Занятие 2. Отработка техники анамнестической беседы.
ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
(С ПРАКТИКУМОМ )
Данная дисциплина входит в базовый профильный цикл (Б3), модуль 2 «Психология и педагогика развития детей» .
Освоения данной дисциплины базируется на знаниях и умениях, усвоенных студентами по дисциплинам профессионального цикла: Общая и экспериментальная психология (с практикумом), Введение в психолого-педагогическую деятельность, Психология развития, Социальная психология, Психологическое консультирование, Теория обучения и воспитания. Они должны иметь представления: о структуре общения, психологии познавательных процессов; об особенностях исследования психических явлений посредством экспериментальных методов, о закономерностях возрастных изменений в поведении людей; об основных направлениях профессиональной деятельности психолога в системе образования.
Усвоение материала курса является значимым для курсов: «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Психологическая служба в системе образования», «Психолого-педагогическое взаимодействие с родителями», «Профессиональные затруднения педагога и их коррекция».
Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО
В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:
-способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);
-способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
-способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения учащихся (ПКПП-11).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: общие закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях; особенности возрастно-психологического консультирования относительно возрастных периодов развития личности; содержательные и организационные аспекты возрастно-психологического консультирования; представление о типичных психологических трудностях, возникающих в практике консультирования.
Уметь:
рефлексировать способы и результаты своих профессиональных действий; осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей;
решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области возрастно-психологического консультирования;
находить диагностический и коррекционный инструментарий, адекватный эмпирическому объекту;
сопровождать деятельность педагогов и родителей по построению эффективного общения с субъектами образования.
Владеть: системой понятий, раскрывающих сущность и закономерности возрастно-психологического консультирования; методами диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов; моделью проведения возрастно-психологического консультирования; основными методами и методиками возрастно-психологического консультирования.
Содержание дисциплины.
Тема 1. Проблемы и задачи психологического консультирования в детском возрасте
Становление консультативной практики. Психологические проблемы, связанные с ослаблением нервно- психического здоровья детей. Психологические проблемы детей, связанные с неблагоприятными особенностями социальной ситуации развития. Основные задачи психологического консультирования детей и подростков.
Общие закономерности развития и индивидуальные формы их реализации. Типологический анализ онтогенеза: от «возрастных» особенностей развития к «индивидуальным». Типологический подход в возрастной психологии развития.
Тема 2.Психологическое консультирование в отдельные возрастные периоды детства
Структура возрастно-психологического консультирования
Этапы консультирования: первичный приём, диагностический этап, разработка психолого-педагогических рекомендаций по профилактике и коррекции развития. Основные формы работы на каждом этапе консультирования. Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста.
Проблема речевого развития ребёнка. Проблема достижения ребёнком автономии действий. Проблема ограничения самостоятельности и инициативы. Проблема овладения навыками самообслуживания. Психологические трудности дошкольника. Проблема готовности ребёнка к школьному обучению. Содержание трех типов работы психолога-консультанта по психологической готовности детей к школьному обучению. Проблема младшего школьного и подросткового возраста. Кризис семи лет и консультативные проблемы младшего школьного возраста. Типичные проблемы в детско-родительских отношениях в подростковом возрасте. Способы повышения родительской компетентности.
Тема 3. Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования
Принципы, этапы и общие правила психологического обследования ребёнка. Комплексное психологическое обследование ребёнка. Основные этапы индивидуального психологического обследования ребёнка. Правила проведения индивидуального психологического обследования ребёнка. Тестовое и клиническое обследование. Основные правила тестирования в рамках комплексного психологического обследования ребёнка. Особенности стратегии клинического обследования ребёнка. Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования.
Тема 4. Взаимодействие психолога с родителями, воспитателями и учителями в процессе консультирования
Общие принципы работы психолога – консультанта с родителями. Классификация родителей по их состоянию на момент контакта с психологом: напряжённый, истощённый, использующий. Типичные ошибочные установки, затрудняющие консультационную работу с родителями: «плохой родитель», «виноватый родитель», «я – лучший родитель. Обыденные ожидания родителей к психологу – консультанту. Социальные установки и ценности клиентов. Формы психологического консультирования родителей и педагогов: родительские группы, родительская школа, тренинги развития родительской компетентности.
Тема 5. Проблемы коррекции психического развития в детском возрасте
Коррекция психического развития ребёнка: цели, задачи, подходы, методы. Коррекция, интервенция и психотерапия. Определение целей и задач коррекции. Эффективность психологической коррекции. Этапы коррекционной работы с детьми. Методы коррекционной работы. Метод игротерапии. Арттерапия как метод психологической коррекции. Методы коррекции поведения. Поведенческий подход. Метод социальной терапии. Статусная психотерапия. Типы нарушений и особенности коррекционной работы с каждым из этих типов: потворствующей гиперпротекцией, доминирующей гиперпротекцией, симбиозом, повышенной моральной ответственности.
Рисунок и лепка в возрастно-психологическом консультировании.
Тема 6. Диагностическая и коррекционная работа в ИВК: обзор методов и методик
Обзор методик диагностики отношений в практике возрастно-психологического консультирования.
Тренинг личностного роста с подростками как дополнение консультативной практике возрастного психолога.
План практикума
Занятие 1. Первичный прием клиента: техника анамнестической беседы
1. Отработка навыков, необходимых на стадии знакомства при первичном приеме клиента.
2. Проигрывание восьми-десяти ситуаций контакта консультанта и клиента, в том числе – ситуации с разной мотивацией клиентов.
Занятие 2. Отработка техники анамнестической беседы.
1.Отработка техники анамнестической беседы.
2.Проведение друг с другом анамнестической беседы по поводу психологических проблем выбранного субъекта (брата, племянника, другого родственника).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|