Сделай Сам Свою Работу на 5

Возникновение и развитие криминологии (исторический обзор).





Вопрос 1.

Криминология как наука сформировалась в последней четверти XIX в., тогда же появилось и ее наименование (криминология, или уголовная этиология). Рождение криминологии как науки формально связывается с 1885 г., когда вышла в свет книга итальянского исследователя Р. Галофало. Однако криминологические идеи, суждения о сущности преступности, ее причинах, путях противодействия своими корнями уходит вглубь in-ков. Уже в работах древних философов (Аристотеля, Платона и др.) можно найти высказывания на сей счет. Уделяли внимание этим вопросам и мыслители Возрождения, а также последующего периода (Джон Локк, Шарль Монтескье, Жан Жак Руссо и др.). Как считает С. М. Иншаков, в ходе становления и развития криминологических исследований сложилось множество теорий, школ, по-разному объяснявших различные способы и средства ее предупреждения. При всем их разнообразии можно выделить три основных направления в истории криминологической мысли: классическое, антропологическое и социологическое. Были, разумеется, и промежуточные теории, сочетающие в себе воззрения нескольких школ (А. И. Алексеев). Сильное влияние на развитие криминологического мировоззрения оказала классическая школа уголовного права, которая возникла в XVIII в. итальянец Чезаре Беккариа, англичане Бентам и Горвард, немец Фейербах и другие решительно отвергли теологическое понимание преступности как проявления сатанинского начала, следствие козней дьявола. По их мнению, преступление - результат сознательного выбора человека, обладающего полной свободой воли. Выбор между добром и злом ими определяется тем, насколько человек в процессе воспитания усвоил нравственные правила поведения. «Классики» считали, что наказание призвано удерживать людей от совершения преступлений, главное не в его жестокости, а в неотвратимости и справедливости наказания. Как считает А. И. Алексеев, в целом для классической школы был характерен идеалистический рационализм. Ее слабым местом являлось недостаточное внимание к личности преступника, к объективным социальным факторам, детерминирующим преступность, переоценка возможностей уголовного наказания, сведение предупреждения преступности к мерам воспитания и просвещения. Однако идеи классической школы, прогрессивные для своего времени и содержавшие перспективные, объективные рационально-гуманистические начала, оказали заметное влияние на развитие криминологии в последующем. Отметим, что недостаточное внимание представителей классической школы уголовного права и криминологии к личности преступника было преодолено основателем биологического (антропологического) направления итальянским врачом-психиатром Чезаре Ломброзо, которого иногда называли «отцом криминологии». Он заложил основы изучения преступников, используя знания и теории эволюции. В центре своего внимания он поставил именно личность, можно даже сказать - организм преступника. Результатом его разработок стала книга под названием «Преступный человек» (1876), в которой он сформулировал теорию прирожденного преступника. Основные идеи Ч. Ломброзо сводились к тому, что преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые анатомические, физиологические и психологические свойства. Не ограничившись констатацией общих черт природного преступника, Ломброзо предложил теорию, в которой каждому виду приписывалось соответствующие неповторимые черты. В ней были выделены убийцы, воры, насильники, мошенники. Взгляды Ломброзо эволюционизировали: оставаясь на позициях уголовной антропологии, он со временем стал признавать наличие не только прирожденных, но и случайных преступников, а также преступников по страсти, воспринял идеи о влиянии на преступников не только биологических, но и иных, в том числе некоторых социальных, факторов (уровня экономического развития, цивилизации, миграции населения, беспризорности, алкоголизма и др.) Его теория постепенно трансформировалась в биосоциальную, что отчетливо проявилось в трудах его последователей. Как считает криминолог А. И. Алексеев, изменялись и взгляды Ломброзо о путях и средствах борьбы с преступностью. Несмотря на явную научную несостоятельность ломброзианства, нельзя, как это делалось в прошлом, относиться к этому учению только резко негативно, так как в исследованиях Ломброзо есть определенное и рациональное зерно, в частности позитивное внимание к личности преступника. Исследования Ломброзо использованы при создании детектора лжи, некоторых графических (почерковедческих) методов. Определенное практическое значение имели описание и интерпретация Ломброзо татуировок преступников, анализ преступного жаргона. Биологическая и особенно биосоциологическая теории преступности получили вслед за Ломброзо довольно широкое распространение и продолжают существовать в модернизированном виде до сих пор. В частности, к таким теориям относится клиническая криминология, берущая начало в трудах Гарофало, который в книге «Критерии опасного состояния» (1880) объяснил преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям. Разновидностью неоломброзианства является также теория конституционного предположения к преступлению. Ее представители - немецкий психиатр Кречмер, американские криминологи Шелдон, супруги Глюк и др. - исходили из того, что от работы желез внутренней секреции во многом зависит внешность человека и его психический склад, а значит, и поведение, в том числе преступное. Близкой к идеям Ломброзо явилась и концепция отсталости преступников, представителем которой был американский криминолог Годдард. К биологической школе примыкают также криминологические теории, основанные на фрейдизме. Исходя из психоаналитической концепции Фрейда часть американских, да и немецких криминологов утверждали, что каждый человек от рождения несет в себе определенный криминальный заряд, обладаем подсознательными природными инстинктами, влечениями, наклонностями, имеющими антисоциальный характер. Если эти разрушительные инстинкты не удается подавить созидательными и к тому же оказываются неблагоприятными внешние условия жизни инвалида, то преступление как выход из сложившейся ситуации, в сущности, неизбежно. Практически одновременно с биологическим направлением и в противовес ему, а также учениям классической школы возникла и развивалась социологическая школа в криминологии, у истоков которой в XIX в. стоял бельгийский ученый Кетле. Социологические концепции, так же как и биологические, обычно не существовали в чистом виде в них можно обнаружить вкрапления воззрений классической, а в особенности биологической школы Кетле считается основоположником теории фактов, которая была сформулирована им на основе обширных статистических наблюдений преступности. Проанализировав данные о поле, возрасте, профессии, образовании, материальной обеспеченности и т. п., а также о времени, месте и других признаках преступлений, Кетле пришел к выводу, что преступность - продукт общества и в этом своем качестве подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям. Далеко не случайным является то, что из года в год число преступлений остается примерно одинаковым, а структура преступности в целом стабильна. Как отмечает С. М. Иншаков, существует бюджет (указывал Кетле), который выплачивается поистине с ужасающей аккуратностью и правильностью Это бюджет тюрем, рудников и эшафотов. На базе анализа разнообразных факторов преступности Кетле сделал принципиально важный, не потерявший значения до наших дней вывод о том, что «достаточно было бы изменить причины, управляющие нашей социальной системой, чтобы изменить также и печальные результаты, встречаемые ежегодно в летописи убийств и самоубийств». Многочисленные последователи Кетле (Ван Гомель, Принс и др.) расширили перечень криминогенных факторов, привели их в определенную систему по различным основаниям. К физическим факторам они отнесли географическую среду, климат, время года; к индивидуальным - пол, возраст, расу, психофизические аномалии, к социальным - безработицу, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т. д. Теорию социальной дезорганизации сформировал Эмиль Дюркгейм, французский ученый. Рассматривая преступность как разновидность отклоняющегося поведения, он называл ее нормальным фактором общества, так как избежать такого поведения нельзя, поскольку в обществе имеется огромное количество разнообразных видов поведения. Нормальна же она в том смысле, что общество без преступлений станет стагнировать. Преступность, таким образом, была включена в число основных условий социальной организации. Одной из основных причин преступности Дюркгейм считал гипертрофированную мораль потребительства. Концепция Дюркгейма получила развитие в трудах многих американских ученых. Характерно, что один из них - Шур - выпустил книгу «Наше преступное общество» (1977), заголовок которой говорит сам за себя. Сформулированная в работах американского криминолога Селлина теория конфликта культур исходит из того, что различия в мировоззрении, привычках, стереотипах поведения, характерные для разных социальных групп, в которые входит одновременно один и тот же индивид (семья, коллеги по работе, бытовое окружение и т. д.), нередко создают для человека ситуацию нелегкого выбора, чреватую внутренним конфликтом, а следовательно, и угрозой противоречивого преступного его разрушения. Теория стигматизации, основанная на гипотезе, что индивид формируется в преступника потому, что общество «поручает» ему такую роль. Американский ученый Ф. Танненбаум в работе «Преступность и общество» (1938) предпринял попытку доказать, что неправильная реакция общества на отклоняющееся от нормы поведение и есть тот фактор, который такое поведение обусловливает. Логика позиции Танненбаума состоит в том, что если подростка начинают оценивать негативно, то он постепенно утрачивает позитивные качества, свойственные любому человеку. Стигма в переводе с латыни означает «клеймо». Клеймение преступников (не только физическое, но и нравственно-правовое) еще более отторгает их от общества, превращает в изгоев, для которых преступное поведение делается привычным. Концепции социальной дезорганизации, стигматизации и других направлений социологической школы получили концентрированное выражение в рамках радикальной криминологии, которая оформилась в качестве целостной криминологической теории на рубеже 70-х г. XX в. Представители этой школы занимали различные идейно-политические позиции, но их объединяло резко критическое отношение к существующей социально-экономической и политической системе, пороки которой особенно обнажились в США после неудачной войны во Вьетнаме. По мнению «радикалов», преступность - грозный симптом болезни общества. Как отмечает А. И. Алексеев, широкий социологический подход преобладает в виктимологических теориях. Заслугой ученых, разработавших виктимологию (в буквальном переводе означает «учение о жертве»), является то, что традиционную криминологическую проблематику (преступность, преступление, npecтупники) они дополнили учением о жертвах противоправных посягательств. Американский криминолог Саберленд, уже и учебник криминологии 1924 г. включил специальную главу о жертве преступлений. Одну из первых попыток сформулировать основные положения виктимологии как целостной теории предпринял и 40-х гг. XX в. немецкий ученый Гентинг, работавший в США. В 1948 г. он издал монографию «Преступник и жертва. Исследование о социобиологии преступности». В дальнейшем виктимологическое направление стало бурно развиваться. Социологические теории в криминологии нельзя оценить однозначно, в целом их позитивный заряд выше, чем в биологической теории. Представители этой школы ближе к истине в понимании сущности и закономерности преступности, ее истоков. Значительное число их положений взято на вооружение практикой противодействия преступности. Краткого рассмотрения, по нашему мнению, заслуживает история отечественной криминологии. До Октябрьской революции видными представителями, изучающими проблемы преступности, являлись А. Н. Радищев, М. В. Духовский, И. Я. Фойницкий, Д. А. Дриль, М. Н. Чернет, С. В. Познышев и др. Ряд ученых, начинавших свою научную деятельность в царской России, продолжали разработку проблем уголовного права и криминологии после 1917г. (М. Н. Чернет, М. М. Исаев, А. А. Жиленко, С. В. Познышев, И. И. Люблинский и др.). В первые годы советской власти криминологические исследования проводились весьма интенсивно. В" 1925 г. был образован Государственный институт по изучению преступности и преступника, созданы многочисленные кабинеты криминологического, криминально-аналитического и т. п. профилей. С конца 30-х до 50-х гг. криминологические исследования в России (и в СССР) не проводились. В конце 50-х гг. они возобновились. Возрождение криминологии было связано с трудами таких ученых, как А. Б. Сахаров, А. А. Герцензон, Г. М. Миньковский, В. К. Звирбуль, А. А. Пионтковский, С. С. Остроумов, Б. С. Утевский, М. Д. Шаргородский и др. В 1963 г. был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (ныне - НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральном прокуроре Российской Федерации). С 1964 г. криминология стала преподаваться в вузах страны. В 1966 г. вышел первый учебник по криминологии. Современная российская криминология развивается не на пустом месте, она многое заимствует из прошлого. Вместе с тем многое пересматривается, трактуется по-новому с учетом реалий переходного периода. И это позволяет криминологической науке вносить свой вклад в реализацию государственной политики в борьбе с преступностью.







Вопрос 2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.