Сделай Сам Свою Работу на 5

Воспитание и обучение в Палестине

 

На протяжении 1-го тысячелетия до н.э. на территории Палестины существовали государства Израиль и Иудея. В условиях древнееврейской цивилизации в религии установилось единобожие. Единый Бог якобы вручил евреям нравственные заповеди, где были очерчены границы добра и зла и которым должен был следовать каждый человек. Гонения, которым подвергались древние евреи, отразились на отношении к воспитанию как к способу выжить и сохранить целостность разбросанного по миру рода. Почтение к наставнику воспитывалось с младенчества: Если ты увидел, что отец твой и учитель твой споткнулись одновременно, то первому руку подай учителю своему. Важнейшей ценностью в воспитании считалось внушение идеи сохранить чистоту крови, отказа смешиваться с другими народами.

Педагогические основы древнееврейской патриархальной семьи были закреплены в Ветхом завете. Так, в «Притчах» иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н.э.) мы читаем. «Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму». Центральная педагогическая идея «Притч» — призвание отца быть наставником, почитание родителей: «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей». В «Притчах» представлены идеалы воспитания, которые, говоря современным языком, основаны на гуманистических, общечеловеческих ценностях. Большинство притч начинается с обращений отца к сыну, в которых Соломон призывает не покушаться на чужое добро, вести праведную жизнь, искать мудрости, которая «дороже драгоценных камней», т.е. быть рассудительным, не отказывать в благодеянии нуждающимся, избегать насилия, лжи, лицемерия, быть трудолюбивым, верным в дружбе, стремиться к добру. Способом такого воспитания являлось наказание: «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой».

Основными предметами обучения были Тора и Талмуд — свод религиозных и правовых норм иудаизма. Важнейшим при обучении считалось развитие ума (Тору заучивали фактически наизусть). У иудеев была своя письменность. Письму учили мальчиков и девочек.



Воспитание и обучение в Индии

 

Цивилизация дравидских племен коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была главной.

Зачатки организованного образования в долине Инда скорее всего появилось в доарийский период в городах Хараппской культуры (3-2-е тысячелетия до н.э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Около пятисот печатей с надписями на своеобразном пиктографическом письме, глиняные чернильницы для письма — вот, пожалуй, и все вещественные свидетельства об образовании тех времен.

Жрецами ариев около 2-го тысячелетия до н.э. на классическом санскрите была составлена Ригведа, куда вошли свыше тысячи священных наставлений — гимнов (веды), которые являются древнейшими документами культуры, воспитания и обучения дравидско-арийской цивилизации Индии. Позднее к «Ригведе» прибавились сборники других вед.

Специфическое влияние на развитие воспитания и обучения в Древней Индии оказал кастовый строй. Не менее важным фактором генезиса воспитания и образования стала религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.

Брахманизм и воспитание

В дравидско-арийскую эпоху сложились устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание и обучение. Представления эти основывались на идее, что каждому следует развивать нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев — сила и мужество, у вайшьи — трудолюбие и терпение, у шудры — покорность.

Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для насыщенной, счастливой жизни. Оно предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.

Развернутые характеристики идеального воспитания мы находим в древнем эпосе. Так, в сказании индо-арийцев «Бхагавата-пурана» дано подробное описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь — воин и пастух — рос среди сверстников в совместных играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна более двух месяцев усердно изучал веды, сделавшись знатоком всяческих умений и искусств и овладев людской премудростью. Носителем идеального воспитания служил также Рама, герой другого эпоса — «Махаб-харата». Вот как виделся этот образец человеческого совершенства: Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга. Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также «Бхагавадгита» (1-е тысячелетие до н.э.). В ней предлагались примеры содержания и методов воспитания и образования. «Бхагавадгита» написана в виде собеседований мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в образе ученика — царский сын Арджуна. Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна ищет и находит у наставника разъяснения для выхода из трудного положения, поднимаясь на новый, более высокий уровень познания и поведения. Способ приобретения знаний выглядит так: вначале целостное изложение учителем новых знаний, затем дробный анализ; раскрытие отвлеченных понятий с конкретными примерами. Суть обучения сводилась к тому, что перед Арджуной ставили различные цели, расширяя и углубляя их так, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить верным приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором, Арджуна двигался к совершенству.

К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложились определенный канон образования и традиция семейно-общественного воспитания. Главным объектом изучения служили веды. К VI в. до н.э. существовала сеть ведических школ под началом брахманов. На первой ступени — в семье — систематическое обучение не предусматривалось. Для высших каст оно начиналось после упанаямы — ритуала посвящения. Непрошедшие инициацию считались отверженными, лишались права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Так общество контролировало результаты семейного воспитания, вырабатывало отношение к ученичеству как к закономерному этапу в жизни достойного человека.

Сроки, программа упанаямы, дальнейшее обучение у представителей высших каст не были одинаковыми. Для брахманов инициация приходилась на 8-летний возраст, для кшатриев — 11-летний, вайшьев — 12-летний. Программа образования брахманов была более полной, кшатриев и вайшьев — менее насыщенной, но более профессионализированной. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи — сельскохозяйственным работам и ремеслам. Продолжительность их обучения обычно не превышала восьми лет. Обучение брахманов было на 3-4 года больше. Ученичество считалось отдельным важным периодом в жизни. Формально все высшие касты имели право на самое высокое образование, но на практике редко пользовались этим правом, вайшьи занимались коммерцией и ремеслом, кшатрии — военной службой. Так что фундаментальное образование получали прежде всего брахманы.

Брахманы-ученики (брахмачарины) занимались у умудренных учителей — гуру (чтимый, достойный). Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться, чтобы точно соблюдать светские и религиозные нормы жизни. С помощью предназначенных для глубокого философского размышления вед (упанишад) они овладевали высшим знанием — брахмавидья, постигали абсолютные истину и реальность — брахману. Брахманское образование носило подчеркнуто религиозный характер, включая, правда, грамматику и другие подсобные науки: правила почитания и поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и пр. Обучение принимало мистическую окраску откровения свыше.

Программа начального образования включала пересказы вед, обучение чтению и письму. Повышенное образование получали, как правило, немногие юноши. В программу его входили поэзия и литература, грамматика и философия, математика и астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. Достаточно сказать, что в Древней Индии впервые ввели ноль и счет с помощью десяти знаков, которые позже заимствовали арабы и европейцы.

Центром обучения служил обычно дом учителя — гурукула. Появились своеобразные семейные гурукулы, где мужчины обучали молодежь, передавая знания. Порядок обучения строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи и, помимо получения образования, осваивал правила человеческого общежития. Специальных помещений для учебных занятий не было. Занятия проходили на открытом воздухе. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали ведические гимны. Обучение, следовательно, было словесно-звуковым. Это можно объяснить, во-первых, тем, что в Древней Индии записи делали на пальмовых листьях, которые хранились очень недолго. (Записи на медных табличках появились на исходе древней эпохи.) Во-вторых (что еще более существенно), устное слово считалось наиболее достоверным способом передачи знаний. Основная часть вед звучала на санскрите. Вот почему на особом месте стояли санскритская грамматика — веда вед, фонетика и этимология.

Обязанности учеников сводились не только к изучению вед: им следовало помогать взрослым по дому, предаваться аскезе, т.е. поститься и усмирять плоть. Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели скорее символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.

Приобретавшие повышенное образование юноши либо продолжали посещать известного своими познаниями гуру, либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы упанишад, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.

Буддизм и воспитание

 

В середине 1-го тысячелетия в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха. Существенные изменения в экономике, культуре, сфере воспитания и обучения создали условия для зарождения новой религии — буддизма, который в свою очередь оказал воздействие на весь уклад жизни древней Индии.

У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (623-544 гг. до н.э.). С точки зрения его последователей, Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства. В отличие от философии брахманизма, которая предусматривала достижение высшего знания через напряжение чувств и самоистязание, Будда полагал, что подлинные истина и счастье (нирвана) постижимы при непротивлении злу, через благородный путь праведной жизни. Согласно буддийскому учению главной задачей воспитания является очищение человеческой души, которую следует избавить от мирских страстей через самопознание и самосовершенство. В этом очищении различали три основные стадии: предварительную, сосредоточенности, окончательного усвоения. Будда выступал против монополии индуизма в духовной жизни и за уравнивание каст в религиозной жизни и воспитании. По преданию Будда начинал просветительскую деятельность отшельником — гуру в лесной школе близ города Бенареса. Буддизм обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.

Распространение буддизма привело к важным изменениям в обучении и воспитании. Основными центрами буддийского образования сделались монастыри, двери которых были открыты послушникам из всех каст. Вначале обучение (во всяком случае, элементарное) велось на родном для учеников языке. Позже внимание уделяли грамматике санскрита, который (с I в. до н.э.) стал ведущим языком обучения в Северной Индии. К этому времени был создан древнейший индийский слоговой алфавит — брахми. К III в. н.э. в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедшего на смену идеографическому письму. Алфавитно-слоговое письмо заметно повышало результативность образования. В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование. В этом случае в программу обучения входило изучение трактатов по философии, математике, медицине и пр. Наставник занимался с каждым учеником отдельно. Учителя получали денежное вознаграждение.

Во II-VI вв. происходит ренессанс индуизма. Необрахманизм внес изменения во взгляды на воспитание. Оно стало рассматриваться как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела». Программы обучения постепенно приближались к жизненным потребностям. Предусматривалось расширение доступа в учебные заведения представителей разных каст. Происходило постепенно нараставшее слияние буддийской и брахманской педагогических традиций. Согласно буддизму, как и индуизму, важнейшим условием воспитания считалось служение ученика наставнику. В свою очередь, учитель должен был разделять с учениками все, что имел.

В период сосуществования буддизма и необрахманизма образование получали в брахманских школах вед и в буддийских монастырях. В ведических школах обучение носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст; акцент делался на интеллектуальном образовании с элементами религии. Кроме санскрита обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа школ вед: толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. В программах аграхаров постепенно стали учитываться житейские потребности. С притоком в аграхары кшатриев и особенно вайшьи увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.

В буддийских монастырях учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, а обучение носило более практический характер. Сложились крупные просветительские центры буддизма. В VI в. в Индии насчитывалось не менее 5 тыс. буддийских монастырей с более чем 200 тыс. ученых монахов. Получил известность, например, комплекс в Такташиле (г. Таксила в Пакистане), в монастырях которого жили известные ученые и философы, которые учили медицине, искусству, астрономии, естествознанию, коммерции, магии, заклинанию змей и пр. Не меньшую славу получила просветительская деятельность в Наланде (близ г. Бхуванешвара), где в период расцвета (IV в. до н.э.) действовали 13 буддийских монастырей с множеством учеников и наставников — знатоков философии, логики, вед, медицины, филологии, языкознания, права, астрономии и др. Ученые-просветители Такташилы и Наланда поддерживали культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.