|
Священная нить: средство защиты
В семьях брахманов дарование священной нити — это важнейшее духовное событие. Эта церемония восходит к древнейшим культам и включает в себя обет быть верным духовному пути в течении всей жизни.
Получить священную нить могут мальчики в возрасте от восьми до двенадцати лет. Если священная нить не будет дарована в этот период или если ритуалы не были соблюдены со всей точностью, мальчик подвергается церемонии очищения или даже может быть изгнан из сообщества брахманов. После того как нить дарована, мальчик должен выполнять минимум двенадцать Крийя или Пранаям (дыхательных упражнений) с Гаятри мантрой. Гаятри — это Божественная Мать Вед, или Знания. Мана значит «ум», а тра — «тот, кто спасает». Таким образом, Гаятри мантра обозначает то, что спасет ум от внешних воздействий и поможет осознать абсолютное Знание.
Мальчик обязан выполнять Пранаямы три раза в день (утром, днем и вечером). Каждое утро мальчик не принимает завтрак до тех пор, пока он не омылся и не выполнил по крайней мере Двенадцать Крийя. Если священная нить порвется, ее следует заменить, в противном случае он вообще не может прикасаться к еде. Без священной нити ни один мужчина-брахман не может исполнять культовые службы.
В действительности, когда мальчик получает священную нить, он становится Двийя, или «дважды рожденным» (Дви значит «два», йя — «рождаться»), и обретает способность к духовной жизни.
«Истинно, истинно говорю я вам, пока человек [ищущий] не родится снова [станет Двийя], не может он узрить [пробудится к] царство Бога [уравновешенное дыхание]».7
Причина, по которой священная нить даруется в таком юном возрасте, заключается в необходимости защитить мальчика от ухода во внешний мир (а это грех) и направить его на духовный путь до полового созревания. Основная мысль здесь заключается в том, что человек не так связан земными узами до проявления сексуального начала, а когда затронута Савитри, «Девственность» (в данном случае семя представляет потенциальную энергию Кундалини), тогда уже очень сложно обратиться к духовной жизни. «Истинно, истинно говорю я вам, пока человек не родится из воды [ритм осознания] и из духа [Дыхания], не сможет он войти в царствие Божие [уравновешенное Дыхание]».8
Священная нить служит защитой мальчику, так же, как раннее замужество — девочке. Когда жена достигает психической зрелости, она может присоединиться к своему мужу, и, таким образом, она не может потерять целомудрие или стать нечистой для духовной жизни. Пока муж и жена тесно связаны своими помыслами и чувствами, они должны вместе совершать ритуалы и культовые обряды. Жена сидит слева от мужа и держит правой рукой его левую руку, и для нее — это священная нить. Муж держит священную нить правой рукой на уровне груди, он держит ее большим и указательным пальцем, соединяя кончики пальцев.
Священную нить носят через левое плечо, она проходит наискосок вправо по груди. Священная нить может быть сложена втрое, вчетверо, вшестеро или вдевятеро в зависимости от природы класса брахмана. Священная нить напоминает брахману (кшатрию и вайшье, которые могут получить ее в возрасте шестнадцати лет) о данном обете. После получения священной нити брахман бреет голову, оставляя только одну прядь волос на макушке. Она называется сикха, «Пламя», или чайтан, «Сознание». Прядь отмечает место Брахмарандхры, «отверстия Брахмы», и брахмачари должен помнить об этом месте.
Лахири Махасайя получил священную нить в 1836 году в восемь лет. Тогда отец отправил его в школу Кинг Джей Нараяна Гхосал в Бенаресе. До этого его учил отец.
глава 3. обучение ведическим дисциплинам
Когда Гаура Мохан решил уехать из Кришна Нагара, чтобы дать образование своему сыну Лахири Махасайя, он имел в виду следующее. Он знал, что на Востоке дается преимущественно духовное образование. В соответствии с духом ведической культуры суть обучения состоит в том, чтобы прекратить деятельность ума и достичь лишенного собственного я состояния Сознания. Таков прямой путь к высшей Истине.
Образование высоко ценится в индийских семьях, особенно в тех, которые живут в более духовных и образованных слоях общества. Гаура Мохан хотел, чтобы его сын воспользовался всеми преимуществами обучения, идущего от ведической культуры, но кроме того, он стремился с тому, чтобы Лахири Махасайя был осведомлен о других культурах и цивилизациях. Божественное Провидение направляло руку Гауры Мохана, чтобы подготовить его сына к выполнению предназначенной ему вселенской миссии. Другим поводом переехать в Бенарес послужил распространенный в индийском обществе обычай. Многие жители Индии не любят уезжать из родных мест, потому что язык и обычаи различных районов страны сильно отличаются друг от друга. Люди любят путешествовать, но не селятся в других штатах из-за больших различий в языке и обычаях. Они боятся утратить свою самобытность.
Если посмотреть со стороны, Индия кажется страной, объединившей многие народы и языки. Воедино их связывает только ведическая культура и проистекающие из нее духовные чувства. Кроме санскрита и английского, в Индии говорят еще на четырнадцати языках. Они полностью отличаются друг от друга, и даже буквы в их алфавитах разные. Вследствие такого разнообразия, а также ревности, с которой отдельные части большого общества держались за свою автономию, Индия никогда не выступала на политической арене как единый народ, до того как Британия не взяла в свои руки контроль над страной. Двадцать три индийских штата, население которых различается по стилю одежды, особенностям кухни, языку и политическим предпочтениям, получили независимость в 1947 году, и сейчас они называются «Республика Индия».
Несмотря на возникшие препятствия, отец Лахири Махасайя переехал из Бенгалии в Бенарес (штат Уттар-Прадеш), как и было задумано. Бенарес, славящийся как место пребывания многих йогов, был самым подходящим местом для того, чтобы Лахири Махасайя получил внутреннее образование. В древние времена внутреннее образование можно было получить в Брахмачарья ашрамах (монастырях или местах отшельничества избранных монахов). Мальчиков обычно отправляли туда в возрасте восьми лет, после того как им была дарована священная нить. В течение следующих семнадцати лет детям и родителям не разрешалось видеть друг друга. Наставниками были йоги, которые обучали санскриту, грамматике и писанию. Ученики и наставники вместе занимались медитациями, чтобы отключить ум и достичь внеличностного состояния Сознания. Когда ученики завершали курс обучения, предполагалось, что они достигли состояния духовной собранности. (Самаварта: сама значит «равный» или «равенство»; варта — «послание» или «дарованный», то есть тогда они могли видеть единого Бога во всем, несмотря на многочисленные проявления жизни на планете.) В возрасте приблизительно двадцати пяти лет молодые люди возвращались к своим родителям, чтобы вступить в брак и начать период семейной жизни на основе духовной осознанности. В соответствии с обычаями ведической культуры жизнь индуиста делится на четыре части, исходя из общей протяженности жизни в сто лет. Вот эти части:
1. Первые двадцать пять лет называются Брахмачарья ашрам, и они должны быть посвящены духовному образованию, которое проходит ученик (Брахмачари).
2. Следующие двадцать пять лет, Грихастха ашрам, следует провести в духовной семейной жизни.
3. Третья четверть века, Ванапрастха/Банапрастха ашрам — это период покоя, то есть человек удаляется в леса и уединяется там.
4. Последние двадцать пять лет, Санньяс ашрам — это годы самоотречения.
Концепция деления человеческой жизни на четыре части основана на этапах духовного роста человека и предназначена не только для индийского общества, но, как и классификация типов людей, создана для всех религий. Как и в случае с четырьмя классами людей (кастами), существует духовная интерпретация четырех этапов человеческой жизни. Вот как можно понимать четыре этапа человеческой жизни:
1. В течение первых двадцати пяти лет жизни ученик (Брахмачари) живет вместе с наставником в монастыре. Но возникает вопрос: «А кто его наставник? Где этот монастырь?» Истинный ответ приходит из глубин внутреннего Я, и он гласит: «Кутастха, внутреннее Я — вот настоящий Наставник, а область между бровями — вот монастырь». В действительности, практикуя Крийя-йогу, ученик живет в единстве с внутренним Я, которое сосредоточено между бровями в Брахмачарья ашрам.
2. Следующие двадцать пять лет посвящены дому, но где, в конце концов, этот дом? Когда ученик утвердился в Единстве с внутренним Я, научился видеть все то же Я внутри и снаружи, и для него не существует различий между внутри и снаружи, тогда он обрел истинный Дом Покоя, то есть, состояние уравновешенной осознанности, Дом или Обиталище Мира.
3. Следующие двадцать пять лет — это Ванапрасатха ( Вана значит «лес», прасатха — «уходить»). Предполагается, что человек в это время уходит в леса. Хотя лес принято считать обителью покоя, но в мире нет места, где было бы достаточно спокойно, потому что ум человека отправляется вместе с ним, куда бы он ни пошел, а ум создает мир вокруг. Но в теле человека существует такое обособленное место, в котором можно отключить ум. Это область между бровями, в которой дыхание уходит внутрь позвоночника и поднимается по нему к макушке. Она называется Самадхи. Состояние самадхи, или Единство с внутренним Я — вот тот лес, который на самом деле соотносится с жизнью Ванапрастха.
4. Когда все выше перечисленные этапы пройдены в надлежащем порядке, тогда эго уничтожается и полностью осознается смысл Жизни в Самоотречении (последние двадцать пять лет). Уничтожение эго — вот подлинное самоотречение. Когда ищущий достигает Единства с высшим Я, его эго и индивидуальность автоматически исчезают, или уничтожаются. Санньяс (Сан значит «ложное представление о действительности», ньяс — «оставлять») буквально означает «оставлять ложное представление о действительности», основанное на эго и индивидуальности или разуме. Подобное отбрасывание ложных представлений должно происходить с помощью Крийя-йоги или медитации. Невозможно добиться этого с помощью логических рассуждений или размышлений.
Такое деление на четыре части упорядочивает общество, так, чтобы люди могли спокойно жить духовной жизнью в мирной атмосфере. Социальные последствия этого деления обсуждаются в следующей главе.
Таковы настоящая восточная система и дух образования в соответствии с ведической культурой. За время британской колонизации Индии эта система постепенно пришла в упадок; в стране постепенно распространился формальный английский стиль обучения. Сперва школы, колледжи и университеты выпускали клерков для выполнения большого количества административной работы, а потом университеты стали уделять больше времени интеллектуальному развитию, ориентируя своих выпускников на коммерцию и различные другие профессии. Интеллектуализм, препятствуя развитию аналитического мышления, дает побочный эффект — развитие сильно выраженного эго. Таким образом, интеллектуализм мешает духовному росту и блокирует путь к вечному Осознанию.
Отец Лахири Махасайя хотел, чтобы тот получил образование в восточном духе, но не считал целесообразным отказываться от того, что предлагают английские школы. А потом Лахири был зачислен в несколько местных современных школ, включая Правительственный санскритский колледж, и обучался на английском, французском, бенгали, санскрите, хинди, урду и парен. Он также отправился изучать санскрит, Веды, и Упанишады у известных специалистов по санскриту, включая Джойя Нараяна Гхосала и ученого священнослужителя Махаратта Пандита Нага Бхатта из Бенареса. Таким образом, его отец воспитал своего сына в духе как восточных, так и английских традиций, и он балансировал на грани обеих культур — Восточной и Западной.
Брахмачарья — внутренний образ жизни
В соответствии с ведической культурой жизнь ученика носит название Брахмачарья ашрам. Поверхностное прочтение писания дает нам образ Брахмачари как человека, который соблюдает обет безбрачия, но в духовном плане Брахмачарья значит «Устремление Внутрь». Брахма значит «высшее Я», а ачари означает «тот, кто живет внутри». Таким образом, тот, кто живет внутри или созвучен Брахме, или высшему Я, и называется Брахмачари.
Считается крайне важным хранить целомудрие в первое время обучения. Причина этого кроется в том, что целомудрие, то есть добровольная и благочестивая сублимация сексуальной энергии в целях высшего блага (а вовсе не механическое подавление физических потребностей), сохраняет сексуальную энергию, чтобы использовать ее для духовного продвижения вперед. Без подобного контроля очень трудно успокоить и сконцентрировать неуправляемый ум, и тогда внимание человека фокусируется на внешнем мире и внешних привязанностях. Развивается сильное чувство индивидуальности, или эго, а это уводит человека от самого себя и приводит к материальному миру. Вот почему в возрасте от восьми до двадцати пяти лет мальчики проводят время в Брахмачари ашраме, чтобы ничто не мешало их внутреннему образованию, направленному на рассредотачивание ума.
За время своего обучения Лахири Махасайя стал с большим энтузиазмом относиться к ведическому образу жизни. Его медитации и занятия отражали его приверженность к духовной жизни. Эта приверженность нашла выражение в том, что он распространял священное писание Бхагават Гиту среди других людей. Собственноручно скопированная им Гита появилась в 1846 году. Он сохранял целомудрие в течение некоторого времени после женитьбы, потому что вступил в брак в более юном возрасте, чем это принято. Поскольку его отец находился уже в преклонном возрасте, он попросил Лахири Махасайя вступить в брак, чтобы он смог увидеть своих внуков. Но на самом деле Лахири Махасайя прожил по строгим правилам Брахмачари до тридцати пяти лет, что на десять лет дольше, чем предписано ведическими правилами. В действительности он женился в 1846 году, но не вступал в брачные отношения до 1862 года и жил по строгим правилам Брахмачари.
Когда он встретился с божественным Гуру, Бабаджи, в Гималаях в 1861 году и прошел инициацию, тот велел ему вернуться к семейной жизни, чтобы выполнить предопределенный судьбой долг. Только тогда он вступил в брачные отношения, и в 1863 году появился на свет его первый сын Тинкори Лахири.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|