головах изображения того, что они хотят получить именно сейчас. Если клиенты стремятся изменить кого-то другого, консуль­танты переориентируют их, убеждая, что они могут изменить только самих себя, так как нельзя контролировать других. Короче говоря, консультанты помогают клиентам сфокусировать внимание на том, чего они могут достичь.

Консультанты, практикующие терапию реальностью, знакомят клиентов с одним из основных понятий теории контроля — понятием «базисные потребности». Затем консультанты помогают клиентам осознать, какую из своих базисных потребностей они хотят удовлетворить в первую очередь. Брайерли описывает методику «предложе­ния подноса с потребностями», в соответствии с которой консультант спрашивает кли­ентов: «Если бы у меня был поднос с потребностями и вы могли бы выбрать одну или несколько потребностей сегодня до того, как уйдете домой, какую бы потребность вы выбрали: потребность в любви, личной силе (могуществе), развлечении или свободе?» (Brierly, 1989, р. 174). Ответы клиентов могут помочь консультанту определить, на чем следует прежде всего сконцентрировать внимание (свое и клиента) во время консуль­тирования. Клиентам легче создавать и оценивать картины в голове с целью удовлетво­рения потребностей тогда, когда они четко знают, какие потребности они желают удов­летворить.

Оценивание целостного поведения

Оценивание целостного поведения включает в себя два главных этапа: выяснение, какое поведение имеет место в настоящее время, и определение адекватности данного поведения.

Как вы ведете себя в настоящее время?

После того как клиенты осознали, чего они хотят и в чем нуждаются, следует спросить их: «Что вы делаете теперь?» или «Какое поведение вы выбираете сейчас?» Часто кли­енты говорят так, словно они являются пассивными жертвами обстоятельств или дру­гих людей. Клиенты, которые сидят дома, пребывая в состоянии депрессии, и тем не менее утверждают, что они хотят любви, выбирают в качестве деятельного поведения сидение дома, в качестве эмоционального поведения — депрессирование, в качестве мыслительного поведения — мысленное убеждение самих себя: «Я слишком подавлен, чтобы что-нибудь делать», в качестве физиологического поведения — самые разные расстройства, например расстройство сна.

Часто консультанты просят людей, которых клиенты стараются контролировать или которые, по ощущению клиентов, контролируют их, посетить вместе с клиентами занятие. Цель такого приглашения — помочь и клиентам, и консультантам лучше по­нять поведение клиентов. Иногда приходящие на занятия люди-ассистенты также из­влекают пользу из происходящего во время консультирования.

Консультанты, практикующие терапию реальностью, сосредоточиваются на ком­понентах целостного поведения, связанных с действием и мышлением, потому что эти компоненты в наибольшей степени поддаются изменению. Консультанты также ищут эффективные виды поведения, имеющиеся в поведенческих репертуарах клиентов, и могут расспрашивать клиентов о тех периодах жизни в прошлом, когда они функцио­нировали эффективно. Консультанты прилагают усилия как к тому, чтобы помочь кли­ентам выявить у себя ценные качества, так и к тому, чтобы развить те адекватные виды поведения, которые уже имеются в поведенческих репертуарах клиентов (как прави­ло, легче развить то, что уже имеется, чем то, чего вообще нет на данный момент).

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.