Педагогические условия по организации работы математическому развитию детей дошкольного возраста
Первоначально дадим характеристику термину «компетентность». Компетентность – (от лат. competere - соответствовать, подходить) - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. [14, C.178]
Теперь исследуем формы работы с педагогами.
В практике работы старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:
недели педагогического мастерства;
мастер-классы;
педагогические мастерские и наставничество;
обучающие семинары;
работа в паре;
тематические семинары.
Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий.
Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.
Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в «автономном режиме». Поэтому нужно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество.
Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары. К проведению семинаров мы подключаем педагогов группы 4, которые дают практические задания «обучающимся» педагогам и отслеживают их выполнение.
Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, педагог группы 4 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.
1)Тематические семинары по вопросам информатизации проводятся старшим воспитателем или поручаются педагогам группы 4. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: «Создание мультимедийных презентаций (Power Point)», «Сеть Интернет», «Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office»..
В помощь педагогам в ДОУ была создана творческая группа, которая разработала занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях.
Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводятся и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИК-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителямиорганизуются конкурсы педагогов.
С целью продвижения информационных технологий в ДОУ были проведены следующие конкурсы:
компьютерных плакатов;
компьютерных презентаций «Моя группа»;
электронных методических материалов и презентаций для занятий;
информационных буклетов для родителей, выполненных с помощью программы Publisher;
электронных групповых газет.
Далее исследуем термин «среда». По Ефремовой, среда - это:
Среда - 1. Вещество, заполняющее какое-л. пространство и обладающее определенными свойствами.
2. Совокупность природных условий жизнедеятельности какого-л. организма.
3. Окружение, социально-бытовые условия, в которых протекает жизнь человека. // Совокупность людей, связанных общностью жизненных условий, занятий, интересов.
Среда - по Ожегову - это:
Среда - Совокупность людей с вязанных общностью этих условий.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.
Комплексно - тематическая модель образовательного процесса описана в Научной концепции под редакцией В.И.Слободчикова. (2005 год). В ней авторы поясняют, что тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме. Предварительный подбор взрослым основных тем предают системность и культуросообразность образовательному процессу. Ребенок «проживает» тему в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя. Но комплексно- тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.
Структура данных рекомендаций очень проста: материал к каждой из образовательных областей представлен в таблицах, отражающих формы образовательной деятельности, в которых могут быть реализованы основные цели и задачи, или разделы программы. Это нужная подсказка педагогам для соотнесения программных задач с образовательными областями в педагогическом процессе. Последовательность образовательных областей представлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.
ФГТ определяют 2-х частную модель организации образовательного процесса:
1 часть-«Совместная деятельность взрослого детей;
2 часть-«Самостоятельная деятельность детей».
ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
2. Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать.
3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Изменения, связанные с введением ФГТ:
1. Изменяется подход к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста;
2.Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра - это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношения между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение;
3.Принятый документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, для родителей, для учителей начальной школы.
Обучение дошкольников как начальное звено образования ориентируется на возможности детей этого возраста, а также на требования современного начального обучения. Оба эти условия определяют содержание, организационные формы, методы и средства обучения.
Еще КД.Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». Он считал, что систематическому обучению в школе должно предшествовать подготовительное обучение в дошкольном возрасте; начало методического обучения в школе рекомендовал определять индивидуально, опираясь на уровень развития ребенка, его подготовленность к усвоению знаний. В процессе обучения, как считал педагог, необходимо учитывать личный опыт ребенка, его знания и развитие в целом. Любое новое упражнение должно сочетаться с предыдущим, опираться на него и делать шаг вперед.
Обеспечение более высокого уровня математического развития детей, поступающих в первый класс, их предварительная подготовка безусловно существенно влияют на качество усвоения учебного материала в школе. Поэтому такое серьезное внимание уделяется правильной организации учебно-воспитательной работы в детских садах, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Психолого-педагогические исследования последних лет (Г.Г.Петраченко, Н.Н.Поддьяков, Н.Ф.Виноградова, Н.Ф.Алиева и др.) дали возможность усовершенствовать содержание обучения дошкольников, в частности математике. Перестройка вариативных программ обучения и воспитания в детском саду осуществлялась прежде всего в соответствии с требованиями начальной школы, которые предъявляются к математической подготовке детей, и особенностей их математического развития.
Выводы по главе I
Под математическим развитием дошкольников понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций.
В математике заложены большие возможности общего развития ребенка: математические знания способствуют совершенствованию познавательных процессов, а также формированию целого ряда личностных качеств - активности, целенаправленности, организованности, способности самостоятельно думать и принимать решения.
С учетом ФГТ содержание дошкольного образования в любом ДОУ должно включать работу по четырем направлениям развития детей: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. В соответствии с новыми требованиями формирование элементарных математические представлений у детей дошкольного возраста относится к познавательно-речевому направлению и входит в состав области познания наряду с задачами по сенсорной культуре, познавательно-исследовательской деятельности, конструктивной деятельности, формированием целостной картины мара, расширением кругозора.
В настоящее время для реализации содержания математического образования необходимо учитывать принципы построения образовательного процесса: [12, с.94]
- вариативности, открытости, индивидуализации;
- научной обоснованности и практичекой применимости;
- интеграции;
- комплексно-тематического построения содержания с учетом примерного календаря праздников.
В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:
недели педагогического мастерства;
мастер-классы;
педагогические мастерские и наставничество;
обучающие семинары;
работа в паре;
тематические семинары.
Глава II Опытно-поисковая работа по изучению орагнизации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении с учетом комплексно-тематического приниципа обучения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|