Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3.4. Потребность в образовании и совершенствовании





 

Социализация как результат реализации потребностей через деятельность. Исторические формы организации общества и реализации человеческих потребностей в нем. Постановка цели как необходимое условие для формирования жизненных стратегий человека. Социализация и образование. Образование и процесс самореализации человека. Влияние образования на потребность взрослого человека в самоопределении и саморазвитии. Потребность общества в развитии образовательных систем и модернизации образовательных структур. Формирование потребности человека в непрерывном образовании (в самом начале нашей Программы частично использована примерная программа учебной дисциплины «Человек и его потребности»Российского гос. Университета туризма и сервиса).

 

6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Наряду с традиционной системой методов и форм учебной деятельности, в курсе предусматривается применение инновационных способов и форм преподавания, под которыми понимается совокупность относительно новых, нетрадиционных подходов к организации учебного процесса в университете.

Учебный процесс, опирается на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов без исключения, осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. Для решения воспитательных и учебных задач преподаватель использует следующие интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака); деловые и ролевые игры; сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение и др.



Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.



Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества



Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.

Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, case-study), дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Сократический диалог - построен на задавании особым образом сформулированных, «наведенных» (но не наводящих) вопросов, он имеет давние традиции в преподавании.

Данная методика может использоваться в научно-исследовательской работе, в учебном процессе и в практической деятельности. Возможна также организация преподавания в форме отдельных самостоятельных тренингов.

При проведении интерактивного:

· студенты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям;

· способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике;

· распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми.

· соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

· при обсуждении сторон воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;

· спорить в дружественной манере;

· быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Студенты никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;

· внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

· язык и жесты, используемые обучающимися, должны отражать их уважение к другим.

В курсе «Человек и его потребности» непременным элементом обучения предусматривается информационно-компьютерное сопровождениепроводимых занятий. Оно предполагает заблаговременную подготовку специализированных информационных материалов для проведения лекционных и семинарских занятий, а также постоянное использование оргтехники преподавателем и студентами. С этой целью на кафедре предусмотрено централизованное планирование оргтехники и других технических средств, учитывающее расписание учебных занятий.

На семинарских занятиях постоянно практикуются заранее подготовленные студентами по рекомендации преподавателя компьютерные презентации докладов и научных сообщений. Они представляют собой компьютерно-наглядное сопровождение выступлений студентов с докладами и научными сообщениями, которое позволяет обострить внимание и активизировать познавательные способности обучаемых в курсе «Этика и деловой этикет в профессиональной сфере», показывать различные схемы и диаграммы, а также сформулировать четкие выводы и практические рекомендации для будущей профессиональной деятельности студентов.

Одной из конкретных организационно-методических форм проведения лекционных и семинарских занятий является лекция-презентация или семинар-презентация. Важной особенностью проведения данных занятий является яркое и образное, содержательное и проблемное представление конкретной темы преподавателем: основных блоков ее содержания, рекомендуемой литературы, конкретных авторов концептуального решения основных проблем, научных выводов и практических рекомендаций для будущей профессиональной деятельности студентов.

Лекция-презентация сопровождается, как правило, высвечиванием на экране темы, основных вопросов, проблем и концепций, продуманной выставкой литературы и богатым раздаточным материалом. На соответствующем семинаре особое внимание обращается на рассмотрении актуальности и практической значимости темы, представлении необходимой литературы по конкретным проблемным блокам темы, подготовке и реализации студентами заранее подготовленных тематических сообщений по различной проблематике.

В последние годы широкое распространение в педагогической практике получил проблемно-диалоговый методизложения лекций и проведения семинарских занятий. Реализация его в курсе предполагает продуманную постановку учебных и воспитательных целей преподавателем, создание проблемно-противоречивых ситуаций для рассмотрения содержания поставленных вопросов с активным привлечением студенческой аудитории, полемический характер излагаемых проблем, рассуждающую манеру подачи учебного материала преподавателем, а также постановку проблемных вопросов для самостоятельной работы студентов. Отдельные занятия такого рода могут проводиться даже двумя преподавателями, полемизирующими друг с другом на глазах у студенческой аудитории.

Развитию познавательной активности студентов эффективно способствует проведение лекционных и семинарских занятий с привлечением специалистов-практиков в области рассматриваемой проблемы, а также возможности проведения занятий в музеях г. Москвы.

На семинарских занятиях по курсу «Человек и его потребности» предусматривается широкое применение метода малых полемических групп, реализуемого сквозным порядком посредством различных игровыхорганизационно-методических форм семинаров. В основе реализации данного метода лежит исходное деление студенческой учебной группы на две-три полемических подгруппы с последующим распределением учебных задач и ролей между подгруппами и между студентами внутри каждой из них.

Игровые организационно-методические формы учебной деятельности студентов воспроизводят практические формы человеческой жизнедеятельности – дискуссии и дебаты с представителями различных сфер деятельности, конференции и пресс-конференции, презентации и экспертизы, теледебаты и телемосты, круглые столы и мозговые атаки по проблематике этических и психологических аспектов делового общения.

В последние годы широкое применение на семинарских занятиях получило тестирование студентов с целью контроля результатов их самостоятельной работы по усвоению основных тем и проблем курса. Наряду с тестированием, в курсе «Человек и его потребности» применяются контрольные задачи и упражнения, контрольные работы, тематические кроссворды, презентации рефератов, домашние задания, индивидуальные задания и т.п. С этой целью преподаватели разрабатывают и обогащают базу тестовых заданий, информационных материалов, компьютерных разработок, тематику рефератов, контрольных работ и научных сообщений.

В процессе преподавания курса на кафедре широко практикуется и постоянно проводится внеучебная индивидуально-воспитательная работа преподавателя со студентами, которая позволяет повысить воспитательную роль учебных занятий, формировать прочные убеждения, навыки и умения учета и применения в жизни и профессиональной деятельности.

Наиболее способным студентам преподаватель рекомендует специальную научную разработку отдельных тем и проблем курса в рамках работы кафедрального кружка студенческого научного общества с последующими выступлениями на ежегодных научных конференциях университета.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Общекультурные компетенции ОК-3,ОК-7, ОК-8, отрабатываются в процессе практических занятий и выполнения самостоятельной работы в форме тренингов (кейсы, деловые игры, компьютерные симуляции) и практической работы в группах (разработка информационных и творческих проектов, групповые дискуссии).

Для контроля за процессом обучения используются:

1. Контроль посещаемости занятий;

2. Контроль самостоятельной работы;

3.Оценка активности студентов на лекциях

4. Оценка контрольных письменных работ;

5. Оценка рефератов;

6. Выполнение тестовых заданий;

7.Экзаменационная оценка или зачет. В отдельных случаях оценка выставляется автоматически, по результатам работы студента.

Текущий контрользнаний студентов выполняется в виде тестовых и
контрольных вопросов, предлагаемых студентам в течение семестра несколько раз. Цель такого контроля заключается в анализе текущей успеваемости, выведении контрольной точки при рейтинговой системе, корректировке работы преподавателя. Студентам предлагается группа вопросов или тестов, на которые даются письменные ответы.

Образцы тестовых заданий:

 

В конце Программы приведены оригинальные авторские тестовые задания.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов (индивидуальная, групповая, коллективная) является важной частью в рамках данного курса. Самостоятельная работа студентов осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Содержание самостоятельной работы студентов имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения - объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы студентов находит во всех организационных формах учебной внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий. Функциональное предназначение самостоятельной работы студентов в процессе практических занятий по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, прослушивании, наблюдении, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы студенту определяется преподавателем.

Собственно самостоятельная работа студентов выполняется в удобные для студента часы и представляется преподавателю для проверки. Данный формат предусматривает большуюсамостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, наличие консультационных пунктов и ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.

Студентам предлагаются следующие формы самостоятельной работы:

· самостоятельная домашняя работа;

· внеаудиторное чтение;

· самостоятельная работа (индивидуальная) с использованием Интернет-технологий;

· индивидуальная и групповая творческая работа;

· выполнение заданий по пройденным темам с использованием справочной литературы;

· написание рефератов, докладов

Результаты самостоятельной творческой работы могут быть представлены в форме презентации или доклада по теме, в форме рефератов, или иного проекта.

 


9. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

7.1 Примерная тематика курсовых работ:

1. Проблема потребностей и ее значение в человекознании;

2. О природе и сущности человека;

3. Развитие представлений о человеке в философии;

4. Развитие представлений о потребностях в истории философии;

5. Структура и классификация потребностей человека;

6. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей;

7. Труд как средство удовлетворения потребностей человека;

8. Потребности человека и системы обслуживания;

9. Потребность в образовании и совершенствовании.

10. Человеческая уникальность.

11. Универсальное в человеке. Основные факторы, влияющие на него.

12. Философско–натуралистическая антропология (фрейдизм, неосоциал-дарвинизм, социобиология и др.). Ее трактовка потребностей и ценностных ориентаций.

13. Религиозно–философская антропология. Ее трактовка плотского, телесного, душевного и духовного в человеке, его потребностей и ценностных ориентаций.

14. Экзистенциальный антропоцентризм. Его трактовка потребностей и ценностных ориентаций.

15. Социально-философская антропология. Ее трактовка потребностей и ценностных ориентаций. Потребность в социальном чувстве и социальных связях (по Э. Фромму).

16. Тело, душа, дух. Основные понимания человеческой духовности.

17. Системная целостность человека. Ее открытость, динамичность, принципиальная незавершенность. Основные сферы психической жизнедеятельности человека.

18. Чувственно-ценностная сторона духовно-психического мира человека и его потребности.

19. Познавательная сторона духовно-психического мира человека и его потребности.

20. Побудительно – мотивационная сторона духовно-психического мира человека и его потребности.

21. Основные уровни психической жизнедеятельности человека.

22. Глубинное бессознательное. Инстинкты и потребности.

23. Подсознание. Установки и потребности.

24. Предсознание. Сознание. Интересы и потребности.

25. Типы деятельности и потребности. Общение.

26. Классификация потребностей и ценностных ориентаций.

27. Первичные и вторичные потребности, их специфика и взаимосвязи.

28. Потребность в безопасности.

29. Потребность в здоровье.

30. Эстетические потребности.

31. Потребность в самосовершенствовании.

32. Потребность в свободе и ответственности.

33. Удовлетворение информационных потребностей. Потребность в образовании.

34. Потребность в счастье и любви.

35. Потребность в самоактуализации. Акмеология.

36. Экономический фактор в формировании, удовлетворении и развитии потребностей. Показатели удовлетворения потребностей («прожиточный минимум», «потребительская корзина» и др.)

37. Закономерности адаптации человека к среде обитания.

38. Обеспечение оптимальных форм и процессов обслуживания с учётом природных и социальных факторов.

39. Потребности человека и сфера туризма.

40. Мотивация деятельности менеджеров в туризме.

41. Прислуживать, служить, сотрудничать? Душевное и духовное в подобной деятельности.

42. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение базовых биологических потребностей.

43. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение чувственно-эмоциональных потребностей.

44. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение познавательных потребностей через непосредственное знакомство с другой культурой; западная и восточная ментальность.

45. Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение побудительно-волевых потребностей (преодоление препятствий и пр.).

46. Сфера сервиса и турбизнеса: поддержка в удовлетворении высших потребносте и самореализации.

47. Смысл жизни. В чем я вижу смысл своей жизни.

48. Человеческие потребности и ценностные ориентации в мире глобальных проблем. Экологический туризм.

49. Квазипотребности.

50. Биологическое, психическое, социокультурное время. Роль свободного времени в удовлетворении потребностей.

51. Биологическое, психическое, социокультурное пространство.

52. Потребность в игровой деятельности.Остатки от Волгограда

53. Понятия «комфорта» и «качества жизни» как показатели удовлетворения потребностей.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Шиповская Л.П. Человек и его потребности. Учебное пособие. – («Сервис и туризм») гриф: Инфра-М, Альфа-М, 2009.

2. Воскобойников А.Э., Камалдинова Э.Ш. Социально-философская картина здоровья людей в современной культуре / Политика и общество №4. 2012.

3. Воскобойников А.Э., Путрик Ю.С. Глобализация как условие и предпосылка развития науки о туризме / Туризм в эпоху глобализации. Сб. докладов научно-практич. конференции МосГУ. Часть I. – М., 2009.

4. Приоритеты и перспективы научных исследований международного туризма в ХХI веке. Труды Международной туристской академии. Выпуск 5. – М., 2010

 

б) дополнительная литература:

1. Бережной В.М. Человек и его потребности. – М.: МГУ сервиса, 2002

2. Воскобойников А. Э.Этюды философско-натуралистической антропологии. Социальная ответственность ученого / Гуманитарная экология и мир человека. Мат. Всероссийской научной конференции. Киров, 2011.

3. Ершов П.М. Потребности человека. - М.: Мысль, 1998.

4. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в Западной философии. – М., 1983

5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. – СПб.: Евразия, 1997.

6. Нельга А.В. Формирование потребности в труде. – Киев: Выща школа, 1999

7. Орлов С.В. Человек и его потребности. Учебное пособие.-Питер, 2006.

8. Туев В.А. Человеческие потребности. - Иркутск: ИГЭА, 1997

9. Фромм Э. Человеческая ситуация: пер. с англ. – М.: Смысл, 1995.

10. Человек: иллюстрированный общественно-политический и научно-популярный журнал. – М.: Наука, 2000-2012.

 


в) программное обеспечение:
Microsoft Office Word, WinRAR, WordPad, Power Point, Adobe Reader, Paint.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Интернет, Консультант +.


12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

При освоении учебной дисциплины рекомендуются: компьютерный класс; компьютерные обучающие программы, демонстрационный материал.


13. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздаточный материал, ситуационные задачи, наглядная информация по темам учебной дисциплины.




 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.