Сделай Сам Свою Работу на 5

Критерии оценки результатов





1. Число членов семьи, попавших в площадь круга:

· — «забывает» нарисовать какого-либо члена семьи — конфликтные отношения;

· — дорисовывает кого-то из посторонних лиц, животных, любимые предметы — принятие их в качестве полноправных членов семьи.

2. Величина кружков:

· — относительно большой кружок «Я» — достаточная или завышенная самооценка;

· — относительно маленький кружок «Я» — пониженная самооценка;

· — большой кружок какого-либо члена семьи — большая значимость его в глазах испытуемого;

· — маленький кружок какого-либо члена семьи — маленькая значимость его в глазах испытуемого.

3. Расположение кружков относительно друг друга:

· — кружок «Я» в центре — эгоцентрическая направленность личности;

· — кружок «Я» внизу или в стороне от других кружков — переживание эмоциональной отверженности;

· — большой кружок в центре или вверху — наиболее значимый член семьи.

4. Дистанция между кружками:

· — удаленность одного кружка от другого — конфликтные отношения в семье, эмоциональное отвержение;

· — «слипание», наслаивание кружков друг на друга — недифференцированность «Я» у членов семьи, наличие симбиотических связей.



 

Задание 4

Познакомьтесь с работой К. Роджерса«Эмпатия» (1984), изучите схему анализа уровня эмпатического взаимодействия.

Опираясь на предложенную схему анализа уровня эмпатического взаимодействия, определите уровень и тип ответной реакции в ситуации, требующей психологической поддержки. Обоснуйте вариант ответа.

Ситуация: При обсуждении с подростком его отношений с родителями он жалуется консультанту, что с трудом находит с ними общий язык. Он вспомнил последний случай, когда рассказывал отцу о несправедливости: «Мне так обидно, что учительница поставила мне тройку за сочинение, оно ведь вдвое больше, чем у других».

Отец его так «поддержал», что они до сих пор не разговаривают. В то же время не все родители не понимают своих детей. Определите, чей родительский ответ можно считать поддерживающим, а чей – нет.

Задание 5

Сформулируйте эмпатический ответ в ряде ситуаций, опираясь на предложенную схему анализа (на уровне не ниже второго).



Ситуация 1. Женщина рассказывает консультанту, что у нее не складываются отношения с сыном: «Я тоже проходила психологию в институте, но что это дает, если я не могу понять своего ребенка?».

Ситуация 2. Социальный работник обращается к коллеге: «Кажется, я не справляюсь с этой группой подростков. У меня недостаточно опыта, я не уверен, что все делаю правильно».

Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Самостоятельная работа

1. Познакомьтесь с предложенными вам преподавателем ва­риантами заполнения родителями первичной анкеты и проанализируйте их. Подготовьте вопросы, которые вы хотели бы задать родителю по анкете.

2. Провести первичную анкету родителя по схеме.

3. Провести в родительской паре опросник родительского отношения (ОРО) и дать консультацию по результатам диагностики

4. Познакомьтесь с сочинениями, (предложенные И.В.Хозиевой в Практикуме по возрастно-психологическому консультированию, М., 2002, данными в Приложении 5, и попытайтесь их классифицировать в соответствии с выделенными жан­ровыми формами. Проанализируйте любые четыре сочинения. Продумайте стратегию и тактику работы с авторами этих сочинений.

..

 

1. Формы сочинения родителей:

….

- описательно-проблемная форма, которая предполагает разумное соотношение информационно-событийного описания и постановки проблем воспитания и развития

ребенка, жалоба и запрос представлены в сочинении;

- проблемная форма, которая характеризуется минимальным описанием свойств и качеств ребенка (вплоть до того, что из содержания сочинения трудно определить возраст ребенка) и устойчивой фиксацией на проблемах, волнующих автора. Нередко подобная форма включает много вопросов, восклицаний, высказываний, утверждающих неспособность автора к конструктивному разрешению проблем («Не знаю, как справиться», «Не представляю, что еще можно сделать» и проч.);



- чисто описательная форма, как правило, фактически не содержит информации о конкретном содержании проблемы, отсутствуют жалоба и запрос.

- «Письмо к...» представляет собой обращение, адресатом которого является сам ребенок, психолог или другой неперсонифицированный собеседник. Такого рода сочинение может представлять собой размышление о проблеме. Оно диалогично по форме, содержит обращения, призывы, вопросы к собеседнику и от имени последнего – ответы на вопросы, заверения и т. д.; часто встречаются образные определения, сравнения, метафоры, гиперболы. Общий тон сочинения приподнятый, иногда слащавый.

Подобная форма является показателем стремления автора установить более близкую дистанцию либо более комфортную (за счет ее структурирования) позицию во взаимодействии с адресатом, попыткой представить отношения с ребенком через призму социальных оценок и стандартов. В некоторых случаях эта форма может являться свидетельством гиперсоциальности автора, истероидно-демонстративного типа характера и т.д.;

- «Канцелярская форма» напоминает автобиографически-канцелярскую форму или характеристику типа «Я, Иванова А.А., проживаю совместно с сыном Антоном 12 лет...», или «Моя дочь Петрова Вера Петровна, ученица 5 А класса школы №...», или «Претензий к дочери не имею». Такая форма родительского сочинения изобилует канцеляризмами, часто формальна и по содержанию; может расцениваться как показатель значительной дистанции во взаимодействии с ребенком, трудностей общения. Сочинение отражает конформность и зависимость автора, в ряде случаев – недостаточный уровень речевой культуры, ригидность мышления, а также может манифестировать защиту.

2. Схема интерпретации:

I. Характер эмоциональных отношений в семье, особенности общения и

взаимодействия.

1) Отношение родителя к ребенку (безусловное принятие, условное принятие, индифферентное отношение, амбивалентное отношение, скрытое и явное отвержение).

2) Особенности отношения ребенка к родителю и другим членам семьи (родительский образ отношений, его соответствие объективной картине).

3) Степень эмоциональной дифференцированности и вовлеченности родителя в процесс воспитания ребенка.

4) Симметричность эмоциональных отношений, наличие эмоционального «перекоса», невзаимности, коалиций в семье.

5) Особенности взаимоотношений родителя с остальными членами семьи.

6) Ролевая структура семьи, лидерство. Тип общения и взаимодействия (сотрудничество, содружество, конфликтность, конфронтация, антагонизм).

II. Психологические особенности ребенка.

1) История развития ребенка, основные анамнестические данные. Перспектива развития, долгосрочный и краткосрочный прогноз развития ребенка (глазами родителя).

2) Основные индивидуально-личностные качества ребенка.

3) Предпочтения и интересы ребенка.

4) Круг общения, характер взаимоотношений (в семье и вне семьи).

5) Проблемы и трудности развития ребенка (содержание, степень выраженности обстоятельства и время возникновения, зоны конфликтности, реальность проблем, попытки разрешения проблем и их эффективность, на кого возлагается ответственность за возникновение проблем).

III. Родитель как воспитатель.

1) Ценности и цели воспитания, декларируемые и реальные, степень их совпадения.

2) Тип семейного воспитания. Характер требований к ребенку, их количество, содержание, форма предъявления, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Способ контроля. Система поощрений и наказаний. Роль второго родителя в воспитания ребенка. Противоречивость (гармоничность) системы семейного воспитания.

3) Особенности родительской позиции. Степень рефлексивности, адекватности образа ребенка, прогностичность, динамичность. Феномены мистификации, делегирования.

4) Оценка ребенка и особенности осознания родителем своего отношения к личности ребенка.

5) Оценка эффективности системы воспитания.

6) Влияние прародительской семьи на тип семейного воспитания нуклеарной семьи.

7) Личностные особенности родителя. Наличие неразрешенных проблем, состояния фрустрации, социальной тревожности и проч.

8) Запрос к консультанту и психологическая готовность к сотрудничеству в процессе консультирования. Готовность к саморазвитию.

9) Рекомендации в отношении проведения дополнительного диагностического обследования, программы профилактической и коррекционной работы с семьей.

Определение ресурсов оказания психологической помощи семье.

 

5. Проанализируйте протокол специально организованной детской игры на тему сказки "Три поросёнка" (предложенные И.В. Хозиевой в практикуме по возрастно-психологическому консультированию, М., 2002, Приложение 9).

Приложение

Проанализируйте протокол специально организованной детской игры на тему

сказки «Три поросёнка».

Детям предлагается вспомнить сказку «Три поросенка». Большое внимание уделяется описанию поросят, их одежды. Дети пытаются описать героев сказки: хвостики поросят похожи на открывашку, закрученные. Поросята маленькие (Вера), пугливые, добрые (Дима), бояки (Вероника). Взрослый задает вопрос. »А какого бы вы волка нарисовали?» Дети отвечают: »Знаю, страшного (Вероника), страшного, голову, руки страшные».

Взрослый. Какой волк по характеру?

Дети. »Хитрый, охотничий».

Взрослый. Что дальше в сказке было?

Дети. Строили домики: кирпичный, деревянный, из соломы.

Взрослый. Почему они строили?

Дети. Они замерзли.

Взрослый. А что дальше?

Дети. Пошли покупать солому, кирпичи.

Взрослый. А какая осень?

Вероника. Злобная.

Дима. Ветривая.

(Вероника не работает, все стоят, она - сидит на полу, Саша ее обижает.)

Взрослый. Что волк хочет сделать?

Дети. Съесть поросят.

Вера и Катя опять спорят, соревнуются, кто лучше расскажет. Дети вспоминают последовательность сказки с помощью взрослого (начало фразы дает взрослый - дети продолжают, путаются, придумывают разный конец сказки). Из фрагмента протокола видно, что дети в основном используют предикаты (глаголы), исключая субъект (т.е. подлежащее).

Далее детям дается задание сочинить новую сказку про трех поросят. Вводятся два волка (добрый и злой), две лисички (добрая помогает поросятам, злая помогает волку), три поросенка, заяц, сказочник.

Распределение ролей проводит взрослый, Вероника говорит: «Надоело» - и хочет быть поросенком. Взрослый соглашается на четырех поросят. В целом проходит «безболезненное» распределение ролей.

Далее выясняется, что необходимо для строительства домов.

Дети увлеченно строят дома из больших кубиков - модулей (у волков общий дом, у поросят - свои, дома строятся практически условно, поскольку в наличии небольшое количество модулей), Веронике не хватает материала, и она обижается. Сказочник ей помогает построить свой дом. Лисички распределили роли доброй и злой, оба волка захотели быть злыми. Три поросенка построили домики и прыгают. Детям дается задание придумать другие имена поросятам, а также остальным героям, в результате небольшая пауза, замешательство. Ксюша - поросенок Афонька (после подсказки Инны), Кристина - Муся, Инна - Нюся, Вероника - Ниф-Ниф. Вероника отказалась танцевать вместе с другими, играет в своем углу. Саша - волк Фуфу, Дима - волк Злыще, Катя - Зайчик-ушастик, Лисички - Тара(Катя Я.) и Лара, Сказочник - Маша. Вероника выходит из своего угла и хочет разносить посылки. Лисички пьют чай, зайчики играют, Вероника начала ходить за взрослым, но потом пошла по его просьбе в гости к зайцу. Волки договариваются: «Залезем через трубу, возьмем сетку». Вероника – уже мышка. Заяц (Вера) не согласна менять роль зайца на роль мышки и остается зайцем.

Лисички стали добрыми, так как волки злые. Волки начали рушить домики. Линия сюжета нарушается. Взрослый возвращает детей к первоначальному сюжету, заново выстраивает роли. Инсценировка сказки временами нарушается, поскольку действие идет одновременно в нескольких местах и все дети увлечены своей игрой, поэтому общую сюжетную линию приходится «выстраивать» взрослому, соединяя в единое действие все разрозненные мизансцены. Маша-сказочница скучает какой-то период времени. Взрослый планирует сюжет игры детей, распределяя действия по героям.

Сказочнику предлагается определить, что должно происходить дальше. Маша решает рассказывать сказку с самого начала: «Жили-были три поросенка. Их звали (поросята представляются). Жили-были две лисички, их звали (лисички представляются). Жили-были еще два злых волка, их звали (волки представляются). Еще жили в одном домике в лесу зайчик и мышонок, их звали (зайчик и мышонок представляются). Однажды три поросенка пошли погулять (дети играют), а волки решили на них наброситься (волки бросаются). А лисички услыхали и решили им помочь (но лисички не сразу бегут на помощь). А заяц с мышонком решили тоже помочь. Лисички посоветовались и решили придумать, как спасти поросят. Лисички сами рассказывают, как они спасут поросят: «Пошлем их за грибами». Взрослый напоминает, что такой ход событий из вчерашней сказки. Тогда лисичка Тара предлагает послать их за орешками.

В это время волки нападают на поросят. Взрослый напоминает, что еще рано есть поросят (правило не соблюдается, сюжетная линия теряется). Взрослый в очередной раз организует деятельность, дети сразу же принимают задачу и продолжают сказку, хотя и с периодическим включением взрослого.

 

 

6. Исследовать коммуникации в семье и взаимоотношения между её членами методом «Семейной генограммы».

7. Постройте условно-вариантный прогноз развития дошкольника с трудностями в общении со сверстниками при поступлении в школу

8. Разработать содержание выступления на родительском собрании. Тему, возраст детей, для родителей которых предназначено это выступление выбрать по своему усмотрению

9. Соотнести правила бесконфликтной дисциплины (по Ю.Б.Гиппенрейтер) с признаками гармоничной семьи.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.