Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационно – коммерческая часть





 

Организационно-коммерческая часть имеет целью анализ состояния и разработку мероприятий по совершенствованию деятельности торгового предприятия в избранном дипломником направлении.

Темы и планы организационно-коммерческой части выбираются из предложенной кафедрой Торгового дела и маркетинга тематики или самостоятельно студентом по согласованию с консультантом по данной части дипломной работы. Консультантами являются преподаватели кафедры Торгового дела и маркетинга. Чаще всего организационно-коммерческая часть основывается на разработанной ранее теме курсовой работы по соответствующей дисциплине (напр. «Организация предприятий торговли»). При этом необходимо учесть, чтобы та товарная группа, по которой проводится исследование в товароведной части дипломной работы, присутствовала в продаже в торговом предприятии, на базе которого формируется организационно- коммерческая часть.

Информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, материалы Госкомстата Российской Федерации, периодической печати, нормативные акты, документы бухгалтерской отчетности предприятия и др.



Объем организационно-коммерческой части составляет 15-20 страниц машинописного текста (без учета таблиц, рисунков и другого иллюстративно-графического материала).

Содержание организационно-коммерческой части

 

Организационно-коммерческая часть состоит из четырех подразделов.

В первом подразделерассматривается теоретическая основа заявленной темы. Данный подраздел формируется на основе анализа научных трудов, учебников, статей отечественных и зарубежных специалистов в журналах: «Современная торговля», «Новости торговли», «Торговое оборудование», «Торговля в России», «Практический маркетинг» и др. В подразделе должна быть

o раскрыта социально-экономическая сущность рассматриваемых категорий,

o даны определения, исследованы различные точки зрения, подходы,

o предложена классификация рассматриваемого процесса по различным критериям,

o определена методика анализа,

o показаны российский и зарубежный опыт решения поставленных проблем.



Во втором подразделедается

o краткая организационно-экономическая характеристика предприятия;

o определяется его рыночное пространство, которое включает контингент обслуживания;

o выявляется причинно-следственная связь факторов и их влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Для иллюстрации выявленных закономерностей применяются графики, диаграммы, таблицы.

Второй подраздел формируется на основе анализа следующих документов: устава, учредительного договора, штатного расписания, должностных инструкций, документов бухгалтерской отчетности. В тексте должны быть ссылки на соответствующие приложения, которые подтверждают достоверность анализируемой информации и показателей.

Организационная характеристика содержит следующую информацию:

· организационно-правовая форма собственности торгового предприятия;

· дата учреждения или создания предприятия, его регистрации;

· основные цели предприятия, задачи;

· основные виды деятельности, его специализация;

· высший орган управления предприятием;

· структура управления предприятием;

· анализ использования материальных и трудовых ресурсов.

Формирование организационной структуры предприятия включает два аспекта: во-первых, определение места коммерческой службы в структуре управления предприятием, установление соподчиненности; во-вторых, распределение функций между отдельными группами и работниками. Примерная структура предприятия представлена на рисунке 1.

При анализе структуры предприятия необходимо выделить службу или службы, которые занимаются решением вопросов, содержащихся в исследуемой теме.



При анализе организационного построения небольшого предприятия может быть предложена другая схема (рис.2).

При раскрытии данного вопроса необходимо проанализировать функциональные обязанности работников с целью выявления дублирования выполняемых операций и эффективности организационного построения структуры управления.

 

 
 

 

 


Рисунок 1 - Коммерческая структура предприятия

 

 
 

 


Рисунок 2 - Структура предприятия

 

Целесообразно проанализировать штатное расписание предприятия, выделив административно-управленческий, торгово-оперативный и младший обслуживающий персонал (табл. 6), и сформулировать вывод об оптимальности численности персонала.

Таблица 6 – Характеристика персонала магазина

Персонал 20…. г. 20…. г.   Откло-нение
Количество, чел. Удельный вес, % Количество, чел. Удель-ный вес, %
Административно- управленческий 23,1 25,4 -
Торгово-оперативный 69,2 67,8 -5
Младший обслуживающий 7,7 6,8 -1
Итого -6

 

Следует наметить мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Рекомендуется сделать анализ стажа работы и образовательного уровня работников торгового предприятия, при этом сделать вывод об уровне квалификации и профессионализме работников (табл. 7).

 

Таблица 7 – Анализ персонала предприятия по уровню образования

Персонал Коли- чество чел. Высшее Среднее специальное Среднее
чел. доля, % чел. доля, % чел. доля, %
Административно- управленческий - - - -
Торгово- оперативный - -
Младший обслуживающий - - - -
Итого - - - -
Уд. вес от общей численности работников, %   -   -     -     -   -

 

Анализ материального и технического оснащения торгового предприятия включает следующие этапы:

1. характеристика материально-технической базы предприятия;

2. характеристика общей и торговой площади магазина;

3. расчет коэффициента эффективности использования общей площади магазина.

Коэффициентом эффективности использования общей площади магазина является отношением торговой площади к общей площади магазина:

 

К тз = S торг / S общ . (5)

 

Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь магазина. Оптимальным считается, если торговая площадь занимает 50–70 % от общей площади магазина;

4. Оценка планировочного решения магазина:

общая планировка магазина, которая отражает местоположение торгового зала, административно-служебных помещений, помещений для приемки, хранения товаров, подсобных помещений. При этом делается анализ устройства и взаимосвязи помещений магазина;

планировка торгового зала, которая позволяет установить расположение торгово-технологического оборудования, отделов, контрольно-кассовых аппаратов, направление движения покупательских потоков. При этом делается анализ и вывод о виде планировки торгового зала;

5. Анализ эффективности использования торговых площадей:

– коэффициент установочной площади;

– оснащение предприятия оборудованием, его моральный и физический износ;

– коэффициент выставочной площади;

– коэффициент емкости оборудования.

Для определения рациональности использования торговой площади магазина необходимо рассчитать коэффициент установочной площади, коэффициент выставочной площади и сравнить с нормативами. Показателем эффективности размещения оборудования на площади торгового зала является коэффициент установочной площади. Он определяется отношением установочной площади к площади торгового зала:

 

К уст = S уст / S торг . (6)

 

Данные рекомендуем занести в таблицу 8.

Таблица 8 – Расчет установочной и выставочной площадей в магазине

Наименование оборудования Коли-чество Размер, м*м Количество полок Установочная площадь, м2 Выставочная площадь, м2
1.          
2.          
…….          
Итого          

 

Показателем, характеризующим выставочную площадь, является коэффициент выставочной площади:

 

К д = S выст / S торг. зала . (7)

 

Расчет коэффициента емкости определяется отношением выставочной площади к установочной.

 

К емк = S выст / S уст . (8)

 

Структура площади торгового зала магазина представлена в таблице 9. Наглядное представление структуры торговой площади на рисунке 3.

 

Таблица 9 – Структура торговой площади магазина

Название площади Площадь, м2 Доля, %
Площадь под оборудование -------------- ---------------
Площадь для узлов расчета --------------- ---------------
Площадь для движения покупателей ---------------- ---------------

Рисунок 3 - Структура торговой площади в магазине

 

При характеристике торгового предприятия желательно исследовать интенсивность покупательских потоков, что позволит определить «часы пик» и коэффициент завершенности покупок. На основании этого можно предложить мероприятия по оптимизации численности и графика работы продавцов.

В данном подразделе рекомендуется оценить торговые площади предприятия с целью определения потенциального уровня продаж в пространстве, а также определить контингент покупателей.

В этом же подразделе определяется конкурентоспособность исследуемого предприятия, его сильные и слабые стороны по отношению к основным и потенциальным конкурентам в данном рыночном пространстве. Результаты исследования рекомендуется занести в таблицу 10.

Оценка конкурентного окружения исследуемого предприятия может проводиться по пяти- и десятибалльной шкале. Параметры могут быть выбраны другие.

Таблица 10 – Оценка конкурентного окружения исследуемого магазина

Параметры Магазины
Исследуемый магазин «Продукты» «Алпи» «Факел»
Удобство расположения ----------- ------------ ----- -----
Внешний вид магазина --------------- -------- ----- -----
Режим работы --------------- ------------ ----- -----
Видимость с автомагистрали ------------- ------------ ----- -----
Удобство и наличие парковки ----------------- ------------ ----- -----
Предлагаемый ассортимент -------------- ----------- ----- -----
И т. д. --------------- ----------- ----- -----
Итого ---------------- ----------- ----- -----

 

Слабые стороны исследуемого предприятия по сравнению с конкурентами должны найти отражение при разработке мероприятий по совершенствованию деятельности. Следует предложить меры по устранению недостатков для повышения конкурентоспособности предприятия.

Экономическая характеристика включает в себя:

1) анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия;

2) факторный анализ изменения товарооборота;

3) анализ структуры товарооборота исследуемого предприятия;

4) анализ структуры издержек обращения;

5) анализ товарных запасов предприятия и др.

Основные экономические показатели торгового предприятия должны быть проанализированы в динамике (табл. 11).

Таблица 11 – Анализ основных экономических показателей деятельности торгового предприятия за …… годы

  Показатели   Ед. изм. Прошлый год Отчетный год Отклонение (+;-) Темп измене- ния, %

 

В качестве показателей в этой таблице следует рассмотреть следующие:

Товарооборот (оборот по розничной реализации) без НДС тыс. руб.
Торговая площадь м2
Товарооборот на 1 м2 торговой площади тыс.руб./м2
Численность работников, всего чел.
в т.ч. работников ТОП чел.
Производительность труда одного работника тыс. руб. чел.
Производительность труда одного работника ТОП тыс. руб. чел.
Валовая прибыль (валовой доход) тыс. руб.
уровень (к товарообороту без НДС) %
Издержки обращения тыс. руб.
уровень в % к товарообороту %
в том числе расходы на оплату труда %
- сумма тыс. руб.
- уровень в % к товарообороту %
Среднемесячная заработная плата 1 работника тыс. руб.
Прибыль (убыток) от продаж (рентабельность продаж) тыс. руб.
- рентабельность продаж %
Доходы от участия в деятельности других предприятий тыс. руб.
Проценты к получению тыс. руб.
Проценты к уплате тыс. руб.
Прочие операционные доходы тыс. руб.
Прочие операционные расходы тыс. руб.
Прочие внереализационные доходы тыс. руб.
Прочие внереализационные расходы тыс. руб.
Прибыль (убыток) до налогообложения тыс. руб.
Рентабельность предприятия %
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи тыс. руб.
Прибыль (убыток) от обычной деятельности тыс. руб.
- рентабельность обычной деятельности %
Чрезвычайные доходы тыс. руб.
Чрезвычайные расходы тыс. руб.
Чистая прибыль (нераспределенная), убыток отчетного года тыс. руб.
- рентабельность конечной деятельности %

После заполнения таблицы делаются соответствующие выводы, выявляются причины, которые предопределили изменение показателей. Для полного анализа необходимо рассчитать влияние изменения розничных цен на изменение объема розничного товарооборота (табл. 12).

 

Таблица 12 – Расчет влияния изменения розничных цен на объем товарооборота (Т/О)

Годы Розничный Т/О, тыс.руб. Индекс розничных Цен Прирост товарооборота, тыс. руб.
в дейст-вующих ценах в сопостави-мых ценах Всего в т.ч. за счет изменения
роста цен физического объема
           

 

Следующим этапом экономической характеристики является анализ розничного товарооборота по структуре в действующих ценах. Рекомендуется составить таблице 13.

 

Таблица 13– Анализ розничного товарооборота по структуре в действующих ценах

Товарные группы Прошлый год Отчетный год Абсол. отклоне-ние, тыс.руб. Темп измене-ния, %
сумма, тыс. руб удельный вес, % сумма, тыс. руб удельный вес, %
1. … - - - - - -
2. … - - - - - -
…. - - - - - -
Итого: - 100,0 - 100,0 - -

 

При анализе структуры товарооборота предприятия необходимо выделить товарную группу, по которой проводится исследование в товароведной части дипломной работы.

При необходимости можно провести анализ товарооборота по кварталам отчетного года, что дает понятие о равномерности образования товарооборота; также анализируются другие показатели, характеризующие деятельность предприятия по избранной теме.

В третьем подразделеорганизационно-коммерческой части дипломной работы:

1) анализируется организация выбранного процесса на исследуемом предприятии;

2) рассматриваются факторы, которые влияют на данный процесс;

3) рассчитываются и анализируются показатели, характеризующие выбранное направление исследования.

В последнем подразделе на основе проведенного исследования и анализа предлагаются мероприятия по совершенствованию процесса.

Если при расчете коэффициента торговой площади получили к т < 0,5, необходимо провести работы по увеличению торговой площади, например, предложить новые планировочные решения. Согласно оценкам специалистов, увеличение торговой площади на 1 % увеличивает товарооборот на 0,3-0,4 %.

При увеличении торговой площади изменятся величины установочной и выставочной площадей, и соответственно необходимо предложить мероприятия по нормализации коэффициентов установочной выставочной площадей.

При рассмотрении темы «Организация розничной продажи товаров» необходимо определить эффективность методов, применяемых в магазине. На основе анализа интенсивности покупательских потоков при использовании метода продажи товаров через прилавок обслуживания необходимо определить оптимальное количество кассиров и продавцов и сравнить расчетное количество с фактическим количеством. На основе этого анализа можно сформулировать свои предложения об оптимизации численности персонала в магазине. Для этого можно использовать расчеты простейшей системы массового обслуживания. Примеры показаны в методических указаниях по выполнению курсовых работ по дисциплине «Организация предприятий торговли».

Последний подраздел состоит в разработке конкретных рекомендаций, позволяющих улучшить деятельность предприятия по выбранной тематике.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.