Классификация невербальная.
Цель: исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации; выявление возможности объединения наглядно представленных объектов на основе выделения одного ведущего признака.
Материал: набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур (по 6 штук кругов, квадратов, треугольников, ромбов) 3-х цветов (красный, желтый, синий), 2-х величин (большие, маленькие).
Инструкция: речевая инструкция сопровождает конкретные действия экспериментатора и является вспомогательной ("Продолжай раскладывать карточки, подходящие с подходящими").
Ход выполнения задания: экспериментатор выкладывает перед испытуемым два ряда карточек по две фигуры одного цвета и просит ребенка продолжить классификацию (должно получиться 3 ряда фигур, различающихся по цвету).
Виды помощи: - выкладывание начальной карточки третьего ряда;
- объяснение принципа раскладки: ("Они одинакового цвета: красные, синие, желтые);
- дополнение карточек каждого из трех рядов экспериментатором.
Диапазон применения: для детей, начиная с 5-ти лет.
Норма выполнения: при выполнении задания по образцу детям 5-ти лет требуется 1-2 урока. Нормой является словесное обозначение признаков классификации.
Классафикация невербальная по двум признакам. Соотнесение цвета и формы.
Методика является модификацией лото В.М.Когана.
Цель: выявление возможности классификации на основе вычленения наглядно представленных признаков, заданных и выделенных материалом.
Материал: 1) таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция), а в горизонтальном - бесформенные цветовые мазки 7 цветов радуги; 2) набор геометрических фигур всех перечисленных форм и цветов, соответствующих по размеру образцам фигур вертикального ряда.
Инструкция: задается одновременно с раскладкой первых трех фигур экспериментатором: "Найти место для каждой фигурки так, чтобы у каждой фигурки был свой цветной домик".
Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.
Виды помощи: - объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки (посмотри: здесь на рисована фигурка, у нее много домиков, (показ), и каждый - нового цвета);
- объяснение принципа поиска (в действиях):
1. наложение фишки на образец формы;
2. поиск цвета;
3. совмещение движения фишки от формы к цвету.
Диапозон применения: от 5-ти лет и старше.
Норма выполнения: дети 5-ти лет выполняют задание в полном объеме с использованием проб и при зрительном соотнесении при уменьшении поля восприятия до 4-х форм и 5-ти цветов. Дети до 6-ти лет и старше выполняют задание в полном объеме на основе зрительного соотнесения. Дети 7-летнего возраста справляются с заданием, действуя в идеальном плане.
Классафикация невербальная по 2-м признакам.
Соотнесение формы и величины
(модификация задания, предложенного А.А.Венгер).
Цель: выявление возможности классификации на основе вычленения наглядно представленных признаков, заданных выделенных материалом.
Материал: таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы, а в верхнем ряду - постепенно уменьшающиеся по величине круги (5 кругов с диаметром от 9 до 5 см); 2) набор геометрических фигур, каждая из которых представлена в 5-ти последовательно изменяющихся величинах в соответствии с образцами.
Инструкция: вербальная, сопровождает конкретные действия экспериментатора.
Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.
Виды помощи: - объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки;
- объяснение принципа поиска: наложение фишки на образец и сравнение с каждым порядковым элементом ряда;
- объяснение в действиях принципа совмещения двух признаков.
Диапазон применения: от 5-ти лет и старше.
Норма выполнения: дети 5-ти лет выполняют задание с использованием проб, выражающихся в примеривание с помощью наложения. Количество проб уменьшается по мере заполнения рядов.
Сравнение и различение понятий.
Цель: выяснение возможности выделения существенных признаков сходства и различия понятий и категориальных суждений.
Материал: пары слов.
Инструкция: "Я назову тебе 2 предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются".
Ход выполнения задания: детям предлагается по одной паре слов, для которых последовательно необходимо выделить сходство и различие.
Диапазон применения: детям с 5-ти лет.
Норма выполнения: дети пятилетнего возраста при сравнении понятий используют функциональные признаки. Начиная с 6-ти лет возможно применение отвлеченных категорий.
Классификация предметов.
Методика является одной из основных в психологическом обследовании (Л.С.Выготский, 1934; Гольдштейн и Ширер, 1941; Б.В.Зейгарник, 1970 и др.).
Цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования, развитие понятийной структуры мышления. На материале эксперимента можно также изучить возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей логической памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций. Наличие качественных нарушений мышления: разноплановость суждений
Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, растения, посуда, мебель, инструменты, транспорт и т.д.).
Инструкция: разложите эти карточки на столе -- что к чему подходит (название групп и их количество не указывается).
Ход выполнения задания: 1 этап - "глухой" предлагается раскладывать карточки группировать их как получится. После того, как выложено 16-20 карточек, начинается II этап работы. Сначала оценивается, что было сделано ребенком. Отмечаются правильно отобранные группы ("Правильно, ты положил вместе игрушки, так и надо все объединять: посуду с посудой, одежду с одеждой" и т.д. ). Затем оцениваются и корректируются ошибочные решения. На протяжении II этапа ребенку задаются вопросы по поводу места раскладки карточек и оценивается работа. Важно выяснить название каждой из выделенных групп и определить принцип обобщения. Для этого необходимы словесные объяснения ребенка. III этап - предлагается соединить выделенные группы между собой так, чтобы предметам укрупненной группы можно было дать общее название с одним (!) общим существенным признаком.
Диапазон применения: от 5-ти до 7-ми лет — I, II этапы; с 7-ми лет — III этап работы.
Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, определяя принцип обобщения на функциональном уровне. Начиная с 6-ти лет нормой является использование отвлеченных категорий.
Исключение предметов.
Цель: исследование категориального мышления; выявление уровня обобщения.
Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу:
1. каждый раз изменяется позиция "лишней картинки";
2. используются "провокации": по цвету, форме, величине, стилю изображения.
Инструкция: "На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета".
Ход выполнения задания: ребенку последовательно предъявляются карточки, на которых он показывает "лишний" предмет, а затем обосновывает принцип выделения.
Диапазон применения: детям от 5-ти лет и выше в порядке возрастающей сложности. Норма выполнения:
дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя "лишний" предмет способом противопоставления (например: это обувь, а это — не обувь). Дети с 6-ти лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к 7-ми годам.
Пирамидка
Виды помощи: - подача колец с целью стимуляции деятельности;
-демонстрация способа примеривания колец друг к другу с целью складывания пирамидки с учетом величины.
Нормы выполнения: дети 2-3-х лет могут складывать пирамидку без учета величины. Неадекватным для них будет складывание пирамидки с попыткой надеть кольцо на закрытый колпачок. Дети старше 4-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-лет должны пользоваться зрительным соотнесением.
Методика Россолимо
Цель: - исследуется понимание смысла ситуации, наличие элементарных представлений, возможность использования прошлого опыта. (Рекомендована для обследования детей с речевыми нарушениями.)
Методика ребенка просят назвать или показать предмет, которого недостает.
Помощь показать картинку с предметами среди которых и недостающий.
Анализ выполнения:
- дети с олигофренией в степени дебильности с заданием справляются; некоторым требуется организующая помощь или наводящие вопросы;
- дети с ЗПР легко понимают инструкцию и без затруднений выполняют задание.
" Четвертый лишний"
Цель: - уровень обобщения, логическая обоснованность и четкость формулировки, возможность формирования и использования обобщенных представлений. Последовательность усложнения задания дает возможность
анализировать обобщения разного уровня.
1 вар. - 3 цветка и кошка.
2 вар. - посуда и стол.
3 вар. - механические транспортные средства и лошадь.
4 вар. - сумка, рюкзак, чемодан и зонт.
5 вар. - курица, цыпленок, яйцо и утка (2 варианта).
6 вар. - швейная машина. нитки, иголка и очки.
7 вар. - кошка, собака, коза и волк.
Инструкция: "На этой карточке нарисованы 4 предмета, три из них имеют что-то общее, а один не подходит. Какой предмет лишний?"
Выделение сходства и различий.
Цель: - выявляется способность выделять существенные признаки предмета, находить общее и различное в предметах и понятиях.
Рекомендуется предъявлять детям, у которых широкий объем понятий.
Пары для сравнения: мяч - арбуз;
волк - собака;
береза - ромашка;
зима - лето;
вода - лед;
день - ночь.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|