Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ эффективности проделанной работы по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в развивающих игре





 

После завершения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп.

Цель контрольного эксперимента: выявить результаты опытно-экспериментальной работы по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в развивающих играх, провести сравнение результатов экспериментальной группы с результатами контрольной группы.

Методика и организация контрольного эксперимента соответствовали констатирующему этапу эксперимента.

Таблица 4 - Результаты контрольного эксперимента

Критерии и показатели Контрольный этап
Развитость любознательности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Контрольная группа 30% 60% 10%
Экспериментальная группа 20% 40 % 40%
Развитость самостоятельности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Контрольная группа 30% 50% 20%
Экспериментальная группа 20% 60% 20%
Развитость инициативности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Контрольная группа 20% 60% 20%
Экспериментальная группа 30% 40% 30%
Высокий интерес к процессу познания Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Контрольная группа 20% 50% 30%
Экспериментальная группа 10% 70% 20%
Практическое приспособление к ситуациям Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Контрольная группа 10% 60% 30%
Экспериментальная группа 0% 70% 30%
Уровень сформированности познавательной активности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Контрольная группа 30% 60% 10%
Экспериментальная группа 30% 50% 20%

 



Полученные данные показали, что уровень показателей познавательной активности у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующего эксперимента стал различным. Уровень развития показателей у детей экспериментальной группы стал значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных мероприятий с использованием развивающих игр.

Наряду с этим можно отметить и некоторые психологические особенности познавательной активности, появившиеся у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента. Практически у всех детей явно выросла инициативность в поиске новых способов обращения с предлагаемым объектом. У детей появился момент «обдумывания» - когда ребенок, в определенный момент, исчерпав свои возможности, не уходит из ситуации, не начинает повторять уже сделанные ранее варианты, а берет «таймаут», внимательно рассматривает кубики и пытается найти новое решение. Если случайно, в процессе манипулирования с кубиками, получался какой-то вариант, которого ребенок еще не делал, он обычно был им замечен.



Полученные нами данные позволяют сделать следующее выводы.

После проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательной активности детей экспериментальной и контрольной групп стал значительно отличаться. У детей экспериментальной группы уровень познавательной активности значительно вырос, в то время, как у детей контрольной группы остались без изменений.

Сравнение уровней сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе до обучения и после обучения

 

Полученные сравнительные диаграммы свидетельствуют о том, что отмечается положительная динамика в экспериментальной группе: произошло изменение показателей – низкий уровень снизился с 33,4% до 25%, а высокий уровень вырос с 8,3% до 16,7%.

В контрольной группе изменений не произошло.

 

 

Сравнение результатов уровня развития познавательной активности по всем выделенным нами критериям и показателям внутри каждой группы детей, до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента позволяет сделать следующие выводы:



В контрольной группе, где не проводилось специальной работы, в показателе «Развитие любознательности» изменений не произошло.

В экспериментальной группе (где наряду с мероприятиями, проводимыми по плану воспитателей, проводилась работа, направленная на развитие познавательной активности) произошли следующие изменения в категории развития любознательности: низкий уровень развития познавательной активности с 40% (4 детей) уменьшился до 30% (3 ребенка), высокий уровень развития познавательной активности вырос с 20% (2 ребенка) до 40% (4 ребенка), количество детей со средним уровнем развития содержательного показателя познавательной активности осталось неизменным – 40 % (4 детей),

В контрольной группе не произошло значительных изменений в категории развития самостоятельности: количество детей с низким уровнем снизилось с 50% (5 ребенка) до 30% (3 ребенка), количество детей со средним уровнем развития содержательного показателя познавательной активности осталось неизменным – 58, 3% (7 детей), количество детей с высоким уровнем развития содержательного показателя выросло с 10% (1 ребенок) до 16,6% (2 ребенка).

В экспериментальной группе в категории развития самостоятельности произошли следующие изменения: низкий уровень развития познавательной активности с 30% (3 детей) уменьшился до 20% (2 ребенка), средний уровень вырос с 50% (5 детей) до 60% (6 детей), в то же время высокий уровень развития познавательной активности остался неизменным – 20% (2 ребенка).

В категории развития инициативности в контрольной группе не произошло никаких изменений, в экспериментальной группе в этой же категории произошли следующие изменения: низкий уровень уменьшился с 8,3% (1 ребенок) до 0, средний уровень уменьшился с 58,3% (7 детей) до 50% (6 детей), а высокий уровень увеличился с 33,4% (4 ребенка) до 50% (1 ребенок).

В контрольной группе не произошло изменений в категории развития интереса к процессу познания.

В экспериментальной группе в категории развития интереса к процессу познания произошли следующие изменения: средний уровень изменился с 58,3% (7 детей) до 41,6% (5 детей), высокий уровень развития познавательной активности вырос с 8,3 % (1 ребенок) до 25% (3 ребенка), количество детей с низким уровнем развития осталось неизменным - 33,4% (4 ребенка).

В контрольной группе изменений в категории «Практическое приспособление к ситуациям» не произошло.

В экспериментальной группе в этой же категории произошли следующие изменения: низкий уровень развития познавательной активности с 25% детей (3 ребенка) уменьшился до 8,3% (1 ребенок), средний уровень увеличился с 66,7% (8 детей) до 83,4 (9 детей.), в то же время высокий уровень остался неизменным – 8,3% (1 ребенок).

Полученные нами данные позволяют сделать следующее выводы:

После проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательной активности детей экспериментальной и контрольной групп стал значительно отличаться. У детей экспериментальной группы уровень познавательной активности значительно вырос, в то время, как у детей контрольной группы остались без изменений.

Проведенный эксперимент позволяет заключить, что познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться дидактические игры.

 

Заключение

Конкретизация сущности познавательной активности как прижизненно развивающегося сложного личностного образования, обусловливающего качественные характеристики познавательной деятельности, раскрытие его структуры, выделение системы критериев, фиксирующих состояние компонентов познавательной активности, позволяет эффективно и целесообразно планировать содержание познавательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

В результате исследования нами было рассмотрено понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, выявлены средства развития познавательной активности дошкольников. Важным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста являются развивающие игры. Для проверки этого предположения нами был проведен эксперимент, состоящий из трех этапов.

На констатирующем этапе нами были выделены критерии и показатели и определен уровень сформированности познавательной активности дошкольников. На формирующем этапе были разработаны и проведены познавательные игры по развитию познавательной активности дошкольников.

На первом этапе формирующего эксперимента можно было проследить, что дети сначала невнимательно слушали задание и неверно выполняли действия, но при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего на обследование, они активизировались, исправляли ошибки, начали искать предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали вопросом о предметах-заместителях, обратились к личному опыту детей.

В результате заданий удалось развить у детей наблюдательность, внимание, воображение детей, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

Для проверки эффективности проведенных занятий был организован также контрольный этап эксперимента, на котором выявили существенные изменения в уровне познавательной активности у детей экспериментальной группы, с которыми был проведен формирующий эксперимент.

Проведенные исследования зафиксировали достоверный рост уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в деятельности по экспериментальной программе. Предложенная нами совокупность познавательных игр, факторов педагогического воздействия, включающая в себя принципы обучения и определяемая ими совокупность педагогических методов, приемов, форм организации игр является эффективным средством развития познавательной активности дошкольников в условиях дошкольного учреждения.

Эффективность процесса формирования познавательной активности дошкольников зависит от целенаправленной совместной деятельности воспитателя и дошкольников по выбору оптимального пути подготовки дошкольника к самостоятельной познавательной деятельности.

Очевидно, что ряд затронутых в исследовании вопросов: проблема роли и места познавательной игры в формировании познавательной активности дошкольников, ее роль в становлении гармонично развитой личности требует специального глубокого изучения.

Подводя итог, можно сделать вывод, что основными задачами и направлениями развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является:

1. Обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий.

2. Систематизирование накопленной и полученной информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация). Стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию, классифицировать ее.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.


 

Список использованных источников

 

18. Голицин, В. Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- С.19-22

24. Землянухина, Т. М. Особенности формирования любознательности / Т. М. Землянухина // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 11. - С. 11-16.

 

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте / Л. И. Божович. – Питер, 2009. - 398 с.

 

2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, Т. С. Баранов. – М. : Культура, 2005. – 240 с.

 

3. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика,1983. – Т. ІІІ. – 366 с.

 

4. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 523 с.

 

5. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – М. : Педагогика, 1985. – 334 с.

6. Гальперин, П. Я. О формировании умственных действий и понятий / П. Я. Гальперин // Культурно-историческая психология. – 2010. - № 3. – С. 11-114.

7. Губанова, Н. Игровая деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации / Губанова Н. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 105 с.

 

8. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1996. – 544 с.

9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2007. – 421 с.

10. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. – 1996. - № 3. – С. 19-31.

11. Леонтьев, А. Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М. : Международный образовательный и психологический колледж, 1995. – С.13-25.

12. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М. : Просвещение, 1971. – 280 с.

 

13. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии, 1982. - № 4 .- С.18 -35.

 

14. Матюшкин, А. М. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей: в кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. – М.: Просвещение, 1979 – С. 29-34.

15. Смирнова, Е. О. Лучшие развивающие игры / Е. О. Смирнова. – М. : Эксмо, 2010. – 240 с.

16. Щукина, Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1971. – 234 с.

17. Эльконин, Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2005. – 350 с.

 

Приложение

Методики обследования мышления

(старшие группы)

Почтовый ящик.

Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгарт (1972).

Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.

Материал: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).

Инструкция: жестовая или вербальная.

Ход выполнения задания: ребенку предъявляются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху. Исследователь берет одну из фигур, бросает ее в ящик и жестом предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи: - демонстрация способа примеривания вставки к прорези;

- подача вставки ребенку в ракурсе, не требующем пространственной переориентации;

- разъяснение порядка действий ребенку (сначала посмотри на фигурку, потом посмотри на отверстие, примеряя фигуру к отверстию, попробуй ее повернуть, примерь к другому отверстию).

Диапазон применения: с 3-х до 7-ми лет.

Норма выполнения: до 3-х лет 6-ти мес. адекватным считается использование силовых приемов; у детей старше 3-х лет 6-ти мес., как правило, появляются целенаправленные пробы, дети старше 4-х лет переходят к примериванию, а после 5-ти лет - к зрительному соотнесению, однако, по мнению А.А.Венгер, Г.Л.Выготской и Э.И.Леонгардт, сохранение проб у детей 4-х лет и примеривание у детей 5-ти лет является допустимым. Дети старше 6-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением, а после 7-ми лет действовать на основе представлений.

Доска Сегена.

Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, уровня сформированности действий идентификации и моделирования.

Материал: доски с углублениями-пазами, в которые вложены фигурки цельные или разрезанные на части, точно соответствующие пазам.

Инструкция: в действиях или словесная ("Посмотри, у меня доска с фигурками. Я их высыплю, а ты положи обратно").

Ход выполнения задания: ребенку показывается доска с вкладками, затем у него на глазах доска опрокидывается так, что вкладки падают на стол. Ребенку предлагается заполнить выемки.

Виды помощи: вкладывание 1-2 вставок экспериментатором

Разрезные картинки.

Цель: исследование наглядно-действенного и образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации то есть исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

Материал:фигуры, разрезанные по фону (картинки).

Инструкция: жестовая и словесная ("Сложи эти части, посмотри, что у тебя получится, какая картинка").

Ход выполнения задания: ребенку последовательно предлагаются для складывания части разрезанных по фону или контуру фигур. Части выкладываются перед ребенком в таком порядке, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а предварительно придать им нужное положение. Во всех случаях фигуры, которые должен сложить ребенок, не называются.

Виды помощи: - демонстрация конечного результата с целью актуализации зрительного образа;

- применение трафарета, позволяющего зафиксировать процесс складывания фигур;

- предъявление частей разрезных фигур в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве.

Диапазон применения: по возрастающей сложности для детей, начиная с 3-х лет. Детям 3-х-5-ти лет даются разрезные картинки сначала из 2-х частей, затем из З-х, а затем из 5-ти частей.

Норма выполнения: большинство детей старше 4-х лет действуют соотнесением взором. Нормой при складывании картинки из 5-ти частей (дается детям с 5-ти лет, справившимся с предыдущими заданиями) считается использование проб.

Кубики Кооса.

Цель: Исследование наглядно-образных форм мышления, выявление уровня сформированности перцептивного моделирования.

Материал:1) набор кубиков, стороны которых окрашены: 1 - красная, 1 - синяя, 1 - красно-белая (по диагонали), 1 - желтая, 1 - белы, 1 - сине-желтая (по диагонали); 2) набор чертежей; 3) прозрачная накладка (сетка) на чертежи, которая расчленяет целостный чертеж на части, соответствующие количеству кубиков.

Инструкция:"Посмотри, на карточке нарисован узор. Его можно сложить из кубиков. Попробуй".

Ход выполнения задания: ребенку показывают по одному чертежу с последовательно возрастающей сложностью и набор кубиков и предлагают сложить заданный узор.

Виды помощи: - применение трафаретов и накладок, позволяющих зафиксировать количество и характер

· деталей изображения;

· обведение контура и частей фигуры указкой, что позволяет наметить детали изображения;

· разделение чертежа на части и анализ каждой из них отдельно;
использование действий наложения деталей на

а) о6разец или

б) трафарет с последующим вкладыванием фигур без опоры на образец (выкладка рядом с изображением);

· анализ направлений углов фигур с помощью графических схем;

· рисование фигур, предложенных для конструирования;

· выкладка экспериментатором 1-2-х частей изображения с последующим продолжением работы испытуемым.

Диапазон применения: от 5-ти лет и выше.

Норма выполнения: дети 5-летнего возраста выполняют задание с 4-мя кубиками с помощью зрительного соотнесения, но допустимо и примеривание. С 6-ти лет дети выполняют те же задания при зрительном соотнесении, а с 7-ми лет - действуют на основе представлений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.