Организационно – коммерческая часть
Организационно-коммерческая часть имеет целью анализ состояния и разработку мероприятий по совершенствованию деятельности торгового предприятия в избранном дипломником направлении.
Темы и планы организационно-коммерческой части выбираются из предложенной кафедрой Торгового дела и маркетинга тематики или самостоятельно студентом по согласованию с консультантом по данной части дипломной работы. Консультантами являются преподаватели кафедры Торгового дела и маркетинга. Чаще всего организационно-коммерческая часть основывается на разработанной ранее теме курсовой работы по соответствующей дисциплине (напр. «Организация предприятий торговли»). При этом необходимо учесть, чтобы та товарная группа, по которой проводится исследование в товароведной части дипломной работы, присутствовала в продаже в торговом предприятии, на базе которого формируется организационно- коммерческая часть.
Информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, материалы Госкомстата Российской Федерации, периодической печати, нормативные акты, документы бухгалтерской отчетности предприятия и др.
Объем организационно-коммерческой части составляет 15-20 страниц машинописного текста (без учета таблиц, рисунков и другого иллюстративно-графического материала).
Содержание организационно-коммерческой части
Организационно-коммерческая часть состоит из четырех подразделов.
В первом подразделерассматривается теоретическая основа заявленной темы. Данный подраздел формируется на основе анализа научных трудов, учебников, статей отечественных и зарубежных специалистов в журналах: «Современная торговля», «Новости торговли», «Торговое оборудование», «Торговля в России», «Практический маркетинг» и др. В подразделе должна быть
o раскрыта социально-экономическая сущность рассматриваемых категорий,
o даны определения, исследованы различные точки зрения, подходы,
o предложена классификация рассматриваемого процесса по различным критериям,
o определена методика анализа,
o показаны российский и зарубежный опыт решения поставленных проблем.
Во втором подразделедается
o краткая организационно-экономическая характеристика предприятия;
o определяется его рыночное пространство, которое включает контингент обслуживания;
o выявляется причинно-следственная связь факторов и их влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Для иллюстрации выявленных закономерностей применяются графики, диаграммы, таблицы.
Второй подраздел формируется на основе анализа следующих документов: устава, учредительного договора, штатного расписания, должностных инструкций, документов бухгалтерской отчетности. В тексте должны быть ссылки на соответствующие приложения, которые подтверждают достоверность анализируемой информации и показателей.
Организационная характеристика содержит следующую информацию:
· организационно-правовая форма собственности торгового предприятия;
· дата учреждения или создания предприятия, его регистрации;
· основные цели предприятия, задачи;
· основные виды деятельности, его специализация;
· высший орган управления предприятием;
· структура управления предприятием;
· анализ использования материальных и трудовых ресурсов.
Формирование организационной структуры предприятия включает два аспекта: во-первых, определение места коммерческой службы в структуре управления предприятием, установление соподчиненности; во-вторых, распределение функций между отдельными группами и работниками. Примерная структура предприятия представлена на рисунке 1.
При анализе структуры предприятия необходимо выделить службу или службы, которые занимаются решением вопросов, содержащихся в исследуемой теме.
При анализе организационного построения небольшого предприятия может быть предложена другая схема (рис.2).
При раскрытии данного вопроса необходимо проанализировать функциональные обязанности работников с целью выявления дублирования выполняемых операций и эффективности организационного построения структуры управления.
Рисунок 1 - Коммерческая структура предприятия
Рисунок 2 - Структура предприятия
Целесообразно проанализировать штатное расписание предприятия, выделив административно-управленческий, торгово-оперативный и младший обслуживающий персонал (табл. 6), и сформулировать вывод об оптимальности численности персонала.
Таблица 6 – Характеристика персонала магазина
Персонал
| 20…. г.
| 20…. г.
|
Откло-нение
| Количество, чел.
| Удельный вес, %
| Количество, чел.
| Удель-ный вес, %
| Административно- управленческий
|
| 23,1
|
| 25,4
| -
| Торгово-оперативный
|
| 69,2
|
| 67,8
| -5
| Младший обслуживающий
|
| 7,7
|
| 6,8
| -1
| Итого
|
|
|
|
| -6
|
Следует наметить мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия.
Рекомендуется сделать анализ стажа работы и образовательного уровня работников торгового предприятия, при этом сделать вывод об уровне квалификации и профессионализме работников (табл. 7).
Таблица 7 – Анализ персонала предприятия по уровню образования
Персонал
| Коли-
чество
чел.
| Высшее
| Среднее специальное
| Среднее
| чел.
| доля, %
| чел.
| доля, %
| чел.
| доля, %
| Административно- управленческий
|
|
|
| -
| -
| -
| -
| Торгово- оперативный
|
|
|
|
|
| -
| -
| Младший обслуживающий
|
| -
| -
|
|
| -
| -
| Итого
|
|
| -
|
| -
| -
| -
| Уд. вес от общей численности работников, %
|
-
|
-
|
|
-
|
|
-
|
-
|
Анализ материального и технического оснащения торгового предприятия включает следующие этапы:
1. характеристика материально-технической базы предприятия;
2. характеристика общей и торговой площади магазина;
3. расчет коэффициента эффективности использования общей площади магазина.
Коэффициентом эффективности использования общей площади магазина является отношением торговой площади к общей площади магазина:
К тз = S торг / S общ . (5)
Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь магазина. Оптимальным считается, если торговая площадь занимает 50–70 % от общей площади магазина;
4. Оценка планировочного решения магазина:
– общая планировка магазина, которая отражает местоположение торгового зала, административно-служебных помещений, помещений для приемки, хранения товаров, подсобных помещений. При этом делается анализ устройства и взаимосвязи помещений магазина;
– планировка торгового зала, которая позволяет установить расположение торгово-технологического оборудования, отделов, контрольно-кассовых аппаратов, направление движения покупательских потоков. При этом делается анализ и вывод о виде планировки торгового зала;
5. Анализ эффективности использования торговых площадей:
– коэффициент установочной площади;
– оснащение предприятия оборудованием, его моральный и физический износ;
– коэффициент выставочной площади;
– коэффициент емкости оборудования.
Для определения рациональности использования торговой площади магазина необходимо рассчитать коэффициент установочной площади, коэффициент выставочной площади и сравнить с нормативами. Показателем эффективности размещения оборудования на площади торгового зала является коэффициент установочной площади. Он определяется отношением установочной площади к площади торгового зала:
К уст = S уст / S торг . (6)
Данные рекомендуем занести в таблицу 8.
Таблица 8 – Расчет установочной и выставочной площадей в магазине
Наименование оборудования
| Коли-чество
| Размер, м*м
| Количество полок
| Установочная площадь, м2
| Выставочная площадь, м2
| 1.
|
|
|
|
|
| 2.
|
|
|
|
|
| …….
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
Показателем, характеризующим выставочную площадь, является коэффициент выставочной площади:
К д = S выст / S торг. зала . (7)
Расчет коэффициента емкости определяется отношением выставочной площади к установочной.
К емк = S выст / S уст . (8)
Структура площади торгового зала магазина представлена в таблице 9. Наглядное представление структуры торговой площади на рисунке 3.
Таблица 9 – Структура торговой площади магазина
Название площади
| Площадь, м2
| Доля, %
| Площадь под оборудование
| --------------
| ---------------
| Площадь для узлов расчета
| ---------------
| ---------------
| Площадь для движения покупателей
| ----------------
| ---------------
| Рисунок 3 - Структура торговой площади в магазине
При характеристике торгового предприятия желательно исследовать интенсивность покупательских потоков, что позволит определить «часы пик» и коэффициент завершенности покупок. На основании этого можно предложить мероприятия по оптимизации численности и графика работы продавцов.
В данном подразделе рекомендуется оценить торговые площади предприятия с целью определения потенциального уровня продаж в пространстве, а также определить контингент покупателей.
В этом же подразделе определяется конкурентоспособность исследуемого предприятия, его сильные и слабые стороны по отношению к основным и потенциальным конкурентам в данном рыночном пространстве. Результаты исследования рекомендуется занести в таблицу 10.
Оценка конкурентного окружения исследуемого предприятия может проводиться по пяти- и десятибалльной шкале. Параметры могут быть выбраны другие.
Таблица 10 – Оценка конкурентного окружения исследуемого магазина
Параметры
| Магазины
| Исследуемый магазин
| «Продукты»
| «Алпи»
| «Факел»
| Удобство расположения
| -----------
| ------------
| -----
| -----
| Внешний вид магазина
| ---------------
| --------
| -----
| -----
| Режим работы
| ---------------
| ------------
| -----
| -----
| Видимость с автомагистрали
| -------------
| ------------
| -----
| -----
| Удобство и наличие парковки
| -----------------
| ------------
| -----
| -----
| Предлагаемый ассортимент
| --------------
| -----------
| -----
| -----
| И т. д.
| ---------------
| -----------
| -----
| -----
| Итого
| ----------------
| -----------
| -----
| -----
|
Слабые стороны исследуемого предприятия по сравнению с конкурентами должны найти отражение при разработке мероприятий по совершенствованию деятельности. Следует предложить меры по устранению недостатков для повышения конкурентоспособности предприятия.
Экономическая характеристика включает в себя:
1) анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия;
2) факторный анализ изменения товарооборота;
3) анализ структуры товарооборота исследуемого предприятия;
4) анализ структуры издержек обращения;
5) анализ товарных запасов предприятия и др.
Основные экономические показатели торгового предприятия должны быть проанализированы в динамике (табл. 11).
Таблица 11 – Анализ основных экономических показателей деятельности торгового предприятия за …… годы
Показатели
|
Ед. изм.
| Прошлый год
| Отчетный год
| Отклонение (+;-)
| Темп измене-
ния, %
|
|
|
|
|
|
|
В качестве показателей в этой таблице следует рассмотреть следующие:
Товарооборот (оборот по розничной реализации) без НДС
| тыс. руб.
| Торговая площадь
| м2
| Товарооборот на 1 м2 торговой площади
| тыс.руб./м2
| Численность работников, всего
| чел.
| в т.ч. работников ТОП
| чел.
| Производительность труда одного работника
| тыс. руб.
чел.
| Производительность труда одного работника ТОП
| тыс. руб.
чел.
| Валовая прибыль (валовой доход)
| тыс. руб.
| уровень (к товарообороту без НДС)
| %
| Издержки обращения
| тыс. руб.
| уровень в % к товарообороту
| %
| в том числе расходы на оплату труда
| %
| - сумма
| тыс. руб.
| - уровень в % к товарообороту
| %
| Среднемесячная заработная плата 1 работника
| тыс. руб.
| Прибыль (убыток) от продаж (рентабельность продаж)
| тыс. руб.
| - рентабельность продаж
| %
| Доходы от участия в деятельности других предприятий
| тыс. руб.
| Проценты к получению
| тыс. руб.
| Проценты к уплате
| тыс. руб.
| Прочие операционные доходы
| тыс. руб.
| Прочие операционные расходы
| тыс. руб.
| Прочие внереализационные доходы
| тыс. руб.
| Прочие внереализационные расходы
| тыс. руб.
| Прибыль (убыток) до налогообложения
| тыс. руб.
| Рентабельность предприятия
| %
| Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
| тыс. руб.
| Прибыль (убыток) от обычной деятельности
| тыс. руб.
| - рентабельность обычной деятельности
| %
| Чрезвычайные доходы
| тыс. руб.
| Чрезвычайные расходы
| тыс. руб.
| Чистая прибыль (нераспределенная), убыток отчетного года
| тыс. руб.
| - рентабельность конечной деятельности
| %
| После заполнения таблицы делаются соответствующие выводы, выявляются причины, которые предопределили изменение показателей. Для полного анализа необходимо рассчитать влияние изменения розничных цен на изменение объема розничного товарооборота (табл. 12).
Таблица 12 – Расчет влияния изменения розничных цен на объем товарооборота (Т/О)
Годы
| Розничный Т/О, тыс.руб.
| Индекс розничных
Цен
| Прирост товарооборота, тыс. руб.
| в дейст-вующих ценах
| в сопостави-мых ценах
| Всего
| в т.ч. за счет изменения
| роста цен
| физического объема
| …
|
|
|
|
|
|
|
Следующим этапом экономической характеристики является анализ розничного товарооборота по структуре в действующих ценах. Рекомендуется составить таблице 13.
Таблица 13– Анализ розничного товарооборота по структуре в действующих ценах
Товарные группы
| Прошлый год
| Отчетный год
| Абсол. отклоне-ние, тыс.руб.
| Темп измене-ния, %
| сумма,
тыс. руб
| удельный вес, %
| сумма,
тыс. руб
| удельный вес, %
| 1. …
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 2. …
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| ….
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Итого:
| -
| 100,0
| -
| 100,0
| -
| -
|
При анализе структуры товарооборота предприятия необходимо выделить товарную группу, по которой проводится исследование в товароведной части дипломной работы.
При необходимости можно провести анализ товарооборота по кварталам отчетного года, что дает понятие о равномерности образования товарооборота; также анализируются другие показатели, характеризующие деятельность предприятия по избранной теме.
В третьем подразделеорганизационно-коммерческой части дипломной работы:
1) анализируется организация выбранного процесса на исследуемом предприятии;
2) рассматриваются факторы, которые влияют на данный процесс;
3) рассчитываются и анализируются показатели, характеризующие выбранное направление исследования.
В последнем подразделе на основе проведенного исследования и анализа предлагаются мероприятия по совершенствованию процесса.
Если при расчете коэффициента торговой площади получили к т < 0,5, необходимо провести работы по увеличению торговой площади, например, предложить новые планировочные решения. Согласно оценкам специалистов, увеличение торговой площади на 1 % увеличивает товарооборот на 0,3-0,4 %.
При увеличении торговой площади изменятся величины установочной и выставочной площадей, и соответственно необходимо предложить мероприятия по нормализации коэффициентов установочной выставочной площадей.
При рассмотрении темы «Организация розничной продажи товаров» необходимо определить эффективность методов, применяемых в магазине. На основе анализа интенсивности покупательских потоков при использовании метода продажи товаров через прилавок обслуживания необходимо определить оптимальное количество кассиров и продавцов и сравнить расчетное количество с фактическим количеством. На основе этого анализа можно сформулировать свои предложения об оптимизации численности персонала в магазине. Для этого можно использовать расчеты простейшей системы массового обслуживания. Примеры показаны в методических указаниях по выполнению курсовых работ по дисциплине «Организация предприятий торговли».
Последний подраздел состоит в разработке конкретных рекомендаций, позволяющих улучшить деятельность предприятия по выбранной тематике.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|