|
Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер.
Такое наблюдается в тех случаях, когда партнер недомогает, жалуется, капризничает, нервничает или ищет соучастия и сопереживания. Человек с низким уровнем коммуникативной толерантности — душевно черствый и потому либо не замечает подобных состояний, либо они его раздражают, по крайней мере, вызывают осуждение. При этом он игнорирует то, что сам тоже бывает в дискомфортных состояниях и обычно рассчитывает на понимание и поддержку окружающих.
Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3 баллов):_____________
|
| баллы
| 1.
| Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.
|
| 2.
| Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.
|
| 3.
| Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.
|
| 4.
| Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).
|
|
| Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.
|
|
| Всего:
|
|
Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других.
Данное обстоятельство указывает на то, что адаптация к самому себе для вас функционально важнее и достигается проще, чем адаптация к
партнерам. Во всяком случае, вы постараетесь менять и переделывать прежде всего партнера, а не себя — для некоторых это непоколебимое кредо. Взаимное существование, однако, предполагает адаптационные умения обеих сторон.
Проверьте себя: каковы ваши адаптивные способности во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов):
| баллы
| 1. Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам.
|
| 2. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.
|
| 3. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.
|
| 4. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми.
|
| 5. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.
|
| Всего:
|
| Итак, вы ознакомились с некоторыми поведенческими признаками, свидетельствующими о низком уровне общей коммуникативной толерантности, сопровождающемся негативными эмоциями. Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем 9-ти признакам и сделайте вывод: чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые можно заработать — 135, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так невероятно получить ноль баллов — свидетельство терпимости личности ко всем типам партнеров во всех ситуациях. В среднем, опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений — 31 балл, медсестры — 43, врачи — 40 баллов. Сравните свои данные с приведенными показателями и сделайте вывод о своей коммуникативной толерантности.
Обратите внимание на то, по каким из 9-ти предложенных выше поведенческих признаков у вас высокие суммарные оценки — здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений. Разумеется, полученные результаты позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные вашим взаимоотношениям с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообразнее. Сравните себя с представителями некоторых массовых профессий, связанных с общением и влиянием на людей.
Показатели сниженной толлерантности — балл из 15 возможных (N — число опрошенных)
Показатели
| Воспитатели
N=22
| Медсестр ы
N=53
| Врачи
N=27
| Неприятие или непонимание индивидуальности человека.
| 3,4
| 5,6
| 4,4
| Использование себя в качестве эталона при оценке других.
| 3,0
| 4,3
| 4,7
| Категоричность или консерватизм в оценках людей.
| 4,7
| 6,1
| 5,7
| Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.
| 3,7
| 5,3
| 5,2
| Стремление переделать, перевоспитать партнеров.
| 5,1
| 5,1
| 4,0
| Стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным.
| 3,2
| 4,5
| 4,4
| Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.
| 3,7
| 4,6
| 4,4
| Нетерпимость к физическому или психическому диском-, форту партнера.
| 1,8
| 3,3
| 3,4
| Неумение приспосабливаться к партнерам.
| 2,6
| 4,0
| 4,0
| В сумме:
| 31,3
| 43,0
| 40,3
| Нарастание нетерпимости к окружающим является достаточно надежным признаком развивающихся психических нарушений, таких как неврозы, депрессии, общее снижение личности при алкоголизме и наркомании. Устойчиво низкий и очень низкий уровень толерантности — спутник некоторых психопатий, то есть нарушений в сфере характера. Например, нетерпимы к окружающим параноики, эпилептоиды, истероиды.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ НА СТРОЙ
Интеллект, как было отмечено, определяет значение внутренних и внешних воздействий и "подключает" энергию эмоций к отражению действительности. В свою очередь, эмоции по мере надобности "подпитывают" интеллект своей энергией, интенсифицируют его действия. Ансамбль интеллектуальных и эмоциональных потенциалов порождает особое личностное свойство — интеллектуальный настрой.
Интеллектуальный настрой — это готовность личности более или менее активно откликаться с участием эмоций на идеи, новизну, проблемы и находить в них значимость.
В соответствии с той или иной формой эмоциональной восприимчивости будем различать такие интеллектуальные настрои
"горячий, "теплый" и "холодный".
"Горячий" интеллектуальный настрой свойствен людям эмоционально отзывчивым и проявляется в том, что интеллектуальная деятельность очень сильно активизируется энергией эмоций.
Личность с подъемом откликается на идеи, задачи, проблемы, требующие решения. Ее интересует почти все и почти во всем она способна найти важное для себя или для дела Она легко извлекает новое, интересное, необычное, чаще других подмечает главное и по достоинству оценивает второстепенное. Партнеры с "горячим" интеллектуальным настроем охотно делятся знаниями, опытом и легко чувствуют, когда это уместно сделать. Они щедры на идеи и обогащают интеллектуальную практику других ценными замечаниями, обобщениями, встречными предложениями. При этом не столь важна глубина порождаемых мыслей, сколько способность интеллекта откликаться на события, явления и факты.
Партнеры с "горячим" интеллектом – хорошие слушатели, ценители рассказов и оригинальных идей. Их отмечает речевая активность, живое участие в спорах и дискуссиях, они любят работать с книгами, справочниками, словарями.
"Теплый" интеллектуальный настрой присущ людям, эмоционально ригидным и потому проявляющим умеренную сметливость ума и интерес к происходящему, – энергия их эмоций недостаточна иди редко "подключается" к работе интеллекта Интеллектуальные процессы у таких активизируются избирательно, по необходимости, когда дело касается личных потребностей, когда информация нужна для исполнения профессиональных обязанностей. Человек с "теплым" интеллектом далеко не всегда делится знаниями и опытом – не чувствует в этом потребность. В редких случаях он хочет узнать больше, чем требуется для дела. Ему трудно сосредоточиться на главном и сложном для понимания
"Холодный" интеллектуальный настрой у людей с эмоциональной сопротивляемостью. Вследствие этого они либо сами не любопытны и почти ничем не интересуются, либо парализуют интеллектуальную инициативу партнеров. В ответ на .хорошую идею они проявляют скепсис, разумное предложение встречают в штыки. Им нравится загонять партнера в тупик абсурдными ремарками, ехидными вопросами, неправомерными обобщениями или исключениями. Их интеллектуальная активность часто носит деструктивный характер.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
Эмоциональный настрой характеризует особенности
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|