|
Познавательная игра как средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Одной из главных целей в развитие ребенка – дошкольника является развитие его познавательной активности.
Формируя познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы огромнейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком. Для этого также надо применять разнообразные средства. Средство – это прием, способ действия для достижения чего-нибудь.
Условно средства развития познавательной активности и познавательного интереса делятся на две группы: деятельность детей и произведения духовной и материальной культуры. На первых ступенях развития ребёнка личный опыт – главный путь познания окружающего мира, но весьма быстро его становится мало.
Деятельность детей дошкольного возраста разнятся по видам и содержанию, а следственно, по возможности проявлять воздействие на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребёнком появляются неодинаковые познавательные задачи, решение которых составляет органическую долю той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников реализовывается в игровой деятельности, в намерено созданных взрослыми подвижных, дидактических играх находятся всевозможные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети воссоздают свои впечатления об окружающей жизни, запас знаний усвоенных ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются.
В последние годы все инициативнее в качестве ситуаций для воспитания умственных способностей, познавательной деятельности выдвигаются разнообразные формы увеличения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста, а конкретнее познавательные (развивающие) игры.
Игровая деятельность - это особенный мир человеческой активности, в которой личность не преследует никаких иных целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Детские игры сформированы для исчерпывающей подготовки к жизни. Поэтому они обладают генетической связью со всеми видами деятельности человека и выступают как свойственно детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев.
Рассмотрим характерные особенности типов игр по классификации О.С. Газмана.
Подвижные игры - основное средство физического воспитания детей в дошкольном возрасте. Они постоянно призывают от играющих активных двигательных действий, обращенных на достижение условной цели, поставленной в правилах. Специалисты отмечают, что главные особенности подвижных игр дошкольников - их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них пробуждается умение действовать за команду в постоянно меняющихся условиях. Огромно значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они вырабатывают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.
. Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в нравственном воспитании дошкольника. Они несут главным образом коллективный характер. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.
В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно отражают социальные взаимоотношения и материальные объекты или обыгрываются различные вымышленные ситуации, не имеющие пока опыта в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.
В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные игры.
. Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дошкольники приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни.
Остановимся подробнее на рассмотрении дидактических или развивающих игр.
. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности дошкольников, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Перечисленные признаки характерны всем играм, но в одних явственнее выступают одни, в других - иные.
Четкой классификации игр по видам не существует. Часто игры соотносят с содержанием обучения и воспитания, поэтому в классификации можно представить следующие типы игр:
игры по сенсорному воспитанию,
словесные игры,
игры по ознакомлению с природой,
по формированию математических представлений.
Нередко игры соотносятся с материалом:
игры с дидактическими игрушками,
настольно-печатные игры,
словесные игры,
псевдосюжетные игры.
Подобная группировка игр подчеркивает их устремленность на обучение, познавательную деятельность дошкольников. А так же можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности детей: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).
Дидактическая игра - явление многогранное, но в ней отчетливо показывается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и в то же время игровую деятельность. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Из программы берется познавательное содержание.
Структурным элементом игры является игровая задача, реализуемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отображают взаимодействие обучения и игры. На занятиях прямая постановка дидактической задачи, а в дидактической игре она реализуется через игровую, определяет игровые действия и становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность найти решение, активизирует и акцентирует игровые действия.
Другим из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность определены общими задачами развития личности ребенка и коллектива детей старшего дошкольного возраста, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, взрослый следит за игрой, процессами познавательной активности детей старшего дошкольного.
Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно соединяются между собой. Обучающие правила способствуют раскрытию перед детьми старшего дошкольного возраста, что и как нужно делать, они сопоставляют с игровыми действиями, открывают способ их действий. Правила образуют познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Организующие правила определяют последовательность, логичность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре развиваются игровые связи и реальные отношения между детьми. Взаимоотношения в игре определяются ролевыми отношениями.
Правила игры и должны быть обращены на развитие положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. Следование правилам в ходе игры требует необходимости проявления усилий, усвоения способов общения в игре и вне игры и развития не только знаний, но и разнообразных эмоций, накопления добрых чувств и усвоения традиций.
Познавательная игра - это средство изучения мира: через игру ребенок усваивает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей старшего дошкольного возраста формируется умение наблюдать, круг интересов становится многообразней, проявляются вкусы и запросы.
Обдумывая задачи и содержание игр с правилами, нужно постепенно усложнять их. Развивающая игра в жизни дошкольника имеет большое значение, как для взрослого работа, служба. В игре вырабатываются те физические и психологические навыки, которые потребуются для работы: активность, творчество, умение справляться с трудностями. Эти качества формируются в игре, в которой есть рабочее усилие и усилие мысли. Благодаря большой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости старших дошкольников их легко заинтересовать в любой деятельностью, а в игровую особенно.
В результате теоретического анализа философской и психологической литературы мы определяем игру в широком смысле слова как занимательную, увлекательную для ребенка деятельность в условных ситуациях (опираясь на труды И.Е. Берлянд, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, И. Хейзинга).
Познавательные (дидактические) игры - это сознательно образованные ситуации, моделирующие реальный мир, из которых ребенку предлагается найти выход.
Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. Но игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста располагает существенным свойством: в ней познавательная деятельность выступает, как самодвижение, потому что информация не определяется извне, а является внутренним продуктом, следствием самой деятельности.
Полученная таким образом информация вызывает новую, которая, в свою очередь, вытягивает за собой следующее звено, пока не будет достигнут окончательный результат обучения.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательной игре, мы пришли к выводу: что познавательные игры как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста способствует: развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые познавательные игры как-будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях;
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности старших дошкольников средствами познавательных игр
2.1 Методика диагностики познавательной активности у детей старшего возраста. Констатирующий эксперимент
Опытно-экспериментальная часть работы проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 6». В эксперименте приняли участие дети подготовительной группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: контрольную: Дима Л., Денис Х., Алиса К., Гоша И., Ксюша Т., Ксюша Гур., Настя К., Марат А., Артем К., Вика Ж. и экспериментальную: Денис П., Федя И., Ксюша Гор., Настя Н., Настя Б., Вероника Г., Миша Д., Даша К., Карина Ф., Даша Н.
В ходе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
На втором этапе эксперимента проводились дидактические игры, направленные на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились только мероприятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
На контрольном этапе эксперимента была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
Цель констатирующего эксперимента: определение уровня сформированности познавательной активности старших дошкольников в обеих группах.
Анализ литературы по проблеме настоящего исследования выявил критерии развития познавательной активности детей исследуемой возрастной категории по следующим показателям:
- развитость любознательности;
- развитость самостоятельности
- развитость инициативности;
- высокий интерес к процессу познания;
- практическое приспособление к ситуациям.
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень: ребенок не любознателен. не проявляет инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес, при затруднениях проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задает познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого, не проявляет интерес к познанию.
Средний уровень: ребенок любознателен, наблюдается большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень: ребенок очень любознателен, стремится самостоятельно рассуждать, проявляет инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи. В случае затруднений ребенок не отвлекается, проявляет упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит ему удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности мы остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания – конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов – прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.
Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и складывали оригами испытуемые в парах, а рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному (в присутствии и при участии экспериментатора).
Таблица 2 - Результаты констатирующего этапа
Критерии и показатели
| Констатирующий этап
| Развитость любознательности
| Низкий уровень
| Средний уровень
| Высокий уровень
| Контрольная группа
| 30%
| 60%
| 10%
| Экспериментальная группа
| 40%
| 40%
| 20%
| Развитость самостоятельности
| Низкий уровень
| Средний уровень
| Высокий уровень
| Контрольная группа
| 50%
| 40%
| 10%
| Экспериментальная группа
| 30%
| 50%
| 20%
| Развитость инициативности
| Низкий уровень
| Средний уровень
| Высокий уровень
| Контрольная группа
| 40%
| 40%
| 20%
| Экспериментальная группа
| 50%
| 50%
| 0%
| Высокий интерес к процессу познания
| Низкий уровень
| Средний уровень
| Высокий уровень
| Контрольная группа
| 20%
| 70%
| 10%
| Экспериментальная группа
| 30%
| 60%
| 10%
| Практическое приспособление к ситуациям
| Низкий уровень
| Средний уровень
| Высокий уровень
| Контрольная группа
| 10%
| 60%
| 30%
| Экспериментальная группа
| 20%
| 50%
| 30%
| Уровень сформированности познавательной активности
| Низкий уровень
| Средний уровень
| Высокий уровень
| Контрольная группа
| 40%
| 50%
| 10%
| Экспериментальная группа
| 30%
| 60%
| 10%
|
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети обоих групп находились примерно на одном уровне развития познавательной активности.
Кроме того, можно было отметить и некоторые психологические особенности, свойственные познавательной активности детей экспериментальной и контрольной групп до проведения формирующего эксперимента. Большинство детей ориентировались на картинки, которые представляли собой возможность сложения целостного изображения. Дети часто проявляли ригидность, использовали только один тип возможностей. Стремясь найти какой-то определенный вариант, дети обычно не замечали случайно появляющиеся другие возможности, для них было характерно отсутствие инициативы в поиске различных способов использования материала.
2.2 Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре
С целью формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста мы провели ряд развивающих игр, направленных на развитие познавательного интереса, мышления, внимания, зрительной памяти, воображения и речи детей, а также на формирование таких качеств личности как внимательность, наблюдательность и сосредоточенность, познавательная самостоятельность, инициативность.
Первая группа игр – это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Магазин», «Где находится Петя?», «Радио», «Да — нет», «Похож — непохож», «Что за птица?» и др.). В этой группе игр следует особенно сказать об играх, направленных на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.
Вторая группа – игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета», «Нужно — не нужно», «Кому что нужно?», «А если бы...», «Охотник» и др.).
Третья группа – игры, требующие от детей умения отличать реальные явления от нереальных, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения, понимать юмор («Кто больше заметит и объяснит небылиц?», «Придумай небылицы сам», «Придумай перевертыши», «Бывает — не бывает»). Таки игры требует большого умственного напряжения: дети должны одновременно внимательно слушать, сравнивать реальное с выдуманным, запоминать алогизмы и рассказывать о них.
Четвертая группа – игры, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность («Фанты», «Где мы были, мы не скажем», «Семья», «Наоборот», «Испорченный телефон», «Эхо»). Игры четвертой группы способствуют формированию таких черт характера ребенка, как умение владеть собой, находчивость, внимание, быстрота реакции на слово.
Методика проведения игр предусматривает требования:
1. Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используются такие игровые элементы, как сговор, жеребьевка, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т. п.).
2. Создать условия для умственной и двигательной активности всех играющих детей. Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и так далее.
Развивающие игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в свободное время. Если воспитатель хочет закрепить или уточнить те или иные знания, полученные на занятиях, он проводит игру на материале этих занятий.
Разнообразные, систематически проводимые с детьми словесные дидактические игры являются эффективным методом развития у детей старшего дошкольного возраста мышления, внимания, памяти, воображения, речи и, в частности, формирование и активизация словаря, а также развитие фонематического слуха. Они развивают у детей познавательные интересы, а также интерес к умственному труду.
Передовая педагогическая практика доказывает высокую эффективность использования дидактических игр и игровых ситуаций – именно они делают интересным процесс преподнесения и закрепления, предусмотренных программой знаний, облегчает восприятие и усвоение материала.
Дети работают без особенно напряжения, а общий эмоциональный фон добавляет уверенности, даёт возможность спокойно сосредоточиться на данном в игровой форме учебном задании, на способах использования новых знаний в знакомых и новых условиях. В своём эксперименте мы использовали некоторые из них. (Приложение)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|