Возникновение и развитие отечественной криминологии
1. Крупнейшими российскими дореволюционными учеными в области уголовного права и зарождающейся криминологии были:
И.Я. Фойницкий; Д.А. Дриль; С.В. Познышев; М.В. Духовский; М.М. Исаев; М.Н. Чернет.
2. В 1920-е гг. интерес к криминологическим исследованиям значительно возрос:
в 1925 г. был образован Государственный институт по изучению преступности и преступника, созданы многочисленные кабинеты криминологического, криминально-аналитического профилей;
криминологические знания активно применялись при решении практических задач, вставших перед молодым советским государством (борьба с бандитизмом, хищениями, беспризорностью).
С конца 30-х гг. криминологические исследования в СССР стали сворачиваться (их стали признавать ненаучными), и они не проводились вплоть до смерти И.В. Сталина в 1953г.
3. В конце 50-х гг. криминологические исследования возобновились.
Возрождение криминологии как науки связано с именами таких ученых, как:
Г.М. Миньковский; В.К. Звирбуль; А.А. Пионтковский; Б.С. Утевский; М.Д. Шаргородский; А.А. Герцензон; С.С. Остроумов; А.Б. Сахаров.
В 1963 г. создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (сейчас — НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральном прокуроре Российской Федерации). С 1964 г. криминология преподается в вузах страны. В 1966 г. вышел первый учебник по криминологии. Современная российская криминология развивается с учетом нового законодательства, новых социально-экономических процессов, наступивших в стране после 1991 г.
Источники информации о преступности
1. В практической деятельности правоохранительных органов источниками информации о преступности являются:
статистические отчеты МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов: о зарегистрированных преступлениях; лицах, совершивших преступления; числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания; о составе осужденных; осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте;
статистические карточки первичного учета;
данные об иных правонарушениях, пьянстве, алкоголизме, наркомании и т. п.;
материалы обобщения уголовных дел и заявлений о преступлениях;
данные опросов осужденных;
результаты наблюдений криминологов, изучения общественного мнения о преступности.
Данные сведения содержатся в материалах как государственной статистики, так и ведомственной (МВД России, Минюст России).
2. Все указанные источники — это первоначальная криминологическая информация.
Данная информация необходима для изучения и прогнозирования преступности. Учет преступности строится на регистрации конкретных ее профактов совершенных преступлений;
характеристик лиц, совершивших эти преступления;
характеристик жертв преступлений;
сумм материального ущерба, причиненного преступлениями;
организованных преступных формирований;
иных данных.
Марксистская концепция преступности и ее причины.
Возникновение криминологии как самостоятельной науки относят к середине 19-го века в связи с появлением работ Ч. Ломброзо (1835-1909 гг.) и итальянских исследователей Топинарда и Гарофало. Последние в 1885 году опубликовали монографию под названием «Криминология».
Марксистская криминологическая концепция исходила из объяснения преступности и ее причин как порождения противоречий эксплуататорского общества. Они придавали большое значение статистическому методу Кетле и других современных им статистиков в выявлении закономерностей движения преступности, а также социологическим методам, широко использованным в работе Ф.Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (принято считать данное исследование первым фундаментальным криминологическим марксистским анализом преступности в капиталистическом обществе 19-го века). Марксистское направление получило «второе дыхание» в 1970-х годах в трудах «новых криминологов» и «критической криминологии» сначала в Англии, затем и в США.
Дореволюционное состояние изучения преступности в России.
В России до октября 1917 года криминология как самостоятельная наука не была развита, а изучалась в рамках уголовного права, главным образом, представителями социологической школы, прежде всего, профессором М.Н. Гернетом. Он внес и весомый вклад в развитие советской криминологии 1920-х годов многочисленными трудами о преступности в РСФСР, СССР и Москве (см.: Гернет М.Н. Избранные произведения.).
В учебниках по уголовному праву А.Н. Трайнина, А.А. Пионтковского и других авторов в 1920-х годах отводилось много места анализу преступности и ее причин.
Этапы развития советской криминологии: 1918-1935, 1936- 1953, 1954-1985, 1986-1995 гг
Советская криминология начиналась как практическое направление уголовной статистики. При ЦСУ РСФСР, затем СССР, при губернских судах функционировали отделы моральной статистики, изучавшие преступность, ее причины, личность преступников. Появился первый отечественный институт по изучению преступности и преступников, который издавал на четырех языках полноценные .статистические обзоры о преступности в СССР до 1935 года.
После 1935 года криминология, как и советская социология, перестала существовать, исследования проводились фрагментарно и под грифом «секретно».
Возрождение криминологии последовало в 1950-х - начале 1960-х гг. С 1964 года Постановлением ЦК КПСС о юридическом образовании и юридической науке криминология вносится в учебные планы как обязательная дисциплина юридических вузов. В мае 1963 года организуется Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности.
Криминолого-профилактическое нормотворчество в виде федеральных программ и законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а также проведение криминологических экспертиз проектов УК относится к началу 1990-х годов.
Вопрос 5.
КРИМИНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Несмотря на появление в последние годы в России ряда фундаментальных криминологических работ( Г.А.Аванесов, Ю.М.Антонян, А.И.Алексеев, М.М.Бабаев, Я.И.Гилинский, К.К.Горяинов, С.П.Горшенков, А.И.Долгова, А.Э.Жалинский, С.М.Иншаков, В.Е.Квашис, Л.В.Кондратюк, С.Я.Лебедев, Н.А.Лопашенко, В.В.Лунеев, И.М.Мацкевич, В.С.Овчинский, В.А.Номоконов, Э.Ф.Побегайло, В.Е.Эминов и др.), в целом состояние современной криминологической науки можно охарактеризовать как кризисное. Основные признаки этого кризиса сводятся к следующему:
1. Невостребованность, особенно в последние годы, как со стороны государства («власть имущих»), так и общества. Указанное выражается в сокращении количества и масштабов прикладных исследований, а также в упорных попытках в последние годы исключить учебную дисциплину «Криминология» из перечня обязательных предметов, согласно государственному образовательному стандарту.
2. Ограниченность финансовых, материальных и кадровых ресурсов для реализации прикладных концепций борьбы с преступностью и ее предупреждения.
3. Отсутствие четких теоретико-методологических основ, а главное - соответствующего уровня подготовки нового поколения криминологов.
Отмеченное выражается именно в недостаточной общетеоретической, фундаментальной и методологической, включая философскую, подготовке криминологов. Прежде всего речь идет о владении основами диалектики и ее веками проверенных законов, категорий и методов.
Например, изучение и трактовка таких основополагающих понятий криминологии и социально-правовых явлений как преступность, ее основные виды, детерминанты, личность преступника, предупреждение преступности и профилактика преступлений (общая и индивидуальная) объективно невозможны без использования уровневого подхода.
Выявляется парадоксальная ситуация: чем меньше осуществляется конкретных исследований и предлагается практических разработок, тем больше появляется лиц, которые просто «составляют» учебные пособия, курсы лекций и т.п., считая их «авторскими» работами.
В итоге, к большому сожалению, результаты глубоких размышлений и научных построений ведущих ученых криминологов не востребованы, мало или почти никак не влияют на криминальную реальность страны и уровень безопасности граждан.
Таким образом, криминология существует как бы сама по себе (кстати, за это в свое время, т.е. 30-40 лет назад, советские криминологии активно критиковали зарубежных коллег, называя некоторых из них учеными, сидящими в «башне из слоновой кости»), а реальная жизнь и практика борьбы с преступностью и ее предупреждения, как и серьезная криминальная обстановка в стране в целом, – сами по себе.
Нынешнее положение современной отечественной криминологии обусловлено и общей ситуацией, сложившейся в стране, обществе, науке и определенными политико-экономическими трудностями, вспышками национализма и экстремизма, ростом реальной преступности и ее качественными изменениями. Кроме того, резко изменилось соотношение сил на мировой арене и, соответственно, место, которое занимает в нем Россия.
Поэтому по-прежнему обоснованны, на мой взгляд, следующие основные вопросы - задачи, которые каждый из ответственных профессионалов - криминологов должен ставить перед собой, своими коллегами и учениками, а главное - последовательно разрешать их как в теоретическом, так и в прикладных аспектах:
· основные проблемы современной отечественной криминологии;
· перспективы ее развития;
· место и роль криминологии и тесно связанных с ней наук и концепций: криминальной виктимологии, криминальной девиантологии, агрессологии, конфликтологии - в условиях перманентных реформ во всех сферах государства и общества.
Отвечая на первый вопрос, нужно четко представлять реальное состояние отечественной криминологии и ее потенциальные возможности.
Состояние любой науки определяется рядом критериев: качественным и количественным составом исследователей, теоретической, методологической, методической и информационной базой, материальными и техническими ресурсами, уровнем интегрированности в мировую науку и т.д.
С позиции первого критерия у нас, с одной стороны, имеется сложившееся, хотя и не очень большое, ядро квалификационных криминологов, с другой – это специалисты, в основном сформировавшиеся в заключительном этапе периода застоя и, особенно, - начального этапа реформ в России, т.е. в конце 80-х и 90-х годах ХХ и начале XXI веков.
В то же время отмечается нарушение преемственности поколений ученых, в том числе и среди криминологов, которая заключается в значительной разнице в уровне фундаментальной подготовки, а главное - в уровне научной этики, морали и общей культуры.
Нельзя признать достаточным и число специалистов в данной области, систему их подготовки и переподготовки. В итоге в отечественной криминологии катастрофически не хватает именно высоко квалифицированных кадров.
В стране до сегодняшнего дня, по существу, не сложилась система криминологических учреждений различного профиля (особенно прикладной направленности), а их количество и качество далеко не отвечают все возрастающим потребностям общества.
По-прежнему мало выпускается как специальной, так и научно-популярной литературы. Констатируя низкий уровень правосознания значительной массы населения, следует признать, что уровень знаний (не говоря уже о соответствующем мышлении) в сфере криминологии и криминальной виктимологии еще ниже. Особое значение данный факт будет иметь в ближайшем будущем, когда состояние преступности и насилия в обществе в целом во многом определяется, в том числе и уровнем криминологических знаний, а точнее – общей антикриминальной, антивиктимогенной и антикоррупционной культуры различных слоев населения, в первую очередь, детей и подростков, молодежи.
Теоретический уровень отечественной криминологии традиционно значительно превалирует над прикладным (и в этом заключается ее специфика, трудности и противоречия).
Несмотря на то, что в связи с глобальными изменениями, происходящими в нашем обществе, многие, если не большинство, теории требуют пересмотра – созданное отечественными криминологами представляет собой не только конкретный вклад в мировую научную мысль, но и основу для дальнейшего развития.
Вместе с тем необходимо активнее приобщаться к достижениям мировой криминологической мысли, обогащая тем самым теоретическую, методологическую и методическую основы отечественной криминологии.
Современная российская криминология должна обратить особое внимание на частные методики – процедуры и технику – криминологических исследований, а также – на возможности применения в практической деятельности разработанных за рубежом и проверенных жизнью теорий, концепций, конструкций.
Не меньшее значение имеют следующие проблемы. Так, до настоящего времени не изучаются или не решаются в достаточном объеме вопросы криминальной виктимологии, негативных форм отклоняющегося поведения, социологии насилия, экстремизма, национализма и шовинизма.
Все они составляют конкретные научные направления, которые уже давно определены и успешно развиваются в ведущих зарубежных странах. Поэтому, несмотря на возражения многих отечественных криминологов, исследовать обозначенные проблемы должна и криминология.
Известно также, насколько несовершенна информационная база криминологии. Однако без этих данных, особенно без качественной уголовной, демографической и некоторых иных видов статистики, невозможно эффективно решать поставленные задачи.
Тормозит развитие криминологии и снижает ее возможности отсутствие достаточной включенности в общемировой (не говоря уже о странах бывшего СССР) процесс интеграции родственных наук.
Из изложенного выше следует, что перспективы дальнейшего развития отечественной криминологии находятся в прямой зависимости от путей разрешения стоящих перед ней проблем.
На мой взгляд, существует несколько блоков, объединяющих эти проблемы по отдельным направлениям:
1. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, что требует:
· увеличения количества учебных часов для курсов криминологии и криминальной виктимологии в юридических вузах, в т.ч. с целью повышения фундаментальной и общефилософской подготовки (а также введение их основ в учреждениях среднего профессионального образования);
· расширения сети высших и средних учебных заведений, в которых должны преподавать основы криминологии, криминальной виктимологии, криминальной девиантологии, агрессологии и конфликтологии, (а также в старших классах школ, лицеев, гимназий, например, в рамках спецкурса ОБЖ);
· обеспечения постоянной связи теоретического обучения с практикой, особенно в специализированных вузах системы правоохранительных органов, а также на юридических факультетах университетов путем организации научных центров, лабораторий (местного и межрегионального характера), временных научных (творческих) коллективов и т. д.;
· введения спецкурсов по криминологии на экономических и по экономике – на юридических факультетах соответственно;
· расширения практики взаимообмена специалистами отечественных ведущих криминологических учреждений стран ближнего и дальнего зарубежья;
· своевременного обеспечения различных категорий граждан необходимой, а главное – качественной, учебной, научной и популярной литературой;
· регулярного проведения аттестации и переаттестации кадров занимающихся, как преподавательской, так и исследовательской деятельностью (с целью пресечения фактов невежества и/или дилетантства, откровенного и даже воинствующего непрофессионализма, участившихся случаев проявления научной недобросовестности и беспринципности в целом).
2. В области теории, методологии и методики необходимо:
· Провести объективный критический анализ разработанных ранее криминологических теорий, методологий и методов с тем, чтобы решительно отбросить все несущественное, надуманное, ложное и искаженное.
В данный период развития нашей страны ученым, включая криминологов, необходимо при формировании своих теоретических и прикладных построений с особой тщательностью подходить не только к их содержанию, но ко всем элементам их составляющим, включая основополагающие понятия, термины и категории.
· Определить приоритетные направления теоретических исследований и сосредоточить на их разработке имеющиеся силы и средства. К ним можно отнести: проблемы детерминации в криминологии; концепции причин, условий и иных факторов отдельных видов преступности в современных условиях; трактовки личности преступника, типологии и классификации преступников, а главное – теоретико-прикладных основ предупреждения преступности и профилактики преступлений в переходный период (который будет длиться достаточно долго); проблемы профессиональной, организованной, экономической и «беловоротничковой» преступности, коррупции, экстремизма, преступности несовершеннолетних, фоновых явлений (в первую очередь: наркомании, игро-, видео-, компьютеромании, пьянства, проституции сексуальных перверсий и т.п.), а главное – практического разрешения этих проблем на уровне страны, ее отдельных регионов, городов, районов, микрорайонов, поселений.
· Более активно участвовать не только в различных международных симпозиумах, конференциях, но и в международном криминологическом «разделении труда», в том числе путем проведения совместных исследований и внедрения из результатов в практику. Последнее имеет особую актуальность в настоящий период глобализации и «вхождения» нашей страны в мировое сообщество (в том числе и в его «криминальное пространство» со всеми вытекающими отсюда последствиями).
3. Внедрение результатов теоретико-прикладных исследований потребует:
· разработки ведущими криминологическими учреждениями и отдельными криминологами страны пакетов комплексных программ и частных методик для реализации на самых различных уровнях: в отдельном регионе (начиная с уровня района, города, области, края); на отдельном объекте, в сфере производства, в отрасли, в социальном или национальном слое; на межрегиональном уровне (позитивным примером реализации такого подхода стал эксперимент по внедрению «Комплексной системы непрерывного этико-правового воспитания школьников, защиты их прав и профилактики правонарушений, начиная с 1-ого класса» на базе средней школы № 75 Красноармейского района города Волгограда в период с 1992 по 1998 годы);
· создания постоянно действующих центров, лабораторий на уровне страны и отдельных регионов не только для координации подобных исследований, но и оказания практической помощи (например, в таких вопросах, как подготовка кадров, консультирование, обобщение и анализ имеющихся результатов; проведение криминологических экспертиз, разработка концепций, конкретных планов и программ борьбы с преступностью и ее превенции);
· принятия федерального закона о введении обязательной криминологической экспертизы политических, экономических, технических, культурных программ, проектов, договоров, сделок, мероприятий и т.д. на всех уровнях, включая муниципальный, с тем, чтобы избежать их возможной криминогенной или коррупционной составляющей.
4. Для совершенствования информационно-аналитической базы следует:
· обеспечивать максимальную достоверность всех видов статистических учетов, постоянное их совершенствование, унификацию и т. д.; (положительным в плане реализации этой позиции можно считать решение Президента РФ о том, что с 1 января 2012 года это будет возложено на органы Прокуратуры страны);
· издавать в достаточном количестве специальную криминологическую, виктимологическую и популярную литературу соответствующей направленности;
· регулярно доводить до сведения граждан отдельных регионов (республик, областей, краев, городов, муниципальных образований до уровня микрорайонов) информацию о состоянии преступности и связанных с ней негативных проблемах.
5. С моей точки зрения, особого внимания заслуживает проблема формирования основ криминологического и, соответственно, виктимологического мышления и культуры поведения молодого поколения.
С этой целью необходимо:
· разрабатывать и внедрять (в рамках системы правового просвещения и воспитания) специальные целевые программы, рассчитанные на различные возрастные категории, в первую очередь, на детей и подростков (например, в рамках спецкурсов по обеспечению личной и имущественной безопасности человека) с учетом социальных, национальных и иных особенностей;
· обеспечивать выпуск массовым тиражом адаптированной литературы учебного и популярного характера (включая периодические издания: журналы, газеты; постоянные рубрики на радио и телевидении);
· поощрять сознательное добровольное участие молодежи в предупредительной работе, в том числе, например, в форме волонтерского движения и других видов помощи, как своим сверстникам, так и иным категориям детей и подростков; расширять подготовку волонтеров из числа студентов, учащихся колледжей и школ для реализации программ правового просвещения и обучения школьников и студентов младших курсов учебных заведений формам и методам обеспечения личной безопасности.[1]
При этом важным условием, определяющим успешное развитие криминологии, было и остается состояние тех наук, с которыми она наиболее тесно связана: философии и этики, социологии и социальной психологии, педагогики и психологии, экономики и политологии, генетики и ряда других.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|