Сделай Сам Свою Работу на 5

Несторианские споры и III В.С..





V век. Очень сложны процессы. Богословские споры. Христол.ч.к ие. Вопросы соединения во Христе Божественного и чел.ч.кого. Что произошло с человечеством? Равен ли нам Христос? Как нужно представлять собой соединение? И т.д.

Ответы богословия того времени.

В связи с арианством и во время арианских смут возникло лжеучение Аполлинария. Аполлинарий Мл., ученый еп.п Лаодикийский желая опровергнуть арианское учение об ограниченности божественной природы в И.Христе, он почти повторил учение Ария.

Следуя платоновскому делению человека на три части — дух, или ум, душу неразумную и тело, — Аполлинарий так объяснял догмат о воплощении: Сын Божий принял только душу неразумную и тело чел.ч.кое, а вместо ума чел.ч.кого у Него было Божество. Т.о., приписав Иисусу Христу неполную чел.ч.кую природу, Аполлинарий полагал, что он опроверг ариан, относя к чел.ч.кой душе Иисуса Христа все выражение Св. Писания об ограниченности Его природы, и избежал представлявшегося ему раздреления в Лице И.Христа.

Но в воззрениях Аполлинария заключалась ересь. Правда, он не имел большого числа последователей. Отцы Церкви — свв. Афанасий Вел., ГригорийБогослов — опровергали и это лжеучение. Но его воззрения служили поводом к развитию других ересей. Ересь Аполлинария была осуждена на II Вселенском соборе.



К этому времени существовали 2 школы:

1)Антиох.я

2)Алекс.др.кая

Антиохиец Феодор Мопсуетский стал родоночальником несторианства. Он учил о двух природах в И.Христе и двух лицах: одно лицо земное — человека, другое — Божественное. Бог Слово воспринял в Себя человека. Человек носил в себе Бога. Тесного единства между ними не было, разве только моральное. О Деве Марии учил, что она только «Христородица»

С 412 по 444 г. папой Алекс.др.ким был свт. Кирилл (племянник Феофила). Кирилл - блестящий богослов - был убежденным противником Феодора Мопсуэстийского. В своем комментарии к Евангелию от Иоанна он, не называя имен, резко критикует тех, кто считает Христа лишь главным примером пророческого вдохновения и благ.ти, и тех, кто говорит о "двух различных природах" после их соединения.

В апреле 428 г. в Конст.поле на пост архиеп.па был вновь приглашен блестящий проповедник, ученый и аскет из Антиохии - игумен одного из тамошних монастырей, Несторий. Несторий сразу же дал понять, что стремится оказаться на уровне своего знаменитого предшественника. Главной своей задачей он объявил борьбу с ересями, и прежде всего с аполлинаризмом. Новый архиеп.п весьма быстро восстановил против себя жителей столицы, запретив с церк.й кафедры театры, пение, концерты, танцы и атлетические состязания.



Но наибольшее противостояние Несторию началось, когда он ополчился против термина "Богородица", ссылаясь на своего учителя Феодора Мопсуэс-го.

В конце 428 г. в своем очередном окружном послании, где объявлялась дата Пасхи, свт. Кирилл открыто подверг резкой критике учение Нестория. Критика продолжилась в "Послании к монахам" и в письме к самому Несторию с просьбой пресечь вызванный им "вселенский соблазн".

Главным в богословии свт. Кирилла является наше спасение. Вся сущность спасения, весь смысл христ-ва, по св. Кириллу, - в единстве Бога и человека во Христе, в той единственной Личности, в Которой все люди "соприкасаются" с Отцом. В несториевском отвержении слова "Богородица" он увидел умаление и отрицание этого факта. Св. Кирилл ввел понятие "ипостасного единства" двух природ Христа. Слабость позиции св. Кирилла - нечеткая терминология, в частности - взаимозаменяемое употребление слов "ипостась" и "природа". Он использовал выражение Аполлинария: "единая природа Бога Слова воплощенная" (μία φύσις του Θεου Λόγου σεσαρκωμένη) - правда, и не подозревая об источнике формулы: св. Кирилл думал, что она принадлежит св. Афанасию.



Ошибка свт. Кирилла состояла в том, что он в пылу полемики не сумел последовательно применить христологию отцов-каппадокийцев, т.е. установленное ими различие между "ипостасью" и "природой", к своим христол.ч.к им высказываниям. Помимо этого, он слишком большой упор делал на божественности Христа в ущерб Его чел.ч.кой природе. Этот перегиб Кирилловского богословия будет выправлен лишь на Халкид.соборе.

Несторий написал весьма заносчивое послание папе Целестину, именуя его запросто - "брат". Одновременно и свт. Кирилл послал письмо папе с жалобами на Нестория и его неправильную христологию. Сам Кирилл обратился к Целестину как к "святейшему отцу". Папа мало понимал в богословской стороне дела. Но в это время у него был спор с Конст.полем из-за юрисдикционной принадлежности Вост.ого Иллирика, и ему весьма мало понравился Несторий, вмешивающийся в его дела и пишущий грубые письма. Он послал запрос в Массилию (Марсель) преп. Иоанну Кассиану, считавшемуся знатоком вост.ых проблем, и тот подготовил доклад о несторианстве как новой версии пелагианства. Папа созвал собор в Риме (430 г.), на котором Несторий был осужден, правда, в самых общих выражениях.

В августе 430 г. папа Целестин послал св. Кириллу письмо для Нестория с требованием в 10-дневный срок по его получении отречься публично или письменно от своих взглядов. Папа также заявил, что предоставляет Кириллу все полномочия для "разборки" со строптивым Конст.п.ским архиеп.пом.

Свт. Кирилл передал Несторию этот ультиматум лишь 30 ноября вместе с собственным письмом, содержащим так называемые "12 анафематизмов", под которыми Несторий должен был подписаться. Копии папского письма и "анафематизмов" были разосланы всем ведущим еп.пам христ-го мира.

Несторий в ответ издал свои 12 анафематизмов против Кирилла, заявив, что против него - Нестория - возведены ложные обвинения.

Но вся эта переписка была уже post factum, ибо за 11 дней до того как весь кирилловский пакет документов был передан Несторию, имп.Феодосий разослал приглашения на Собор, который должен был состояться в Эфесе (на полпути между Александрией и Конст.полем) в Пятидесятницу (7 июля) 431 г.

После того как Несторий ознакомился с анафематизмами св. Кирилла, он убедился для себя в его аполлинаризме, и следовательно в своей правоте, и ожидал Собора с уверенностью и спокойствием. Однако он недооценил полит.ч.ие способности Кирилла, количество недругов, которых нажил в столице, и силу полит.ч.ого противостояния ряда древних Апост.х метрополий Конст.п.ской кафедре.

Ждали папских легатов и Антиох.й делегации. И те и другие запаздывали. Кирилл решил начать Собор, не дожидаясь их. Несторий и Кандидиан возражали, но их не послушали.

22 июня 431 г. Собор начался в храме Пресв. Богородицы в Эфесе, что, конечно, должно было иметь символическое значение. 150 еп.пов высказались за открытие Собора, а 68 - против. Но у свт. Кирилла было формальное большинство, и он начал действовать. Несторию было послано три приглашения, он, конечно, не явился, после чего был смещен in absentia. "Устами св. собора Сам Господь Иисус Христос, Которого хулил Несторий, лишает его еп.пского и священнического достоинства", - говорится в постановлении Собора. После принятия этого решения Кирилл зачитал Собору свои 12 анафематизмов, и они были приняты единогласно.

Через 4 дня прибыли сирийцы во главе с Иоанном Антиох.м и нашли, что все решено уже без них. Они открыли собственный собор (на нем присутствовали около 53 еп.пов) и, в свою очередь, низложили Кирилла и Мемнона.

Тем временем прибыли и римские легаты. Они присоединились к кирилловскому собору и согласились со всеми его деяниями.

Кирилл и Мемнон по-прежнему оставались под стражей в Эфесе. Тогда имп.высочайшим указом распустил Собор. Дальнейшая участь двух виновников беспорядков в указе не была оговорена, и оба они воспользовались этим обстоятельством. Кирилл бежал из-под стражи, наградив своего нерадивого тюремщика пресвитерским постом в Алекс.рии. Понятно, что изъять архиеп.па из Александрии без народного бунта было бы невозможно. Через какое-то время и Мемнон вышел из-под стражи. Намеренно или ненамеренно забыли только о Нестории.

Последствия III В.С. были простерты далеко. Дело в том, что довольно много христиан думало как Несторий. Не только в Антиохии. Они стали объединяться, в несторианские митрополии. Персы поддерживали несториан. Несторианские проповедники дошли до Индии, до Китая, до Японии, вплоть до монголов. (И в Зол.Орде были несториане). Но несторианам довольно большой урон нанесли арабы. Сейчас Ассирийская церковь Востока – несториане.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.