Модуль 2. Романтизм Франции, США и др.
Тема 9. Своеобразие и этапы развития французского романтизма.
Периодизация. Философские и социальные истоки французского романтизма. Эстетические манифесты романтиков: П. Леру «О символическом стиле», А. Мюссе «Экспромт», В. Гюго «Лунный свет». Обращенность к социальным и нравственным проблемам современности. Связь с литературой 18 века и противостояние классицизму. Система жанров. Основные представители. Живопись Делакруа, Жерико, Жироде: психологизм, конфликтность, контраст. Формирование французской романтической поэзии. Типология французского романа: социальный, психологический , исторический. Реформа театральной эстетики. Проблема взаимосвязи романтизма и реализма во Франции.
Тема 10. Французский исповедальный роман.
Социально-политические и культурные предпосылки возникновения жанра. Исповедь «лишнего человека» в романах Шатобриана, Констана, Мюссе .Своеобразие и эволюция жанра.
Р. де Шатобриан. Связь романа «Рене» (1805) с трактатами «О зыбкости страстей» и «Гений христианства». Автобиографичность героя. Чувство быстротекущего времени и эгоцентризм как доминанты характера Рене. Рене и байронические герои. Автор и герой. Трагедия эгоцентризма. Экзотика. Поэтика и значение пейзажей. «Цветистость» и «зыбкость» стиля. Устная форма исповеди.
Б. Констан. Предисловие к роману «Адольф» (1816) («Предуведомление издателя»). Письменная форма исповеди. Аналитизм. Точность и сухость стиля. Направленность самоанализа не только на мысли и чувства, но и на общественные связи. Любовная линия романа. Автор и герой. Пушкин о романе Констана и типе «лишнего человека».
А. де Мюссе. «Исповедь сына века» (1836). Определение сущности «болезни века» в предисловии к роману. Масштабность социально-исторических обобщений предисловия. Октав и А. де Мюссе. Тема утраченных иллюзий и саморасточения. Дежене как идеолог «болезни века». Париж и провинция. Образ Брижитт. Отражение в романе взаимоотношений А. де Мюссе и Ж. Санд. Французский исповедальный роман и «лишние люди» русской литературы.
Тема 11. Творчество В. Гюго.
Творческий путь В. Гюго – «патриарха» французской литературы. Периодизация творчества. Предисловие к драме «Кромвель» как манифест французского романтизма. Гюго как реформатор французского театра. Специфика историзма в романе «Собор парижской Богоматери». Композиция, система образов, концепция романтического героя, проблема просвещения и религии, символика, гротеск. Понимание готической архитектуры Гюго, многозначность заглавного образа в романе. Массовые сцены. Вымышленные и исторические персонажи. Социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла в романе «Отверженные». Специфика жанра, особенности характерологии. Роль авторских отступлений. Поэзия Гюго. Гюго в России.
Тема 12. Поэзия французского романтизма: Ламартин и А. де Виньи.
А. де Ламартин. Особенности образной системы в его лирике. «Уединение», «Озеро»: поэтика пейзажа. Двоемирие. Религиозность и философичность. Александрийский стих. «Поэтические и религиозные созвучия»: движение от догматической религиозности к пантеистическому мировосприятию.
А. де Виньи. Поэзия сосредоточения и самоуглубления. Обращение к античным мифологическим и историческим сюжетам. Единство драматического, эпического и лирического начал в поэмах де Виньи. Близость к жанру притчи. «Гефсиманский сад», «Моисей», «Смерть волка». Трагизм мироощущения. Строгость композиции и стиля. Своеобразие романтического героя. Тема богоборчества. Пессимистическая концепция истории. Этика «стоической гордости» и молчания. Тема природы и творчества: «Дом пастуха», «Бутылка в море», «Чистый дух».
Тема 13. Творчество Ж. Санд.
Уникальная роль писательницы в культурной жизни ее времени. Периодизация творчества. Эволюция эстетических взглядов. Общественно-политическая позиция Ж. Санд. Идеи эмансипации. Движение от психологического к социальному роману. Романы 1830-х годов «Индиана», «Жак», «Лелия»: особенности проблематики, героя, характерологии, сюжета. Ж. Санд и Бальзак. «Консуэло» - синтез психологического, исторического, «неистового» и социального романтического романа. Проблема взаимоотношений классов, культур. Утопизм. Тема масонства. Лиризм. Мастерство колористики в пейзажных зарисовках. Русские писатели о Ж. Санд.
Тема 14. Американский романтизм. Романное творчество Ф. Купера. Новеллистика В. Ирвинга и Э. По.
Роль романтизма в развитии литературы США, связь с процессаим становления американского самосознания. Специфика восприятия европейского опыта и складывающееся своеобразие национальной литературы на английском языке. Связь Купера с трацией В. Скотта, а В. Ирвинга и Э. По с немецким романтизмом. Хронологические нраницы и периодизация. Своеобразие американской поэзии и американского романа.
В. Ирвинг как представитель раннего этапа американского романтизма, создатель романтической новеллы. Фольклорные источники творчества.
Дж. Ф. Купер. Вклад Купера в создание американского романа. Разработка разновидностей романного жанра: исторического, приключенческого, морского, бытового. Цикл романов о Кожаном Чулке: индейская тема, тема «естественного человека, нравственный идеал писателя.
Г. У. Лонгфелло. Фольклорные образы поэмы «Песнь о Гайавате». Связь с традицией Купера в гуманистической трактовке индейской темы.
Э. По. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя. Статья «Философия творчества» и поэтические новации Э. По («Ворон», «Колокола», «Аннабель Ли»). Новеллистическое искусство. Формирование жанров, которые позднее разовьются в европейской литературе. Специфика двоемирия. Американского романтизма: сочетание полета фантазии, воображения с практицизмом и здравым смыслом, предваряющим появление реалистических черт. Значение Э. По для европейской и русской литератур.
4. Образовательные и информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
№
| Реализуемая технология
| Методы, приемы и виды работы
| Отрабатываемые компетенции
|
| Технология контекстного обучения/технология компетентностного обучения / технологии личностного развития
| осмысление ценностного содержания предмета, деятельность в сфере различных видов сотрудничества в педагогических и культурно-образовательных учреждениях города (школы, библиотеки, театры), междисциплинарные исследования (литература в контексте истории и культуры, литература среди других видов искусств и культуры), составление аннотированных хронологических таблиц
| ОК-1,
|
| Технология концентрированного обучения
| модульное обучение; составление аннотированных хронологических таблиц
| ПК-6
|
| Технология визуализации
| слайд-фильмы, презентации, использование интерактивных демонстрационных материалов (тексты, задания, опорные схемы, таблицы, понятия), составление читательских дневников (в том числе, иллюстрированных), организация выставок, стендовых докладов
| ПК-1
|
| Технология активизации деятельности / Технология эвристического обучения
| метод поэтапной постановки дидактических задач, проблемная лекция, семинар-дискуссия с "мозговой атакой", выездное практическое занятие (работа в музее, библиотеке), выполнение курсовых и дипломных работ, проблемное обучение и проблемно-диалоговое обучение, проектная деятельность,
| ПК-6
|
| Имитационные технологии
| игровое моделирование, технология педагогических мастерских, занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры, творческая мастерская; деловая игра, творческий проект, путешествие; творческая мастерская
| ПК-1
|
| Технология коллективной мыследеятельности / диалоговые технологии
| создание коммуникативной среды, расширение пространства сотрудничества в процессе обучения
| ПК-6,
|
| Компьютерные технологии
| Использование обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.); компьютерные тесты, трансформация и моделирование текста, самостоятельная поисковая работа (использование Интернет-ресурсов, мультедиа библиотеки, применение учебных электронных изданий по литературе, разработка презентаций к занятиям по литературе); составление электронных словарей выполнение творческих и научно-исследовательских, конкурсных работ на персональном компьютере); участие в телекоммуникационных проектах, Интернет-конференциях.
| ПК-6
|
| технология обучения анализу поэтического текста
| владение методами литературоведческого анализа, сбор материала, анализ, интерпретация
| ПК-6
|
| Технология контроля качества
| формы (тест, индивидуальное собеседование, фронтальный опрос, зачет, экзамен), применение бальной градационной системы оценки знаний
| ПК-6
|
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Автор
| Название
| Вид издания
| Место издания, издательство, год издания
| ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
| 1.Белобратов, А.В.
| История западноевропейской литературы 19 века. Германия. Австрия. Швейцария / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова
| учеб. для вузов : рек. М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. для студентов высш. учеб. заведений
| М. : Высш. шк., 2003 .— 237 с.
| 2.Соколова, Т.В.
| История западноевропейской литературы. XIX век : Франция, Италия, Испания, Бельгия
| рек. М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов высш. учеб. заведений
| М. ; СПб. : Академия : Изд-во СПб. гос. ун-та , 2003 .— 335 с.
| 3.Позднякова, Л.Р.
| История английской и американской литературы / Л. Р. Позднякова
| Учебное пособие
| Ростов н/Д : Феникс, 2002 .— 318 с.
| ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
| 4.Под ред. Михальской Н.П.
| Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч./ Под ред. Н.П. Михальской.
| Словарь
| М.: Дрофа, 2003. - 688 с.
| 5. Под ред. Н.П. Михальской
| История английской литературы/ Н.П. Михальская.
| Учебник
| М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 478 с.
| 6. Козлова, А.В.
| История зарубежной литературы XIX века (1 часть) / сост. А. В. Козлова
| Учебно - методический комплекс
| Дальневост. гос. гуманитар. ун-т .— Хабаровск : Изд-во ДВГГУ, 2010 .— 46 с.
| 7.Соловьева, Н.А.
| История зарубежной литературы: Предромантизм
| Учебное пособие
| М. : Академия, 2005 .— 272 c.
| 8.Ботникова, А. Б.
| Немецкий романтизм: диалог художественных форм
| монография
| М. : Аспект Пресс, 2005 .— 347 с.
| 9. Кохран, П.
| "Романтизм" и Байрон
| монография
| Cambridge : Scholars publishers, 2009 .
|
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
7. Методические указания обучающимся по изучению дисциплины
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: ЭСТЕТИКА ЙЕНСКОГО РОМАНТИЗМА
Продолжительность 4 часа
Учебная цель: уяснение философско-эстетических основ йенского романтизма на примере анализа философских фрагментов Ф. Шлегеля и Новалиса, а также произведений художественного творчества Новалиса и Л. Тика; формирование у студентов терминологического аппарата
навыков его практического применения в ходе анализа и дискуссии по изучаемому материалу.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Философские фрагменты Ф. Шлегеля и Новалиса. Их основные идеи:
А) романтический синтез искусств и романтический универсум;
Б) романтическая ирония;
В) теория романа, фрагмента, сказки;
Г) романтическая личность.
2. Художественное творчество Новалиса: «Гимны к ночи» и «Ученики в Саисе»:
I. «Гимны к ночи» Новалиса:
А) история создания;
Б) «день» и «ночь» как философские категории, романтическое двоемирие;
В) романтическая мифология Ночи и концепция Женственности;
Г) религиозная символика;
II. «Ученики в Саисе»:
А) идея взаимосвязи явлений и цель познания; соединение поэзии и философии;
Б) романтическая концепция природы;
В) способы познания, художник и ремесленник;
Г) «биокомпозиция» и роль вставной новеллы;
Д) хронотоп путешествия, метафизика любви, кольцевая композиция, мифологизм в «Сказке о Розочке и Гиацинте».
3. Отражение принципов романтической эстетики в новелле Л. Тика «Белокурый Экберт»:
А) путешествия Берты и Экберта как вариация темы романтических исканий и познания истины (сравнить с путешествием Гиацинта), хронотоп путешествий;
Б) проблема преступления и наказания (Берковский) или проблема рока;
В) цветопись и звукопись в новелле как отражение романтической концепции природы, значение песенки птицы;
Г) романтическая ирония;
Д) двойничество старухи;
Е) смысл кольцевой композиции (сравнить с кольцевой композицией сказки о «Розочке и Гиацинте» Новалиса).
Задания для самостоятельной работы:
«Белокурый Экберт».
Темы рефератов и докладов:
1. Концепция природы в немецком романтизме.
2. Основной символ романа Новалиса «Генрих фон Офтердинген» .
3. Философия тождества и идея всеобщей взаимосвязанности.
4. «Биокомпозиция» в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген»: значение вставной новеллы.
5. Человек, природа и городская цивилизация в «Белокуром Экберте» Тика.
Требования к содержанию и оформлению рефератов и докладов:
1. Объем реферата 10-12 листов. Шрифт – 14. Интервал − 1. Обязателен план, предшествующий основному тексту. В конце реферата четко сформулированные выводы и список литературы. Сноски на художественный текст и научно-критические работы оформляются по образцу курсовых работ и ВКР.
Список литературы:
1. История зарубежной литературы 19 века / под ред. Н.П. Михальской. – Ч. 1.− М., 1991.
2. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980.
3. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. – М., 1973.
4. Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма (Ф. Шлегель, Новалис) / Р.М. Габитова. – М., 1978.
5. Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: простарнство и время / Ф. П. Федотов. – Рига, 1988.
6. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика /
В. М.− Жирмунский. – Спб, 1996.
7. Зарубежные писатели : биобиблиографический словарь : в 2 ч. / под ред. Н.П. Михальской. – М. : Дрофа, 2003.
8. Практические занятия по зарубежной литературе : учеб. пособие для студентов / под ред. Н.П. Михальской, Б.И. Пуришева. – М. : Просвещение, 1981. – С. 103-111.
9. Бент М. И. Немецкая романтическая новелла / М. И. Бент. – Иркутск, 1987.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
ТЕМА: НОВЕЛЛИСТИКА Э.Т. А. ГОФМАНА
Продолжительность 2 часа
Учебная цель:Раскрыть художественное своеобразие новеллистики
Э. Т.А. Гофмана; периодизировать новеллистическое творчество писателя и выявить специфику воплощения принципов романтической эстетики в эволюции; закрепить и расширить теоретические представления студентов о жанре новеллы и его исторической поэтике.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Новеллы первого сборника новелл «Фантазии в манере Калло»: «Кавалер Глюк», «Приключение в ночь под Новый год», «Золотой горшок»:
А) искусство и жизнь, инварианты романтического героя;
Б) романтическое двоемирие, время и вечность в новеллах «Кавалер Глюк» и «Золотой горшок»;
В) преобладание исповедального начала в новеллах первого сборника;
Г) миф о родственных душах и его инверсия;
Д) романтическая ирония и гротеск.
2. Поэтика «Ночных этюдов» Гофмана:
А) проблема зла и смысл заглавия сборника;
Б) трансформация героя, концепции романтического искусства, концепции любви, безумия в «Песочном человеке»;
В) изменения в повествовательной манере.
3. Поздний сборник новелл «Серапионовы братья»:
А) принцип Серапиона и полемика с ним;
Б) трансформация творческой личности в новеллах «Мадмуазель де Скюдери», «Счастье игрока», «Угловое окно»;
В) эволюция повествовательной манеры, движение в сторону эпизации;
Задания для самостоятельной работы:
1. Отметьте в тексте новелл разных сборников эволюцию образа художника и прокомментируйте отмеченные изменения.
2. Укажите проявления гротеска и романтической иронии в новеллах.
Список литературы:
1. История зарубежной литературы 19 века / под ред. Н.П. Михальской. – Ч. 1.− М., 1991.
2. Зарубежные писатели : биобиблиографический словарь : в 2 ч. / под ред. Н.П. Михальской. – М. : Дрофа, 2003. – Статья о Гофмане.
3. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. – М., 1973.
4. История всемирной литературы : в 9 т. Т. 6. – М., 1983−1994.
5. Карельский А. В. От «субъективного» пламени к теплу «объективности» / А. В. Карельский // Проблема метода и жанра в зарубежной литературе. – Вып. 3. – М., 1979.
6. Художественный мир Гофмана. – М., 1982.
7. Бент М. И. Немецкая романтическая новелла / М. И. Бент. – Иркутск, 1987.
8. Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература / А. Б. Ботникова. – Воронеж, 1977.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
ТЕМА: ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «ОЗЕРНОЙ ШКОЛЫ»
Продолжительность 2 часа
Учебная цель: Осмысление литературного новаторства поэтов−озерников; совершенствование анализа лирического стихотворения и навыков работы с эстетическими манифестами.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. «Предисловие ко второму изданию «Лирических баллад» У. Вордсворта как манифест английского романтизма:
А) предмет поэзии;
Б) требования к поэтическому языку;
В) принципы нового поэтического искусства6 поэтичность обыденности, роль воображения и др.
2. Тема единства природы и человека, детства, любви в стихотворениях и балладах Вордсворта. «Строки, написанные в нескольких милях от Тирнтернского аббатства», «Нас семеро», цикл стихотворений «Люси».
3. Роль Вордсворта в развитии английского языка.
4. «Сказание о старом мореходе» как новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом:
А) отражение в поэме представлений Колриджа о фантазии, первичном и вторичном воображении, отличии поэтического языка от обыденной речи;
Б) тема греха и искупления в поэме, христианские мотивы;
В) ужасное как возвышенное;
Г) двоемирие;
Д) своеобразие композиции: романтическая разорванность, прозаический комментарий, значение диалогов;
Е) живописность и символичность образа моря.
Задания для самостоятельной работы:
1. Законспектировать по выделенным в плане аспектам «Предисловие к «Лирическим балладам» Вордсворта.
2. Сделать письменный анализ одного лирического стихотворения Вордсворта или Колриджа. Акцентировать литературное новаторство поэтов.
Темы рефератов:
1. Символический образ моря в «Сказании о старом мореходе»Колриджа.
2. Христианские мотивы в поэме Колриджа.
3. Воображение и реальность в творчестве Вордсворта.
Требования к оформлению рефератов:
смотрите «Семинарское занятие № 1».
Список литературы:
1. История зарубежной литературы 19 века / под ред. Н.П. Михальской. – Ч. 1.− М., 1991.
2. Зарубежные писатели : биобиблиографический словарь : в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М. : Дрофа, 2003.
3. Зарубежная литература : 19 век. Романтизм : хрестоматия / под ред.
Я. Н. Засурского. – М.,1979.
4. Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики /
Н. Я. Дьяконова. – М., 1978.
5. Михальская Н. П. История английской литературы / Н.П. Михальская. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.
6. Гусманов И. Г. Лирика английского романтизма / И.Г. Гусманов. – Орел, 1995.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
ТЕМА: НОВЕЛЛИСТИКА Э. ПО
Продолжительность 2 часа
Учебная цель: Выявить национальную специфику американского романтизма на примере анализа новеллистического творчества Э. По; раскрыть характер взаимосвязи Э. По с немецким романтизмом; развить навыки анализа поэтики новеллы.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Мировоззрение и эстетика. Основные идеи статей «Философия творчества» и «Принцип творчества».
2. Этапы творчества По.
3. Типы новелл По: ужасные, детективные, фантастические.
4. Художественные новации Э. По. Специфика двоемирия: сочетание полета воображения и практицизма.
5. Русские писатели и творчестве Э. По (Достоевский, Блок, Брюсов).
Темы рефератов и докладов:
1. Связь психологической новеллы Э. По с принципами немецкого романтизма.
2. Поэтический идеал в творчестве Э. По.
Список литературы:
1. Зарубежные писатели : биобиблиографический словарь : в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М. : Дрофа, 2003.
2. История зарубежной литературы 19 века / под ред. Н. П. Михальской. – Ч.2. − М., 1991.
3.История всемирной литературы : в 9 т. Т.6. – М., 1989.
4. Аллен Г. Эдгар По / Г. Аллен. – М., 1984.
5. Ковалев Ю. В. Эдгар По. Новеллист и поэт / Ю. В. Ковалев. – Л., 1984.
6. Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе 19 века /
М. Н. Боброва. − М., 1972.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|