Особенности организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста
Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
На каждом возрастном этапе педагогом решаются разные задачи развития и роль его должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы развития будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведет ребенка за собой, показывая общепринятые образцы поведения, при этом поддерживает детскую инициативу, формируя у ребенка уверенность в собственных силах.
Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.
Образовательный процесс должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Планирование должно основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Эти два принципа будут реализованы только при условии слаженности в работе всего педагогического коллектива. В комплексно-тематическом построении образовательного процесса предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца.
Содержание вопросов по методике математического развития детей
Величина
Особенности усвоения величин дошкольниками; условия, необходимые для правильного определения размера и величины; последовательность освоения величин в дошкольном возрасте; приёмы обследования предметов и величин; овладение детьми дошкольного возраста измерением величин; требования, предъявляемые к детям при измерениях; алгоритм линейного измерения; ошибки детей при измерениях; дидактические игры по теме «Величина»; требования к раздаточному материалу.
Масса предмета и способы её измерения
Особенности восприятия и оценки массы детьми; 3 компонента, на основе которых осуществляется овладении ребенком «идеальным действием» и развитие представления о массе предметов; содержание материала по измерению массы предметов на разных возрастных этапах;
Ориентировка в пространстве
Понятие «пространственная ориентировка»; особенности пространственной ориентировки ребенка дошкольного возраста; методика развития пространственных представлений и умений ориентироваться; педагогическая технология в освоении пространственных отношений: в младшем возрасте, в среднем возрасте, в старшем возрасте.
Обучение детей решению задач
Этапы обучения решению задач; знакомство со структурой задачи; обучение детей составлению задач; задачи-драматизации; задачи-иллюстрации; устные задачи; обучение детей формулировке арифметических действий: составление содержания схемы задачи, различение в них условия и вопрос, выделение числовых данных, устанавливание количественных отношений между ними, правильный выбор и формулирование арифметического действия, использование приема вычисления, нахождение результата действия и полный ответ на вопрос задачи.
Деление целого на части
Создание ситуации, при которых возникает необходимость разделить предмет на- 2 равные части; расширяет круг предметов, которые дети делят на две части; способы деления предметов на 4 равные части; показ взаимосвязи между разными частями единого целого; составлении целых фигур из частей; способы деления предметов на части с учетом их размера, формы, пропорций; делении геометрических фигур, нарисованных на бумаге в клетку; составе из единиц чисел первого десятка.
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
Особенности восприятия времени дошкольниками; методика развития временных представлений у детей дошкольного возраста в зависимости от возраста: меры времени, методы и приёмы ознакомления детей с единицами времени, календарь природы и способы работы с ним; особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста: знакомство с часами.
Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста
Проблемно-игровая технология и её средства; методика обучения детей разрешению проблемных ситуаций; методика организации и проведения логико-математических игр ; исследовательская деятельность и экспериментирование; методика развития деятельности экспериментирования; методика использования творческих задач, вопросов и ситуаций в обучении дошкольников; моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста.
Организация дифференцированного подхода к математическому развитию дошкольников
Дидактическая цель применения дифференцированных заданий;
формы оказания педагогической поддержки детям в процессе математического развития: задания с наличием образца выполнения, Задания с выполнением некоторой части, Задания со вспомогательными вопросами, Задания с соответствующими указаниями инструкциями,
Задания со вспомогательными упражнениями может быть аналогичным основному, но более легким по содержанию, Задания с алгоритмическим предписаниями, Задания с выбором решения; направления реализации игровых приёмов.
Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников
Значение термина «развивающая предметно-пространственная среда»; три концептуальных компонента предметно-пространственной среды; предметное содержание и его значение; развивающее образование как основное условие развития дошкольников; особенности организации среды для развития логико-математических представлений у детей разного возраста.
Содержание математических представлений у детей дошкольного возраста
Цель и результат педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста; теоретические основы развития математических представлений у дошкольников: задачи математического развития и характеристика каждой из них; критерии анализа и оценки дошкольных образовательных программ по разделу
Анализ современных программ математического образования дошкольников показал, что процесс создания альтернативных дошкольных программ математического образования во многих случаях не является приносящим пользу математическому развитию детей, поскольку ориентирован в большинстве случаев лишь на содержательную вариативность объема арифметических знаний и значительное расширение списка понятий, неперспективных с точки зрения обучения математике в начальных классах.
Отсутствие реально работающих технологий математического развития ребенка дошкольного возраста делает разработку таких программ малопродуктивной, поскольку ее реализация в таком случае в основном зависит от индивидуальных возможностей педагога, а не от самой программы. Анализ показал, что отсутствие разработки методических аспектов современной методики математического развития ребенка дошкольного возраста при одновременном расширении границ арифметического содержания дошкольных программ математического образования приводит к тому, что воспитатели часто используют неподходящие, устаревшие и попросту неверные методические подходы к обучению детей этому материалу, поскольку не имеют методической подготовки к обучению математике на основе развивающих подходов. Это приводит к тому, что дети усваивают множество неадекватных представлений математического характера, и по приходу в школу детей необходимо переучивать, что, естественно, не является простым и легким процессом, связано с потерей времени, а также - потерей интереса детей к математике.
Отсутствие четкого разграничения целей дошкольной математической подготовки с целями школьными, приводит к тому, что в практической деятельности воспитатели и родители часто пытаются механически дублировать эти цели, причем, в связи с методической неподготовленностью к развивающему обучению математике, реально сводят процесс математического образования ребенка к заучиванию минимального объема математических знаний наизусть (состав числа, счет, табличное сложение и вычитание в пределах 10, решение некоторых типовых задач). При этом подобное положение вещей на практике не изменяется уже более полувека, несмотря на появление большого количества альтернативных программ математического образования дошкольников.
Анализ способов и качества решения проблемы преемственности математического развития в современных программах математического образования дошкольников показал, что основными путями решения этой проблемы авторы программ полагают содержательную подготовку детей к изучению арифметического материала в начальной школе. Отсутствие общего методологического подхода к проблеме математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, ограничение методологии рамками частной методики формирования элементарных математических представлений и набора предметных знаний и умений в ДОУ приводит к нарушению преемственных связей в математическом развитии ребенка, к довольно низкой результативности дошкольной математической подготовки, а также к ситуации «методической неопределенности» для педагога, поскольку ни одна из альтернативных систем математического образования ребенка в ДОУ сегодня не предлагает педагогу действительно полноценную методическую систему математического развития ребенка. Это привело к тому, что педагоги ДОУ используют на практике методическую систему А.М. Леушиной, разработанную в 50-е годы. Использование этой системы для организации развивающего обучения математике в ДОУ требует на современном этапе значительной ее методической переработки.
Разработка полноценных программ математического образования дошкольников предполагает создание преемственной методической системы математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, в основе которой лежат взаимосогласованные цели, методы, содержание, средства и формы в контексте развивающего подхода к обучению математике ребенка младшего возраста.
Далее исследуем современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
В связи с происходящими изменениями в области дошкольного образования, в частности со вступлением в силу Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникает необходимость пересмотра подходов к математическому образованию детей дошкольного возраста.
С учетом ФГТ содержание дошкольного образования в любом ДОУ должно включать работу по четырем направлениям развития детей: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. В соответствии с новыми требованиями формирование элементарных математические представлений у детей дошкольного возраста относится к познавательно-речевому направлению и входит в состав области познания наряду с задачами по сенсорной культуре, познавательно-исследовательской деятельности, конструктивной деятельности, формированием целостной картины мара, расширением кругозора.
В настоящее время для реализации содержания математического образования необходимо учитывать принципы построения образовательного процесса: [12, с.94]
- вариативности, открытости, индивидуализации;
- научной обоснованности и практичекой применимости;
- интеграции;
- комплексно-тематического построения содержания с учетом примерного календаря праздников.
Особенностью работы по математике с детьми дошкольного возраста является интеграция области познания с другими образовательными областями: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творечество», «Музыка». В соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. [12, с.94]
Другой особенностью является то, что решение задачи психолого-педагогической работы по формированию элементарных математических представлений должно основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса (вся работа с детьми в какой-то промежуток времени (например – неделя) должна быть объединена одной темой – «Овощи-фрукты», «Домашние животные», «Наш край - Урал», «Космос с включением математического содержания). [12, с.94]
Одним из главных критериев выбора педагогами форм работы по математике и видов деятельности детей является адекватность возрасту. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. Поэтому математическое содержание может реализовываться в ходе игр с правилами, сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-драмматизаций. Кроме того, обучение математике может осуществляться и в других видах деятельности, таких как: чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, труд. Занятия по математике могут использоваться только в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет). Адекватными возрасту формами работы с детьми является: экспериментирование, проектирвоание, коллекционирование, беседы, наблюдения, решения проблемных задач, викторин, развлечений. [12, с.95]
Обучение математике должно осуществляться в совместной деятельности педагогов и детей предполагающего взаимодействие в процессе освоения образовательной области «познание» и режимных моментов, учитывающих мотивацию ребенка, причем взаимодействие детей и педагога должно характеризоваться наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой общения (возможность свободного размещения, перемещение и общений детей в процессе образовательной деятельности). Закрепление, расширение математических представлений предполагается в самостоятельной деятельности детей в условиях созданных педагогами мотиварующей предметно-развивающей среды, обеспечивающий выбор ребенком деятельности по интересами и позволяющая ему взаимодействовать со сверствниками и действовать индивидуально.
Особенность планирования работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста заключается в отражении содержания работы, форм работы, форм организации детей в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей. Расмотрим это на примере программы «Успех» (Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др.) [12, с.96]
Таблица 1 - Особенность планирования работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Содержание работы
| Формы работы
| Формы организации детей
| Непосредственно образовательная деятельность
| Формирование элементарных математических представлений
| Создание коллекций. Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Конструирование
Экспериментирование
Развивающая игра. Наблюдение
Проблемная ситуация. Рассказ
Беседа
Интегративная деятельность
| Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
| Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
| Формирование элементарных математических представлений
| Сюжетная игра. Развивающая игра
Создание коллекций. Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Конструирование
Экспериментирование
Наблюдение
Проблемная ситуация. Рассказ
Беседа
Интегративная деятельность
| Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
| Формирование элементарных математических представлений
| Во всех видах самостоятельной детской деятельности
| Подгрупповая
Индивидуальная
| Следующая особенность заключается в том, что результатом освоения математического содержания являются умения и навыки ребенка, представленные в портрете ребенка выпускника дошкольного образовательного учреждения. Так, в характеристике социального портрета ребенка семи лет выделяются необходимые умения и навыки в области математики: [12, с.97]
- оперировать числами и цифрами в пределах первого десятка;
- понимать образование чисел второго десятка;
- использовать счетные и вычислительные навыки;
- устанавливать количественные отношения в пределах известных чисел;
- понимать закономерности построения числового ряда;
- решать простые арифметические задачи на числах первого десятка, объяснять производимые действия;
- использовать способы непосредственного и опосредованного измерения и сравнения объектов по величине; классифицировать предметы по выделенному признаку;
- различать геометрические фигуры (многоугольники), их особенности и общие свойства;
- классифицировать фигуру по заданному признаку;
- определять относительность пространственных характеристик, расположение предметов относительно друг друга и описывать маршруты движения;
- ориентироваться на ограниченной плоскости (листе бумаги, странице тетради);
- использовать временные ориентировки в днях недели, месяцах года, определять относительность временных характеристик, ориентироваться по календарю.
Таким образом, указанные навыки и умения по формированию элементарных математических представлений обеспечивают готовность ребенка к усвоению маетиматики в начальной школе и способствуют успешности обучения и развития в целом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|