Сделай Сам Свою Работу на 5

Ереси и расколы первых веков. Ранняя патристика. Эволюция клира.





Нападение на христ-во стоиков, эпикурейцев и платоников

Языч.во, видя свою гибель и ведя борьбу с христ-во м в виде притеснений и преследований, вело эту борьбу и при помощи литературы.

Такие ученые, как Тацит и Плиний Мл., называли христ-во “суеверием”. Но главным образом на христ-во нападали последователи эпикуреизма, стоицизма, платонизма и неоплатонизма.

Те из членов Церкви, которые усвоили христ-кое учение так, как преподала его Церковь, называются правосл-ными (правильно славят). Те же из людей, которые воспринимали учение Церкви только внешне, формально, не понимая его идей и сути, искажали христ-кое учение примесью других взглядов, называются еретиками (от слова “отделение”).

Ерет.кие заблуждения появились в Церкви вследствие того, что вступившие в Церковь иудеи и ученые языч.ки не хотели совсем отказаться от иудейства и языч.ва и смешивали христ-кое учение со своими воззрениями. А поэтому и появилось 2Ерет.ких направления: иудействующих и языч.вующих.

Ересь иудействующих относится ко времени Ап.льского собора. Христиане из иудеев не вполне согласны были с решением этого собора о необязательности закона Моисеева для христиан и, в силу привычки, исполняли закон Моисеев и обрезание.



Когда же во II веке, после разрушения Иер.лим а, стало невозможным строгое исполнение закона Моисеева, часть христиан из иудеев соединилась с христианами из языч.ков и составила одну церковь. Другая же часть христиан из иудеев твердо держалась Моисеева закона, не желая соединиться с христианами из языч.ков, отделилась от Церкви и образовала отдельное общество — евионитов (евион с евр. — бедный). Евиониты, признавая Христа Мессией, не признавали Его Богом-Искупителем, а лишь великим пророком, подобным Моисею, который устроит свое царство только для иудеев.

Гностицизм.

Самым страшным потрясением Христовой Церкви была ересь гностицизма. Происхождение гностицизма следующее.

Перед пришествием Христа языч.кие религии клонились к упадку. Филос.фи образованное общество не удовлетворяюсь грубыми чел.ч.кими формами языч.ких религий. Явилась мысль создать из всех религий мира и тогдашней науки философии особую религию, которая больше должна была опираться на чел.ч.ком знании (гнозис — знание).



В основе миросозерцания большинства гност.ких систем лежал дуализм. Началом бытия и жизни они признавали, с одной стороны, Верх. Существо, а с другой — материю. Верх.Существо они представляли самостоят.м началом света и добра, источником дух.жизни. Материя же у гностиков представлена как самостоятельное, независимое начало чувственной жизни и зла. Видимый нами мир был сотворен не Верх.Существом, а демиургом, т.е. частью божества — эоном, который оторвался от своего источника и попал в материю. Этот эон, как дух царства света и гармонии, старается установить в области материи порядок и гармонию, а потому и мировая жизнь проходит в постоянной борьбе духовного и материал-го начал, добра и зла, в борьбе плоти и духа. Результатом этой борьбы должно быть освобождение духа от власти материи.

Маркионитство. Во времена послеап.льские многочисленнее всех других гност.ких обществ были маркиониты, придерживающиеся общих начал сирийского гносиса. Начало свое они ведут от Маркиона.

Ересь монархиан или антитринитариев

Ересь монархиан явилась как результат стремлений чел.ч.кого ума постигнуть и уяснить одним разумом, без пособия веры, Богооткровенное учение, составляющее тайну для человека и принимаемое только верою.

Некоторые христиане, преимущественно из языч.ков, получили научное образование и усвоив себе привычку разрешать все вопросы и явления жизни на началах разума и науки, решились подвергнуть научному исследованию и догмат о Св. Троице. Они начали утверждать, что допущение единства и троичности в Боге в одно и то же время есть само в себе противоречие, которого не может постигнуть разум, а поэтому пришли к признанию только единства в Боге и отрицанию в Нем троичности. Держащиеся такого учения признаны были Церковью за еретиков, называвшихся антитринитариями (противу-троичниками) или монархианами (монос — один; архи — начало), т.е. признающими одно Лицо в Боге, одно начало.



Хилиазм

Одним из многих Ерет.ких учений первых веков христ-ва является учение о чувственном тысячелетнем царстве Христа на земле, которое должно было наступить очень скоро.

Начало хилиазма восходит ко временам дохрист-ким. Евреи ожидали Мессию как земного царя. Иудеи внесли такие воззрения и в христ-во , тем более, что христиане, по слову Спасителя, ожидали II и славного Его пришествия.

Идеи хилиазма были приняты евионитами, монтанистами и таких воззрений держались даже некоторые христ-кие ученые (Папий Иерапольский, Иустин Философ, Тертуллиан и др.).

Монтанизм

Кроме ересей, в христ-кой Церкви были также заблуждения под именем расколов (ересь — отступление в церк.й догматике; раскол — отступление в церк.й дисциплине, обрядах).

Из расколов II в. известен монтанизм, появившийся на Востоке во Фригии.

Учение монтанистов в сущности не было отлично от общецерк.го учения; в противоположность гностикам и антитринитариям они держались во всем положительного учения церкви. Главный пункт, в котором они погрешали против Церкви, — это их учение о продолжении в Церкви Откровения и благ.тных даров. По их понятию, Церковь Божия на земле развивается под водительством благ.ти постепенно и имеет свои возрасты. Так, под водительством Откровения в Моисеевом законе она была в периоде отрочества, под благ.тью Христовом или Евангелием — в периоде юности, при откровениях через Монтана и других пророков Церковь вступила в период мужества. Но новые откровения монтанистов направлены не к сообщению нового догм-ского учения, а к переустройству собственно церк.й жизни на более строгих началах. Поэтому монтанисты проповедовали строжайший аскетизм, удаление от брака, соблюдение особых постов, кроме положенных Церковью, и т.п.

Раскол Новата и Новациана

Во время гонения на христ-кую Церковь были частые случаи падения, т.е. отречения верующих от христ-ва. Церковь стремилась исправить таких людей, если они раскаивались, и после исправления опять принимала их в число своих членов. Совокупность всех мер к исправлению и к пресечению падения составляет так называемую церк.ную дисциплину,

В III в. в связи с этой практикой Церкви появилось две раскола — Новата и Новациана — в Карфагене и в Риме. Новат возглавлял карфагенский раскол. Будучи пресвитером, он выступил против действий карфагенского еп.па Киприана, когда тот, прежде принятия падших (во время гонения Декия) в Церковь, проверял и разбирал степень их виновности. Новат и его партия (Фелициссим и др.) требовали, чтобы отпадшие принимались в Церковь без всякого рассматривания их виновности и даже без покаяния, а только по ходатайству исповедников. Этим, конечно, нарушалась церк.ная дисциплина и проявлялось прямое непротивление злу.

Собор афр.ких еп.пов во главе с Киприаном, при поддержке Рим.й Церкви, осудил Новата и его единомышленников.

Ранняя патристика.

Доникейская письменность весьма разнообразна

1. Творения мужей Апост.х - рубеж 1 и 2 в.

2. Произведения греч-х христ-ких апологетов. Совершенно другая литература по проблематике, стилю и методам.

3. Писания актигност.ких отцов. Конец 2, 3 века. Ириней Лионский. Антигностицеские мотивы есть уже у ап.ла. 1Ин полемизирует с ересью Керинфа.

Мужами или отцами ап.льскими (Патрес Ап.лици — Patres Apostolici) принято называть авторов древнейших (после свящ.х книг Н.Завета) произведений церк.й литературы, хотя не все они были непосредственными учениками ап.лов. До настоящего времени сохранились только немногие из таких произведений. Значительная часть их утеряна. Рубеж I-II вв. Свт. Климент Рим., сщмч. Игнатий Антиох.й (Богоносец), сщмч. Поликарп Смирнский, Папий еп. Иерапольский, Ерм (автор Пастыря), автор посл. Варнавы, автор Дидахе (Учение 12-ти ап.лов). Между всеми этими памятниками имеется много общего: содержание и форма их определяются одинаковыми условиями жизни Церкви того периода.

Принято говорить о точном сроке появления апологии 129 г. - христианин Кодрат - написал послание имп-ру Адриану. Апологетов было очень много: Кодрат, Аристит, св мч. Иустин Философ, Афинагор Афинский, свт. Феофил Антиох.й, Мелитон Сардийский, Тертуллиан.

Еретики: Тертуллиан – учитель Церкви, но умер будучи в секте монтанистов, крайне аскетическо напраленной)

Задачи апологетов:

1) Перед лицом иуд.ой традиции нужно было доказать, что во Христе находит исполнение Ветх.Завет.

2) Надлежало показать этическую высоту христиан, святость морали и чистоту христ-ва.

3) Следовало показать высоту христ-го учения, явить христ-во как философию, как учение о мироздании и т.д.

Эволюция клира.

В Дидахе, так же как и в послании св. Климента Рим. и в поздних новозаветных писаниях (см. 1Тим.3), местная иерархия двусложна - еп.пы или пресвитеры и диаконы. Согласно многочисленным свидетельствам, между этими двумя степенями есть разница в их литургическом служении: еп.п-пресвитер совершает евхаристию, а диакон помогает ему. Диаконы также помогали еп.пу распоряжаться церк.й собственностью и заниматься соц.м служением. К 3-ему веку общины разрослись до такой степени, что диаконам пришлось также заниматься поддержанием порядка.

Первоначально диаконство не рассматривалось как подготовительный период для пресвитерства: обычно в диаконы рукополагали на всю жизнь, если, конечно, диакона не избирали в еп.пы. В великих городах, таких как Рим, диаконы обладали весьма значительной властью. Самый I зафиксированный в документах архидиакон был в начале четвертого века в Африке. Архидиаконом называли главного диакона поместной Церкви, обладавшего громадной фин-вой и администр.ной ответственностью. Очень многие диаконы, и особенно архид.ны были позднее избраны в еп.пы. Соц.м (но не литургическим) служением наряду с диаконами занимались и диаконисы. Трехчастная система - один еп.п в одном городе, с пресвитерами и диаконами - во II веке повсеместно утвердилась повсюду без каких-либо особых споров и разногласий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.