Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел II. Воспитание и школа средневековья

 

Глава 1. Воспитание и школа в Византии

Глава 2. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке

Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья

Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и Реформации

Глава 5 Воспитание и учение в славянском мире

 

Глава 1. Воспитание и школа в Византии

Общий взгляд

 

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византийская империя просуществовала более тысячи лет, рухнув в 1453 г. под ударами турецких завоевателей.

Византия — прямая наследница эллинско-римской культуры и образования. Однако находившиеся у власти социальные группы Византии не испытывали особого интереса к античному культурному наследию. Больше того, в ее истории были периоды, когда устраивались жестокие гонения на сторонников античной образованности. Например, распоряжением императора в 529 г была закрыта Платонова академия в Афинах — один из важных хранителей греко-латинской педагогической традиции. Тогда же было запрещено выплачивать жалованье учителям-риторам и грамматикам, после чего в большинстве городов Византии школы античного типа закрылись.

После крестовых походов и короткого существования Латинской империи в Византии с XIII в. усиливается западное влияние. Особенностью византийской культуры и педагогической мысли являлось их формирование на разнородной этнической основе: греко-римлянами и другими народами Средиземноморья, Закавказья, Малой Азии, Крыма, Балкан и др. Доминирующим, однако, являлся греческий этнос, который пользовался особой поддержкой государства и церкви. Так что культура и воспитание в Византийской империи были прежде всего грекоязычными. Другая особенность состояла в том, что Византия одновременно следовала античной и христианской традициям. Идеалом образованного византийца считался человек с греко-римским классическим образованием и христианско-православным мировоззрением. Подобный идеал возник как переходный от античного к средневековому.



По уровню образованности Византия значительно превосходила вплоть до XIV в. Западную Европу. Формальных социальных ограничений на получение образования не существовало. Школы могли посещать все, кто мог и хотел учиться. Примечательной чертой общественной жизни являлся высокий социальный статус образованных людей. Образованность — величайшая из добродетелей. — гласил один из императорских указов. Наличие образования являлось непременным условием для чиновников и членов церковных учреждений.

В Византии, в отличие от большинства раннесредневековых государств, отсутствовал а монополия церкви на образование. Светская власть в лице императора диктовала условия и ход развития школьного дела. Но, в отличие от античной греко-римской традиции, религия занимала ведущее место в программах обучения и воспитании. Учебный день школяра начинался с молитв. Вот одна из них: Господи Иисусе Христе, раствори уши и очи сердца моего, чтобы я уразумел слово Твое и научился творить волю Твою.

В истории просвещения и педагогической мысли Византии выделяются несколько этапов. На первом этапе (IV-IX вв.) заметно воздействие идеологии раннего христианства и античной образованности. Следующий этап (IX-XII вв.) известен наивысшим подъемом просвещения. Были открыты новые учебные заведения, и появились различные труды энциклопедического содержания. Поощрялась деятельность ученых по организации образования. На последнем этапе (XIII-XV вв.) просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе. Это было время, когда в педагогической мысли Византии усилились клерикальные тенденции, что выразилось в оформлении монашеского направление исихиастов (от слова исихия — умная молитва). Исихиасты крайне отрицательно относились к светской образованности, античному знанию. Главным при становления личности они считали нравствено-религиозное воспитание, трактуя его предельно мистически.

Педагогическая мысль

 

Эллинистическая педагогическая традиция в Византии была особенно влиятельна в IV-V вв. Ее развивали неоплатоники из Афинской академии и высших школ Малой Азии, Сирии, Александрии. Неоплатоники ориентировали воспитание и обучение на высший духовный мир непреходящих идей. Вектор воспитания направлялся на познание собственной души, самосовершенствование. Познание предлагалось осуществлять через божественное озарение и экстаз путем концентрации внимания и интенсивных молитв.

Постепенно усиливалась христианская традиция педагогической мысли. Византийские богословы предложили идеи, составившие основы религиозного воспитания и обучения. Светская образованность рассматривалась как путь познания божественной истины. Чем ближе познание к Богу, тем больше должна возрастать любовь к ближнему. Душа человека определялась как микромир, который следует путем воспитании привести к гармонии между земным и небесным существованием. Для достижения такой гармонии следует бороться с грехопадением человека и добиваться развития сообразно человеческому естеству, опираясь на волю как силу стремления к слиянию с природой.

Один из первых средневековых схоластов, Иоанн Дамаскин (675-753), в философско-педагогическом трактате «Источник знания» развивал идею универсальной, энциклопедической образованности. Другой видный философ, патриарх Фотий (820-897), полагал, что подрастающее поколение должно усваивать точно сформулированные общечеловеческие нравственные нормы, разумеется, в православной христианской интерпретации. Фотий был наставником Кирилла-Константина и Мефодия — славянских первоучителей. Он создал в Константинополе элитарное учебное заведение, где стремился осуществить важные педагогические установки: искреннее и простое общение учителя с учениками, универсализм образования (сочетание светского и богословского), беседу как активный метод обучения.

Продолжателем раннехристианской педагогической традиции был Симеон Новый Богослов (949-1022). Он крайне отрицательно относился к светской образованности и ратовал за монастырское религиозное обучение и воспитание, считая монастырь миром духовного учительства и ученичества. Против такого ярко выраженного клерикального подхода выступал общественный деятель и философ Михаил Пселл (1018-1096). Он полагал, что программа образования должна предусматривать два главных этапа: освоение светских знаний, не противоречащих догматам церкви, и религиозное обучение. Пселл мечтал об идеальном человеке, который не подвластен религиозному фанатизму, будучи личностью гуманистической, физически развитой, светски образованной, чувствующей прекрасное, душевно благородной, с твердым умом.

Среди последних крупных мыслителей Византии, занимавшихся проблемами воспитания и образования, был Георгий Гемист Плифон (1355-1452). Достижение совершенства — цель идеального воспитания, полагал Плифон. Путь к совершенству — это нравственное воспитание, преодоление зла, в которое впадает несовершенный человек. Пройти этот путь можно лишь посредством личных усилий и самообразования.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.