Анализ результатов опытно-поисковой работы в ДОУ
Для изучения результата опытно-экспериментальное работы было проведено повторное исследование компетентности педагогов и родителей.
Результаты анализа представлены в таблицах 6,7.
Таблица 6 – Анализ анкетирования педагогов
Вопросы/Содержание ответов
| Отлично
| Удовлетворительно
| Неудовлетворительно
| Что вы понимаете под математическим развитием детей дошкольного возраста?
|
|
|
| Какие методы и формы работы используете в работе с детьми по математическому развитию?
|
|
|
| Как организуете совместную деятельность с детьми по математическому развитию?
|
|
|
| Какую среду создаете по математическому развитию для самостоятельной работы дошкольников?
|
|
|
| Какие трудности возникают в организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста?
|
|
|
|
Результаты анкетирования педагогов графически представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Результаты анкетирования педагогов
Таблица 7 – Анализ анкетирования родителей
Вопросы/Содержание ответов
| Отлично
| Удовлетворительно
| Неудовлетворительно
| Как вы считаете осуществляется ли работа по математическому развитию детей в ДОУ?
|
|
|
| Какие формы работы ДОУ осуществляються по взаимодействию с вами по математическому развитию детей?
|
|
|
| Используете ли вы игры по математическому развитию детей?
|
|
|
| Что вы понимаете под математическим развитием детей?
|
|
|
| Какую помощь вы бы хотели получить по математическому развитию детей
|
|
|
| Результаты анкетирования родителей представлены графически на рисунке 4.
Рисунок 4 – Результаты анкетирования родителей
Таким образом, в результате анкетирвоания, видно, что организация работы по математическому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ поставлена неудовлетворительно. То же самое можно сказать и об организации взаимодействия ДОУ и родителей. Кроме того, родители также не занимаются математическим развитием своих детей.
После проведенного эксперимента и в результате введения разработанных нами рекомендаций проблема организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ № 435 потеряла свою остроту.
Теперь в процессе работы по формированию элементарных математических представлений педагоги ДОУ добиваются неоспоримых успехов. К концу учебного года дети дошкольного возраста достаточно хорошо владеют математическими знаниями, умеют самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными частями), считать, называть числа в прямом и обратном порядке; успешно составляют и решают задачи; ориентироваться в окружающем пространстве; сравнивать предметы по форме; измерять длину предметов; решать логические и проблемные задачи.
Делая выводы можно сказать, что разнообразные формы и методы работы педагогов ДОУ с детьми при обучении их математике, помогают формированию математических представлений, творческих умений и навыков, логического мышления детей на высоком педагогическом уровне.
Выводы по главе II
Изучив теоретическую и методическую литературу по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, а так же проанализировав опыт ДОУ, нами выявлено, что большое значение для развития математических представлений имеет грамотно организованная работа педагогического коллектива, охватывающая как традиционные, так и новые, перспективные методы и приемы обучения.
В данной главе представлен опыт педагогов ДОУ, результаты которого помогают увидеть положительные изменения в части формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав собственную систему мероприятий направленных на формирование математических знаний у старших дошкольников, нами установлено, что использование различных форм и методов обучения дошкольников математике помогает достичь успехов в формировании математических представлений у дошкольников.
Исследование показало, что разработанная организация работы по математическому развитию детей дошкольного возраста с учетом комплексно-тематического планирования способствовала повышению уровня математического развития детей. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений. Использование в математическом развитии детей элементов фольклора дает большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблеме формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых. Большой вклад в разработку методики математического воспитания детей внесли ученые-педагоги и психологи: Стожарова М.Ю., Столяр А.А., Гальперин П.Я., Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П., Короткова Н. и многие другие.
Формирование элементарных математических представлений – необходимое условие развития интеллекта ребенка дошкольного возраста. Особое значение в процессе формирования элементарных математических представлений приобретает практическая деятельность: игра, решение задач, моделирование, экспериментирование.
Одним из важных условий формирования математических представлений в процессе изучения математике является создание математической развивающей среды в помещении детского сада. Исходное требование к предметной среде – ее развивающий характер. Еще одно необходимое условие успешного формирования математических представлений активное взаимодействие воспитателя с воспитуемым, совместная интеллектуальная деятельность, подкрепленная дидактическим и наглядным материалом.
Формирование математических представлений в процессе изучения математике должно осуществляться не только на занятиях, но также в использовании разнообразных форм и методов работы, таких как: математические кружки, математические мастерилки, лаборатория юного математика и так далее. Проведение такой работы по математике способствует умственному развитию детей, формированию логического мышления, объективных представлений об окружающей действительности, и накоплению навыков и опыта для обучения в школе.
Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается очень важной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Без обучения, под влиянием взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, в повседневной жизни носит эпизодический характер и не может охватить всех детей. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретенных знаний. Для математического же развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности: « … математика – это цепь понятий: выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее».
Положительным моментом, с современной точки зрения, является активизация родителей, но, вместе с тем, следует отметить уже упомянутые негативные стороны: в работе с родителями недоучет интересов, потребности в знаниях самих детей.
После изучения новой темы в дошкольном учреждении детям в семье должна быть предоставлена возможность самостоятельно мыслить и действовать, что влечет за собой стремление к нетрафаретным ответам и решениям, что ведет к развитию ребенка Задача родителей на данном этапе – утвердить малыша в мысли, что на поставленный вопрос существует несколько вариантов ответа.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний.
Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошкольном и школьном возрасте в дальнейшем во многом определяется возможность человека ориентироваться стремительно потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.
Но, как известно, многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможна, наиболее серьезная состоит в том, что они быстро теряют интерес к процессу обучения, к самому предмету - математике.
Результаты диагностики сформированности интереса к математике показали, что у детей в недостаточной степени развит интерес к занятиям математики.
На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также такая форма, которая способна вызывать заинтересованность детей. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны; у них развивается желание заниматься, положительное отношение к учению.
Дети очень активны в восприятии занимательных задач. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.
Желание достичь цели стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий, преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата.
Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать занимательные задачи, находить для них новые способы решения. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «Как?».
Таким образом, использование занимательных задач на занятиях по математике дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-законодательные акты
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 10.07.2012) //Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 150
Литература
1. Альтхауз, Д., Дум Э. Цвет, форма, количество/[Текст]/Д.Альтхауз. – М.: Просвещение, 2010. – 450 с.
2. Аникин, В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки/[Текст]/В.П. Аникин. – М.: Дет. лит., 2008. – 440 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности/[Текст]/А.Ш. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. – 430 с.
4. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры детей дошкольного возраста /[Текст]/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.:Дрофа, 2008. – 89 с.
5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /[Текст]/А. К. Бондаренко. - М.:Детство-Пресс, 2011. - 112 с.
6. Волковский, Д. Л. Руководство к «Детскому миру» в числах/[Текст]/ Д.Л. Волковский. – М.:Педагогика, 2010. – 450 с
7. Венгер, Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/[Текст]/Л.А. Вегнер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2009. – 420 с.
8. Веракса, Н. Е. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /[Текст]/Н.Е. Веракса. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336с.
9. Виноградов, Г. С. Народная педагогика/[Текст]/Г.С. Виноградов. – М.: Педагогика, 2009. – 420 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя/[Текст]/Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 2010. – 390 с.
12. Галкина Л.Н. Современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста// Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы. Материалы Х Международной научно-практической конференкции «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы». – Челябинск/ ЧГПУ – Челябинск:РЕКПОЛ, 2012. – 416 с.
13. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет/[Текст]/ под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 2009. – 420 с.
14. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях/[Текст]/В.В. Данилова. - М.: Просвещение, 2010. – 450 с.
15. Ерофеева, Т.И. Математика дня дошкольников/[Текст]/Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2009. – 320 с.
16. Ерофеева, Т.И.: Кн. Для воспитателя дет. сада/[Текст]/Т.И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2010. – 330 с.
17. 3вонкин, А. Р. Малыш и математика, непохожая на математику/[Текст]/ А.Р. Звонкин. – М.:Знание и сила, 2009. – 240 с.
18. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений/[Текст]/под ред. А.Р. Звонкина. – М.: Знание, 2009. – 420 с.
19. Каменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Знание, 2010/[Текст]/ Я.А. Каменский. – 480 с.
20.Калинченко, А.В.Обучение математике детей дошкольного возраста /[Текст]/ А. В. Калиниченко. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 224 с.
21. Колесникова, Е. В. Я начинаю считать. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет /[Текст]/ Е. В. Колесникова. – М.: Сфера, 2010. – 16 с.
22. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика /[Текст]/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2000. – 385 с.
23. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/[Текст]/ А.М. Леушина. – М.: Знание, 2009. – 410 с.
24. Логинова, В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах/[Текст]/В.И. Логинова. – М.: Знание, 2011. – 320 с.
25. Логинова, В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду/[Текст]/ В.И. Логинова. – М.: Знание, 2009. – 420 с.
26. Леушина, А.М. Обучение счёту в детском саду/[Текст]/А.М. Леушина. – М.: Знание, 2009. – 420 с.
27. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие /[Текст]/ Авторы-составители Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Юнити-дана, 2007. – 470 с.
28. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях /[Текст]/ Сост. Данилова В.В. - М.: Сфера, 2010. – 86 с.
29. Математика от трех до шести /[Текст]/ Сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Акцидент, 2009. - 150 с.
30. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие /[Текст]/ Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2010. – 412 с.
31. Менчинская, Н.А. Психология обучения арифметике/[Текст]/ Н.А. Менчинская. – М.: Знание, 2009. – 420 с.
32. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду/[Текст]/ Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 2009. – 330 с.
33. Метлина, Л.С. Математика в детском саду/[Текст]/ Л.С. Метлина. – М.: Знание, 2009. – 410 с.
34. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду /[Текст]/Л. С. Метлина. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 284 с.
35. Михайлова, 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников/[Текст]/ З. А. Михайлова. – М.: Просвещение, 2009. - 94 с.
36. Михайлова, 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М.. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста/[Текст]/З.А, Михайлова, Е.Д. Носова, А.А, Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. – СПб.:Детство-пресс, 2008. – 420 с.
37. Монтессори, М. Дом ребенка/[Текст]/М.Монтессори. – М.:Просвещение, 2009. – 520 с.
38. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества /[Текст]/ В. С. Мухина. – М.: Институт практической психологии, 2008. – 412 с.
39. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников/[Текст]/ З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 2010. – 490 с.
40. Носова, Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду/[Текст]/ Е.А. Новосва. – М.: Знание, 2009. – 420 с.
41. Непомнящая, Н.Н. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики) /[Текст]/Н.Н. Непомнящая. – М.: Педагогика, 2009. – 390 с.
42. Носова, Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений/[Текст]/Е.А. Носова. – М.:Просвещение, 2009. – 420 с.
43. Программа воспитания и обучения в детском саду /[Текст]/под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика, 2008. – 56 с.
44. Петерсон, Л.Г., Кочемасова, Е.Е. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников/[Текст]/Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.:Просвещение, 2009. – 450 с.
45. Петерсон, Л.Г., Холина Н.П. Математика для дошкольников. Раз – ступенька, два – ступенька/[Текст]/Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. – М.:Педагогика, 2008. – 420 с.
46. Программа «Детство» /[Текст]/под ред. Т.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А. Ноткина. – СПб.:Детство-Пресс, 2009. – 51 с.
47. Сербина, Е.В. Математика для малышей /[Текст]/Е. В. Сербина. – М.: Просвещение, 2009. – 80 с.
48. Скоролупова, О. А. Тематическое планирование воспитательно– образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях /[Текст]/О. А. Скоролупова. – М.: Педагогика, 2009. – 97с.
49. Скоролупова, О. А. О комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании /[Текст]/ О. А. Скоролупова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 5 – С. 41-45.
50. Смоленцева, А. А., Пустовойт, О. В. Математика до школы /[Текст]/ А.А.Смоленцева, О. В. Пустовойт. – М.: Знание, 2009. – 107 с.
51. Соколова, Е. И. Веселая математика для самых маленьких /[Текст]/ Е. И. Соколова. – М.: Академия, 2010. – 36 с.
52. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием/[Текст]/ А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 2010. - 240 с.
53. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/[Текст]/А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 2008. – 120 с.
54. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников/[Текст]/Т.В. Тарунтаева. – М.: Знание, 2008. – 410 с.
55. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения/[Текст]/ К.Д. Ушинский. – М.: Знание, 2009. – 620 с.
56. Федлер, М. Математика уже в детском саду/[Текст]/ М. Федлер. – М.: Знание, 2008. – 470 с.
57. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений /[Текст]/Г. С. Швайко. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 144с.
58. Шаталова, Е.В. Использование математических загадок в детском саду /[Текст]/Е.В. Шаталова. – Белгород, 2008. – 550 с.
59. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие /[Текст]/Е.И. Щербакова. – М.: Академия, 2009. - 320 с.
60. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология/[Текст]/Г. А. Урунтаева. – М.: Академия. – 336 с.
61. Чеплашкина, И. Н. Математика – это интересно /[Текст]/И. Н. Чеплашкина. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 32 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|