Сделай Сам Свою Работу на 5

КУЛЬТУРНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Аномия - дезорганизация социальной жизни, при которой нормативный, институциональный порядок в обществе перестает выполнять свою регулирующую роль (Э. Дюркгейм).

Аномия по Р. Мертону не означает отсутствие норм, а лишь констатирует, что тот или иной субъект относится к социальным нормам негативно или равнодушно. Состояние дезорганизации (аномии) создает условия для девиации, т. е. отклонения от общепринятых социальных норм поведения. Девиация возникает и в стабильных обществах.

2. Культурное отставание –состояние общества, когда в нем совершаются перемены в материальной культуре, опережающие трансформацию нематериальной (адаптивной) культуры, что вызывает целый спектр проблем (У. Огборн).

Причины культурного отставания по У. Огборну:

· Малое количество изобретений в адаптивной культуре.

· Препятствие адаптивным изменениям.

· Опосредованные контакты между адаптивной и материальной культурой.

· Связь адаптивной культуры с другими элементами культуры.

· Сопротивление адаптации, вызываемое ориентацией группы, ее оценками и пр.

В теории Л. Уайтапроблема культурного отставания связана с чрезмерным развитием экономического института по сравнению с политическими, религиозными, семейными, образовательными и другими институтами, что приводит к дисбалансу в развитии социальных институтов общества.

В концепции П. Сорокина культурные отставания возникают из-за того, что материальная культура развивается недостаточно быстро, чтобы способствовать развитию научной, образовательной, этической и других систем, т.е. духовной культуры общества.

3. Господство чужой культуры– наблюдается в доиндустриальных обществах, подвергшихся колонизации, что привело не к объединению этих культур, а к конфликту между ними (Б. Малиновский).

Типы взаимодействия культур (Х. Ортега-и-Гассет). Один из главных представителей концепций «массового общества» и массовой культуры.

Нейтральные, когда они сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются.



Альтернативные, когда культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая стремится доминировать и навязать свои ценности и нормы.

Конкурентные - когда в процессе саморазвития и борьбы за сторонников культуры могут смещаться в область конфликтов.


ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

(Р. ИНГЛХАРТ, Г. ХОФСТЕДЕ)

В ценностно-нормативной модели политической культуры очевидно доминирование традиционализма в российском обществе, которому свойственны правовой нигилизм в сочетании с нравственным максимализмом, неразвитость гражданского общества, вследствие чего социальная жизнь сводится к проявлениям государственной власти и культурной идентичности.

В плане возможностей модернизации и инновационного развития социогенез выражается в тенденции к традиционализму (выражающемуся в тренде к культурной идентичности, безопасности и государственности) или прогрессизму (выражающемуся в тренде к свободе и правовому обеспечению творчества, инициативы).

Утверждение ценностей свободы, самовыражения ведет к эмансипации от власти, от любого внешнего воздействия, посягающего на личные права. В этом случае власть воплощается в самом человеке. В морально и политически автономной личности институциональная и суверенная свобода совпадают, воплощаясь в единой ответственности.

Социогенез предполагает не только ценностные интенции, установки, но и реализующие их институты – неформальные и формальные.

К неформальным относятся обычаи, традиции, собственно и образующие институциональную основу – культуру данного общества, ее нравственное содержание и специфику. Формализованные представления о справедливости выражаются в праве, а наиболее развитой и зрелой формой таких институтов является государство.

Г. Хофштеде изучил культуру компаний IBM в 40 странах.

Национальная культура   Неприятие неопределенности   Мужественность - женственность Индивидуализм - коллективизм   Отношение к статусу  
Аргентина
Австралия
Австрия
Бразилия
Канада
Финляндия
Франция
Германия
Англия
Греция
Гонконг
Израиль
Япония
США
Турция

Более высокие баллы означают большее неприятие неопределенности, мужское начало, индивидуализм и чинопочитание.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.