Сделай Сам Свою Работу на 5

Феномен тоталитаризма ХХ в.





ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КУЛЬТУРЫ

Термин культура происходит: 1) от латинского слова "culture" (возделывание земли), 2) от слова «культ» (П.А. Флоренский). Ввел термин в науку С. Пуфендорф в 17 веке (И. Гердер в 18 веке).

Культура – это прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь ценности, нормы, традиции, критерии, оценки регулируют взаимоотношения людей, объединяют людей в единую целостность – общество.

Это сделало возможным переход от регуляции на основе инстинктов, т.е. жестких врожденных шаблонов, к социальной регуляции на основе «ожидания – ожидания - ожидания».Люди создали своеобразную надстройку в виде норм, обычаев, правил игры, что позволило им вести предсказуемую скоординированную жизнь.

Некоторые подходы к определению культуры:

1. Этнографический (Э. Тэйлор). Культура - совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев, верований, привычек, присущих человеку как члену общества.

2. Деятельностный. Э.С. Маркарян определяет ее так: "Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности".



3. Аксиологический (ценностный). Культура как система материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за свою историю.

4. Социологический. Здесь культура предстает как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях.

5. Психоаналитический. Культура есть узаконенная система норм, запретов, окружающих человека в обществе, определяющих его жизнь и отделяющих его от собственной животной природы.

6. Идеалистический. Культура как высшее проявление человеческого духа. “Реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств” (М. Хайдеггер).

7. Имагинативный(imaginatio - воображение). Культура есть высший человеческий инстинкт, удовлетворяющий неполноценно реализованные потребности человека с помощью иной, воображаемой реальности, иначе говоря, посредством создания иллюзий.



Основные школы в исследовании культуры:

1. Психоаналитическая (Э. Фромм). З. Фрейд показал, что культура имеет в жизни человека не только положительное, но и отрицательное значение. С одной стороны, она сдерживает человеческие инстинкты. Но, с другой стороны, культура подавляет в человеке многие творческие задатки, создавая “среднего человека”.

2. Формационная (К. Маркс). Движение истории есть смена общественно-экономических формаций, тогда как культура идет следом, подстраиваясь и обслуживая те или иные общественные и экономические отношения.

3. «Философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). По мнениюО. Шпенглера, всякая культура имеет свое рождение, свой пик и свою смерть, то есть проходит этапы становления как живой организм. Причем этап, когда культура прекращает свое развитие и рост, теряет духовные потенции, материализуется, определил термином “цивилизация”.

4. Социологическая (А. Вебер, Т. Парсонс). П.А. Сорокин представил историю человечества как смену целостных социокультурных сверхобщностей, внутренне связанных определенным единством ценностей и значений. Кризис современной культуры связан с утратой духовных ценностей в угоду материализму, рационализму, техницизму.

5. Символическая (Л. Уайт, К. Леви-Стросс). Человек творит вокруг себя мир, но это творчество становится все более и более символическим. Культура теряет непосредственную связь с предметами, образуя знаково-символическую систему.


НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ Т. ПАРСОНСА

Процессу эволюционного развития соответствует процесс инновации, который означает прорыв и обеспечивает обществу новый уровень адаптивной способности. Инновация, прежде всего, охватывает сферу культуры и ценностей.



Различает два вида процессов, происходящих в любой социальной системе. Одни, интегративные и регулирующие, имеют компенсаторный характер, поскольку обеспечивают восстановление равновесия после возмущений и гарантируют непрерывность и воспроизводство общества. Другие, а именно процессы структурных изменений, затрагивают систему основных ценностей и норм.

Эволюция не однолинейна, а мультилинейна, «на каждом уровне она включает в себя достаточно широкое разнообразие различных форм и типов».

Выделяет четыре основных механизма эволюции, действующих вместе:

1. Механизм дифференциации, т. е. формирования новых, специфических с точки зрения структуры и функций, единиц.

2. Возрастание адаптивности — это увеличение эффективности каждой новой единицы (целостности) по сравнению с прежней.

3. Механизм включения обеспечивает интеграцию в общество новых единиц — при условии сохранения их слаженной работы в новых условиях.

4. Ценностная генерализация — это механизм формирования общих нормативных стандартов путем включения разнообразных новых единиц и гарантии их поддержки и легитимности.

Эволюция проходит следующие стадии:

Примитивное общество в высшей степени однообразно и гомогенно, в нем отсутствуют специализированные подсистемы. В основе социальных связей лежат родство и религия, а участие в жизни общества определяется предписанным статусом и тем или иным частным критерием.

Продвинутая примитивная стадия начинается с разделением примитивного общества на подсистемы: политические функции отделяются от религиозных, а из последних выделяются религиозные и секулярные ценности. Общество становится стратифицированным, и жизнь в нем все больше определяется успехом, а не предписанием.

В промежуточных обществах возникает письменность, позволяющая накапливать информацию, расширять границы общения и передавать традиции. Усложняется социальная стратификация общества, которая определяется более универсальными принципами. Ценности обобщаются и секуляризуются.

В западной части Римской империи «возникает общество современного типа, формирующееся на единой — эволюционной — основе. Христианское общество западного типа обеспечило в дальнейшем базу, с которой «стартовало» то, что мы будем называть «системой» современных обществ «в чистом виде».


ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

Франкфуртская школа сложилась в 1920-х гг. (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм). Последователь - Ю. Хабермас.

М. Хоркхаймер в работах «Конец разума», «Диалектика Просвещения» (вместе с Т. Адорно) и др. показал, что растущая рациональность средств и целей приводит к господству формальной рациональности, к нивелировке ценностей и в итоге — к упадку общества, разрушению культуры.

Нарастание степени рационализации мира связывалось с увеличивавшимся подавлением жизненных основ человеческого существования. Авторы фиксируют антиномичные процессы, порожденные Просвещением: прогресс оборачивается регрессом; поток точной информации и развлечений одновременно и умудряет, и оглупляет людей. Просвещение тоталитарно, утверждают они. Подчеркиваются стереотипность образов, отсутствие новизны, превознесение «опостылевшей обыденности».

Феномен тоталитаризма ХХ в.

Г. Маркузе в концепции «одномерного человека» отмечает опасную тенденцию политического и духовного уравнивания.

Возникновению одномерной культуры способствуют наука, образование, стандартизация образа жизни, поддерживаемые СМИ и техническим прогрессом. Одномерное общество опасно тем, что оно порождает человека, полностью зависимого от государственных структур и потому лишенного творческой инициативы и самостоятельности. Следствием одномерного общества является рост инстинктов агрессии, ибо природа человека противится тотальному обобществлению, поскольку она асоциальна по своему характеру. Маркузе предлагает оригинальную теорию решения этих проблем, сводящуюся к идее бесконечного протеста, Великого отказа, тотальной революционности.

Средством преодоления отчуждения для него является его идея «новой чувственности», которая пробуждает эстетическое измерение человеческого существования и ориентирует индивида на ценности искусства, а не на утилитарно-практические предписания науки.

Ю. Хабермас,в отличие от своих предшественников, верит в созидательную роль разума. Одно из центральных понятий его концепции — «коммуникативная рациональность». Любая культурно-историческая реальность является порождением коммуникативной деятельности индивида. Рационализация означает устранение техотношений принуждения, которые незаметно встроены в структуры коммуникации. Акцентируя в культуре значимость познания и ценностных форм духовного освоения действительности, он показывает, что изменение мировидения влечет за собой и изменение отношения индивидов к природе и друг к другу.

Отстаивая веру в разум как средство снятия социокультурных конфликтов, считает необходимым восстановитьи престиж общегуманистических ценностей. Предлагает радикальную трансформацию европейской рациональности, которая в существующих ныне формах в жестких логических конструкциях моделирует насилие. Пишет о необходимости переориентации с доминирующего в европейском мышлении субъект-объектного отношения к миру на принципиально иную субъект - субъектную структуру, моделируемую межличностным общением. Такое коммуникативное поведение предполагает принятие другого в качестве самодостаточной ценности.

Э. Фромм считает, что человек, выделившись из животного царства, становится рабом «экзистенциальной дихотомии». Она проявляется таким образом:

1. Дихотомия жизни и смерти (зачем стремиться к чему-либо, если конец один — смерть?; если жизнь конечна, то какой в ней смысл?).

2. Дихотомия человеческих способностей и реализованного в действительности (рождение не есть биологический акт, это начало пути к самораскрытию, самоусовершенствованию. А это значит, что многие, если не большинство, так и умирают... не родившись!).

3. Дихотомия одиночества и соотнесенности с другими людьми.

Изолированность индивида в современном обществе обусловливает такое явление, как «бегство от свободы». Фромм различает два типа свободы: низший («негативная свобода», «или свобода-от») и высший («позитивная свобода», или «свобода-для»). Развитие человеческой индивидуальности осуществляется от негативной к позитивной свободе. Люди не могут без конца влачить бремя «свободы от»; если они не в состоянии перейти от свободы негативной к свободе позитивной, они стараются бессознательно избавиться от свободы вообще.

В современном обществе бегство от свободы приобретает характер компульсии — болезненно-навязчивой идеи. Она проявляется в формах: садизма (стремления к неограниченной власти над другими); мазохизма (полного подчинения себя другим); деструктивизма (стремления разрушить существующий мир, чтобы он «не разрушил меня»); автоматического конформизма (быть как все, не выделяться, сравняться со всеми, забыв все оригинальное и самобытное).

Широкую известность получила формула Фромма: в XIX веке умер Бог, в XX веке — человек. Выход из создавшегося положения ученый видит в утверждении «коммунитарного социализма», а в последнем — такую «организацию промышленности, в которой каждый работающий индивид был бы ее активным и ответственным участником, где работа была бы привлекательной и осмысленной, где не капитал бы нанимал труд, а труд — капитал».

Теория «социального характера»- в зависимости от ориентации — плодотворной или неплодотворной он выделяет и рассматривает два соответствующих типа людей. К плодотворнойориентации относятся любовь и мышление, к неплодотворной — рецептивная ориентация (источник всех благ лежит вовне), эксплуатация, стяжательство, рыночный обмен.


4. МЕХАНИЗМЫ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.