Тема Дадаизм в изобразительном искусстве
Наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж — технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.
Ханс Арп создавал свои коллажи, в случайном порядке высыпая на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивая их так, как они легли. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение[4] (таким образом, использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию). О случайности в поэтических произведениях Арпа литературовед Клаус Шуман писал: «Она [случайность] высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль».[5] «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания.
Коллаж в Берлине Коллаж берлинских дадаистов многосоставен, визуально насыщен и зачастую носит ярко выраженный политический, протестный заряд. Художник Георг Гросс утверждал, что коллаж дает возможность выразить в зрительной форме то, что было бы запрещено цензурой, будь оно сказано словами.[6] В берлинском коллаже активно термине «фотомонтаж», чтобы подчеркнуть отличие своих работ от «живописного» кубистского коллажа. Себя они именуют «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий и снижая пафос фигуры творца. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
Ханс Арп (Hans Arp, 1886—1966), Германия, Швейцария и Франция
Хуго Баль (1886—1927), Германия, Швейцария
Георг Гросс, Германия, Франция и США
Отто Дикс, Германия
Марсель Дюшан (1887—1968), Франция
Вальтер Зернер (1889-1942), Австрия
Кацуо Оно (р.1906), Япония
Сиюки Эйсуке (1906-1940), Япония
Франсис Пикабиа (1879—1953), Франция
Ман Рэй (Man Ray, 1890—1976), Франция, США
Филипп Супо (1897—1990), Франция
Татцуми Хиджиката (1928—1985), Япония
Софи Тойбер-Арп, Швейцария и Франция
Тристан Тцара (1896—1963), Румыния, Франция
Отто Фрейндлих (1878—1943), Германия, Франция
Эльза фон Фрейтаг-Лерингховен, Германия и США Джон Хартфилд, Германия, СССР, Чехословакия, ВеликобританиРауль Хаусманн (Raoul Hausmann, 1886—1971), ГерманиМакс Эрнст (1891—1976), Германия и США
Баухауз. История стиля Баухауз.
Архитектурный стиль Баухауз Происхождение: Германия
Основные черты: Отказ от орнаментальности в пользу функциональности В строительстве - использование стали и бетона Преобладание асиметрии Форма подчинена функциям
Основные сведения:
Интернациональный стиль — ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930-1960-х гг. Пионерами интернационального стиля были Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп в Германии, наиболее яркими и последовательными представителями — Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия-США) и Якобус Ауд (Нидерланды).
Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («чем меньше — тем больше»).
В послевоенное время типичным воплощением идеалов интернационального стиля были геометрически отточенные небоскрёбы Мис ван дер Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону более скульптурного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Интернациональный стиль проник в архитектурно-консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер Луиджи Нерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии. Отдали дань эстетике этого направления и такие индивидуалистические мастера «органической архитектуры», как Фрэнк Ллойд Райт и Алвар Аалто.
Отход от интернационального стиля наметился в 1950-е гг. в произведениях Эро Сааринена, а в 1970-е гг. с критикой на ограниченность и «скучность» этого подхода обрушился основоположник архитектурного постмодернизма — Роберт Вентури.
Стиль Баухауз, как правило воспринимается как стиль модерн. Название стиля Баухауз берет начало у Высшей школы строительства и формообразования, которая была основана в 1919 г. в Веймаре архитектором Вальтером Гроппиусом. Название "Баухауз" состоит из слов "bauend" (строить) и "haus" (дом), и представляет собой своего рода метафорическое представление философии Гроппиуса. Организованная для обучения художников, которые будут работать в промышленности, школа появилась после слияния Высшей школы искусства и Школы прикладного искусства в Веймаре.
В первую половину своей жизни школа Баухауз развивалась благодаря влиянию художника Йоханнеса Иттена. Его метод преподавания основывался на "интуитивном подходе" и "субъективном опыте и объективном распознавании". Параллельно с ним школой руководили еще Лайонел Фейнингер (1871 - 1956) и Герхард Маркс (1889 - 1981). Йоханнес Иттен контроллировал базовый годичный курс школы, где студенты изучали главные принципы дизайна и теорию цвета.
Преподаватели Баухауза звали мастерами, а студентов - подмастерьями. По окончании базового курса студенты выбирали для себя хотя бы одну из ремесленных мастерских школы. Но причастность Иттена к одному из обществ зороастризма (которое пропагандировало принципы согласия с собой, медитацию и вегетарианство). Старания Йоханнеса Иттена в популяризации духовности в искусстве и дизайн не встретили одобрения Гроппиуса.
В конце 1922 г. Йоханнес Иттен ушел из школы. Тогда и закончился период экспрессионизма в Баухаузе. Последователи Иттена, Йозеф Альберс и Ласло Мохолли-Надь придерживались другого подхода. Они были функционалистами - изучение студентами работы фабрик и заводов было в то время обязательным разделом обучающей программы.
Хотя школа Баухауз и организовывалась в качестве государственного учреждения в Веймарской республике, она имела много противников. В 1923 г., стараясь обеспечить себе дальнейшее государственное финансирование, школа организовала большую выставку. Она представляла работы участников Баухауза, а кроме того, некоторые работы дизайнеров де Стейл, в том числе и Красно-синий стул Геррита Томаса Ритвелда. Именно тогда и стало понятно, что благодаря школе Баухауз родился новый стиль графического дизайна, базировавшийся на принципах де Стейл и конструктивизма. Но своей цели школа не добилась - финансирование школы сократили наполовину, так как именно в то время в Веймаре пришла к власти национал-социалистическая рабочая партия Германии. Веймарским властям не нравилась радикальная и - как считали многие - социалистическая эстетика Баухауза. В 1925 г., из-за политических разногласий, Баухауз переехал из Веймара в Дессау. Там у власти пока еще находились намного более политически терпимые социал-демократы. В результате школа получила нужную ей финансовую поддержку из Соединенных Штатов Америки. Этот грант был составной частью плана Дауэса. Финансовая поддержка предоставлялась с условием, что ровно половину своего содержания школа возьмет на себя и наладит производство и продажу работ по проектам своих студентов-подмастерий. В штаб-квартиру в Дессау школа Баухауз перебралась в 1926 г. Здание было возведено по проекту Гроппиуса, а интерьеры, мебель и предметы обстановки выполнялись студентами и мастерами школы.
Дизайн штаб-квартиры Баухауза и задал новое направление - теперь в Баухаузе была изрядная доля индустриального функционализма. Баухауз стал выдавать собственные дипломы, мастера стали зваться профессорами, школа прекратила любые отношения со всеми гильдиями ремесел. В 1925 г. появилась компания "Bauhaus GmbH", которая стала заниматься продажей работ школы. Герберг Бауэр создал каталог продукции, но продажи не были большими - в частности потому, что приличная часть продукции Баухауза, хоть и созданная в механистической эстетике, не подходила для промышленного изготовления. Когда внешние производители разорвали договора на производство продукции по проектам Баухауза, Гроппиус ушел из школы, а на его место пришел Ханс Майер.
За небольшой период руководства Баухаузом (1928 - 1930) Майер сделал его более коммерчески успешным, подписав несколько договоров с производителями и сделав стиль дизайна Баухауза более приемлемым для широкого рынка. Но марксистские принципы Майера не нашли в школе большого числа сторонников, считалось, что Майер политизирует школу, вводя в общий план обучения лекции по экономике, психологии и марксизму; кроме этого, далеко не всем симпатизировал его научный подход к дизайну. Майер утверждал, что форма обязана подчиняться функциям и себестоимости продукции - тогда она станет доступной и полезной для потребителей - представителей рабочего класса.
К 1930-м гг. Людвиг Мис ван дер Роэ стал руководителем Баухауза. Стараясь деполитизировать школу, он закрыл школу 9 сентября 1930 г. Студентам предложили наново подать заявление о зачислении в новом семестре, когда школа откроется. За этот период был создан и утвержден новый обучающий план, в котором основной курс был теперь не обязательным, а изучение архитектуры представлялось первоочередной задачей.
Обучение прикладным искусствам разрешалось только с условием, что создаваемые проекты изделий будет возможность производить на промышленных предприятиях. Политическое же положение школы все равно было шатким, спустя небольшой промежуток времени национал-социалисты были у власти и в Дессау, поэтому через год школа опять была закрыта.
Баухауз был открылся заново в качестве частной школы в Берлине, но и он очень быстро попал во власть национал-социалистов. Гестапо опечатало школу и учинило в ней обыск, надеясь найти там коммунистическую литературу. После этого школа больше не открылась. 19 июля 1933 г. профессора провели собрание, где проголосовали за то, чтобы распустить Баухауз. Большая их часть переехала в США, главным образом, через Британию. Мохолли-Надь организовал Новый Баухауз в Чикаго в 1937 г., но, уже без былого успеха; Гроппиус превратился в профессора архитектуры Гарвардского университета (1937 - 1952). В 1938 г. в Музее современного искусства Нью-Йорка была проведена большая выставка-ретроспектива Баухауза. Школа и стиль Баухауз прожил только 14 лет, в школе за этот период успели пройти курс обучени около 1250 студентов, но, невзирая на такую короткую историю, передовой экспериментальный план обучения и смелые методы обучения Баухауза оказали большое влияние на эволюцию стилей дизайна - влияние, которое можно заметить и сегодня.
Программа и манифест Баухауза:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|