|
Глава 5. Воспитание и учение в славянском мире
Общий взгляд
В сердце Европы, на востоке континента, издревле располагались славяне. К началу эпохи средневековья между Черным и Балтийским морями, от Карпат и Судет, вглубь Восточной Европы, образовалось обширное пространство, населенное восточными, южными и западными славянами.
Объединяющей силой славянства являлась языковая общность. Обучение языку, следовательно, оказывалось одним из главных способов осознания этнического единства славянского средневекового мира. Проявлением такой общности стало создание в VII-IX вв. нового письменного языка — славянского (старославянский, или староболгарский). Особую роль в его становлении сыграли братья Кирилл и Мефодий. Этот язык, сделавшись единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии (един язык словенск, как он назван в древнерусских летописях), предназначался для «книжного учения».
Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде в 863 г. Обучение было более простым и легким, чем на латыни в Западной Европе, поскольку в основе преподавания лежал не мертвый, а живой, разговорный язык. Ученики Кирилла и Мефодия разошлись по всему славянскому миру. Славянские книжники создавали школы в Болгарии (Преславская книжная школа), в Киевской Руси, где им покровительствовал князь Ярослав Мудрый (ок. 978-1054).
Образование и воспитание были важным способом самосохранения славянских народов в ходе многовековой борьбы за национальную независимость против турок, германцев, монголо-татар и др.
Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграли христианство, раскол на православие и католицизм. Если восточные и южные славяне оказались в орбите влияния греко-византийской религиозной культурно-образовательной традиции, то западные славяне испытали воздействие римско-католической, западноевропейской традиции образования. В определенные периоды такое воздействие приобретало весьма большую силу. В целом влияние на педагогическую мысль славянского мира восточного и западного христианства трудно переоценить, поскольку религия воспитывала душу народов. В странах, принявших католицизм, богословие, педагогическая мысль в значительной степени приняли рассудочно-отвлеченный характер, тогда как в православных славянских странах философы заботились прежде всего о внутреннем цельном состоянии духа.
Славянский мир внес особый вклад в развитие средневековой педагогической мысли. Примером этого служит Чехия. Взгляды чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) стали моделью для многих стран Европы.
Воспитание и обучение в Киевской Руси
Киевский период (X-XIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.
Византийское влияние
Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего в виде православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Руси. Принятие христианства растянулось на длительное время в силу языческих традиций, воспитания в том числе. Русичи цепко держались за старых богов и прежние духовные обычаи. Они еще долго учили детей поклоняться силам природы и почитанию предков: семейного предка (дедушки домового), прародительницы (роженицы) и др.
Принятие христианства имело далеко идущие последствия для педагогического мышления русичей. Православие предложило новые для древнерусского этноса идеалы воспитания, воздействовало на пересмотр прежних нравственных норм. Вместе с православием пришли письменность и школы. Церковь благотоворно укрепила семью как очаг воспитания, положительно воздействовала на нравственность славян.
Многослойность византизма в культурно-образовательном отношении обусловила и его неоднозначное воздействие на культуру и просвещение на Руси. Византизм нес в себе мощный заряд патриотической направленности. Он двояко трактовал материальную, физическую красоту, расценивая ее как Божий дар и воспитывая к ней опасливое отношение, как к источнику греховных чувственных наслаждений. Остановив выбор на восточном христианстве, Киевская Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской «латинской учености».
Важным передаточным звеном восточного христианства и византийской образованности, общеславянской традиции воспитания для Киевской Руси стала Болгария. Когда в 70-х гг. X в. Болгария была опустошена войсками Византии, многие болгарские книжники нашли приют в Киеве. Они приняли участие в подготовке первого поколения книжно образованных людей на Руси, в приобщении к византийской, античной и библейской мудрости. Из Болгарии на Русь пришли и первые учебные книги «Азбучная молитва», «О письменах», «Шестоднев» и др.
Смешение язычества и христианства наложило неизгладимый отпечаток на психологию и мироощущение русичей. Возник сплав мифологического сознания и культа Богочеловека. Христианская идея единого Бога, отца и заступника, соответствовала родоплеменному устройству восточных славян. Христианские нравственные заповеди («Трудись — и тебе воздастся»; «Возлюби ближнего своего» и пр.) оказались созвучны духовно-нравственным идеалам языческой Руси. Идея самопожертвования Христа ради человеческого рода легла на благодатную почву нравственных установлений восточных славян о жертвенности отдельной личности во имя семьи, общины и племени. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но взаимодействуя с ним.
При общении с византийской культурой и образованностью русичи соединили присущее им искони эстетическое отношение к природе с духовностью человеческого существования, которое несло христианство. В результате мыслители Киевской Руси обратились прежде всего не к разуму, а к чувству и сердцу человека.
Главным фактором генезиса восточнославянской письменной культуры и образования в Киевской Руси стало, впрочем, не внешнее воздействие. Объективно их развитие было предопределено появлением городов и государственных институтов. Педагогическая мысль, школа Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык и алфавит (азбука-кириллица).
Элементы византийской культуры органично перешли в культуру и образование Киевской Руси. Существенную роль в этом сыграли пришедшие из Византии дидактические установки иконописи. Икона должна была быть понятна неграмотным верующим, как книга для читателя. Она была призвана возбуждать и воспитывать определенные эмоции и чувства: жалость, сострадание, почтительность, страх расплаты за безнравственные поступки и пр. У византийцев были заимствованы жанр и стилистика житий святых, поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа воспитания. Из житий святых известны переводные патерики (Синайский, Египетский, Иерусалимский), а также многократно переписывавшийся Печерский патерик. «Жития...» прославляли аскетизм воспитания.
В качестве образца поучений можно указать Изборник Святослава (1076 г.), материал которого взят из ряда религиозных источников («Притчи Соломона», «Премудрости Иисуса» и др.). Во многих списках были распространены поучения Иоанна Златоуста; выдержки и пересказ этих поучений служили основой многих сборников, имевших педагогическую направленность: «Измарагды (т.е. изумруды) Златоусты», «Пчелы».
Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум. 1182 г.). Его сочинения адресовались высоко образованным людям. Рассуждая о сущности воспитания, он утверждал, что его успех основан на вере в Бога. Будучи сенсуалистом, Кирилл Туровский говорил о том, что человек приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств. Кириллом Туровским и другими древне русским и мыслителями (например, Кириком Новгородским) усиленно разрабатывались проблемы познания и обучения.
Идеалы воспитания
Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096 г.). Достойными подражания князь Владимир Мономах (1053-1125) называл тех, кто владел учением книжным. Он приводит в пример своего отца — князя Всеволода, изучившего пять языков. Сам Мономах, судя по «Поучению.,.», был весьма начитан и образован для своего времени. «Поучение...» требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Владимир Мономах неоднократно повторяет совет не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, взывает к учению. Вот фрагмент из этого уникального документа русской древней педагогики: Все хорошее узнав, вы должны помнить, него не знаете, тому учитесь... Человек должен всегда учиться: в пути и на коне. Суждения Владимира Мономаха, оформленные в религиозные тексты, подвигали, тем не менее, к практическому мышлению и деятельности. Такой же светский оттенок носили и философско-педагогические рассуждения киевского митрополита Климента Смолятича (XII в.), который полагал, что объектом познания должно быть не только Священное писание, но и природа — творение божественной мудрости.
В Киевской Руси, как видно, разум и знания ценились высоко, но предполагалось держать умственное воспитание под контролем нравственности. В этом проявлялось стремление применять ко всему в жизни нравственное отношение. Приобретение духовной мудрости предполагало упорную учебу, осмысленное чтение книг, знакомство с мировой культурой, осознание своего места и места народа в этой культуре. Достижение мудрости означало литературное, музыкальное, эстетическое развитие как важный исток нравственного становления. Задачу подобного воспитания решали прежде всего церковь и семья.
Семейное воспитание в Древней Руси нацелено было на освоение житейских правил. Своеобразным кодексом этих правил явилась наука о «христианском жительстве», состоявшая из трех наук, или строений: о духовном поведении, гражданском общежитии, жизни в семье (домоводство).
Наряду с идеями традиционного семейного воспитания в Киевской Руси постепенно развивались идеи книжного образования — учения книжного, которое ведет начало от крещения Руси. В педагогической мысли рядом с понятием учение книжное (от глагола учить) складывается термин училище.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|