ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС И ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
Процесс взаимодействия производственных факторов на предприятии, направленный на превращение исходного сырья (материалов) в готовую продукцию, пригодную к потреблению или к дальнейшей обработке, образуетпроизводственный процесс или производство.
Основными элементами произв-го процесса явл. труд предметы и средства труда. Во многих производствах использ-ся природные процессы (биологические, химические).
Для нормальной организации производственного процесса необходимо соблюдать следующие принципы:
1) принцип специализации -закрепление за кажд цехом, произв-м участком, раб. местом, технологически однородной группы работ или строго определенной номенклатуры изделий;
2) принцип непрерывности -обеспеч движения предм.труда с одного раб.места на др.без задерж.и останов
3) принцип пропорциональности- согласованность в продолжительности и произв-сти всех взаимосвязанных подразделений пр-ва;
4) принцип параллельности одновременное выполнение отдельных операций и процессов;
5) принцип прямоточности - предметы труда в процессе обработки должны иметь наикратчайшие маршруты по всем стадиям и операциям пр-го процесса;
6) принцип ритмичности состоит в регулярности и устойчивости хода всего процесса, что обеспеч. Произв-во одинакового или равномерно увеличивающегося количества продукции за равные промежутки времени;
7) принцип гибкости требует быстрой адаптации произв-го процесса к изменению организационно-технических условий, связанных с переходом на изготовл. новой продукции и др.
Наиболее крупными частями производственного процесса являются основное, вспомогательное и побочное производства.
К основным относятся те процессы, прямым результатом которых является изготовление продукции, составляющей товарную продукцию данного предприятия, а к вспомогательным – те, в ходе которых создаются полупродукты для основного производства, а также выполняются работы, обеспечивающие нормальное течение осн.процессов. Побочное охватывает процессы перераб. отходов осн. производства или их утилизации.
По течению во времени производственные процессы подразделяют на дискретные (прерывные) и беспрерывные, вызванные непрерывностью технологического процесса или потребностями общества.
По степени автоматизации выделяют процессы: ручные, механизированные (выполняются рабочими с помощью машин), автоматизированные (выполняются машинами под наблюдением рабочего) и автоматические (выполняются машинами без участия рабочего по заранее разработанной программе).
Процесс основного, вспомогательного и побочного производства состоит из ряда производственных стадий.
Стадия - это технологически законченная часть производства, характеризующая изменение предмета труда, переходящего из одного качественного состояния в другое.
Постоянство видов выпускаемой продукции, а также постоянство структуры произ-го процесса определяют типы производства: единичное, серийное и массовое.
Единичное производство хар-ся наиболее резко выраженным непостоянством структуры рабочего процесса, так как при этом типе пр-ва каждое последующее изделие создает новый технологический процесс, отличающийся от прежнего по составу операций, по их продолжительности и последовательности, в которой они выполняются. К данному типу производства можно отнести изготовление нестандартного оборудования.
Серийное производство хар-ся постоянством структуры рабочего процесса в период выпуска одной партии (серии) одинаковых изделий. Структура процесса изменяется по составу операций, их продолжительности и последовательности выполнения в связи с переходом на изготовл серии нового вида продукции. В зависимости от продолжительности периода выпуска одной серии и размера партии различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производства.
Массовое производство хар-ся наиболее резко выраженным постоянством структуры рабочего процесса, повторением одних и тех же операций на каждом рабочем месте в связи с изготовлением одного и того же вида изделия. К данному типу производства можно отнести машиностроение.
Разработка производственной программы предприятия
Под производственной программой предп-я поним-ся научно обоснов.плановое задание по объему, номенкл-ре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработан. на основе заключен договоров и утвержденное на предпр-и соответствующим органом. Это перечень и кол-во выпускаемой предпр-ем продукции для потребит. При разраб. Производств. программы учитывается основн цель предпр-я — увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции и рентабельности капитала. Для достижения этой цели составляется стратегия развития предприятия на несколько лет вперед. При выработке долгосрочной стратегии необх. учитывать стадии жизнен. цикла основной номенклатуры производств. прогр. предп-я. Каждый товар проходит четыре стадии жизненного цикла: начало, развитие, зрелость, старение. Выручка от реализации продукции и объем продаж изменяются по фазам жизненного цикла.
Состорит из разделов:
I. Плановое задание по объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции.
II. Плановое задание по качеству выпускаемой продукции.
Ш. План по специализации и кооперированию.
К показателям производственной программы в денежн выражении относятся объем продаж, реализован. продукц, доход, товарная и валовая продукция, чистая и условно-чистая продукция,нормативно-чистая продукция,валовой и внутрипроизводств.оборот,нормативн.стоимость обраб-ки
Количественные (объемные) показатели: объем реализации, объем товарной, валовой и чистой продукции.
Качественные показат: сортность, марка, содержание полезного компонента, доля продукции, соответствующая мировым стандартам и превышающая их, доля экспортной продукции, важнейшие технические параметры выпускаемой продукции.
Натуральные и стоимостные показатели: плановый выпуск продукции. В производств. программе этот показат указывается как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Натуральн. измерители зависят от специфики выпускаемой продукции, поэтому она может быть указана в погонных метрах, м3, штуках, кг, т, секциях и других ед, а также в условных. Объем реализуемой и товарн.продукц показывается в действующих оптовых ценах предприятия, в сопоставим ценах и в оптовых ценах отчетного периода.
Продукция, отправляемая на экспорт, показывается в конвертируемой валюте с последующим пересчетом в рубли в соотв. с действующим курсом. Такая стоимостная оценка необх. не только для планирования производств. программы, но и для анализа ее выполнений.
Произв.программа уст-ся исходя из: - произв-ых мощностей с учетом внедрения НТП; - потребностью в матер-сырьевых ресурсах и чис-ти персонала. Для расчета произв. программы в добыче нефти вначале рассчитывают динамику пробуренного фонда скв-н, к-ые будут давать нефть в планируемом периоде.
Так, в добыче нефти расчет ведут по 3-м категориям:
а) объем добычи нефти по перех-ему фонду скважин: Qперех=qисх*nскв*Кэкс*t ,
qисх – объем добычи нефти по скважине в сутки
б) объем добычи нефти по скважинам вводимым из бурения: Qбур=qисх*nскв*180 ,
180 – среднее количество дней работы
в) объем добычи нефти по скважинам вводимым из бездействия: Qбезд=qисх*nскв*180
Общий объем добычи нефти по НГДУ: Qн=Qперех+Qбур+Qбезд
Объем добычи попутного газа: Qгаз=Qн*Г*Кисп, Г – газовый фактор;
Объем проходки рассчитывается по формуле: Н=h*nскв, h – глубина скважины;
БИЗНЕС ПЛАН ПРЕДПРИЯЬТИЯ И ЕГО СТРУКТУРА
Начало деятельности предпр-я предваряет важный документ —предпринимательский бизнес-план. Его структура и содержаниестрого не регламентированы.
Бизнес-план -комплексный план развития предпр-я на ближайшие 3-5 лет. Он определяет цели предпр-я и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. Этот документ анализирует все проблемы, с которыми может столкнуться предпр-е, и определяет способы их решения. Основные показатели первого года рекомендуется делать в помесячной разбивке, второго - в поквартальной и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.
Структура бизнес-плана зависит от цели и экономич политики предприятия, степени его новизны, характера его развития. Несмотря на различия, в любом бизнес-плане можно выделить следующие основные разделы:
1. Резюме проекта.
Это общее представление о бизнесе, дающее возможность понять, чего хочет добиться предпр-е, каков его потенциал, сколько средств потребует проект и какую прибыль он принесет. Данный раздел составляется после разработки всего плана. Резюме суммирует прогнозы и планы, обоснованные и рассчит. в последующих разделах.
2. Модель проекта.
Разработка структурн. схемы проекта в виде укрупненных бизнес-процессов. Реализуется в виде визуальной блок-схемы товарных, финансовых, информац.потоков, описыв. условия снабжения, производства и сбыта продукции.Для эффективного представления модели плана необх. привязки к местности расположения пр-ва - месторасположение, коммуникации, транспортные магистрали, сырьевая база и т.д.
3. Инвестиционный план.
Инвестиционный план предназ для создания модели реализации проекта во времени (от начала работ до запуска проекта в эксплуатацию - операционной деятельности) и оптимального распред. Инвест.ресурсов.
Для тщательной проработки плана необходимо учесть следующие мероприятия реального проекта:
1.Разработка проектной документации:
2.Строительные работы (для новых производств) или ремонтно-восстановительные (для реконструкции):
3.Закупка оборудования:
4.Монтаж оборудования, подключение к коммуникациям:
5.Пуско-наладочные работы
6.Получение согласований и т.д.
4. Операционный план.
Под операционным планом проекта понимается деятельность по произв-ву продукции (услуг). В итоге инициатор проекта должен как можно точнее представить себе организацию пр-ва тех или иных продуктов (услуг).
5. Маркетинговый план.
Это один из важнейших разделов проекта, должен включать в себя следующие разделы: Анализ потенциального рынка, Стратегия выхода на рынок, Тактика подержания продаж и т.д.
6. Организационный план.
Под организационным планом понимается система управления проектом:
7. Финансовый план.
Финансовый раздел проекта предназначен для описания процедур финансирования инвестиционных затрат и формирования оборотных средств. В итоге, инициатор проекта должен понять – каким образом, и на каких условиях будет осуществл финансирование проекта.
8. Анализ проекта.
Это раздел проекта предназначен для анализа модели проекта посредством изменения значений наиболее важных параметров проекта.
9. Приложения.
Данный раздел предназначен для сторонних участников проекта (финансистов, партнеров) для доказательства целесообразности реализации проекта. В данный раздел включается любая дополнит информация, подтверждающая эфф-сть проекта - статьи, фотографии, экспертные оценки, протоколы намерений, характеристики оборудования, и т.д. и т.п.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|