Сделай Сам Свою Работу на 5

Семья как объект теоретического анализа





Выпускная квалификационная работа

 

Особенности детско – родительских отношений в семьях страдающих алкоголизмом

 

 

Содержание

 

  Страница
Содержание  
Введение  
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме детско-родительских отношений    
1.1 Семья как объект теоретического анализа  
1.2 Понятие детско – родительских отношений
1.2.1 Алкогольная семья, как один из вариантов дисфункциональной семьи
1.3.Созависимость - болезнь алкогольной семьи
1.3 1 Основные характеристики личности созависимых родителей
1.4 особенности младшего школьного возраста
Глава 2. Этапы и методы исследования детско – родительских отношений в алкогольной семье
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Характеристика конкретных методов исследования, обоснование их применения.
Глава 3 Основные результаты исследования, их анализ и интерпретация
3.1 основные результаты исследования
3.2 Корелляционный анализ результатов исследования
Выводы.
Список литературы.
Приложение.

 



Ведение

Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием внутрисемейных межличностных отношений. Изучением межличностных отношений в семьях нормально развивающегося ребенка занималась большая группа ученых А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская). Исследованию же проблем семьи, межличностных отношений в семьях, имеющего алкоголика, сравнительно не много. Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов взаимодействия ребенка из алкогольной семьи с окружающими, восприятия этого ребенка близкими для него людьми развития самого ребенка как личности (47, стр. 90-95). Необходимо подчеркнуть один важный аспект, заключающийся в том, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребенка в общество. (вызывает сомнение, что эти авторы специально занимались семьей и межличностными отношениями в семье)

Межличностные отношения в семье занимают одно из важных мест в процессе развития ребенка. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. В то же время недостаточно изучена проблема межличностных отношений в семьях, страдающих алкоголизмом. Исследование данной проблемы дает возможность выявить особенности родительского отношения к своим детям, отношения детей к родителям, а также особенности личностных качеств детей, воспитывающихся в семьях, имеющих больного алкоголизмом. В повседневной жизни эти семьи сталкиваются с множеством проблем. Родители испытывают глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные алкоголизацией одного из членов семьи. Эти семьи больны (СТИЛЬ) созависимостью. Они страдают во многих отношениях. Эта болезнь препятствует выражению любви между супругами, между родителями и детьми. Родители любят своих детей, но они так сильно заняты проблемами больного зависимостью, с которым они проживают, что не могут естественно выражать свою любовь к детям. Дети часто в таких семьях болеют как физическими, так и психологическими заболеваниями (18, стр. 27-28).



 

Именно (СТИЛЬ)) созависимость не позволяет им (кому детям, семье, родителям) оптимально организовать межличностные отношения со своими детьми. Изучены личностные особенности жён алкоголиков, описаны характерные черты их поведения (работы Москаленко В. Д.). В гораздо меньшей степени уделяется внимание изучению генезиса и специфики собственно личностных проблем ребёнка, живущего в созависимой семье, неизбежно возникающих в процессе социализации. Между тем, именно такого рода проблемы оформляются в различные феномены нарушения поведения, общей или частной дезадаптации, нередко достигающей криминальной выраженности и, соответственно требующей вмешательства правоохранительных органов с одной стороны, и детских психиатров, с другой.



С учётом роста семей страдающих алкоголизмом, наркоманией в нашей стране, необходимо изучение таких детей, их личностных особенностей, изучение процесса их социализации. Созависимость может быть благоприятной почвой для развития зависимости. Именно поэтому данная проблема столь актуальна в наше время. Недооценка же значения особенностей процесса социализации ребёнка из созависимой семьи влечёт за собой не только дефицит объективных представлений о его личности, но и увеличение в будущем созависимых семей, а, следовательно, рост алкоголизации населения и наркомании, преступности. Выявление особенностей межличностных отношений в дисфункциональных семьях, позволит наметить пути и способы психокоррекционной работы по оптимизации детско-родительских отношений, что, на мой взгляд, определяет актуальность избранной мной темы исследования.

Таким образом, в качестве проблемы моего исследования - особенности детско - родительских отношений в семье, страдающей алкоголизмом, микросоциальных условий, в которых воспитывается младший школьник, его социальную адаптацию, которая во многом зависит от взаимоотношений в семье.

Цель исследования: изучить психологические особенности детско – родительских отношений в семье, страдающих алкоголизмом.

Объект исследования: семья, отягощённая алкоголизмом

Предмет исследования: детско - родительские отношения в семье, отягощённой алкоголизмом одного из его членов и нормальной семьи. Социальная адаптация младшего школьника.

Гипотеза исследования: в своем исследовании я предполагаю, что их (СТИЛЬ) полноценное формирование определяется сложным взаимодействием многих факторов, в том числе к одному из важнейших относятся детско-родительские отношения в семье: характер отношений детей к родителям, стиль отношений родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним. Алкоголизмом отца или матери сказывается на характере и особенностях формирования межличностных отношений между детьми и родителями. Микросоциальные условия оказывают существенное влияние на становление личностных образований, обуславливающих формирование межличностных отношений младших школьников, воспитывающихся в таких семьях. Упрости и доведи до минимума Четко помни, что гипотеза должна соотноситься с темой дипломной и целью.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Теоретический обзор……

2. Выявить особенности отношений младших школьников, воспитывающихся в дисфункциональных семьях, к членам их семей (к матери, отцу, сносам, прародителям);

3. Изучить особенности отношений родителей к своим детям;

4. Выявить основной стиль родительского воспитания в детско-родительской подсистеме;

5. Определить меру влияния детско – родительских отношений на социальную адаптацию младшего школьника из дисфункциональной семьи. Как ты определишь эту меру?

6. Анализ корреляционных связей…..

Теоретическая значимость исследования, определяется тем, что в нем будут изучены психологические особенности и закономерности межличностных отношений в семье, отягощённой алкоголизмом: особенности отношений родителей к этим детям. Полученные данные о личностных качествах созависимых детей, дополняющих современную картину формирования и развития личности созависимого младшего школьника; будет выявлена зависимость межличностных отношений от условий, в которых воспитываются школьники из созависимых семей.

 

Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме детско-родительских отношений

 

Семья как объект теоретического анализа

Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе межличностных отношений между супругами, родителями и детьми формируется самосознание, личностные особенности, закладываются основы норм и правил нравственности, ценностные ориентации и т.д. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи (структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат, распределение функциональных обязанностей между членами семьи и др.), формируется личность ребенка (8, стр. 8-9). В настоящее время психологическая наука обладает данными о тех психологических параметрах семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирования их личностных качеств в данной среде (А.А. Бодалев, А.И. Захаров, А.Е. Личко, А.С. Спиваковская, В.В. Столин). Большой вклад в понимание проблемы отношений внесли известные отечественные психологи В.Н. Мясищев (1960, 1970), Б.Г. Ананьев (1968, 1980), И.Н. Обозов (1979). В.Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в психологии принципиальных положений теории личности: система общественных отношений, в которую оказывается включенным человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности (24, стр. 35). (Помни, что всех этих авторов необходимо поместить в список литературы)

Рассматривая проблему отношений личности, Б.Г. Ананьев показал важность категории общения среди других детерминант, определяющих развитие психики человека. Он подчеркивал, что в своем повседневном бытии человек связан с другими людьми, среди которых наиболее значимыми являются родители и близкие родственники ребенка, то есть его семья. Таким образом, на каждом возрастном этапе для успешного развития ребенка необходимо присутствие взрослых людей, самым позитивным будет тот случай, когда в процессе формирования личности будут принимать участие близкие и значимые для него люди - мать и отец. Неполноценные эмоциональные контакты между родителями и детьми пагубно сказываются не только на формировании эмоциональной сферы ребенка, но и на его психическом развитии (30, стр. 45-46).

Для определения этиологии развития и поведения индивида необходимо изучение того социального пространства, в которое он включен. И, прежде всего, это - семья, члены которой непосредственно и косвенно оказывают свое влияние на процесс становления личности, участвуют в трансформации ее отношений к себе, к людям, к окружающему миру.

Семья, как всякое сложное и многогранное социальное явление в состоянии удовлетворять потребности индивида в разных аспектах, но важнейшими в семейном функционировании являются именно эмоциональные, подтверждаясь состоянием гармонии или дисгармонии во внутренних образованиях и во внешних субъектных отношениях. Результаты экспериментальных исследований, проведенные нашими соотечественниками (Мещеряковой С.Ю., 1982; Галигузовой Л.Н, 1989; Смирновой Е.О., 1996) вслед за Боулби и Эйнсворт, подтверждают важность и необходимость для полноценного развития личности чувства привязанности, которое возможно только при участии близкого и значимого человека (17, С.138-143). В семье формируется субъектность благодаря тесному взаимодействию со значимыми людьми. Здесь, через отношения с другими, человек формирует отношение к себе и, говоря словами М.М.Бахтина, смотря внутрь себя, научается смотреть глазами другого. Здесь, в сложной системе переплетения индивидуальной внутренней потребности каждого с частно ситуативными особенностями взаимодействия друг с другом, формируются и развиваются будущие "принцы" и "лягушки". По сравнению с другими формами общественного взаимодействия, любое воспринимаемое событие, связанное с семьей, всегда является значимым, то есть эмоционально-переживаемым, в силу того, что оно является частью жизни каждого из ее членов. Известно, что какие бы условия и детерминанты ни определяли бы в дальнейшем жизнь и деятельность человека, оторванного от семьи - внутренне, психологически он всегда связан с ней, с близкими и значимыми для него людьми. Именно в семье родительской закладывается модель будущей семьи следующего поколения. В структуре организации семьи наибольшую нагрузку и значение имеют формы и содержание взаимоотношений членов семьи, выполняющих роли родителей и детей. Именно они, в сути своей, неся эмоциональный заряд, имеют притягательную силу и обозначают основной вектор психодинамических изменений в структуре личности (45, стр. 57-58).

Исследования психологов свидетельствуют о том, что безразличие родителей, в силу нежелания или каких-либо других причин, не удовлетворяющих стремления ребенка к общению, депривации различного типа (неполноценные эмоциональные контакты между детьми и родителями, материнская депривация, авторитарность родителей, конфликтность между матерью и отцом, лишение родительского попечения, развод родителей) неизбежно негативно отражаются на личности ребенка (ЗахаровА.И., В.Н. Мясищев, Славина Л.С.; Спиваковская А.С., Э.Г. Эйдемиллер,).

Процесс формирования личности ребенка напрямую зависит от типа родительского отношения к нему. Типы родительского отношения в отечественной (В.И. Гарбузов, А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер) и зарубежной литературе рассматривались в двух направлениях - клиническом и аналитическом. В рамках обоих направлений выделялось три элемента родительского отношения: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Авторами были выделены типы неправильного воспитания, способствующие развитию личности ребенка по психопатическому или невротическому типу. На мой взгляд, факторы, влияющие на формирование типа родительского отношения: личностные особенности родителей, психологические особенности ребенка, особенности межличностных отношений в семье. Межличностные отношения в семье - двусторонний процесс взаимодействия, который включает отношения детей к родителям и родителей к детям. Исследованию этих отношений посвящена экспериментальная часть данной работы.

С точки зрения системной семейной психотерапии семья - это вид социаль­ной системы, характеризующейся определенными связями и отношениями ее членов, проявляющими себя в круговых паттернах взаимодействия, в их структуре, иерар­хии, в распределении ролей и функций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.