Сделай Сам Свою Работу на 5

Практика сознания как предмет психологического анализа

Выше отмечалось, что сознание есть, прежде всего, отношение в действительности, т. е. оно встроено в реальный процесс жизни людей. Тогда конкретный способ такого отношения и может выступить в качестве теоретического объекта при анализе проблемы сознания. В самой общей форме данный способ мы обозначаем как ≪практика сознания≫ (или ≪работа с сознанием≫, или ≪понимание сознания≫, или ≪борьба с сознанием≫ и т. п.).

Каждый человек не является исходной причиной и конечной инстанцией своей жизни, своего сознания, своей смерти — все эти феномены человеческого бытия овладевают человеческой субъективностью. Но возможно практическое преобразование их в конкретный способ индивидуальной жизни.

Практика сознания, работа с ним означает, что благодаря стремлению человека, его действиям сознание перестает быть чем-то спонтанным, относящимся к природе (бытию) непосредственным автоматическим функционированием. Сознание впервые начинает быть рефлексией. Рефлексия, по сути дела, и выступает как разрыв, как выход человека из полной поглощенности непосредственным (наличным или природным) процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней.

Предельно точно и глубоко этот процесс описал С. Л. Рубинштейн. ≪Существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения его к жизни. Первый — жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем подруги, учителя, затем муж, дети и т. д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение —это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над 184 Раздел II. Онтология и психология жизнедеятельности человека ней. Это есть существующее отношение к жизни, но не осознаваемое как таковое.

Такая жизнь выступает как природный процесс, во всяком случае, очевидна непосредственность и целостность человека, живушего такой жизнью. Такая жизнь, когда в ней крепки связи с другими людьми, —самый надежный оплот нравственности как естественного состояния —в непосредственных связях человека с другими людьми, друг с другом. Здесь нравственность существует как невинность, как неведение зла, как естественное, природное состояние человека, состояние его нравов, его бытия...



Второй способ существования связан в появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования.

Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых формах к моральной неустойчивости), или другой путь —к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни.

Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни, С этого момента, собственно, и встает проблема ответственности человека в моральном плане, ответственности за все содеянное и все упущенное≫21.

Рефлексия обнаруживает природность (бытийность) сознания, его внеположенность фактам сознательной жизни, но обнаруживает не как предмет (объект) только, а как некоторый символ, смысл которого может быть раскрыт в ≪терминах≫ жизни самого субъекта.

Так, например, вычленение З. Фрейдом проблемы подсознательного имело само по себе жизненное значение, как не только борьба с тем, что еще не познано, но как борьба с явлением природы, которое мешало жизни просто фактом своего существования. Проблема подсознательного —это обнаружение природности (вне-культурности) влечения и снятия его природной непосредственности в некотором культурном образе.

Например, ≪Эдипов комплекс≫ не есть обозначение реально случившегося конкретного события в жизни конкретного пациента, а символическое обозначение особых явлений сознания. И этот символ требует своей расшифровки, своей интерпретации в языке реальных жизненных событий конкретного человека, требует создания особых условий для ново

11 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 347-348.

Эдипов комплекс — психоаналитический принцип, описывающий половое влечение к родителю противоположного пола и сопутствующее этому влечению чувство соперничества по отношению к родителю того же пола.

Понятие введено З. Фрейдом в его работе ≪Толкование сновидений≫. Символ —предмет, действие и т. п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; символическое значение какого-либо явления помогает соединять практическое с духовным, человеческое с космическим, беспорядок с порядком, случайное с причинным.

Магия —волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов.

Глава 6. Сознание как интегративный способ бытия человека 185

го сознательного опыта субъекта, осознания источников внутренних конфликтов и болезненных состояний.

В свое время на это указывал Н. Бор, отмечая, что проблема подсознательного —это не проблема измерения человеком глубин своего сознания, а проблема обнаружения новых условий для нового опыта сознания. В этом смысле работа З. Фрейда есть пример

практики сознания, борьбы с ним, преодоления его натуральной непосредственности.

С культурно-исторической точки зрения существуют два вида практики, которые формируют ( а точнее —осуществляют) сознание как целое —это магия и вера.

В соответствии с первым видом практики образуется (формируется) мифологическое сознание, в соответствии со вторым —религиозное. Для Нового времени характерны те виды общественной практики сознания, которые образуют его как частную форму (как определенным образом структурированную проекцию ≪сознания вообще≫ —этическое, правовое, политическое, эстетическое, научное и т. д.).

К реальностям сознания, описываемым понятием структуры сознания, относятся, например, субъект-объектная оппозиция, ценностные и смысловые установки, фетишистски-прагматические образования (догматизм, предрассудки, очевидности и др.), системы воззрений и т. д. Структуры сознания, как правило, дискретны в пространстве (носителями их могут быть отдельные индивиды, группы, со-общества) и непрерывны во времени. Например, европейская научная мысль долгое время существовала в такой структуре сознания, как субъектобъектная реальность.

С точки зрения непосредственного функционирования сознания, целесообразнее говорить о его состояниях. Перечислим лишь некоторые из них: например, наивное, рациональное, обыденное, мистическое, рефлексивное, многие патологическое состояния сознания и т. д. Состояние сознания (функционирующее сознание) задается сложнейшей практикой его, ее механизмами, которые встраивают актуальное сознание в сложившийся тип жизнедеятельности человека.

186 Раздел II. Онтология и психология жизнедеятельности человека

6. 2. Психологическая структура сознания

•Сознание и бессознательное. Бессознательное как арефлексивное сознание •Бытийный и рефлексивный слои сознания Как можно понять бессознательное? Какие измерения многомерного сознания выделяют в современной психологии?

Сознание и бессознательное.

Бессознательное как арефлексивное сознание

Мы уже отметили, что сознание представляет собой многомерное образование. В ходе анализа сознания, в первую очередь описания практики сознания, мы выделили некоторые его образующие, составляющие компоненты (в частности, его бытийный и рефлексивный компоненты). В психологии зафиксированы различные подходы к выделению образующих сознания.

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З. Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.

Мы уже отмечали, что выделение З. Фрейдом бессознательного, создание им метода психоанализа представляют собой пример одной из практик работы с сознанием. Есть предположение, что подобное структурирование сознания исчерпало свой объяснительный потенциал. В. П. Зинченко пишет, что ≪несмотря на то, что в этой структуре именно на подсознание ложится основная функция в объяснении целостного сознания, многим поколениям психоаналитиков не удалось нащупать удовлетворительных путей проникновения в подсознание≫ и в настоящее время речь идет о том, ≪чтобы найти новые пути к анализу сознания, когда подсознание и бессознательное вообще необязательны как средство (и тем более как главная цель) в изучении сознания≫22. 22 Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии. 1991. №2. С. 22..

Оригинальный подход к проблеме бессознательного предложен В. В. Налимовым. Он высказывает предположение о том, что сознание человека погружено в особую, ≪внеприборную реальность≫, не охватываемую естественными науками, науками о про

Глава 6. Сознание как интегративный способ бытия человека 187

странственно-протяженных, объектных явлениях. Эту реальность можно было бы назвать семантической в отличие от знаковой, семиотической реальности сенсорно воспринимаемого мира.

Семантический мир —мир бессознательного —раскрывается в сознании человека через образы. Слова нашего языка имеют две ипостаси: символическую, когда они являются ключами, открывающими вход в бессознательное, и дискурсивную, когда они становятся элементами, над которыми строятся логические конструкты.

Разграничение бессознательного и сознательного —это противопоставление континиума (непрерывности) и дискретности (прерывности). Моделью чистого, логически сконструированного сознания, т. е. сознания, очищенного от бессознательного, является искусственный интеллект, реализуемый на ЭВМ.

Сознательное и бессознательное —это не противоположности, а частные проявления ≪сознания вообще≫, где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное —арефлексивное сознание.

Индивидуализированная форма ≪сознания вообще≫ —это структурированное, организованное самосознание. Оно воспроизводится семантикой актуальной культуры. Общественная форма ≪сознания вообще≫ —это идеология (идеи, ценности, традиции, стереотипы, ритуалы и т. п.).

В наше время обе формы находятся под жесткой детерминацией семиотической реальности сенсорно воспринимаемого мира, лежащего в основе рационализма Нового времени. Символизм буквально экранирован знаковыми структурами сознания (в наибольшей степени сформированного сознания, в наименьшей —сознания ребенка, художника и т. п. ). Поэтому требуется особая практика по формированию измененных (необыденных) состояний сознания, чтобы выходить в символическое пространство нашего мира.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.