|
Глава 3. Коррекционная работа по формированию основ валеологической культуры у старших дошкольников с нарушениями зрения.
Методики изучения состояния валеологической культуры старших дошкольников с нарушениями зрения
Таким образом, для решения поставленных задач, с опорой на материалы Е. Н. Васильевой, Л. Г. Касьяновой был сконструирован диагностический комплекс, включающий беседу, диагностические задания, проблемные ситуации, рисуночный тест, наблюдения за детьми в специально организованной игровой деятельности, в режимные моменты и в свободном общении.
Для проведении диагностики использовались разные методы исследования.
1. Метод наблюдения
Наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении направлены:
а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности;
б) на изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми педагогов.
Достоинством этого метода является то, что он позволяет абсолютно точно фиксировать проявления ребенка, особенности его поведения, ничего не искажая при этом. Метод наблюдения позволяет получить целостное представление о валеологической культуре ребенка, так как его определенные действия воспринимаются не изолированно, а в связи с другими действиями, его размышлениями и навыками.
Второй метод– беседа.
Беседа направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:
Как ты думаешь, что такое здоровье?
От чего человек может заболеть?
Где человек может заболеть – на улице или дома?
От какой пищи человек будет здоров?
Зачем детям нужно спать днем?
Как люди лечат болезни?
Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? и т.д.
Каждый вопрос беседы содержал определенную цель, которую необходимо было выявить в процессе общения с ребенком, то есть получить уникальную информацию о валеологическом опыте ребенка, выявить особенности здоровьесберегающего восприятия им окружающего мира, увидеть его индивидуальные реакции на валеологическое содержание бесед. В сочетании с наблюдением, возможно, получить до 80 % интересующей информации от ребенка по его проявлениям в процессе непосредственного с ним взаимодействия.
Цель: изучить особенности мотивации здорового образа жизни детей, особенности представлений детей о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям: “Здоровый человек”, “Знания о человеческом организме”, “Ребенок в безопасном мире”, “Я и другие люди”.
Вопросы задавались детям в разные отрезки времени (например, один блок вопросов – в утренние часы, а второй, если ребенок был настроен на беседу, в вечерние отрезки времени), т.к. большинство вопросов беседы требовало от детей развернутых ответов, обдуманных решений, воспроизведения своего жизненного опыта.
Привожу пример некоторых бесед.
Раздел 1 “Здоровый человек”(Вадим 6 лет 3м-ца).
Цель: Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.
1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение “здоровый человек”? кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?
| Здоровый человек – это веселый, бодрый, подвижный. У кого взгляд живой.
В группе нашей много здоровых детей.
| 2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему?
| Хорошо. Можно гулять, ходить в детский сад.
| 3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?
| Я тепло одеваюсь, много двигаюсь; я трудолюбивый, помогаю всем и во всем, стараюсь быть добрым и веселым.
| 4. Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?
| Больше двигаться, делать зарядку, обливаться холодной водой.
| 5. Знаешь ли ты, что такое микробы? А как от них защищаться?
| Микробы – это мелкие существа, видны в микроскоп. Они уничтожают организм.
Важно следить за чистотой тела, одежды, закаляться, заниматься спортом, есть полезные продукты, делать прививки.
| 6. Как ты думаешь, опасно ли быть грязнулей и неряхой? Что может случится с таким ребенком?
| Опасно! Могут с грязью попасть микробы в организм, отчего люди болеют.
| 7. Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?
| Да. Я редко болею.
| 8. Делаешь ли ты и твои родители зарядку? Гимнастику для глаз? Обливаетесь ли вы водой? Как ты думаешь, это вредно или полезно? Почему?
| Я с мамой делаю утреннюю зарядку, обливаюсь водой. Организм становится сильным, а я – ловким и бодрым.
|
Раздел 2. “Человеческий организм”.
Цель:Изучить особенности знаний детей о человеческом организме.
Игнатий П.(6 лет 4 м)
1. Скажи, пожалуйста, знаешь ли ты, из чего состоит твое тело?
| Мое тело состоит из органов, скелета…
| 2. А как ты думаешь, человек мог бы жить без скелета? Почему?
| Без скелета человек не мог бы жить. Он стал бы похож на тряпичную куклу – ни стоять, ни бегать он бы не смог.
| 3. Зачем человеку мышцы?
| Чтобы быть сильным, умелым, ловким.
| 4. Что произойдет, если сердце человека перестанет работать?
| Человек погибнет. Потому что сердце это мотор для человека.
| 5. Зачем организму человека нужна кровь?
| Кровь питает органы полезными веществами.
| 6. Если бы ты перестал дышать, то чтобы с тобой произошло?
| Задохнулся.
| 7. Для чего человеку нужна пища? Расскажи, что с ней происходит, когда она попадает в рот? (можно использовать наглядную средство – схему-таблицу “Внутреннее строение человека”)
| Пища нужна человеку, чтобы быть сильным, здоровым.
В ответе использовалась таблица “Внутреннее строение человека”.
| 8. А где у тебя находится мозг?
| В голове. Чтобы думать.
| 9. А что есть общего у человека, животного, растения? (желательно использовать наглядное средство – три картинки с изображениями человека, животного, растения, например, дерево).
| Человек, животные и растения – это все живое.
Они размножаются, растут, дышат, питаются, двигаются.
| 10. Как ты думаешь, все люди устроены одинаково или каждый по разному?
| Все люди устроены одинакова, только отличаются немного мужчины и женщины.
|
Раздел 3. “Безопасный мир”.
Цель: Изучить особенности мотивации здорового образа жизни, особенности знаний о безопасном поведении в окружающей среде.
Максим Б.(7 лет 3 м)
Безопасность в детском саду.
1. Представь мы спускаемся по лестнице, идем на прогулку. Вдруг один ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти?
| Ребенок может упасть, удариться, сломать руку, ногу, получить сотрясение и т.д.
| 2. Почему в нашей раздевалке нельзя прыгать, бегать и толкаться
| Она очень тесная, в ней много острых углов.
| 3. Подумай и скажи, что может случиться, если человек будет вести оживленную беседу во время еды, когда пережевывает пищу?
| Может кусочек пищи застрять в горле, человек может задохнуться.
| 4. Скажи, а ты умеешь пользоваться ножом и вилкой, когда принимаешь пищу? Чего нельзя при этом делать?
| Да. Нельзя размахивать ножом и вилкой. Можно самому пораниться и поранить соседку.
| 5. у нас в групповой комнате есть канат и кольца. Ты знаешь, как ими правильно пользоваться?
Представь, что к нам пришел новый мальчик (или Незнайка), а тебе надо объяснить ему, как пользоваться спортивным уголком. Как ты будешь это делать?
| Да.
Я расскажу ему правила пользования мячом, ракетками и т.д.
| 6. Как ты думаешь, почему в группе нельзя играть в подвижные игры, находясь рядом с аквариумом?
| Чтобы не разбить стекла, зеркала, не ударить кого-нибудь из детей.
Можно упасть, толкнуть кого-нибудь на аквариум, а это опасно.
Лучше найти другое место для игры с друзьями.
|
Раздел 4. “Я и другие люди”.
Цель: Изучить особенности знаний детей о социально благоприятных (здоровых) взаимоотношениях людей.
Саша В.(7 лет 4 м)
1. Скажи, пожалуйста, зачем люди общаются друг с другом? Разговаривают? А что было бы, если люди на общались?
| Чтобы узнать друг друга. Если б ге общались люди, у них не было бы друзей, была бы грустная жизнь.
| 2. Представь, что ты встретил своего знакомого с мамой. Кому из них ты скажешь здравствуй, а кому – здравствуйте? Почему? А когда мы еще говорим эти слова?
| Взрослому – здравствуйте, своему знакомому – здравствуй. Со взрослым нужнр разговаривать с уважением.
| 3. Если тебе нужно сто-то спросить, то как ты обращаешься к другу? А к взрослому? А незнакомому взрослому?
| “Даша, дай мне, пожалуйста, диск”
“Светлана Михайловна, скажите, пожалуйста, как называется диск?”
С незнакомыми людьми я не разговариваю.
| 4. Как ты думаешь, твое здоровье зависит от твоего поведения и твоих привычек? Объясни, пожалуйста, почему?
| Очень зависит. Чтобы быть здоровой я делаю зарядку, обливаюсь холодной водой, занимаюсь танцами, очень много двигаюсь, ем полезные продукты.
| 5. Когда у тебя плохое настроение, это вредит твоему здоровью? Почему ты так думаешь? А другим людям это вредит? Проводится игровое упражнение “Хорошее – плохое настроение”. Ребенку предлагается разложить карточки с обозначением различных эмоциональных состояний на 2 группы и объяснить свои действия.
| Да. Если часто грустить, то можно заболеть. От плохого настроения болит голова, неспокойно на душе, хочется даже плакать.
| 6. У тебя есть друзья? А для чего они нужны тебе? Как ты думаешь, ты умеешь дружить? Какие правила дружбы ты знаешь? – назови.
| У меня есть друзья, с ними весело.
Правила: нужно хорошо знать своих друзей, не оставлять их в беде, помогать друг другу.
| 7. Ты когда-нибудь болел? Кто помогал тебе выздороветь? Как помогал?
| Да. Помогал врач, мама, бабушка, папа, друзья. Врач посоветовал как лечится, выписал лекарство, мама с бабушкой лечили, давали лекарство, ухаживали за мной. Папа им помогал, покупал соки, фрукты.звонили подружки, чтобы я не скучала.
| 8. Если в твоей семье заболеет кто-нибудь из близких, ты сможешь ему чем-нибудь помочь? Как ты будешь помогать папе (маме, бабушке, братику и т.д.), расскажи, как будешь ухаживать за больными?
| Я могу подать питье, принести лекарство. Стараюсь не шуметь.
| Третий используемый метод в диагностике – это анкетирование, то есть сбор необходимых данных, основанный на опросе родителей, так как семья, как было сказано выше, играет немаловажную, если не основную, роль в формировании валеологической культуры дошкольников.
Диагностический процесс должен выглядеть естественно и непринужденно для ребенка, проходить в привычной ему среде. Поэтому чаще используются игровые ситуации в организации диагностики. Например, для выявления отношения ребенка здоровью и здоровому образу жизни была предложена словестная игра “Закончи предложения”:
1. Здоровый человек – это…
2. Иногда я болею, потому что…
3. Когда мои друзья болеют, то я …
Использовалась методика «Картина моего здоровья», или дидактическая игра “Путешествие в страну Здоровье” и т.д.
В ходе диагностического взаимодействия применялся метод индивидуального подхода к детям. В беседе старалась демонстрировать детям культуру общения, обращалась к ним по имени, с уважением: “Миша, скажи, пожалуйста, как ты понимаешь, что значит быть здоровым?”, “Никита, подумай и скажи мне, пожалуйста, какие правила поведения на улице тебе знакомы?”, “Спасибо за ответ!” и т.д. Спокойствие и мягкость в голосе придавали детям больше уверенности в своих ответах, располагали их к беседе.
Если некоторые вопросы были непонятны ребенку, то они задавались в другой, упращенной форме. Старалась выслушать каждого ребенка, а если это требовалось, оказывала помощь для нахождения правильного ответа.
Комплексная диагностика культуры здоровья детей подготовительной группы “Улыбка”
Диагностика отношений ребенка к здоровью и здоровому образу жизни
Цель: Изучить особенности ценностного отношения ребенка к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.
Для достижения обозначенной цели был использован метод игры “Незаконченные предложения”.
Пример диалога с Обухов Вадим (6 лет):
1. Здоровый человек – это
| Хороший человек
| 2. Мое здоровье – это
| Радость
| 3. Иногда я болею, потому что
| Иногда не слушаюсь родителей
| 4. Когда я болею, мне помогают
| Врачи, родители, лекарство
| 5. Когда у меня что-нибудь болит, то
| Я говорю об этом маме
| 6. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется
| Обливаться холодной водой, заниматься спортом, ходить на тренировки, играть с друзьями
| 7. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе
| Веселые игры
| 8. Если б у меня была волшебная палочка здоровья
| Я бы всегда был здоровым, и были бы здоровыми мои родители и друзья
| 9. Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию
| Говорю: “Помогите мне!”, зову на помощь
| 10. Когда мои друзья болеют,
| Я скучаю по ним, хочу им помочь.
| 11. Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю,
| Что врач скажет: “Ты Миша здоров!”
|
Критерии сформированности здорового образа жизни:
- знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своём физическом развитии.
На основе выделенных критериев нами были определены четыре уровня успешности выполнения заданий, отражающие уровни представлений о ЗОЖ у детей, участвующих в исследовании.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень – ребенок имеет некоторые правильные представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма; о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; о возможных причинах; способен выявить направленную на формирование здорового образеа жизни сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности. Ребенок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о здоровом образе жизни носят элементарный, но целостный характер. Проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.
Средний уровень – ребенок имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет; некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний; он способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Способен выявлять направленную на формирование здорового образа жизни сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У ребенка сформированы единичные представления о здоровье и здоровом образе жизни в условиях большого города. Он может проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально-чувственным переживанием; частично присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.
Низкий уровень – ребенок имеет представления о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет, о некоторых способах лечения заболеваний на основе собственного опыта; затрудняется объяснить значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Не имеет представлений о влиянии на здоровье факторов окружающей природной и социальной среды, о возможных причинах заболеваний. Понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Не осознает зависимость здоровья от окружающей среды; способен выявлять направленную на формирование здорового образа жизни сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуются эмоционально-стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры. У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|