Глава четвертая. НЕЗАВИСИМОСТЬ
1. Сиддхи [силы] приобретаются от рождения, химическими
средствами, силою слова, самообузданием и сосредоточением.
2. Переход из одного в другой совершается через восполнение
природой.
3. Добрые дела и прочие не суть прямые причины превращений в
природе, но они действуют как устранители препятствий к эволюции
природы, как земледелец разрушает препятствия течению воды, которая
затем бежит вниз, следуя собственной природе.
4. Созданные мнения произошли только от эгоизма.
5. Хотя деятельность разных созданных сознаний различна, они все
управляются одним первоначальным сознанием.
6. Между различными Читтами та, которая достигается через
Самадхи, чужда желаний.
7. Дела ни белы, ни черны для йогов, для прочих они трояки:
черные, белые и смешанные.
8. Из этих трех родов дел в каждом состоянии проявляются только
те, желания которых свойственны этому состоянию [остальные находятся в
это время в бездействии].
9. Есть последовательность в желаниях, даже разделенным видами,
временем и пространством, так как существуют объединения в памяти и
впечатлениях.
10. Жажда счастья вечна, а потому желания не имеют начала.
11. Так как оно связано причиною, следствием, основанием и
предметами, то при отсутствии их, само отсутствует.
12. Прошлое и будущее находится в их собственной природе, так как
пути отношений различны.
13. Принадлежа к природе гун, они бывают проявляющимися и
тонкими.
14. Единство в вещах происходит от единства в изменениях, хотя
существуют три вещества, но так как изменения происходят во взаимной
зависимости, то все предметы имеют единство.
15. При тождественности предметов восприятие и желания
различаются, смотря по различию сознаний.
16. Вещи известны или неизвестны сознанию в зависимости от
окраски, сообщаемой ими сознанию.
17. Состояния сознания всегда известны, ибо Господин сознания
неизменен.
18. Сознание, будучи объектом, не имеет собственного света.
19. Вследствие невозможности для него познавать две вещи
одновременно.
20. Если предположить другое воспринимающее сознание, не будет
конца подобным допущениям и путаницам в памяти.
21. Так как сущность знания [Пуруша] неизменима, то когда мысль
принимает ее форму, она становится сознательной.
22. Получая окраску от видящего и видимого, сознание способно
понять все.
23. Сознание, будучи сложным своими бесчисленными желаниями,
действует для другого [Пуруши].
24. Восприятие сознания, как Атмана, прекращается для достигшего
познание.
25. Тогда устремленное к распознаванию сознание достигает
предшествующего состояния Кайлавья [разобщения].
26. Мысли, возникающие как препятствия этому, являются от
впечатлений.
27. Разрушаются они тем же способом, как неведение и прочее, как
сказано раньше.
28. Только достигший правильно различающего знания сущностей и
отрекшийся от плодов его приходит, вследствие совершенного
распознавания, к Самадхи, называемой облаком добродетели.
29. Отсюда получается прекращение страданий и труда.
30. Тогда знание, лишенное покрывала и нечистоты, становится
бесконечным, подлежащее и познанию - ничтожным.
31. Тогда окончены последовательные превращения качеств, так как
цель их достигнута.
32. Перемены, существующие по отношению к моментам времени и
воспринимаемые на другом конце [в конце ряда] составляет
последовательность.
33. Устранение в обратном порядке качеств, лишенных для Пуруши
всякого побуждения к действию, есть Кайлавья, или утверждение силы
знания в собственной природе.
* ЙОГА-СУТРА МАХАРИШИ ПАТАНЖЕЛЕ *
(Перевод с санскрита А.Фалькова)
Глава первая. ОСНОВЫ РАБОТЫ ДУХА
О Йоге
1. Сейчас будет объяснен способ овладения природой посредством
Йоги.
2. Суть Йоги заключается в удержании материи мысли от принятия ею
различных видоизменений.
3. При этом созерцающий остается внутри себя.
Формы материи мысли.
4. В ином случае разум созерцающего принимает форму, диктуемую
внешними видоизменениями.
5. Существуют пять типов собственных видоизменений, одни из
которых неприятны, другие приятны.
6. Ими являются правильное знание, заблуждение, выдумка, сон и
память.
7. Правильное знание возникает в результате или прямого
восприятия, или верных заключений, или компетентного свидетельства.
8. Заблуждение возникает в результате ложных умозаключений, не
соотносящихся с действительностью.
9. Выдумка получается при использовании понятий, которым в
природе ничего не соответствует.
10. Сон - это случай, когда чувства воспринимают видоизменение
пустоты.
11. Память появляется при запрещении разуму терять воспринятый
образ.
Контроль над видоизменениями.
12. Власть над ними достигается упражнениями и раскрепощением
[отсутствием привязанности].
13. Упражнение есть усилие по их удержанию в постоянном
состоянии.
14. Оно укрепляется продолжительной практикой, без перерывов и с
полной отдачей.
15. Полное раскрепощение приходит к тому, кто не желает ничего от
воспринимаемого зрением или слухом объекта.
16. Его высшая форма, чистое сознание [Пуруша], отвергает все,
даже саму природу желания [Гуны].
Варианты получения правильного знания.
17. Правильное знание получит тот, кто поймет, что затем следует
рассуждение, распознание и наслаждение.
18. Возможен и другой случай, когда используется полное
прекращение всякой мыслительной активности.
19. Одним из случаев этого в реальном мире являются те, кто
овладел безграничным сознанием или слился с природой.
20. Это возможно через веру, энергию, хорошую память и
проницательность.
21. Чем больше усилий, тем быстрее успех.
22. Успех этот может ощутиться как слабый, средний, высший.
23. Или [все вышеперечисленное можно получить] через преданность
Ишвару.
О Боге
24. Ишвар есть высшее существо, чуждое [суетных] переживаний,
действий, их результатов и желаний.
25. В нем и мельчайшее достигает высших границ.
26. Он не ограничен во времени и является учителем древнейших
учителей.
27. Его имя выражается как звук "Ом".
28. [Поэтому] постоянное повторение звука "Ом" и размышление о
его значении [необходимо для медитации].
29. Так можно распознать скрытое и устранить препятствия.
Медитация и безграничное сознание.
30. Болезнь, лень ума, сомнение, апатия, перерывы, искаженное
восприятие и закрепощения, а также ускользание нужного состояния при
его достижении - все это затруднения.
31. Сопутствующие горе, перенапряжение, тремор мышц, сбои дыхания
являются причинами отвлечения внимания.
32. Для их ослабления (может быть применена] концентрация на
одном предмете или мысли.
33. [Полезно] сосредоточение сознания на дружбе, милосердии,
радости, равнодушии, на самом себе, на счастье или несчастье.
34. Или [можно применить] задержку и возобновление дыхания.
35. Или поглощение сознания восприятием необыкновенных ощущений,
что делает их навязчивым.
36. Или через внутренний свет и чистое сознание, лежащие по
другую сторону от зла.
37. Или через разум, освободивший от всех привязанностей.
38. Или через размышление о том, что видим во сне.
39. Или через размышление о добре.
40. Это даст возможность сознанию расшириться из мельчайшей
частички в бесконечность.
41. Когда любое видоизменение сознания поглощено, оно обращается
внутрь себя и созерцающий становится чист, как кристалл.
42. Аргументированные условия созерцания возникают при смешении
слов, их значения и вытекающих знаний.
43. Неаргументированные условия возникают, когда память свободна
от слов, заключений и вмещает только значения.
44. Этими условиями, обдумыванием, и объясняется способ обращения
к более тонким предметам.
45. Более тонкие материи исчезают в сути.
46. Так получают созерцание-размышление.
47. Когда установлена чистота сознания без размышления, последует
внутреннее содержание.
48. Разум становится носителем истины.
49. Его субъекты различны по внутренней сути и выводам, в
зависимости от особенностей.
50. Эти впечатления закрывают путь для других впечатлений.
51. И подавление даже их при подавлении всего остального приводит
к медитации без предмета созерцания [абсолютному Самадхи].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|