Общенаучные эмпирические методы исследования в психологии
Метод наблюдения
Наблюдение – один из основных общенаучных эмпирических методов исследования, заключающийся в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии тех или иных особенностей психики и поведения человека. В психологических исследованиях наблюдению доступны только внешние проявления вербального и невербального поведения:
· пантомимика (осанка, походка, жестикуляции, позы и т.д.);
· мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.);
· речь (содержание, культура речи и т.д.).
Наблюдение в психологических исследованиях имеет специфические трудности. В частности, в естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение, так называемый эффект наблюдателя. Родственная проблема — это предрасположенность наблюдателя, или эффект Пигмалиона.В этом случае наблюдатели видят то, что они ожидают увидеть, или регистрируют только выборочные детали.
Наблюдение как научный метод имеет следующие ограничения.
· Наблюдая за поведением, исследователь не может целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом, не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия. Отсюда, наблюдение не дает однозначного ответа на вопрос “Что вызвало изменение в поведении?”, в отличие от эксперимента, позволяющего выявлять причинные зависимости.
· Сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. Отсюда ограничения в повторном воспроизведении процедуры наблюдения (репликации) ставит под сомнение объективность его результатов.
По мнению Л.Я. Дорфмана, следует различать такие методы как наблюдение и интерпретация. Наблюдение относится к реальности и характеризует ее, а интерпретация, наоборот, относится к мышлению и воображению (представлению) исследователя. Различия между наблюдением и интерпретацией состоят в следующем: (1) одно и то же наблюдение может иметь несколько разных интерпретаций, (2) наблюдения могут либо подтверждать, либо, наоборот, опровергать интерпретацию; (3) у наблюдения и интерпретации разные задачи, функции, процедуры, приемы, средства познания.
Метод корреляционного анализа
Метод корреляционного анализа–общенаучный метод исследования, позволяющий выявить степень связи (зависимости, сопряженности) между двумя изучаемыми характеристиками, действиями или событиями. Сначала два интересующих фактора измеряют. Затем используют специальный статистический прием для определения характера связи (см. приложение 2).
Силу и направление связи можно выразить в виде коэффициента корреляции – числа, находящегося в пределах от +1,00 до -1,00. Если это число равно или близко нулю, зависимость между двумя измеряемыми величинами слабая или отсутствует. Например, корреляция между размером обуви и интеллектом (IQ) равна нулю. Если корреляция равна +1,00, имеет место абсолютная положительная связь, если она равна -1,00, обнаружена абсолютная отрицательная связь. Корреляции в психологии редко бывают абсолютными. Но чем ближе коэффициент к +1,00, тем сильнее связь. Например, однояйцевые близнецы, как правило, имеют почти идентичные коэффициенты интеллекта (IQ). IQ же родителей и их детей имеют лишь oбщee подобие. Корреляция между IQ однояйцевых близнецов равна 0,86; а родителей и детей – 0,35.
Положительная корреляция показывает, что увеличение одного показателя сопровождается увеличением другого и наоборот. Например, существует положительная корреляция между успеваемостью в средней школе и успеваемостью в вузе; учащиеся, которые лучше занимаются в школе, как правило, имеют более высокую успеваемость и в вузе. При отрицательной корреляции увеличение первой величины связано с уменьшением второй. Например, можно предположить, что учащиеся, которые проводят перед телевизором много часов получают более низкие отметки, чем те, кто посвящает этому занятию немного времени. Свидетельствует ли это о том, что просмотр слишком большого числа телепередач является причиной худшей успеваемости?
Корреляции и причинность. Корреляционные исследования позволяют выявить связь, однако они неуказывают на ее направление, т.е. причинность. Например, может оказаться, что больше времени перед телевизором проводят учащиеся, не испытывающие интереса к изучаемым предметам. Если это так, тогда и отсутствие старания в учебе, и более низкие отметки являются следствием незаинтересованности, а не чрезмерного увлечения просмотром телепередач. Кажущаясясвязь одной вещи с другой не означает, что между ними существует причинно-следственная зависимость.
Выявление причинно-следственной связи между двумя феноменами возможно с помощью единственного метода – эксперимента.
Экспериментальный метод
Эксперимент – это общенаучный эмпирический метод исследования, позволяющий устанавливать причинно-следственные связи между феноменами, явлениями или событиями. Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых исследователь воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния[11].
Экспериментальныйметод и процедура его реализации в психологическом исследовании рассмотрены в теме 3.
Частнонаучные психологические методы исследования
Метод опроса
Метод опроса – один из наиболее распространенных методов психологического исследования. Метод опроса имеет несколько форм: беседа, анкетирование, тестирование.
Беседа
Беседа – вспомогательный частнонаучный метод психологического исследования, заключающийся в получении информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Экспериментатор задает вопросы, а участник исследования на них отвечает.
По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос. Стандартизированный опрос- опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов. Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.
Анкетирование
Анкетирование– это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезойисследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:
1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.
2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросыпозволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями - как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.
Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа. Сами вопросы должны быть как можно более короткими, ясными по смыслу, простыми, точными, однозначными и эмоционально окрашенными.
3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.
Тестирование
Тестирование – это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.
Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности[12]. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Выделяют следующие виды тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.
Тест-опросникоснован на системе заранее продуманных, тщательно отработанных и проверенных относительно валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности.
Тест-задание включает серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств.
В проективных тестах заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Следует помнить, что проективные тесты предъявляют повышенные требования к уровню образования, интеллектуальной зрелости личности, а также требуют высокого профессионализма со стороны исследователя.
Метод экспертных оценок
Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.
Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|