Глава 1. Теоретические основы формирования валеологической культуры
КУРСОВАЯ РАБОТА
Формирование валеологической культуры
у детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
студентка ЗФ 306/102-4-1группы
специальность
«Дошкольная дефектология»
Гильманова Юлия Ризвановна
Научный руководитель:
Лысова Анна Анатольевна
к.п.н, доцент
Челябинск, 2015
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования валеологической культуры………………………………………………………………………..7
1.1. Валеологическая культура как основа здорового образа жизни………7
1.2 Закономерности формирования валеологической культуры на этапе дошкольного детства…………………………………………………............13
Выводы по 1 главе……………………………………………………………28
Глава 2. Особенности валеологической культуры детей с нарушениями зрения………………………………………………………………………….29
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения………………………………………………………....29
2.2 Особенности здоровья и зрения дошкольников с нарушениями зрения………………………………………………………………………….35
Выводы по 2 главе……………………………………………………………44
Глава 3. Коррекционная работа по формированию основ валеологической культуры у старших дошкольников с нарушениями зрения……………...47
3.1. Методики изучения состояния валеологической культуры старших дошкольников с нарушениями зрения……………………………………...47
3.2.Особенности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения…………………………….63
Выводы по 3 главе……………………………………………………………79
Заключение…………………………………………………………………...81
Список использованной литературы………………………………………..83
Введение
В каждый исторический период социальные условия приобретают особое направление развития, что и определяет новые тенденции социального становления личности. Современные кризисные условия имеют свою специфику, где стрессовые, социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. В силу этого особую актуальность приобретает процесс целенаправленного становления личности, обладающей индивидуальной адаптацией в сосуществовании с "неустойчивым" обществом. Именно поэтому в последние годы медики, философы, психологи, педагоги уделяют более пристальное внимание воспитанию общей культуры личности, которая включает в себя, наряду с другими, и умения человека защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды.
Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: "Cамое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного."
Валеологической культурой называется часть общечеловеческой культуры, которая предполагает знание человеком своих физиологических, генетических и психологических возможностей, владение методами сохранения, контроля и развития здоровья, а также умение распространять эти знания окружающим.
Задача укрепления здоровья детей рассматривается как важное условие, необходимое для их разностороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.
Теоретические подходы к решению проблем воспитания активной позиции, в плане личного здоровья дошкольника можно увидеть уже в трудах В.Г.Белинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского, которые подчеркивали особую значимость закаливания воли, развития самостоятельных действий самой личности как потенциала для становления ее культуры здоровья. О связи здоровья с образом жизни говорили еще первые врачи-философы древности (Алкмеон (V в. до н.э.), Гиппократ (IV-V в.в. до н.э.), Эмпедокл (IV в. до н.э.)), утверждавшие, что поведение и образ жизни людей прямо зависит от состояния их здоровья.
В 70-80 годах XX в. многоплановый анализ здорового образа жизни проведен в трудах философов (А П. Бутенко, В.Б. Капустин, М.Н. Руткевич, В.И. Столяров); социологов (В.В. Бовкун, И.М. Быховская, А.В. Лисовский, Л. Я. Рубина, П.Х. Титма); медиков (Н. М. Амосов, В.Е. Апарин, И.И. Брехман, А.И. Киколов, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко); психологов и педагогов (М.Я. Виленский, В.А. Сластенин).
Между тем, на практике многие дети теряют свое здоровье за период дошкольного и школьного обучения. По данным бюро медицинской статистики, у большого количества детей до 14 лет за период обучения в школе выявлена значительная патология: заболевания носоглотки (30%); понижение остроты зрения и слуха (5,48%); недостаточность питания (3,8%); нарушение осанки (сколиоз) (2,4%) и др. При этом известно, что острые респираторные, вирусные инфекции провоцируют формирование хронических патологий (тонзиллиты, аденоидиты) и приводят к быстрому утомлению ребенка в процессе учебной работы, нарушают комфортность и порождают дисгармоничность человека с самим собой и окружающим миром.
Особое внимание должно уделяться детям с нарушениями в развитии, у которых индекс здоровья ниже, чем у их здоровых сверстников.
Это и определило выбор нами темы исследования: формирование валеологической культуры старших дошкольников с НЗ».
Цель исследования: разработать содержание коррекционной работы по формированию валеологической культуры старших дошкольников с НЗ.
Объект исследования – процесс формирования валеологической культуры дошкольников.
Предмет исследования – особенности формирования валеологической культуры старших дошкольников с НЗ.
Методологическую основу исследования составляют положения философии (А П. Бутенко, В.Б. Капустин, М.Н. Руткевич, В.И. Столяров), современной медицины(Н. М. Амосов, В.Е. Апарин, И.И. Брехман, А.И. Киколов, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко), психологии и педагогики(М.Я. Виленский, В.А. Сластенин), раскрывающие сущность валеологии и ориентированные на процесс индивидуального воспитания валеологически грамотной личности; основные позиции системного и личностно-деятельностного подхода к валеологическому образованию.
Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы: анализ и синтез литературы, выявляющей научное состояние проблемы валеологизации образования; наблюдение, анкетирование и интервьюирование дошкольников и их родителей; методы педагогического проектирования.
Исследование проводилось на базе Муниципльного бюджетного образовательного учреждения Детского сада № 138 г. Челябинска. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Курсовая работа состоит из 3 глав, выводов по главам, заключения и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования валеологической культуры
1.1. Валеологическая культура как основа здорового образа жизни
Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского, С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой и др.
Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков Н.М. Амосов указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» [1, с. 18].
По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности» [20, с.176].
По мнению Г.М. Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [10, с.90].
Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено: представители философско-социологического направления (П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.
В психолого-педагогическом направлении (Г.П.Аксенов, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Матынюк, Л.С.Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; однако, резкой грани между ними нет, т.к. они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья» [20, с.176].
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- Занятия физкультурой, прогулки.
- Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
- Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
- Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
- Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций.
- Формирование понятия «не вреди себе сам» [9].
Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» – наука о здоровье.
Цель валеологического воспитания достигается посредством овладения системой знаний (как и в любой другой науке), без которых невозможно осознанно приобрести практические умения и навыки в области сохранения здоровья. Знания человек может получить при обучении, а умения и навыки здорового образа жизни – через воспитание.
Начинаясь с рождения ребенка, валеологическое воспитание и образование осуществляет целостное развитие личности, ее физическое и психическое благополучие. Школьный возраст оказывается решающим в дальнейшем развитии личности, какие основы заложены в этом возрасте, такие результаты мы можем получить в будущем. Поэтому очень важен момент приобщения человека к формированию своего «Я», как в психологическом смысле, так и в физическом. Учитывая особенности данного возраста, потребность ребенка в движении, воображение, ориентировочно-исследовательский характер познания всего нового, коммуникативность в общении, на данном уровне валеологического образования и воспитания, необходимо выбрать соотвествующие формы и методы, систему педагогического воздействия на все стороны его интеллектуальной, эмоциональной, практической, трудовой деятельности.
Валеологической культурой называется часть общечеловеческой культуры, которая предполагает знание человеком своих физиологических, генетических и психологических возможностей, владение методами сохранения, контроля и развития здоровья, а также умение распространять эти знания окружающим. Валеологическое воспитание позволяет выработать у детей разумное отношение к своему организму, помогает привить культурно-гигиенические навыки, способствует приспособлению ребенка к меняющимся условиям окружающей среды.
Валеологическая культура – совокупность знаний человека о своих генетических, физиологических и психологических возможностях, а также их практическая реализации с помощью методов и средств самоконтроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять эти знания на окружающих.
Валеологическая культура – многостороннее явление, охватывающее различные стороны, сферы деятельности человека. Понятие «валеологическая культура» включает в себя развитие здорового образа жизни. Забота о здоровье ребенка – это, прежде всего, забота о гармоничности развития физических и духовных сил. А это значит, что воспитание детей следует осуществлять с учетом телесного, интеллектуального, социального, нравственно-психологического и эмоционального параметров.
Согласно Л. В. Абдульмановой, валеологическая культура – это осознание ребенком своего совершенного создания, применение на практике знаний, умений, навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья, умение преодолевать жизненные проблемы и находиться в эмоциональном положительном тонусе.
Валеологическая культура – часть общей культуры, отражающая приверженность к общечеловеческим здоровье сберегающим ценностям, владение современным уровнем саногенных знаний, умений и навыков, способствующих здоровому образу жизни.
Основные компоненты валеологической культуры: когнитивный (валеологические знания); аксиологический (валеологические ценности, отношения, переживания, эмоции); нормативный (этические нормы, правила); поведенческий (поступки, личная безопасность); стиль мышления. Такая структуризация позволяет рассматривать валеологическую культуру как целостную систему, включающую валеологические знания, умения, культуру чувств, деятельности, культуру поведения.
Таким образом, анализ точки зрения ученых показал, что валеологической культурой здоровья ребенка понимается совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
В педагогической литературе здоровый образ жизни стал предметом специального исследования многих авторов. Мы установили, что большинство исследователей придерживаются расхожего мнения о том, что здоровье – это следствие и результат здорового образа жизни, являющегося доминирующим фактором, определяющим состояние здоровья человека.
Выделяют следующие функции валеологической культуры, каждая из которых имеет свою специфику:
– ценностно-ориентировочная – связана с направленностью развития валеологической культуры на самосохранение, самоукрепление здоровья, на благоговение перед жизнью;
– гуманистическая – обеспечивает сохранение телесного и духовного здоровья человека;
– регулятивная – обеспечивает воспитание норм, правил поведения в окружающем мире;
– познавательная – в содержательном поле валеологической культуры ориентирует на систему валеологических знаний и умений.
Таким образом, главная цель валеологической культуры воспитания – помочь детям вырасти здоровыми. Ребенок должен понимать, что здоровье – это главная ценность, а здоровый образ жизни – это адекватное поведение в разных ситуациях.
1.2 Закономерности формирования валеологической культуры на этапе дошкольного детства
В дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям: осознанно относиться к здоровью и жизни; усвоить знания о здоровье и приобрести умения оберегать, поддерживать и сохранять его; самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.П. Абаскаловой, Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой и др.
Ученый Г.М. Соловьев, выделил пять основных направлений воспитания культуры здорового образа жизни: формирование знаний и интеллектуальных способностей; мотивационно-ценностных ориентаций; физической культуры; социально-духовных ценностей; приобщение к оздоровительной деятельности.
Проблема психологического и психического здоровья детей и школьников занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской практической психологии и в деятельности психологической службы образования (Р.И. Айзман, О.А. Ахвердова, В.И. Бондин, Э.М. Козин, К.С. Коссов, В.П. Озеров и др.).
Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека – здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия [2].
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым – значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.) [5].
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший и «здоровый», как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены [7].
Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья [10].
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узко медицинским и узко педагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в учреждении дошкольного образования (УДО).
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека частично раскрывается такими авторами, как Ю. Ф. Змановский, С. А. Козлова, О. Л. Князева, Л. Н. Лагуткина, Т. Л. Розанова, Р. Б. Стеркина, Л. Г. Татарникова и др.
Основываясь на трудах этих ученых, можно выделить основные компоненты здорового образа жизни детей:
- Рациональный режим.
- Правильное питание.
- Рациональная двигательная активность.
- Закаливание организма.
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния [7, с. 56].
Также были конкретизированы задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:
− формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни;
− накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
− становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской, психологической помощи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|