Глава первая. О СОСРЕДОТОЧЕНИИ
Патанджали
«Йога-сутры» (4 варианта перевода)
Махариши Патанджали. Йога-сутра
(четыре варианта перевода текста)
"Йога-сутра" Гуру Патанджали - основополагающий источник
классической Йоги. В этом, небольшом по объему, труде
сконцентрированно выражена многовековая мудрость.
В настоящее время у нас наиболее известна русская редакция этого
текста, полученная при переводе с английского перевода с санскрита,
сделанного Вивеканандой. Предлагаем Вашему вниманию данную редакцию
текста, а также три более современных перевода "Йога-Сутры",
выполненных с санскрита.
Даже на первый взгляд бросается в глаза внешнее различие
предлагаемых Вашему вниманию переводов. Мы надеемся, что Вам будет
интересно сравнить варианты первоисточника для более полного его
понимания.
* ПАТАНДЖАЛА-ДАРШАНА "ЙОГА-СУТРЫ" ПАТАНДЖАЛИ *
(ПЕРЕВОД С САНСКРИТА Е.П.ОСТРОВСКОЙ и В.И.РУДОГО)
Глава первая. О СОСРЕДОТОЧЕНИИ
Ом, поклонение Ганеше!
Да защитит вас тот, кто оставив свою извечную форму,
владычествует над миром [живых существ], различными способами
выказывая [ему свое] благорасположение, уничтоживший [всю]
совокупность аффектов, обладатель страшного яда, со множеством
уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения, змеиная свита
которого [направляет] к вечному блаженству, он, божественный
змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение,
пребывающий в сосредоточении.
1. Итак, наставление йоге.
2. Йога есть прекращение деятельности сознания.
3. Тогда Зритель пребывает в собственной форме.
4. В других случаях - сходство с деятельностью [сознания].
5. Пять видов деятельности [сознания]: загрязненные и
незагрязненные.
6. Истинное познание, заблуждение, ментальное
конструирование, сон и память.
7. Истинное познание - [это] восприятие, умозаключение и
авторитетное свидетельство.
8. Заблуждение есть ложное знание, основанное не на
собственной форме [реального объекта].
9. [Ментальное] конструирование лишено референции и
проистекают из вербального знания.
10. Сон есть [специфическая] деятельность сознания,
опирающегося на отсутствие [познавательных содержаний].
11. Память есть сохранение (букв. "неутрачивание")
прошлого опыта.
12. Их прекращение [достигается] благодаря практике и
бесстрастию.
13. Из них практика есть [непрерывное] усилие по
сохранению устойчивости сознания.
14. Но она становится прочно укорененной [только тогда,
когда] ее придерживаются в течение длительного времени без
перерыва и с [должным] вниманием.
15. Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того,
кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям,
освященным традицией.
16. Оно - высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши
исчезает влечение к гунам.
17. [Оно] - сознательное, поскольку сопровождается формами
избирательности, рефлексии, блаженства и самости.
18. Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только]
формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей
прекращение [деятельности сознания].
19. [Бессознательное сосредоточение], обусловленное
существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в
первопричине существ.
20. У других [существ бессознательному сосредоточению]
предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.
21. У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение]
- в непосредственной близости.
22. Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду
слабости, умеренности или интенсивности [устремлений].
23. Или же [сосредоточение достигается] вследствие
упования на Ишвару.
24. Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами,
кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] "следами".
25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных. [Он]
26. Учитель также и древних, ибо он не имеет временных
различий.
27. Его [вербальное] выражение - священный слог Ом.
28. [Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на его
объекте.
29. Отсюда - постижение истинной сущности сознания, а
также устранение препятствий.
30. Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень,
невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения
[какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности
[при сосредоточении] - эти отвлечения суть препятствия.
31. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи
сопутствуют рассеяным [состояниям сознания].
32. в целях их устранения - практика с одной сущностью.
33. Очищение сознания [достигается] культивированием
дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по
отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.
34. Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.
35. Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно
[соответствующих] объектов при своем возникновении [также]
вызывает ментальную стабильность.
36. Либо беспечальная и лучезарная...
37. Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто]
свободен от желаний.
38. Или же [сознание], опирающееся на восприятие,
[полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.
39. Или благодаря созерцанию того, что приятно.
40. Его могущество [распространяется на все] - от атома до
величайших [объектов].
41. Сосредоточение есть состояние "окрашенности" тем
[объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на
субъект познания, на познание и на объект познания, когда
развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным
камнем.
42. Здесь сосредоточение "с умозрением" лишено
отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.
43. Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние
сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы
лишенное собственной формы, проявляет только объект.
44. Таким же образом объяснены рефлексивное и
нерефлексивное [сосредоточения], имеющие "тонкий" объект.
45. Свойство быть "тонким" объектом имеет [своим]
ограничителем "отсутствие признака" [как исходное состояние
первопричины].
46. Именно они, [такие виды концентрации], и есть
сосредоточение, обладающее семенем.
47. При искусности в нерефлексивном [сосредоточении
возникает] внутреннее спокойствие.
48. Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] "несущей
истину".
49. [Мудрость эта] ввиду специфики своей направленности
имеет иной объект нежели мудрость, [обретенная] на основании
услышанного или на основании логического вывода.
50. Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью],
является препятствием для других формирующих факторов.
51. При устранении и этого [формирующего фактора
наступает] сосредоточение, "лишенное семени", ибо вся
[деятельность сознания] прекращена.
Глава вторая. О СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [ЙОГИ]
1. Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога
действия.
2. [Она предназначена] для развития [способности] сосредоточения
и для ослабления аффектов.
3. Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть
пять аффектов.
4. Неведение является полем для следующих за ним [аффектов,
пребывающих] в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью
развернутом [состояниях].
5. Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в
невечном, нечистом, страдании, не-атмане.
6. Эгоизм есть [кажущаяся] тождественность обеих способностей -
[чистого] видения и инструмента видения.
7. Влечение неразрывно связано с наслаждением.
8. Враждебность неразрывно связана со страданием.
9. Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.
10. Эти [аффекты] в "тонком" состоянии устраняются при
свертывании [деятельности сознания].
11. Их функционирование должно быть устранено посредством
йогического созерцания.
12. Скрытая потенция кармы, имеющая [своим] корнем аффекты, может
ощущаться [как] в видимых, [так и] в невидимых [формах] рождения.
13. При наличии корня созревание [скрытой потенции кармы
обусловливает] форму существования, продолжительность жизни и
жизненный опыт.
14. Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют
[своим] результатом наслаждение [или] страдание.
15. Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за
подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых]
впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
16. Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть
устранено.
17. Соединение видящего и видимого есть причина того, что должно
быть устранено.
18. Видимое обладает природой ясности, деятельности и инерции,
[оно] по своей сути - "[великие] элементы" и органы чувств и имеет
объектом опыт и освобождение.
19. Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие
признака суть формы [развертывания] гун.
20. Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя и
чистый, [он] воспринимает [все] содержание сознания.
21. Сущность видимого [состоит в том, чтобы служить] его цели.
22. Хотя оно исчезло для того, кто осуществил [свою] цель, но не
исчезло для других - в силу свойства быть общим.
23. Соединение есть причина постижения внутренней сущности [того,
что есть] способность быть собственностью и способность быть
господином.
24. Его причина - неведение.
25. Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия
[неведения]; это - абсолютная обособленность Видящего.
26. Средство избавления - неколебимое различающее постижение.
27. Его мудрость предельного уровня - семи видов.
28. При устранении нечистоты вследствие применения
[вспомогательных] средств йоги свет знания [распространяется] до
различающего постижения.
29. Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний,
[йогические] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств],
концентрация [на объекте], созерцание и сосредоточение - [таковы]
восемь средств [осуществления] йоги.
30. Самоконтроль - [это] ненасилие, правдивость, честность,
воздержание и неприятие даров.
31. [Они] не ограниченные кастой, местом, временем и
обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] "Великий
обет".
32. Соблюдение [религиозных] предписаний - [это] чистота,
удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.
33. Ложные помыслы [служат] препятствием, [следует] развивать их
противоположности.
34. Ложные помыслы о насилии и прочем - совершенном, побужденном
к совершению [или] одобренном, - возникшие вследствие жадности, гнева
[или] заблуждения, [бывают] слабыми, средними и сильными [и имеют
своими] неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому
[необходимо] культивировать их противоположности.
35. При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии
исчезает враждебность.
36. При утверждении в истине действие и результат становятся
зависимыми [от него].
37. При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются [к
йогину].
38. При утверждении в воздержании [происходит] обретение энергии.
39. При твердости в неприятии даров [возникает] полное
просветление относительно [всех] "почему", связанных с рождением.
40. Благодаря чистоте [возникает] отвращение к собственному телу
и нежелание контакта с другими.
41. Чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация
[сознания], контроль органов чувств и способности самонаблюдения.
42. Вследствие удовлетворительности [становится возможным]
обретение высшего счастья.
43. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству
[обретается] совершенство тела и органов чувств.
44. В результате самообучения [возникает] связь с наставляющим
божеством.
45. Благодаря упованию на Ишвару [обретается] совершенство в
[йогическом] сосредоточении.
46. Асана есть неподвижная и удобная [поза].
47. При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном
[Асана достигается].
48. Благодаря ей прекращается воздействие парных
противоположностей.
49. При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть
прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].
50. [Она] проявляется как внешняя, внутренняя [или как] задержка
[дыхания], регулируется по месту, времени и числу [и благодаря
практике становится] длительной и тонкой.
51. Четвертый [вид пранаямы] превосходит внутреннюю и внешнюю
сферы.
52. Благодаря ей разрушается препятствие для света.
53. И пригодность манаса к концентрации.
54. При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы
следуют внутренней форме сознания - [это и есть] отвлечение.
55. Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|