Глава 2. Особенности валеологической культуры детей с нарушениями зрения
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
Зрение – это оптическое восприятие, осуществляемое с помощью зрительного анализатора, представляющего собой сложную нервно-рецепторную систему человека и животных. Благодаря зрению человек получает огромное количество информации об окружающем мире, о цвете, форме, величине предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. Деятельность зрительного анализатора очень важна для ориентировки человека в пространстве, для развития его двигательной сферы., в познании человеком мира, в формировании различных видов его деятельности, в установлении контактов с другими людьми.
Различают следующие типы детей с нарушениями зрения:
− Слепые дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0 до 0,04 с коррекцией),
− слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2)
− дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3)
Слабовидящие дети имеют некоторую возможность при знакомстве с предметами и явлениями, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Но зрительное восприятие сохранно лишь частично, и поэтому является не вполне полноценным. Оно отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности. В результате запас их зрительных впечатлений оказывается ограниченным, количественно меньшим, чем в норме, а представления имеют качественное своеобразие: они менее четки и ярки, чем у нормально видящих, а иногда искажены. У слабовидящих детей нередко наблюдаются трудности в пространственной ориентировке. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения при отсутствии мероприятий по его охране и развитию. Зрительное утомление также вызывает снижение умственной и физической работоспособности.
В рамках нашей работы мы остановимся на характеристике слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией, т.к. данная категория детей поддается коррекции, с ними можно проводить различные коррекционные занятия по развитию их зрительного восприятия.
По определению Е.Л. Тиньковой, слабовидение ‒ это значительное снижение зрения, при котором острота зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) находится в пределах от 0,05 до 0,2, или меньшее снижение остроты зрения при значительном нарушении других зрительных функций (чаще всего сужение границ поля зрения). Причины слабовидения такие же, как и как при слепоте.
Причиной слабовидения чаще всего бывают аномалии рефракции: миопия, гиперметропия, астигматизм.
Миопия ‒ болезнь, существующая в двух формах: вариант аномалии клинической рефракции, сильная клиническая рефракция, при которой главный фокус и, соответственно, изображение предмета, лежащего на расстоянии 5 м или дальше, находится перед сетчаткой; патологические изменения структур глаза, ведущие к тяжелым необратимым нарушениям зрения. М. может быть разной степени: слабой, средней, высокой.
Гиперметропия ‒ вариант аномалии клинической рефракции, слабая клиническая рефракция, при которой параллельные световые лучи, преломившись, образуют фокус за сетчаткой. Гиперметропия может быть разной степени.
Астигматизм сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалии рефракции или разных степеней одной и той же рефракции, обусловленной различной преломляющей способностью чаще всего роговицы (её асферичность), и реже – хрусталика.
Острота зрения является ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности. Слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии формы и размеров, оценке положения предметов, в частности в узнавании обозначений и деталей изображений на рисунках, чертежах и схемах. У них наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений.
При слабовидении кроме снижения остроты центрального зрения могут быть нарушены и другие зрительные функции
Среди слабовидящих имеется большое число детей с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения. Встречаются также врожденные формы патологии цветоощущения, часто сопровождающиеся одновременным понижением и других зрительных функций. У детей с сохранной способностью различать цвета наблюдается ослабление восприятия к основным цветам ‒ красному, зеленому и синему. Следует отметить, что врожденные формы нарушений цветоразличения имеют устойчивый характер. Цветоразличительные функции при некоторых приобретенных формах нарушения зрения могут восстанавливаться в процессе лечения основного заболевания, а также вследствие применения специальных упражнений в ходе обучения.
У слабовидящих детей наблюдается также изменение границ поля зрения. Слабовидящие дети с нормальным полем зрения способны в известных пределах обозревать предметы и явления целостно, одновременно, во взаимных связях и отношениях. Нормальное поле зрения позволяет им охватывать взором дистантно расположенные объекты. Сужение поля зрения затрудняет целостность, одновременность и динамичность восприятия. При восприятии изображений лицами с узким полем зрения глаза совершают последовательный обход вдоль контура. При этом возникают соскальзывания с контура, частые изменения направления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации взора. Не вдаваясь в анализ характера заболеваний, приводящих к сужению границ поля зрения, отметим, что при сужении поля зрения ребенок осматривает предметы и изображения по частям, выделяя их отдельные признаки и свойства. Иначе говоря, целостный, одновременный характер восприятия у, данной категории детей заменяется последовательным (сукцессивным) узнаванием.
На восприятие предметов окружающей среды значительное влияние оказывает контрастная чувствительность органа зрения, обеспечивающая выделение объекта из фона, а также темных и светлых участков предмета. Для повышения различительной чувствительности зрения требуется усиление контраста между фоном и объектом, выделение четкости границ изображений и рассматриваемых предметов. На восприятие предметов и изображений оказывает влияние также и нарушение глазодвигательных функций.
В.П. Ермаков рассматривая мыслительные процессы детей с нарушением зрения, отмечает, что мышление детей с нарушением зрения достигает высокого уровня. В своем развитии оно опирается на сохранность человеческого мозга и быстрое овладение речью. Однако у детей с дефектами зрения и особенно у слепых из-за сужения чувственного опыта имеется иное соотношение между конкретным и абстрактным мышлением, поскольку ограничены возможности сравнения признаков воспринимаемых предметов, затруднен их практический анализ и синтез. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний.
Частыми заболеваниями в дошкольном возрасте являются косоглазие и амблиопия.
Косоглазие – это отклонение одного из глаз от общей точки фиксации. Как отмечает Ермаков, условно его разделяют на содружественное и паралитическое.
Содружественное косоглазие может быть постоянным или периодическим, сходящимся (глаз отклоняется кнутри, к носу) и расходящимся (глаз отклоняется кнаружи, к виску), односторонним (отклоняется только один глаз), альтернирующим, перемежающимся (косит то один, то другой глаз). К появлению содружественного косоглазия могут привести различные этиологические факторы: заболевания ЦНС, нарушения рефракции, аномалии глазодвигательного аппарата и др. Паралитическое косоглазие характеризуется ограничением (парез) или отсутствием (паралич) подвижности глаза, который косит в сторону парализованной мышцы.
При косоглазии зрительную работу выполняет здоровый глаз, а функционирование косящего глаза ограничено. Это приводит к возникновению на нем амблиопии.
Амблиопия ‒ это понижение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора, выражающееся в снижении остроты центрального зрения.
Плаксина Л.И. выделяет следующие виды амблиопии: дисбинокулярная, обскурационная, рефракционная, истерическая.
Дисбинокулярная амблиопия возникает вследствие расстройства бинокулярного зрения. Понижение зрения развивается вследствие косоглазия. Дисбинокулярная амблиопия может быть двух видов: амблиопия с правильной (центральной) фиксацией (фиксирующий участок - центральная ямка сетчатки) и амблиопия с неправильной (нецентральной) фиксацией (фиксирующим становится любой другой участок сетчатки).
Анизометропия - неодинаковая рефракция обоих глаз, в результате которой наблюдается неодинаковая величина изображения предметов на сетчатках обоих глаз. Это препятствует слиянию обоих изображений в один зрительный образ.
Обскурационная амблиопия развивается в результате помутнении оптических сред глаза (катаракты, помутнении роговицы), преимущественно врожденных или рано приобретенных. Диагноз ставится, если низкое зрение сохраняется, несмотря на устранение помутнений и отсутствие анатомических изменений в заднем отделе глаза (после экстракции катаракты).
Истерическая амблиопия возникает внезапно, чаще всего после какого-либо аффекта. Функциональные расстройства на почве истерии могут принимать характер ослабления или потери зрения. Эта форма амблиопии встречается довольно редко.
Амблиопия при содружественном косоглазии встречается более чем в 30% случаев и является его следствием. Вместе с тем, она сама может быть причиной косоглазия. Это происходит в тех случаях, когда один глаз имеет значительное снижение остроты зрения (до 0,3-0,4 и ниже), при котором невозможно слияние изображений. В этом случае глаз с низкой остротой зрения не участвует в акте зрения, что приводит к его косоглазию.
Э. С. Аветисов выделяет степени амблиопии. Как считает автор, амблиопия при содружественном косоглазии возникает вследствие расстройства бинокулярного зрения, поэтому ее называют дисбинокулярной.
Нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там. Где, казалось бы. Этот дефект не должен нанести вред развитию ребенка. Снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее качество. В области чувственного познание сокращение зрительных ощущений ограничивает возможности формирования образов памяти и воображения. С точки зрения качественных особенностей развития детей с нарушениями зрения следует в первую очередь указать на специфичность формирования психологических систем, их структур и связей внутри системы. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного мышления, ориентировке в пространстве. Значительные изменения происходят в физическом развитии: нарушается точность движений, снижается их интенсивность. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая с системой нормально развивающегося ребенка [7].
Практически все качества внимания (активность, направленность, широта, возможность переключения, интенсивность, сосредоточенность, устойчивость) оказываются под влиянием нарушения зрения, но способны к высокому развитию, достигая, а порой превышая уровень развития этих качеств у зрячих. Ограниченность внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия. Осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и устойчивости внимания.
Для компенсации зрительной недостаточности необходимо активно использовать информацию поступающую от всех сохранных и нарушенных анализаторов; концентрация внимания на анализе информации, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности.
Нарушения зрения тормозят полноценное развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей, что находит свое отражение и в развитии, и в функционировании мнемических процессов. Слепым и слабовидящим приходится запоминать и держать в своей памяти материалы, которые не требуется помнить зрячим. Исследование А.А. Крогиуса позволило утверждать, что процесс заучивания как бессмысленных слогов, так и слов, стихотворений у слепых осуществляется быстрее, чем у зрячих, что он связывает с более сосредоточенным вниманием к выполняемой деятельности и умением слепых соотносить воспринимаемый материал с практическим опытом. Доказано, что объем памяти у слепых увеличен на 0,7 для слов, обозначающих зрительные образы, и на 0,9 для слов, обозначающих осязательные образы [15]
Значимость информации для ребенка с нарушениями зрения играет особую роль в ее сохранении. Поскольку значительное количество объектов и понятий не имеет для слепых и слабовидящих того значения, как для зрячих, сохранение их теряет свой смысл.
В связи с этим совершенствование мнемических процессов у таких детей состоит не только в многочисленных повторениях и тренировках, но и в логической обработке материала, уточнении образов, в показе значимости усваиваемой информации для жизни и деятельности [7].
В овладении операциями классификации и квантификации у слабовидящих отмечаются большие затруднения: для них характерны трудности в образовании групп предметов, потеря единого основания при организации групп, переход к объединению по функциональному или внешнему сходству предметов. Они не владеют в полном объеме понятиями «все» и «некоторые». Формирование таких мыслительных операций, как сравнение, классификация, квантификация, обобщение, осуществляется у детей в более поздние сроки и с большими трудностями. Однако прямой зависимости между степенью нарушения зрения и уровнем развития познавательной деятельности у таких детей не наблюдается [3].
Л.И. Плаксина отмечает, что дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой, изменяет социальную позицию, провоцирует у слепых и слабовидящих возникновение своеобразных социальных установок и ориентиров.
Слабовидящие дети имеют некоторую возможность при знакомстве с предметами и явлениями, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Но зрительное восприятие сохранно лишь частично, и поэтому является не вполне полноценным. Оно отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности. В результате запас их зрительных впечатлений оказывается ограниченным, количественно меньшим, чем в норме, а представления имеют качественное своеобразие: они менее четки и ярки, чем у нормально видящих, а иногда искажены. У слабовидящих детей нередко наблюдаются трудности в пространственной ориентировке [16]. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения при отсутствии мероприятий по его охране и развитию. Зрительное утомление также вызывает снижение умственной и физической работоспособности.
Таким образом, обобщая выше, сказанное отмечаем, что деятельность зрительного анализатора очень важна для ориентировки человека в пространстве, для развития его двигательной сферы. Для усвоения социального опыта, зрительное восприятие играет существенную роль в познании человеком мира, в формировании различных видов его деятельности, в установлении контактов с другими людьми.
2.2. Особенности здоровья и зрения дошкольников с нарушениями зрения
Дети с нарушением зрения, в отличие от нормально видящих сверстников, имеют большую частоту острых респираторных заболеваний, у них чаще выявлялись внешние маркеры недифференцированной дис-плазии соединительной ткани, а также патология ЛОР-органов, атопи-ческий дерматит, малые аномалии развития сердца, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и последствия перинатальных поражений центральной нервной системы в виде задержки нервно-психического развития, доброкачественной внутричерепной гипертензии и синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Согласно исследованиям Т.Ф, Абрамовой, характер и частота нарушений состояния здоровья различаются в зависимости от степени амблиопии: при слабой степени амблиопии отличия касались в основном показателей моторного развития, частоты патологии осанки, ЛОР-органов и доброкачественной внутричерепной гипертензии; при средней степени - еще и большей частоты избытка массы тела, нарушений эмоциональной сферы и когнитивных функций; при высокой степени эти отличия заключались в более частой выявляемости нарушений и физического и психического развития, а также соматических заболеваний, патологии опорно-двигательного аппарата и нервной системы.
Как отмечает Т.Ф. Абрамова, по мере увеличения тяжести амблиопии у детей увеличивалось как количество неблагоприятных факторов биологического и социального анамнеза, так и частота их встречаемости, причем эти факторы, в основном перинатальные, являются прогностически значимыми в риске формирования других нарушений здоровья, наиболее часто сопутствующих патологии органа зрения: опорно-двигательного аппарата, задержки нервно-психического развития и частой острой заболеваемости.
Патология органа зрения опосредованно влияет на физическое развитие ребенка с амблиопией и косоглазием. При правильно организованной коррекционной работе отклонения в физическом развитии могут не проявиться. Отклонения в двигательных навыках проявляются, прежде всего, в нарушениях координации и ориентировки в большом пространстве. Со стороны моторики у слабовидящих детей встречаются стертые двигательные нарушения, проявляющиеся в неловкости, некоординированности, скованности движений, быстрой утомляемости, в неумении выполнять сложные двигательные акты. Данные нарушения исправляются путем выполнения двигательных заданий, которые имеют целью развитие мышечно-суставного чувства, ориентировки в пространстве и времени, способности ощущать темп, быстроту движений, их амплитуду.
Движения руки у ребенка с амблиопией и косоглазием носят неточный, скованный характер. Работа мелкой моторики сопровождается повышенным, чрезмерным напряжением, что в свою очередь ведет к быстрой утомляемости и нежеланию выполнять ребенком задания, связанные с мелкими точными движениями руки: вырезывание по контуру, рисование, штриховка и т. п.
Согласно исследованиям Л.Е. Сековец, двигательные нарушения у детей с дефектами зрения могут быть как сопутствующими (при поражении черепно-мозговых нервов), так и вторичными, вследствие гипокинезии, из-за ограниченных зрительных возможностей. Эти нарушения относятся, прежде всего, к морфо-функциональному статусу слабовидящих детей. Установлено, что к «высокому» уровню физического развития относится только 3-11% детей с нарушением зрения, «среднему» уровню - 35-45%, «ниже среднего» - 42-58% детей. Ученый отмечает, что дисгармоническое развитие обнаружено у 3-9% детей с нарушением зрения. У 62% детей с косоглазием и амблиопией в младшем дошкольном возрасте имеются отклонения в физическом развитии. У нормально видящих детей этого же возраста отклонения наблюдаются только в 22% случаев.
Л.С. Сековец выявлено, что нарушение осанки встречается у 57% детей с косоглазием и амблиопией, причём наиболее часто (41%) они встречаются у детей с высоким уровнем косоглазия (35-45 гр.). Нарушение состояния отделов стопы по типу плоскостопия встречаются у слабовидящих детей в 2 раза чаще (62,5% против 32,1%). Кроме того установлена зависимость: чем сложнее зрительный дефект, тем ниже уровень физического развития.
Другим видом физического нарушения является несформированность (недостаточность или искаженность) умений и навыков в основных движениях: ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании и др. Исследование этих действий у детей в дошкольном возрасте с нарушением зрения выявило: «волнообразность» движений в ходьбе и беге, их неуверенность, неустойчивость, отсутствие прямолинейности, чрезмерное напряжение конечностей, излишнюю широкую постановку стоп, нарушение согласованности движений.
При выполнении прыжков и метательных движений, а также лазании наблюдались нарушения координации, искажение оптимальной схемы движений, недостаточная их слитность и целенаправленность.
Для детей характерна волнообразность в ходьбе, движения то в одну сторону, то в другую. Качество ходьбы характеризуется большой неустойчивостью, неуверенностью. Рука со стороны окклюзии мало участвует в движении, в большинстве случаев прижата к туловищу.
Еще большие сложности испытывают дети при ходьбе по ограниченному пространству. Испытывая зрительные затруднения, дети все-таки опираются на зрительную ориентацию, поэтому ходьба характеризуется большей волнообразностью, а линия движения у них приближается то к одной стороне ограничений, то в отдельных участках заходит за них, затем снова приближается ближе к исходной. Все это создает впечатление о ходьбе «из стороны в сторону». Это связано с тем, что нарушение стереоскопического видения при монокулярном зрении осложняет пространственную ориентировку, создает плоскостное восприятие пространства.
Нарушения ходьбы в ограниченном пространстве вызваны и снижением остроты зрения, т.к. слабовидящий ребенок не может проследить и воспроизвести движение без ошибок, которые проявляются в нарушениях координации рук и ног, несогласованности действий правой и левой руки. Этим же объясняется то, что рука прижата к туловищу или же вытянута вперед для того, чтобы определить направление движения во время ходьбы.
Во всех видах ходьбы у детей обнаружена неправильная постановка стоп. Более чем у 20 % детей наблюдается параллельная постановка стоп, 40 % детей стопы ставят носками внутрь, тогда как у нормальновидящих сверстников отклонения в постановке стоп отмечаются в 15 % случаев.
Третьим компонентом нарушений двигательной деятельности детей являются отклонения в развитии физических качеств. Полученные в проблемной лаборатории данные (Ю.В. Павлов) позволили выявить отставание слабовидящих дошкольников от своих сверстников по всем этим качествам: выносливости (на 33-42%), быстрота (на 16-54%), скоростно-силовым (на 18-35%), гибкости и ловкости (на 21-75%).
Нарушения функции цветоразличения обусловливают возникновения трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.
Наличие нарушений функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.
Нарушение бинокулярного характера зрения, приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый предмет как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.
Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процессе восприятия, которое у слабовидящих детей отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности.
Дети с нарушением зрения дошкольного возраста развиваются так же, как и дети с нормальным зрением, если им дают пояснения и показывают предметы, которые не могут быть ими самостоятельно восприняты. Могут участвовать почти во всех играх с детьми, обладающими нормальным зрением. Однако для детей, страдающих высокой степенью близорукости и некоторыми другими глазными заболеваниями, следует ограничивать (после консультации с офтальмологом) физическую нагрузку и участие в играх, требующих резких движений.
По результатам диагностических исследований, у детей с нарушением зрения отмечается сенсомоторная слабость:
− несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;
− возникают трудности в графическом воспроизведении фигур;
− дети не обладают рациональными приемами обследования (присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм);
− дети не дают полного отчета о воспринимаемых свойствах и соотношениях.
Таким образом, наряду с первичным зрительным дефектом, двигательные нарушения имеют весьма весомое представительство в общем патологическом состоянии детей с нарушениями зрениям и требуют целенаправленной коррекции средствами физического воспитания.
Выводы по второй главе
Подводя итог изложенному выше, можно заключить, что зрительные нарушения у детей раннего возраста в большинстве случаев связаны с врожденной патологией органа зрения.
Основными особенностями зрительного восприятия детей с нарушениями зрения являются: замедленность восприятия, меньшая дифференцированность, суженный объём воспринимаемого материала, слабое различение выражения лиц людей, изображённых на картинке, значительные трудности при понимании сюжетных картин и пейзажей, слабое различение цветов и их оттенков, инактивность и константность восприятия.
Важнейшими показателями развития детей с нарушением зрения является:
− уровень зрительного восприятия;
− уровень сенсомоторного развития;
− уровень точности движений пальцев рук (мелкой моторики).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|