Сделай Сам Свою Работу на 5

Модуль 1. Романтизм Германии и Англии.

050100.62

Педагогическое образование

Профиль подготовки

русский язык и литература

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

заочная

 

 

Хабаровск

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

Направление 44.03.05 / 050100.62 Педагогическое образование (5 лет)

 

Автор: Черкес В.П.____________________________

 

Визы:

Декан факультета ________________ (______________)
Зав. кафедрой ________________ (______________)
Уполномоченный по качеству кафедры ________________ (______________)

Программа одобрена на заседании ____________________________________

(Совет факультета, кафедра)

от «___» ________ 201__года, протокол № ________.

 


1. Пояснительная записка

Изучение дисциплины является необходимым звеном в профессиональной подготовке филолога и учителя русского языка. Цели учебной дисциплины– познакомить студентов с крупнейшими художественными достижениями зарубежной литературы эпохи романтизма начала XIX века; показать значимость философско-эстетических основ романтизма в изучении истории зарубежной и русской литературы, а также раскрыть современное звучание творчества европейских романтиков.

Дисциплина «Зарубежная литература XIX века. Первая половина» является этапом в целостной системе изучения истории зарубежной литературы. Теоретический, терминологический, методологический аппарат дисциплины строится на основе основных понятий курса «Теория литературы».

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

– сформировать представление о месте и значении истории зарубежной литературы эпохи романтизма XIX века в общем курсе истории мировой литературы;

– уметь рассматривать формирование романтизма как метода и направления в культурном контексте эпохи;

– видеть национальную специфику развития романтизма в странах Европы;

– знать основные факты биографии изучаемых писателей, определившие характер их творческой индивидуальности;

– приобрести навыки изучения, реферирования и конспектирования эстетических манифестов романтиков;

– усовершенствовать навыки самостоятельной работы с эстетическими документами и научно-критической литературой;



– представлять специфику жанра романа-мифа, романтической поэмы, философской романтической драмы, романтического исторического романа;

– владеть навыками анализа лирического стихотворения как преимущественной формы литературного творчества романтиков в устной и письменной форме;

– уметь устанавливать русско-европейские литературные связи;

– владеть навыками ведения дискуссии по проблемам курса;

– уметь выполнить тестовые задания по изучаемому материалу;

– уметь самостоятельно подготовить к экзамену ряд вопросов, не освещенных в лекционном курсе;

– уметь представить изученный материал в форме творческого проекта (ролевая игра; чтение лирического стихотворения с элементами театрализации).

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Общекультурные компетенции:

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

 

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

 

профессиональные компетенции (ПК):

готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

 

Специальные компетенции (CK):

способность определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (CK-4):

владение приемами анализа текстов различных видов и жанров (CK-6):

Готовность к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений (CK-8):

Готовность к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (CK-9).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- психологические законы восприятия произведений искусства (ПК-1);

- современные технологии в преподавании античной литературы, систему организации уроков и мероприятий по литературе (ПК-1);

- методологические и методические основы художественного анализа, литературоведческие школы, их представителей (ОПК-3).

Уметь:

- оценивать психолого-педагогические и методические проблемы, прогнозировать развитие той или иной психолого-педагогической ситуации (ПК-6);

-выбирать адекватные в конкретной ситуации методы и виды деятельности (ПК-3);

- организовывать учебную деятельность учащихся разных возрастных групп (ПК-5);

- отбирать учебные и учебно-методические пособия по теории и истории художественной культуре в зависимости от содержания курса и возрастных особенностей учащихся (ПК-6).

Владеть:

- владеть навыками тематического, поурочного, календарного планирования курсов, самостоятельного анализа урока, контроля и самоконтроля учащихся (ПК-6);

- навыками анализа различных произведений литературы в контексте мировой национальной культуры и в контексте культурно-исторического развития методики (ОПК-3)

 

2. Структура дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа, 14 часов аудиторных занятий (6/8); 130 часов самостоятельной работы

 

 

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (часов всего/из них часов в интерактивной форме) Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
      ЛК Л/Р П/З С/Р  
Романтизм Германии и Англии   Конспект Собеседование, Составление презентаций Чтение текстов наизусть Доклад
Романтизм Франции, США и др.   Конспект Собеседование Составление презентаций Составление словаря Чтение текстов наизусть

 

3. Содержание дисциплины

Модуль 1. Романтизм Германии и Англии.

Романтизм 19 века – это, с одной стороны, полное выражение романтического мировосприятия, присущее человечеству с момента осознания им самого себя, а с другой стороны, сформировавшаяся художественная система, включающая в себя литературу, философию, юриспруденцию, экономику, музыку, живопись, архитектуру и т.д. Сущность понятия «мировая литература» на этом этапе проявляет себя с полной отчетливостью в процессе развития и взаимодействия европейской и американской литератур. Одна из важных задач курса – выявление взаимосвязей и взаимовлияний при анализе индивидуальных методов романтиков, а также типологической близости литературных явлений.

 

5. Краткое содержание каждой темы.

Тема 1.Романтизм как художественный метод и направление. Исторические и философские предпосылки романтизма. История термина. Эстетические принципы романтизма. Этапы европейского романтизма 19 века.

Метод романтизма, романтическое мироощущение, романтизм как литературное направление. Исторические и философские предпосылки романтизма начала 19 века.Этимология термина. Романтизм и предромантизм.

Эстетические принципы романтизма. 1. Двойственность и стремление к универсальности как основные черты метода. Понятие романтического двоемирия. 2. Концепция личности и типология романтического героя – «гражданина двух миров». Титан и странник. 3. Романтический психологизм. Двойничество, безумие, пограничные состояния сознания. 4. Концепция искусства и художника. Отказ от нормативности классицизма. Провозглашение безграничной свободы художника. 5. Романтическая метафизика любви. Миф о двух половинах души. Софийная концепция женственности. 6. Отказ от правдоподобия изображения жизни. Культ воображения. 7. Романтический историзм. 8. Мифологизм и символика.

Специфика жанрового развития в романтизме. Роматизми средние века. Романтизм и Ренессанс. Романтизм и Просвещение. Основные представители. Этапы европейского романтизма.

 

Тема 2. Своеобразие немецкого романтизма. Его периодизация. Творчество иенских романтиков. Гейдельбергский и берлинский этапы немецкого романтизма.

Иенский романтизм.Связь масонской философии, теологии с эстетикой и практикой романтиков – писателей, художников, музыкантов. Роль философии Ф. Шеллинга в формировании эстетики романтизма: концепция мира, развития, познания, Бога и природы, искусства, любви, романтической иронии.

Деятельность братьев Фридриха и Августа Шлегелей. Журнал «Атенеум» как печатный орган иенского романтизма. Учение Ф. Шлегеля о романтизме как высшей форме современного искусства. Философские фрагменты. Теория романтической иронии. Роман «Люцинда» как воплощение философско-эстетических идей автора. Переводческая и литературная деятельность А. Шлегеля.

«Магический идеализм» Новалиса. Основные жанры. Фрагмент как жанр. «Гимны к ночи»: романтическая метафизика эроса, концепция женственности. «Дневное» и «ночное» как философские категории. Символика и специфика жанра. «Ученики в Саисе» и «Генрих фон Офтердинген»: концепция природы и познания. Мировая душа. Связь с Фихте и Шеллингом. Роль вставных новелл. «Биокомпозиция» (Н. Я. Берковский). Тема томления по романтическому идеалу и странствий в поисках истины. Романтический дуализм. Образ голубого цветка. Мифологизм и символика. Мотив сна.

Л. Тик. Идеализация средневековья. Дюрер и Рафаэль в творческом сознании Тика. «Странствования Франца Штернбальда» как отражение эстетических идей автора. «Белокурый Экберт» как выражение романтического дуализма. Инверсия мотива странствий в поисках идеала, тема рока, уединения. Мотив инцеста как инверсия мотива соединения двух половин души. Замкнутость художественного пространства. Музыкальность и живописность стиля. Романтическая ирония. Двойничество.

Новалис и Тик в России. Преобладание оптимистического мироощущения в творчестве иенскиз романтиков. Теснейшая связь эстетики иенского романтизма с музыкой и живописью (Фридрих, Керстинг, Рунгел).

Гейдельбергский романтизм.Основные представители. Изменение общественно-политической ситуации в Германии. Ориентация на народное искусство. Сказки братьев Гримм, «Волшебный рог мальчика» Арнима и Брентано. Соотношение фольклорных и литературных традиций. Живопись К.Ф. Фора, Ф. Овербекка, Фр. Пфора – религиозные и обыденные мотивы. Усиление ощущения непознаваемости бытия и усложнение сюжетов.

Берлинский романтизм.Изменение нравственных, религиозных, философских, эстетических ориентиров. Кант, Шопенгауэр, католицизм, сменившие Фихте, Шеллинга, Шлейермахера. Усиление трагического восприятия мира. Эволюция романтического идеала, основных идей и образов предыдущих этапов. Приход на смену романтической иронии, как формы философского осмысления умозрительных конструкций, сатирического отражения действительности. Гротеск как структурообразующий фактор. Эволюция жанра литературной сказки. Трансформация жанров, отражающая абсурдность реального мира. Идея недостижимости идеала.

А. фон Шамиссо. «Удивительная история Петера Шлемиля». Двойничество и его нравственно-философский смысл. Христианские мотивы. Трансформация мотива путешествия. Тема грехопадения и искупления. Этап самосознания героя. Герой и автор. Значение двух предисловий в повести. Изменение отношения к науке.

Тема 3. Творчество Э.Т. А. Гофмана.

Э. Т. А. Гофман. Идея универсальной личности. Юриспруденция и искусство, «проза» и «поэзия» в жизни Гофмана. Странничество. Органическая связь писателя с идеями иенского романтизма. «Фантазии в манере Калло»: смысл заголовка, значение предисловия, состав сборника. «Театрально-живописно-музыкальный» стиль. Использование «сонатной формы» в композиции. «Кавалер Глюк» как увертюра романтического цикла. Образ музыканта-гения и его откровения об искусстве. Энтузиаст и Глюк как двойники. Двоемирие, романтическая ирония, неоднозначность фантастического финала. Жанровая специфика новеллы: «исповедь в исповеди». «Дон Жуан»: слияние родственных душ в музыке (анамнесис). Метафизика эроса. Донна Анна и рассказчик-энтузиаст. Донна Анна и Дон Жуан. Структура художественного пространства и времени. «Золотой горшок»: двоемирие, образы масонской мифологии, гротеск, романтическая ирония.

«Ночные этюды». Научно-философские истоки темы ночной стороны жизни. Проблема объективности-субъективности зла в «Песочном человеке».

Трансформация концепции искусства (безумия) и художника-романтика в «Песочном человеке». Эволюция женских образов: Клара. Изменение и усложнение повествовательной манеры как движение к объективности изображения.

«Серапионовы братья». Идеи Серапиона и полемика с ними. Эволюция тематики и структуры повествования в позднем сборнике новелл. «Мадемуазель Скюдери», «Угловое окно»: изменение концепции творческой личности, тема жестокости, непредсказуемости бытия. «Угловое окно» как творческое завещание Гофмана. Своеобразие жанра, проблематики и художественной структуры романов Гофмана: «Эликсиры сатаны» и «Житейские воззрения кота Мурра». Гофман и русская литература.

Тема 4. Своеобразие и этапы английского романтизма. Предромантизм. Поэзия У. Блейка.

Исторические и культурные условия появления. Периодизация английского романтизма. Предромантизм. Тема природы в лирике Томсона, Макферсона, Оссиана. Тяга к необычному и таинственному. Роль «романов ужасов» Радклиф и Льюиса. Идеологические течения, работа Э. Берка «Философские исследования о происхождении наших идей Возвышенного и Прекрасного». Новые представления об ужасном как прекрасном. Сочетание в английском романтизме сенсуалистического эмпиризма с идеализацией действительности. Идея живописности и ее связь с темой природы. Два типа живописи, две романтические концепции мира – Тернер, Констебль.

У. Блейк. Предвосхищение идей и форм английского романтизма. Тираноборчество, воображение, мифология, своеобразие демонизма. Контрастность «Песен Невинности» и «Песен Опыта». Концепция романтического восприятия и отражения мира.

Тема 5. Творчество поэтов «Озерной школы».

Судьбы поэтов: сходства различия. «Три сердца, но одна душа». Эстетическая программа «Озерной школы». Отношение к французской революции.

У. Вордсворт. Концепция творчества и творческой личности, идея связи человека и природы, проблема воображения и рассудка, языка искусства. «Предисловие к лирическим балладам». Народные типы в лирических балладах. Поэтичность обыденности, роль воображения. Роль Вордсворта в развитии английского языка.

С. Т. Колридж. Первичное и вторичное воображение, ассоциативность языка, отличие его от языка обыденной речи. «Сказание о старом мореходе» как новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом, своеобразие композиции, контраст, тема грехопадения и искупления греха. Неосознанные действия человека и тайные силы мира. Ужасное как возвышенное. Живописность. Символический смысл образа моря.

Р. Саути. Развитие тенденций народной баллады в поэмах. Христианская проблематика. Демоническое как безнравственное. В. А. Жуковский как переводчик баллад Саути на русский язык.

 

Тема 6. Творчество Д. Г. Байрона.

Байрон – личность-миф романтической эпохи. Истоки характера и творчества, жизненные цели поэта. Проблема воображения, действительности и мысли. Скептицизм и рационализм. Титанизм героев и конфликтов. Периодизация творчества. Своеобразие ранней лирики Байрона: «К Музе вымысла», «Хочу я быть ребенком вольным», «Английские барды и шотландские обозреватели». Лирика лондонского и заграничного периодов. Философская, любовная, политическая лирика. Формирование титанического «Я» поэта.

Жанровые особенности «Восточных поэм». Особенности сюжета и композиции. Экзотика. «Паломничество Чайльд-Гарольда» как новый тип лироэпической поэмы: изменения в сюжете, проблема связи лирического героя и героя произведения, превращение эпического произведения в лирический дневник автора. Поэма как обзор важнейших событий времени. Байронический герой.

Духовный кризис Байрона. Глобальность и живописность апокалипсических сцен в стихотворении «Тьма». Своеобразие философских драматических поэм «Манфред» и «Каин». Мистериальное начало, символика и аллегоризм. Проблема бессмертия. Движение авторской мысли от отчаяния эгоцентрика к ответственности гуманиста, переосмысление библейских образов в «Каине». Роль кольцевого сюжета. Переосмысление романтических тем и героев в романе «Дон Жуан». Причины и принцип использования «вечного образа», проблематика, сатирические черты. Байрон в Англии и в России.

 

Тема 7. Исторический роман В. Скотта.

Поэзия В. Скотта. Связь его баллад с народным творчеством. Специфика историзма, соединение частной жизни с развитием общества. История и современность. Концепция личности в романах В. Скотта. Своеобразие композиции. Связь романов В.Скотта с готическим романом. Роль описаний местности и портретов персонажей. Воплощение исторических и эстетических принципов в романе «Айвенго». Значение исторической традиции В. Скотта для мировой литературы.

 

Тема 8. Лирика П.Б. Шелли.

Мировоззренческие основы творчества. «Защита поэзии» как эстетический манифест Шелли. Смысл творчества, воображение, предмет искусства и его роль в обществе. Связь с Предисловием к «Лирическим балладам» Вордсворта. Бунтарская направленность и социальные идеи поэзии Шелли. Человек и природа. Пантеизм лирики Шелли.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.