Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие 3. Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования





1. Выполнение задания на усвоение схемы анализа игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

2.Анализ протоколов детской игры.Выявите особенности игровой деятельности в раннем детстве.

3.Разработать в микрогруппах разнообразные варианты схемы формирования игры в раннем детстве.

Занятие 4.

1. Проанализируйте протоколы детской игры, выявите особенности ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.

2. Разработайте в микрогруппах разнообразные варианты схемы формирования игры в дошкольном возрасте.

Занятие 5. Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования

1. Совместная деятельность как диагностика и коррекция детско-родительских отношений

2.Выполнение и анализ совместной деятельности – техника «Рисунок вдвоём»

3.Изучение "Карты непосредственного наблюдения за ребёнком" Когана,

Занятие 6

1. Задание на формирование навыков оценки эмоционального и когнитивного аспектов детско-родительских отношений по заданным критериям и умение на этой основе делать предварительное заключение и планировать дальнейшую консультативную беседу.



2. Анализ результатов пробы на совместную деятельность родителя и ребенка на основе предлагаемых протоколов проведения методики «Архитектор – строитель» и ее модификаций .

Занятие 7. Методы исследования особенностей социальной ситуации развития ребёнка

1. Выполнить социограмму собственной семьи.

2. Оценить собственные результаты рисуночной проективной методики «семейная социограмма» по установленным критериям.

3. Проанализировать по установленным критериям предложенные социограммы.

4. Дать качественную оценку рисунков семьи по предложенным критериям.

5.Рисунки предъявляются из книги Э.Г. Эйдемиллера, И.В. Добрякова, И.М. Никольской «Семейный диагноз и семейная психотерапия».

Занятие 8. Отработка навыков консультативных техник

1. Выполнить задания на отработку практических навыков применения следующих техник: техники коррекции общения: техника списков, техника контрактов; техники развития навыков эффективного взаимодействия: техника развития навыков невербального общения, техника развития навыков парного взаимодействия, техника расспроса, "разговор в триаде".



2. Выполнить задания на отработку практических навыков следующих техник коррекции взаимоотношений в семье: «Живая скульптура», «Семейный фотоальбом», «Обмен ролями», «День непослушания».

Занятие 9. Разбор психолого-педагогических ситуаций

1. Знакомство с консультативными случаями; тренировка умения формулировать консультативные гипотезы; развитие способности адекватного понимания сути психологической проблемы и запроса клиента; обозначение основных направлений психолого-педагогической помощи клиенту на ближайшую перспективу
Разбор психолого-педагогических ситуаций по следующей схеме анализа:

2. Планирование содержания беседы с родителями;

3. Выдвижение гипотез о возможных причинах трудностей ребенка

4. Планирование диагностического обследования;

5. Составление схемы психологического заключения

6. Формулировка системы психолого-педагогических рекомендаций.

7. Защита студентами анализа представленного случая.

8. Проведение групповых дискуссий по результатам защиты консультативной ситуации.

 

Перечень лабораторных занятий

1. Особенности возрастно-психологического консультирования в раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте.

2. Актуальные психологические проблемы подросткового возраста и особенности возрастно-психологического консультирования.

3. Групповая и индивидуальная формы психологического консультирования.

4. Психологическое обследование в практике консультирования.



5. Взаимодействие психолога с родителями, воспитателями и учителями в процессе консультирования.

6. Психодиагностика в процессе возрастно-психологического консультирования.

7. Психологическое консультирование по отдельным проблемам.

Задание 1

Обсудите в группе цели консультативной помощи, сформулированные К.Роджерсом.

Очертите круг теоретических знаний, каким, на Ваш взгляд, должен обладать профессиональный консультант для достижения этих целей?

Задание 2

В некоторых случаях, когда клиент ограничен в средствах описания своего внутреннего мира (например, ребенок, подросток), использование графических приемов, опосредующих его взаимодействие с консультантом, является просто необходимым для структурирования беседы, сбора достаточных и конкретных сведений.

Познакомьтесь с методическим приемом графического опосредования беседы «Радости и огорчения моей жизни» (Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании, 2002). Проведите графическую беседу с подростком или старшеклассником.

По итогам работы представьте протокол беседы с подростком, анализ материалов, имеющих диагностическую ценность.

Проанализируйте свой опыт применения графической беседы: удачные, по вашему мнению, этапы ее проведения, возникавшие затруднения, возможные пути их преодоления.

Задание 3

В возрастно-психологическом консультировании при сборе материала о сложившихся у подростка межличностных отношениях используют проективный рисуночный тест «Модель личностной сферы»Р. Шмидека.

Рассмотрите «модели личностной сферы» одного-двух подростков 13 лет, обучающихся в общеобразовательной школе. Проанализируйте эти рисунки по параметрам:

— доминирование сфер отношений: «ребенок – взрослый», «ребенок – сверстник», «ребенок – дело (занятие, увлечение, деятельность)»;

— количество выделяемых объектов отношений в разных сферах (многообразие – бедность);

— иерархия отношений по степени важности (мера отдаленности от «Я» на рисунке).

Соотнесите данные анализа со знанием нормы возрастного (кризисного) развития подростка. Выскажите предположение о возможном содержании запроса на психологическую помощь этих подростков или их родителей.

Методика «Модель личностной сферы» Р. Шмидека

https://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi/613-metodika-model-lichnostnoj-sfery-r-shmideka.html

Методика «Модель личностной сферы» является клиническим проективным рисуночным тестом, с помощью которого можно анализировать позицию ребенка в его социальных отношениях. Эта методика была разработана австрийским психиатром Р. Шмидеком и использовалась им при обследовании подростков и взрослых. Нами используется модификация этой методики. При консультировании детей 9—10 лет и старше задание выполняет сам ребенок. При консультировании более младших детей возможно выполнение задания родителем за ребенка. Эта методика может быть выполнена и самими родителями «за себя», т.е. она одинаково пригодна и для родителей (взрослых) и для детей.

Тестовый материал

Испытуемому предлагается чистый лист белой бумаги, в центре которого изображен небольшой круг.

Инструкция

Это (указывается на круг) Вы (символ вашего «Я»). Изобразите вокруг себя всех людей, которые являются или были значимыми для Вас и Вашей жизни. Вы можете изобразить их как хотите — несколькими штрихами, как символ, как геометрическую фигуру, как человеческую фигуру. Как рисовать — Ваше дело, здесь совершенно неважно, хорошо или плохо Вы рисуете. Если какие-то события, идеи или вещи представляют или представляли для Вас особую значимость, включите их в рисунок. Напишите имя или название каждому человеку, событию или объекту, чтобы было видно, кто или что это. Чтобы показать, насколько для Вас значимы и важны люди, события или объекты, Вы можете нарисовать от одной до трех соединительных линий между Вами и ними соответственно степени важности. Одна линия — при относительной важности, две — при большей важности, три — при самой большой важности. Если эти отношения были прерваны, обозначьте это поперечными штрихами поперек соединительных линий. Один штрих — при относительно слабых нарушениях отношений, два — при довольно серьезных, три — при очень серьезных нарушениях отношений.

Время рисования не ограничивается. При выполнении задания родителем за ребенка в инструкцию вносятся соответственные изменения. Полученный рисунок служит основой для подробной беседы о системе межличностных отношений. Кроме того, могут быть использованы некоторые стандартные принципы анализа детских рисунков.

Полученную на основе выполнения этого задания схему отношений автор методики Р. Шмидек именуетличностной сферой. Это понятие близко по смыслу к понятию «социального атома» Дж. Морено, однако отличается тем, что выходит за рамки чисто социально-психологических отношений, поскольку охватывает и так называемые «креативные моменты» (терминология Р. Шмидека) — не только человека настоящего момента, но также значимые отношения в прошлом, а также идеи, вещи и отношение к ним. Поскольку методика дает испытуемому большую свободу в изображении личностного пространства, при интерпретации результатов (в отличие от результатов стандартизированных тестов) всегда необходимы интуиция и большой диагностический опыт. В нашей практике мы часто используем эту методику как дополнительную к «Цветовому тесту отношений».

Семейная социограмма

https://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi/613-metodika-model-lichnostnoj-sfery-r-shmideka.html

Впервые эта методика была опубликована Э. Г. Эйдемиллером [Эйдемиллер Э. Г., 1994]. Правда, в дальнейшем он не помещал ее в свои более поздние книги по семейной терапии.

Цель рисуночной методики «Семейная социограмма» — выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникаций в семье.

Тестовый материал

Бланк формата А4 с нарисованным в середине кругом диаметром 80 мм.

Инструкция. Перед Вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их имена.

Примечание. Члены семьи выполняют задание, не советуясь друг с другом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.