|
Первую главу необходимо сократить, очень много вообще о семье, остановись сразу на созависимой семье
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во «Уральский ун-т». 1986. - 150 с.
3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М.: «Просвещение», 1987
4. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997.
5. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости. М.: Физкультура и спорт, 1997.
6. Борохов А.Д., Исаев Д.Д. Роль социально-психологических факторов в формировании пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во "Ленинградский психоневрологический институт", 1989. С.88-93.
7. Буянов А.М. Феномен взаимозависимости в семьях алкоголиков. - М., 1994.
8. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Самара, 1996.
9. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. - М.: Независимая фирма "Класс", 1997.
10. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение (электроннный учебник), Ижевск 2002.
11. Джайнотт X. Родители и дети. Пер. с англ. М.: Знание, 1986.
12. Джеймс М., джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. - М.: Издательская группа «Прогресс». «Прогресс-Универс», 1993.
13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993.
14. Ковалев С.В.Психология современной семьи. М.: "Просвещение", 1988 г.
15. Логинова Н.А Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.
16. Лесгафт П.Ф."Семейное воспитание ребенка и его значение."М.: "Педагогика", 1991 г..
17. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психол. Журнал. 1993. Том 14. N6. С. 110-118.
18. Милушева Г.А., Найденова Н.Г. О роли микросоциальных факторов в возникновении девиантного поведения у подростков с ранними формами злоупотребления токсикоманическими веществами и алкоголем // Вопр. наркологии. 1992. N3-4. С.138-143.
19. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М.:Персе, 2002
20. Немов Р.С. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994.
21. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 22 изд.стер. М.: Рус.яз., 1990.
22. Опыт построения модели системы профилактики молодежной наркомании в г. Муравленко. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998.
23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. М.: Просвещение, 1985.
24. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии / Вопросы психологии. № 2, 1981.
25. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. Российский открытый университет. - М.: ТОО «Горбунок», 1992..
26. Проценко Е.Н. «Анонимные алкоголики»: шаги к свободе // Человек, № 6, 1994.
27. Психологическая реабилитация детей подростков. / Под ред. И.В. Дубровиной. Калуга, 1994.
28. Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во Ленинградского психоневрологического института, 1989.
29. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического) / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого - Самара: изд-во «Самарский университет», 1998.
30. Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.
31. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
32. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
33. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1999. ё
34. Пятницкая И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма. М.: Медицина, 1988.
35. Радченко А.Ф., Рохлина М.Л. Семьи больных наркоманиями // Журнал неврапатол. и психиатр. 1990 №2. С.38-42.
36. Резник В.А. Некоторые практические аспекты групповой психотерапии при токсикоманическом поведении у подростков // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. - Л., 1989. - С. 122-128.
37. Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. 1992. №1-2.
38. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: 1976.
39. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979.
40. Семейная психотерапия при нервных психических заболеваниях. / Под ред. В.К. Мягер, В.А. Зачепицкого Л.: Изд-во «Ленинградского психоневрологического ин-та»», 1978.
41. Семья в психологической консультации. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989.
42. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье / Социально-психологическое исследование. Кишинев: «Штиинца», 1991.
43. Сидоренко Е.В. Математические методы в практической психологии. // Журнал практического психолога. 1999. №3. С.49-77.
44. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социально-психологический центр., 1996.
45. Словарь психиатрических и относящихся к психологическому здоровью терминов. М.: Медицина, 1991.
46. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М. 1997.
47. Смит Э.У. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье. М.: Просвещение, 1991.
48. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев: Наукова думка, 1982.
49. Терентьева А.В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы. // Семейная психология и семейная терапия. 1998. №3. С.90-95.
50. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
51. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. М., 1997. - 160с. .
52. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: «Фолиум», 1996. - 63с.
53. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.; Медицина, 1990. - 180с.
54. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Приложение
Приложение 1 «Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи»
Симптомокомплекс
| №
| симптомы
| балл
| Благополучная семейная
ситуация
|
| Общая деятельность всех членов семьи
| 0,2
|
| Преобладание людей на рисунке
| 0,1
|
| Изображение всех членов семьи
| 0,2
|
| Отсутствие изолированных членов семьи
| 0,2
|
| Отсутствие штриховки
| 0,1
|
| Хорошее качество линий
| 0,1
|
| Отсутствие показателей враждебности
| 0,2
|
| Адекватное распределение людей на листе
| 0,1
|
| Другие возможные признаки
|
| тревожность
|
| штриховка
| 0,1
|
| Линия основания - пола
| 0,1
|
| Линия над рисунком
| 0,1
|
| Линия с сильным нажимом
| 0,1
|
| Стирание
| 0,1
|
| Преувеличенное внимание к деталям
| 0,1
|
| Преобладание вещей
| 0,1
|
| Двойные или прерывистые линии
| 0,1
|
| Подчёркивание отдельных деталей
| 0,1
|
| Другие возможные признаки
|
| Конфликтность в семье
|
| Барьеры между фигурами
| 0,2
|
| Стирание отдельных фигур
| 0,1
|
| Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур
| 0,2
|
| Выделение отдельных фигур
| 0,2
|
| Изоляция отдельных фигур
| 0,2
|
| Неадекватная величина отдельных фигур
| 0,2
|
| Несоответствие вербального описания рисунка
| 0,1
|
| Преобладание вещей
| 0,1
|
| Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи
| 0,2
|
| Член семьи стоящий спиной
| 0,1
|
| Другие возможные признаки
|
| Чувство неполноценности в семейной ситуации
|
| Автор рисунка непропорционально маленький
| 0,2
|
| Расположение фигур на нижней части листа
| 0,2
|
| Линия слабая, прерывистая
| 0,1
|
| Изоляция автора от других
| 0,1
|
| Маленькие фигуры
| 0,1
|
| Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора
| 0,1
|
| Автор стоит спиной
| 0,2
|
| Отсутствие автора
| 0,1
|
| Другие возможные признаки
|
| Враждебность в семейной ситуации
|
| Одна фигура на другом литее
| 0,2
|
| Агрессивная позиция фигуры
| 0,1
|
| Зачёркнутая фигура
| 0,2
|
| Деформированная фигура
| 0,2
|
| Обратный профиль
| 0,1
|
| Руки раскинуты в стороны
| 0,1
|
| Пальцы длинные, подчёркнутые
| 0,1
|
| Другие возможные признаки
|
|
Приложение 2 «Схема анализа детско – родительских отношений по рисунку ребёнка»
|
| Тип детско – родительских отношений
| | Кумир семьи
| гиперопека
| гипоопека
| безнадзорность
| Эмоциональное отвержение
| Жестокое отношение
| Повышенная моральная ответственность
| Культ болезни
| вещизм
| | А
| Ребёнок
родители
| Наиболее опекающий родитель / член семьи, ребёнок
| любая
|
|
| Тот сиблинг, которому противопоставлен ребёнок, родители
|
| Родитель, заложивший основу повышенной моральной ответственности, ребёнок
| Ребёнок, ухаживающий за ним взрослый
| Вещи, сам ребёнок играющий этими вещами, друзья, редко родители.
| | Б
| Центр листа
| Рядом/ вплотную к наиболее опекающему родителю, крепко держит за руку. Второй родитель рядом с ребенком
| отсутствует
| Единственная фигура на листе
| Удалён от всех. Изображён контуром
| Край листа / ребёнок отсутствует на рисунке
| В окружении людей, обеспечивающими защиту / отсутствует, если изображает родителей
| Рядом с требовательным родителем
| В центре
| Близко к центру, но центральное место занимают вещи
| | В
| В стороне от ребёнка
|
| любое
| отсутствует
| В композиции в центре листа
| Рядом с принимаемым сиблингом
| Удалены от ребёнка / отсутствует
| Рядом с ребёнком
| Вокруг ре5бёнка
| отсутствуют
| | Г
| Равны/ниже ребёнка
| Ребёнок ниже, редко равен родителям
|
| Очень маленького размера
| Ниже всех, даже тех, кто меньше
| Сиблинг – наиболее крупная фигура, родители мельче, ребёнок очень маленький
| Размеры ребёнка умышленно занижены, родитель очень крупная фигура, но без рук или рта
| Родители огромные со следящими глазами
| Фигура ребёнка сильно увеличена, взрослые - маленькие
| Увеличены размеры вещей
| | Д
| яркие
| одинаковые
|
| Холодные, обязательно чёрного цвета
| Тёмные детали
| Холодные, тёмные тона
| Холодные, тёмные тона
| Яркие, даже кричащие
| Тёплые, яркие
| Холодные не яркие, с чёрными пятнами
| | Е
| Менее яркий фон
|
| любое
|
| любое
| Холодные, тёмные – фон, сиблинг наиболее буднично одет
| Для родителей-холодные, много чёрного, кто ласков - тёплые
| Различные, но требующий родитель намного холоднее других, с чёрным пятном
| Тёплые, но менее яркий ем у ребёнка фон
| Вещи заменяющие родителей – яркие, кричащие.
| | Ж
| одинаковое
| Наиболее опекающий родитель ближе
| Большие промежутки между членами семьи
|
| Большие промежутки между членами семьи
| Значительное расстояние между ребёнком и остальными
|
| Фигуры расположены близко, но их разделяют предметы
| Ухаживающий родитель близко, но сохраняет дистанцию
| Вещи окружают ребёнка, наваливаются на него
| | З
| Восхищение ребёнком
| Восхищение ребёнком
| Каждый член семьи существует сам по себе
| Каждый член семьи существует сам по себе
| Каждый член семьи существует сам по себе
| Восхищение родителей сиблингом, отвержение ребёнка
| Жестокое отношение к ребёнку, страх ребёнка перед родителем
| Пристально, оценивающее внимание со стороны родителей
| Ребёнок изображает себя болеющим, родителя - ухаживающим
| Нередко рисунок семьи заменяется рисунком вещами
|
| 0,441067
| 0,230102
| -0,03801
| 0,330702
| -0,33741
| 0,234017
| -0,03961
| 0,517339
| -0,25439
| 0,307426
| 0,944747
| 0,020883
| 0,318338
| -0,19696
| | 0,441067
|
| 0,816473
| 0,675621
| -0,01117
| 0,285811
| 0,040429
| -0,56355
| 0,393257
| 0,246798
| 0,018347
| 0,483882
| 0,501042
| -0,02191
| -0,38503
| | 0,230102
| 0,816473
|
| 0,52282
| -0,17562
| -0,01262
| 0,180832
| -0,69607
| 0,595598
| 0,079114
| 0,209981
| 0,341664
| 0,587849
| 0,244662
| -0,17779
| | -0,03801
| 0,675621
| 0,52282
|
| 0,098585
| 0,547421
| -0,54779
| -0,56575
| 0,221685
| 0,477027
| -0,19831
| -0,08347
| 0,453488
| -0,27799
| 0,031528
| | 0,330702
| -0,01117
| -0,17562
| 0,098585
|
| 0,006654
| -0,55096
| 0,197224
| -0,17829
| -0,13527
| 0,718061
| 0,385717
| 0,534764
| 0,417184
| 0,030286
| | -0,33741
| 0,285811
| -0,01262
| 0,547421
| 0,006654
|
| -0,29683
| 0,224358
| -0,2218
| 0,236165
| -0,4258
| -0,41558
| 0,257472
| -0,39188
| -0,0889
| | 0,234017
| 0,040429
| 0,180832
| -0,54779
| -0,55096
| -0,29683
|
| 0,256126
| 0,339329
| -0,60179
| -0,08628
| 0,205031
| -0,26176
| 0,35188
| -0,49499
| | -0,03961
| -0,56355
| -0,69607
| -0,56575
| 0,197224
| 0,224358
| 0,256126
|
| -0,24547
| -0,61972
| -0,00985
| -0,1654
| -0,22695
| 0,236855
| -0,12666
| | 0,517339
| 0,393257
| 0,595598
| 0,221685
| -0,17829
| -0,2218
| 0,339329
| -0,24547
|
| -0,36825
| 0,051683
| 0,40595
| 0,089431
| 0,383232
| 0,145749
| | -0,25439
| 0,246798
| 0,079114
| 0,477027
| -0,13527
| 0,236165
| -0,60179
| -0,61972
| -0,36825
|
| -0,36332
| -0,1586
| -0,08012
| -0,82925
| 0,33885
| | 0,307426
| 0,018347
| 0,209981
| -0,19831
| 0,718061
| -0,4258
| -0,08628
| -0,00985
| 0,051683
| -0,36332
|
| 0,500576
| 0,664694
| 0,780444
| -0,05715
| | 0,944747
| 0,483882
| 0,341664
| -0,08347
| 0,385717
| -0,41558
| 0,205031
| -0,1654
| 0,40595
| -0,1586
| 0,500576
|
| 0,190342
| 0,365697
| -0,19499
| | 0,020883
| 0,501042
| 0,587849
| 0,453488
| 0,534764
| 0,257472
| -0,26176
| -0,22695
| 0,089431
| -0,08012
| 0,664694
| 0,190342
|
| 0,504692
| -0,18397
| | 0,318338
| -0,02191
| 0,244662
| -0,27799
| 0,417184
| -0,39188
| 0,35188
| 0,236855
| 0,383232
| -0,82925
| 0,780444
| 0,365697
| 0,504692
|
| -0,28543
| | -0,19696
| -0,38503
| -0,17779
| 0,031528
| 0,030286
| -0,0889
| -0,49499
| -0,12666
| 0,145749
| 0,33885
| -0,05715
| -0,19499
| -0,18397
| -0,28543
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Приложение 3. корелляция по группе гипоопека.
Приложение 4. корреляция по группе «Эмоциональное отвержение».
0,441067
| 0,230102
| -0,5801
| 0,330702
| -0,33741
| 0,234017
| -0,03961
| 0,517339
| -0,25439
| 0,307426
| 0,944747
| 0,020883
| 0,318338
| -0,19696
|
| 0,441067
|
| 0,816473
| 0,675621
| -0,01117
| 0,285811
| 0,040429
| -0,56355
| 0,393257
| 0,246798
| 0,018347
| 0,483882
| 0,501042
| -0,02191
| -0,38503
| 0,230102
| 0,816473
|
| 0,52282
| -0,17562
| -0,01262
| 0,180832
| -0,69607
| 0,595598
| 0,079114
| 0,209981
| 0,341664
| 0,587849
| 0,244662
| -0,17779
| -0,03801
| 0,675621
| 0,52282
|
| 0,098585
| 0,547421
| -0,54779
| -0,56575
| 0,221685
| 0,477027
| -0,19831
| -0,08347
| 0,453488
| -0,27799
| 0,031528
| 0,330702
| -0,01117
| -0,17562
| 0,098585
|
| 0,006654
| -0,55096
| 0,197224
| -0,17829
| -0,13527
| 0,718061
| 0,385717
| 0,534764
| 0,417184
| 0,030286
| -0,33741
| 0,285811
| -0,01262
| 0,547421
| 0,006654
|
| -0,29683
| 0,224358
| -0,2218
| 0,236165
| -0,4258
| -0,41558
| 0,257472
| -0,39188
| -0,0889
| 0,234017
| 0,040429
| 0,180832
| -0,54779
| -0,55096
| -0,29683
|
| 0,256126
| 0,339329
| -0,60179
| -0,08628
| 0,205031
| -0,26176
| 0,35188
| -0,49499
| -0,03961
| -0,56355
| -0,69607
| -0,56575
| 0,197224
| 0,224358
| 0,256126
|
| -0,24547
| -0,61972
| -0,00985
| -0,1654
| -0,22695
| 0,236855
| -0,12666
| 0,517339
| 0,393257
| 0,595598
| 0,221685
| -0,17829
| -0,2218
| 0,339329
| -0,24547
|
| -0,36825
| 0,051683
| 0,40595
| 0,089431
| 0,383232
| 0,145749
| -0,25439
| 0,246798
| 0,079114
| 0,477027
| -0,13527
| 0,236165
| -0,60179
| -0,61972
| -0,36825
|
| -0,36332
| -0,1586
| -0,08012
| -0,82925
| 0,33885
| 0,307426
| 0,018347
| 0,209981
| -0,19831
| 0,718061
| -0,4258
| -0,08628
| -0,00985
| 0,051683
| -0,36332
|
| 0,500576
| 0,664694
| 0,780444
| -0,05715
| 0,944747
| 0,483882
| 0,341664
| -0,08347
| 0,385717
| -0,41558
| 0,205031
| -0,1654
| 0,40595
| -0,1586
| 0,500576
|
| 0,190342
| 0,365697
| -0,19499
| 0,020883
| 0,501042
| 0,587849
| 0,453488
| 0,534764
| 0,257472
| -0,26176
| -0,22695
| 0,089431
| -0,08012
| 0,664694
| 0,190342
|
| 0,504692
| -0,18397
| 0,318338
| -0,02191
| 0,244662
| -0,27799
| 0,417184
| -0,39188
| 0,35188
| 0,236855
| 0,383232
| -0,82925
| 0,780444
| 0,365697
| 0,504692
|
| -0,28543
| -0,19696
| -0,38503
| -0,17779
| 0,031528
| 0,030286
| -0,0889
| -0,49499
| -0,12666
| 0,145749
| 0,33885
| -0,05715
| -0,19499
| -0,18397
| -0,28543
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|