|
Оценка успешности в школе.
Это исследование проводилось с цель проверить влияние на социально – психическую адаптацию ещё одного фактора. Успешность детей в учебной деятельности определялась по среднему баллу школьной успеваемости.
Исследование фрустрационного поведения, тест Розенцвейга.
Одной из существенных трудностей в изучении личности младших школьников, как отмечают Блейхер и Крук (1985), является отсутствие у детей данного возраста склонности к самораскрытию в диалоге со взрослым. В этой связи значение косвенных, опосредованных методов исследования личности существенно возрастает. К этой категории как известно относятся проективные методики, позволяющие исследовать те личностные особенности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.
Тест позволил выявить индивидуальные способы поведения в ситуациях фрустрации, возникающие в процессе социального взаимодействия.
По результатам выполнения теста определялись направления реакций: экстрапунитивные (Е), интропунитивные (I), импунитивные (M); тип реакции: с фиксацией на препятствии (OD), с фиксацией на самозащите(ED), с фиксацией на удовлетворении потребностей (NP). На основе количественных значений направлений и типов реакций составлялся общий профиль фрустрационных реакций каждого испытуемого.
Выделялись паттерны, позволяющие оценить соотношение факторов внутри профиля, определить доминирующие способы поведения и способы поведения в ситуациях обвинения.
Для определения общих тенденций поведения в сложных социальных ситуациях выполнялся анализ полученных данных по следующим параметрам:
1. показатели, выходящие за границы оценочного интервала;
2. отсутствие в профилях типы реакций;
3. доминирующие реакции;
4. степень представленности реакций каждого типа
5. наличие тенденций:
6. изменение экстрапунитивных (Е), интропунитивных (I) реакций в ситуациях обвинения и препятствия.
Глава 3 Основные результаты исследования, их анализ и интерпретация Глава должна звучать как название дипломной работы: Результаты исследования….дальше по названию
3.1 Результаты исследования детско-родительстких отношений (методика…)
Алкоголизация одного из членов семьи ведёт к заболеванию всех членов семьи созависимостью. Она оказывает влияние на функционирование семьи, на роли, которые выполняют дети, родители в семье, и на всю жизнь семьи в целом. Влияние созависимости родителей на потомство вносит существенный вклад в предрасположение на психологическом уровне к развитию зависимости. Созависимые родители и сами не чувствуют себя комфортно, и детям не позволяют гармонично развиваться. Более того созависимость родителей ставит детей в условия повышенного риска развития различных форм зависимости.
С помощью опросника детско – родительского отношения я выделила 3 группы семей, страдающих созависимостью.
Результаты, полученные после проведения представленных методик, обобщённо можно представить следующим образом:
1. по результатам, полученным при обработке опросника созависимости выборку, которую составляют семьи отягощённые употреблением алкоголя одним из членов семьи можно разделить на:
· семьи с умеренно выраженной созависимостью (96%);
· с резко выраженной созависимостью (4%).
2. по результатам, полученным при обработке методики «типы детско – родительских отношений» можно разделить на 3 группы:
· родители, проявляющие эмоциональное отвержение и их дети;
· родители, применяющие жестокое отношение (спартанский тип воспитания) и их дети;
· гипоопека
Результаты, полученные в каждой группе, представлены в Таблице 6. Почему 6 таблица, когда идет 2. Оформи название таблиц и рисунков.
Таблица 2.
Результаты исследования групп родителей и детей участвующих в исследовании
№ группы
| Тип детско – родительских отношений
| Количество человек
| % от выборки
(%)
| 1.
| Эмоциональное отвержение
| 8пар
| 40%
| 2.
| гипоопека
| 8 пар
| 40%
| 3.
| Спартанский тип
| 3 пары
| 20%
|
| 4 типа отношений
| 19 пар
| 100%
|
Диаграмма 1
Пропиши вначале результаты первой таблицы(2), покажи особенности, выдели группы, сравни с результатами в литературе, если они есть и сделай вывод, который пойдет в выводы по диплому.
В связи с тем, что в 1 и 2 группе содержится одинаковое количество человек, выбравших определённый тип отношений, в этих группах возможно проведение корреляционного анализа; результаты в 3 группе подлежат лишь качественному анализу.
Результаты, полученные по используемым методикам (с учётом деления на группы), представлены в нижеследующих таблицах. Каждая методика это параграф
Таблица 7.
Обобщённая характеристика группы родителей и их детей со стилем детско – родительских отношений «Эмоциональное отвержение» (чувство вины)
№ методики
| Название методики /шкалы
| Выраженность исследуемого признака в %
| Среднее значение по группе
| 1.
| Диагностика родительского отношения (Варга, Столин)
| 40%
|
| Эмоциональное отношение (принятие-отвержение)
| 25,7
|
86,2
| Социальная желательность
| 8,6
| 28,7
| Межличностная дистанция (симбиоз)
| 24,1
|
| Форма и направление контроля за поведением (авторитарная гиперсоциализация)
| 19,1
| 64,3
| Особенности восприятия и понимания ребёнка («Маленький неудачник»)
| 22,6
| 75,7
| 2.
| социометрический статус ребёнка
|
|
| низкий
|
| 0,03
| высокий
|
| 0,7
| 3.
| Успешность в учёбе
|
|
| Ниже среднего
|
|
| средний
|
| 36,3
| Выше среднего
|
|
| 4.
| Тест на фрустрацию Розенцвейга
|
|
| Экстрапунитивные реакции
| 12,4
| 24,4
| Интропунитивные реакции
|
| 33,3
| Импунитивные реакции
| 20,7
| 35,7
| С фиксацией на препятствии
|
16,5
| 27,3
| С фиксацией на самозащите
| 21,4
| 36,9
| С фиксацией на удовлетворении потребности
| 8,9
| 19,9
|
|
|
| 5.
| Самооценка
|
|
| низкая
| 86%
| низкая
| средняя
|
|
| высокая
| 14%
|
| Сожми таблицы
Первая модель семьи с преобладанием типа детско – родительских отношений «эмоциональное отвержение».
Преобладают параметры «эмоциональное отвержение – симбиоз». Это можно увидеть на диаграмме 2.
Диаграмма 2
При этом типе детско – родительских отношений выявляется значительная дистанция между детьми и родителями, что говорит о том, что родитель стремится отгородиться от ребёнка, предоставляя ему самостоятельность не как следствие доверия, а из желания свести к минимуму общение с ребёнком. Эта особенность отношений прослеживается при анализе формы и контроля поведения ребёнка (авторитарная гиперсоциализация) – при значительной межличностной дистанции в общении с ребёнком, в поведении родителя присутствует авторитаризм, требования безоговорочного послушания и дисциплины. Кроме того, существует тенденция инфантилизировать ребёнка, приписывать ему личностную и социальную несостоятельность.
В случаях эмоционального отвержения ребёнка родителем (как преобладающего стиля детско – родительских отношений) рисунки детей отражают этот стиль отношений. Наиболее высокие результаты по таким симптомокомплексам как «конфликтность в семье» (0,4) и «чувство неполноценности в семейной ситуации» (0,5), «тревожность» (0,2). На конфликтность в семье указывают такие симптомы в рисунке ребёнка как, барьеры между фигурами, изоляция отдельных фигур. Чувство неполноценности в семье прослеживается по таким симптомам как, автор рисунка непропорционально маленький, расположение фигур на нижней части листа, неподвижная по сравнению с другими фигура автора. Тревожность ребёнка можно наблюдать по стиранию во время работы, преобладанию штриховки на рисунке. Преобладает холодная гамма
Это говорит о том, что ребёнок считает себя «лишним» в семье. Ребёнок не испытывает положительных эмоций в процессе рисования, часто вербализует своё негативное отношение к родителям в подобных фразах: «они меня не замечают; вечно мной недовольны; я хуже всех на свете; они не хотят , что бы я любил их; они мне чужие и т.д.» (см. Приложение 5)
Как бы не старался родитель скрыть эмоциональное отвержение ребёнка, ребёнок это чувствует, так как в данном возрасте достаточно значимыми являются отношения родителями. Развитие конфликта между отвергающим родителем и ребёнком часто ускоряется именно в этом возрасте, так как ребёнок становится способен не только непосредственно воспринимать исходящие от родителей сигналы (и вербальные и невербальные), но и анализировать сложившиеся отношения в семье, сравнивая эти отношения с отношениями в семьях своих друзей и родственников.
Эти факторы обуславливают резкое снижение адаптации ребёнка в социуме. Стили реагирования в ситуациях фрустрации в виде преобладания интропунитивных реакций с фиксацией на самозащите. Эти дети принимают вину на себя, в силу своей созависимости во всём винят только себя и стараются сами решить сложившуюся ситуацию, во что бы то ни стало, даже если это им не по силам. Это можно объяснить такими особенностями созависимых, как навязчивая помощь, сосредоточенность на других, игнорирование своих потребностей.
Одной из характеристик созависимости является низкая самооценка. Это наблюдается и у детей. Этому способствует эмоциональное отвержение ребёнка родителем: ребёнок чувствует себя не нужным, т.к. мама занята своими проблемами, не обращает на него никакого внимания. Ребёнок думает, что это происходить из – за того, что в нём что – то не так. Это отражается и в их рисунках, комментариях во время рисования («они не любят меня», «они мной вечно не довольны»).
Происходит усиление негативных эмоций, связанных с семейным фактором, как следствие происходит снижение социометрического статуса в группе, его не принимают, из – за того что он плаксив, «вечно канючит», «плакса», « с ним не интересно».
В процессе воспитания в созависимой семье у детей сформировались поведенческие стереотипы реагирования в проблемной ситуации. Это есть результат их защитно-приспособительного поведения в системе отношений с социумом.
Исследование позволило выявить индивидуальные способы поведения в ситуациях фрустрации, возникающие в процессе социального взаимодействия.
Анализ показал, что доминирующими реакциями являются интропунитивные (I› M› E), с фиксацией на самозащите (ED› OD› NP). В ситуации фрустрации ребёнок обвиняет только себя, доминирует чувство вины. Это указывает на слабую, уязвимую личность ребёнка, реакции ребёнка сосредоточены на защите своего Я. Следовательно ребёнок не может конструктивно реагировать в данных ситуациях.
Снижение успешности в школе не происходит (преобладает средний (86%), но есть и 14% детей со средним баллом ниже среднего).
Самооценка у данной группы детей низкая (86%), высокая (14%).
Средние значения по социальной адаптации ребёнка в этой модели семьи, представлены в диаграмме 3.
Диаграмма 3.
Таблица 8. «Обобщённая характеристика группы родителей и их детей со стилем детско – родительских отношений «Гипоопека»
№ методики
| Название методики /шкалы
| Выраженность исследуемого признака в %
| Среднее значение по группе
| 1.
| Диагностика родительского отношения (Варга, Столин)
|
|
| Эмоциональное отношение (принятие-отвержение)
|
| 11,75
| Социальная желательность
|
|
51,11
| Межличностная дистанция (симбиоз)
|
| 73,37
| Форма и направление контроля за поведением (авторитарная гиперсоциализация)
|
| 78,19
| Особенности восприятия и понимания ребёнка («Маленький неудачник»)
|
| 83,08
| 2.
| социометрический статус ребёнка
|
|
| низкий
|
| - 0,4
| высокий
|
| 0,6
| 3.
| Успешность в школе
|
|
| Ниже среднего
|
|
| средний
|
|
| Выше среднего
|
|
| 4.
| Тест на фрустрацию Розенцвейга
|
|
| Экстрапунитивные реакции (OD)
| 25,8
| 23,9
| Интропунитивные реакции (ED)
| 47,7
| 44,2
| Импунитивные реакции (NP)
| 26,4
| 24,5
| С фиксацией на препятствии (Е)
| 37,4
|
| С фиксацией на самозащите(I)
| 44,2
| 43,6
| С фиксацией на удовлетворении потребности (М)
| 18,4
| 18,2
| 5.
| Самооценка
|
|
| низкая
|
|
| средняя
|
|
| высокая
|
|
| Эмоциональные контакты и привязанности между детьми и родителями ослаблены. Ребёнок часто не чувствует себя членом семьи родителей. При таких отношениях не происходит активного развития эмоциональной сферы ребёнка и социальных навыков. Родители, выбирающие такой стиль воспитания, сами эмоционально заторможены и холодны. Гипоопекаемые дети считают себя недостойными любви родителей, стараются заслужить её различными социально одобряемыми способами, а когда это им не удаётся впадают в другую крайность и совершают асоциальные поступки. Родители больше думают о питании и одежде детей, чем об их интеллектуальном и эмоциональном развитии, потому что сами не развиты, или, наоборот, чрезмерно озабочены только собственным развитием и удовлетворением собственных потребностей.
Преобладает тип отношений (авторитарная гиперсоциализация – маленький неудачник). Это отражено на диаграмме 4.
Диаграмма 4.
Высокие показатели по шкалам «авторитарная гиперсоциализация» (28%) и «маленький неудачник» (26). Этот тип отношений выражается в приписывании ребёнку личностной и социальной несостоятельности, усиливающимся чувствами досады и раздражения. Родители требуют от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины, навязывая свою волю через неограниченный деспотизм. В контексте социализации такой тип отношений почти исключает целенаправленный интерес к социальным достижениям ребёнка, так же как и внимание к его развитию. Образ неуспешного ребёнка сводит процесс его воспитания к системе жёстких категорических запретов. Результатом такого воспитания может быть усиление агрессии по отношению к сверстникам или появление чувства вины. Наблюдается стремление родителей инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Такие родители не ощущают тревогу за ребёнка, они видят ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителям детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется неуспешным, неприспособленным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его не успешность и неумелость.
Семейная обстановка находит своё отражение и в рисунках детей.
Преобладают такие симптомокомплексы как « чувство неполноценности в семье» (0,7), на это указывают такие части рисунка как, автор непропорционально маленький, фигуры расположены внизу листа, отсутствие автора на рисунке. Также чётко просматривается «конфликтность» в семейной ситуации (0,8). На это указывают барьеры между членами семьи, отсутствие основных частей тела у некоторых фигур (рот), неадекватная величина отдельных фигур (чаще всего отец), отсутствие автора на рисунке. Так же можно проследить тревожность ребёнка ( штриховка, показатель – 0,1). Чаще всего используются тёмные цвета (чёрный), холодные оттенки.
Эти признаки указывают на то, что дети таких родителей относятся к себе как к мало значащим, ничего не стоящим людям. Фактически дети не любят себя. В глубине души они чувствуют себя покинутыми, но даже себе не признаются в этом. Душевная боль у них трансформируется либо в гнев, либо в чувство вины. Это можно проследить по показателям поведения в ситуациях фрустрации. У данной группы детей преобладают интропунитивные реакции (I› E›M), с фиксацией на самозащите (ED›OD›NP). Ситуация фрустрации переживается трудно, с досадой. Эти дети предпочитают защищать своё Я, что говорит о слабой уязвлённой личности, не способной к конструктивному стилю реагирования, доминирует чувство вины.
В связи с этим дети данной группы имею низкий социальный статус (54%) – большая часть, низкий - 46%. На успешность в школе данный тип детско – родительских отношений не влияет, а может даже и позитивно сказывается. Дети (100%) успешны в учёбе.
Игнорируя эмоциональные потребности детей, а это потребность в ласке, прикосновении, признании ребёнка чем – то живым, а не ниже травы тише воды – эти родители подрывают самооценку ребёнка, самоуважение детей. Что опять же доказано нами эмпирически – низкую самооценку имеют 98 % детей.
Обобщённые результаты по исследованию социальной адаптации детей из данной модели семьи представлены в диаграмме 5.
Диаграмма 5.
Таблица 9. «Обобщённая характеристика группы родителей и их детей со стилем детско – родительских отношений «Спартанское воспитание»
№ методики
| Название методики /шкалы
| Выраженность исследуемого признака в %
| Среднее значение по группе
| 1.
| Диагностика родительского отношения (Варга, Столин)
|
|
| Эмоциональное отношение (принятие-отвержение)
| 28,3
| 83,96
| Социальная желательность
| 5,7
| 16,91
| Межличностная дистанция (симбиоз)
|
|
21,1
| Форма и направление контроля над поведением (авторитарная гиперсоциализация)
|
| 95,76
| Особенности восприятия и понимания ребёнка («Маленький неудачник»)
| 27,6
| 82,79
| 2.
| Социометрический статус ребёнка
|
|
| низкий
|
| -0,3
| средний
|
|
| высокий
|
|
| 3.
| Успешность в школе
|
|
| Ниже среднего
|
|
| средний
|
| средний
| Выше среднего
|
|
| 4.
| Тест на фрустрацию Розенцвейга
|
|
| Экстрапунитивные реакции
| 40,1
| 50,63
| Интропунитивные реакции
| 25,5
| 37,47
| Импунитивные реакции
| 34,4
|
37,47
| С фиксацией на препятствии
|
| 20,8
| С фиксацией на самозащите
| 36,7
| 38,2
| С фиксацией на удовлетворении потребности
| 27,4
| 28,5
| 5.
| Самооценка
|
|
| низкая
|
| низкая
| нормальная
|
|
| высокая
|
|
| В поведении родителя можно усмотреть следующий главный смысл: «Я твой начальник, ты мой подчинённый». При таком типе воспитания у родителей сформировано неверное представление о потребностях и нуждах ребёнка. Им кажется, что повышенная строгость и требовательность приучают ребёнка к порядку, воспитывают силу воли и характера. Ребёнок вырастает запуганным и забитым, постоянно ожидающим расправы, не умеющим реагировать на ласку и боящимся его. Очень много проблем установлении межличностных коммуникаций, иногда - немотивированная жестокость, и почти всегда – неуважение к личности другого человека, так как выросший в неуважении не научен уважать. Привыкший подчинятся, однажды ребёнок решается на бунт, и тогда нивелируется все авторитеты, ценности и законы, что может привести ребёнка в асоциальную среду.
В данной группе преобладает такой тип воспитания как «авторитарная гиперсоциализация – эмоциональное отвержение». Это отражено на диаграмме 6.
Диаграмма 6.
По шкале авторитарная гиперсоциализация максимум баллов – 95,76. это говорит о том, что в отношениях родителей и детей чётко прослеживается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать свою волю ребёнку, не в состоянии встать на точку зрения ребёнка. За проявление своеволия ребёнка жестоко наказывают. Родитель пристально следит за мыслями, чувствами и достижениями ребёнка. При этом родитель эмоционально отвергает ребёнка, воспринимает его плохим, ни на что не способным. Ему кажется, что его ребёнок не добьётся успеха в жизни из – за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку, не уважает его. Образ неуспешного ребёнка сводит процесс его воспитания к системе жёстких категорических запретов. Результатом такого воспитания может к усилению агрессии по отношению к сверстникам. Наблюдается стремление родителей инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Что ещё больше усиливает эмоциональное отвержение и авторитаризм со стороны родителей.
Родитель толкает ребёнка на достижение целей, иногда невозможных. Родитель хочет видеть ребёнка героем семьи, не считаясь с тем, может ли сын или дочь исполнить эту роль. Вследствие этого у ребёнка снижается толерантность к ситуациям фрустрации, в случае неуспеха снижается самооценка (99% - низкая).
Из – за жестокого воспитания, постоянного контроля и деспотизма ребёнок уходит в роль «бунтовщика». Он совершает антисоциапьные поступки, в поведении преобладает агрессия по отношению к сверстникам. Преобладают экстрапунитивные реакции (E›M›I) с фиксацией на самозащите (OD›ED›NP). Эти дети предъявляют к окружающим повышенные требования и это может служить результатом неадекватной самооценки. Высокие показатели фактора OD говорят нам о том, что у ребёнка, вследствие, воспитания, преобладает более чем нормальная идея препятствия. Ребёнок что – бы хоть как - то заслужить внимание со стороны родителя, любви старается преодолеть все барьеры, но только что бы на него обратили внимание не как на объект воспитания, а как на родного, любящего их человека. Показатели поведения в ситуации фрустрации, низкая самооценка, родительское воспитание приводит к снижению социальной адаптированности ребёнка.
Семейная ситуация находит отражение и в рисунках ребёнка. Ребёнок подсознательно чувствует жестокое отношение к нему родителей. преобладают такие симптокомплексы как тревожность ребёнка (наличие штриховки, стирание во время рисунка) – показатель 0,2. ярко выражена враждебность в семейной ситуации ( агрессивная позиция фигур, руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые, родители больше ребёнка, часто изображены безо рта) – показатель 0,7. Так же прослеживается чувство неполноценности в семейной ситуации (автор рисунка непропорционально маленький, отсутствие автора) показатель – 0,4. конфликтность в семье проявляется через изображение ребёнком рисунка с барьерами между людьми, в основном между родителями и собой. Преобладают холодные тона. На рисунке изображается страх перед родителями.
Эти родители применяют жестокость, деспотизм с одной только целью, что ребёнок не смог приблизится к ним, чтобы он не увидел, что его родители в глубине души несовершенны, крайне неуверенны в себе. Это всё они стараются скрыть за вуалью тиранического стиля воспитания. И что бы ощущать, что жизнь идёт как надо, что бы добыть себе чувство безопасности, они испытывают потребность управлять и контролировать жизнь своих детей.
Как следствие воспитания снижается самооценка ребёнка – низкая (100 %). Показатели успешности в школе - средний. Показатели в ситуации фрустрации: преобладают экстрапунитивные реакции (E›M›I) с фиксацией на самозащите (OD› ED›NP). У ребёнка преобладает чрезмерное чувство преодоления препятствия, предъявляет слишком высокие требования к окружающим.
Обобщённые данные по исследованию социальной адаптации детей из данной модели семьи можно наглядно представить так.
Диаграмма 7.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|