Тема 1. Предмет, методы криминологии и её место в системе наук
КРИМИНОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов очной, заочной формы обучения
(специальность 030501.65 – «Юриспруденция»)
Г. Ростов-на-Дону
Авторы:
Бриллиантов А.В.
заведующий кафедрой уголовного права РАП,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России
Курганов С.И.
доктор юридических наук, профессор, кафедры уголовного права РАП
Перекрестов В.Н.
профессор кафедры уголовно-правовых
дисциплин Ростовского филиала ГОУ ВПО РАП, кандидат
юридических наук, доцент
Коваль Е.Н.
старший преподаватель кафедры уголовно- правовых дисциплин
Ростовского филиала ГОУ ВПО РАП
Рецензенты:
Иванов В.Д.
профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин
Ростовского филиала ГОУ ВПО РАП, доктор юридических наук
Блинников В.А.
доктор юридических наук, профессор, судья Ставропольского краевого суда.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности юриспруденция.
Одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол № 9 от 22 февраля 2011 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия ___ ___________ 2011 г., протокол № __.
©Ростовский филиал ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2011
©Бриллиантов А.В., Курганов С.И., Перекрестов В.Н., Коваль Е.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Государственные требования к минимуму содержания дисциплины…..
|
| Введение………………………………………………………………………
|
| Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……………………
|
| Тематический план…………………………………………………………..
|
| Программа……………………………………………………………………
|
| Тематический план семинарских занятий………………………………….
|
| Планы семинарских занятий………………………………………………...
|
| Методические рекомендации по изучению дисциплины…………………
|
| Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………….
|
| Задания для контролируемой самостоятельной работы студентов……..
|
| Примерная тематика рефератов……………………………………………
|
| Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля…….
|
| Литература…………………………………………………………………..
|
| Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………….
|
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.22. Предмет криминологии; взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.); история развития криминологии в России; методы криминологических исследований; преступность, ее основные качественные и количественные характеристики; причины преступности; причины индивидуального преступного поведения; личность преступника; предупреждение преступности (теория предупреждения преступности, система и субъекты профилактики; организационные, социально-экономические, правовые основы предупреждения преступлений); основные концепции причин преступности и борьба с нею; криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение; организованная преступность, ее криминологическая характеристика и предупреждение; криминологическая характеристика профессиональной преступности; преступность несовершеннолетних и ее предупреждение; насильственная преступность и ее предупреждение; преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение; экономические преступления и их предупреждение; международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Криминология» изучается в рамках федерального компонента общепрофессионального цикла дисциплин по специальности 030501.65 Юриспруденция.
Криминология является относительно молодой междисциплинарной наукой, вышедшей из недр уголовного права. Название она получила в 1884 году, когда прокурор кассационного суда в Риме барон Рафаэль Гарофало назвал свою вышедшую книгу «Криминология». Слово криминология состоит из латинского корня «crimen» (преступление) и греческого «logos» (учение). Криминология – учение о преступности, её причинах, борьбе с преступностью и защите от неё.
Криминология в своём развитии прошла непростой путь. Особенно труден он был в нашей стране: от полного непризнания, отвержения, объявления лженаукой до признания в качестве теоретической основы, как для законотворчества, так и для практики борьбы с преступностью.
Студентам необходимы глубокие знания о преступности, сущности и формах её проявления, причинах и закономерностях возникновения, существования и изменения, а также личности преступника, в целях более успешной борьбы с этим социальным злом. Знакомясь с основами науки криминологии, спецификой её предмета, применяемыми методами исследования, решаемыми ею задачами, студенты должны уяснить, что становление криминологии как науки обусловлено общественной потребностью в научном обеспечении практической деятельности по предупреждению преступлений.
Криминология тесно связана с науками уголовно-правового цикла, а также с психологией, социологией, психиатрией, статистикой, судебной медициной и другими. В последнее время изучение криминологии является важным элементом профессиональной подготовки не только юриста, но и педагога, психолога, экономиста.
Изучение курса криминологии предполагает не только использование учебников и пособий, но и постоянный анализ таких важнейших источников как законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления и решения Правительства РФ, документы министерств и ведомств, в которых ставятся вопросы борьбы с преступностью. При изучении криминологии необходимо пользоваться статистическими данными о состоянии преступности в стране и регионах, материалами судебной практики. Кроме того, студентам следует использовать практические и теоретические материалы, публикуемые в журналах «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право», «Правоведение», «Прокурорская и следственная практика» и др.
В процессе изучения курса студенты должны уяснить, что познание феномена преступности, её свойств, причин и условий для криминологии не является самоцелью. Но без теоретического познания сущности преступности как социального явления невозможно выработать меры по её предупреждению. Разрабатывая и рекомендуя практике, конкретные формы и способы предупреждения, криминология изучает, и эффективность рекомендуемых мер. В теоретической разработанности и практической осуществимости мер предупреждения преступлений проявляется социальная эффективность криминологии как науки.
При изучении студентами курса «Криминология» достигаются следующие цели:
- мировоззренческая – становление криминологического мышления. Криминология даёт не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации, но и изменяет стиль мышления человека. Криминологическое мышление базируется на осознании человеком: сущности преступности как одной из форм социальной патологии; возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воздействовать на это явление; уяснение сущности общей и частной превенции, а также места уголовной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступлений, разрушающего воздействия на преступность; осмыслении с этих позиций промежуточных и конечных целей профессиональной деятельности.
- практическая - умение использовать полученные знания в повседневной деятельности.
В результате изучения данной дисциплины студент должен –
иметь представление:
- о влиянии исторических событий на развитие отечественной и мировой криминологической теории и практики, о роли экономических, социально-политических, нравственных факторов в правовой деятельности;
- об изменениях в криминологических знаниях, которые произошли в РФ в последнее десятилетие;
- о специфике анализа криминологически значимых процессов с позиций системного подхода;
знать:
-предмет криминологии как науки, ее место в системе социального знания; - понятия и термины, используемые в криминологии;
- основные детерминанты и причины преступности, меры предупреждения преступности и разрушающего воздействия на преступность;
- основные методы криминологических исследований;
- сущность и основные направления виктимологической профилактики;
- формы, содержание и результаты международного сотрудничества в области борьбы с преступностью;
- основную литературу по курсу;
уметь:
- прогнозировать тенденции преступности с учетом изменения обстановки в стране и мире;
- владеть основами криминологического мышления, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам сущности преступности и воздействия на нее;
- применять полученные знания при оценке текущих событий современной жизни страны и в мире;
- работать с научной литературой по криминологии, вести дискуссию по проблемам изучаемого курса;
- подготовить научную работу по избранной теме, рецензировать и оппонировать доклады и рефераты сокурсников.
Изучение курса завершается экзаменом.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
(по учебному плану)
| Количество часов по формам обучения
| очная
| Заочная
(1-е высшее)
| Заочно-сокращен-
ная
| Заочная
(2-е высшее)
| Общая трудоемкость
|
|
| 144 (62[*])
|
| Аудиторные занятия
|
|
|
|
| Лекции
|
|
|
|
| Семинарские
(практические) занятия
|
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
| НИРС
|
|
|
|
| Форма итогового контроля
| экзамен
|
ТЕМАТИЧЕСКЙ ПЛАН
для студентов очной формы обучения
№
| РАЗДЕЛЫ (ТЕМЫ) ДИСЦИПЛИНЫ
| Количество часов по видам учебных занятий
(по учебному плану)
| | Лекции
| Семинары
| 1.
| Предмет, методы криминологии и её
место в системе наук
|
|
| | 2.
| Становление криминологии как науки
|
|
| | 3.
| Зарубежные криминологические
теории преступности
|
|
| | 4.
| Преступность: природа, свойства,
причины
|
|
| | 5.
| Личность преступника
|
|
| | 6.
| Индивидуальное преступное поведение
|
|
| | 7.
| Жертва преступления
|
|
| | 8.
| Предупреждение (профилактика)
преступлений
|
|
| | 9.
| Насильственная преступность
|
|
| | 10.
| Экономическая преступность
|
|
| | 11.
| Неосторожная преступность
|
|
| | 12.
| Преступность несовершеннолетних
|
|
| | 13.
| Рецидивная преступность
|
|
| | 14.
| Пенитенциарная преступность
|
|
| | 15.
| Профессиональная преступность
|
|
| | 16.
| Организованная преступность
|
|
| | 17.
| Международное сотрудничество в борьбе
с преступностью
|
|
| | ИТОГО
|
|
| |
ТЕМАТИЧЕСКЙ ПЛАН
для студентов заочной формы обучения
№
| РАЗДЕЛЫ (ТЕМЫ) ДИСЦИПЛИНЫ
| Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
| Лекции
| Семинары
|
высш
| заочно-сокр.
| 2 высш
| 1высш
| заочно-сокр
| 2 высш
| 1.
| Предмет, методы криминологии и её
место в системе наук
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Становление криминологии как науки
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Зарубежные криминологические
теории преступности
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Преступность: природа, свойства,
причины
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Личность преступника
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Индивидуальное преступное поведение
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Жертва преступления
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Предупреждение (профилактика)
преступлений
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Насильственная преступность
|
|
|
|
|
|
| 10.
| Экономическая преступность
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Неосторожная преступность
|
|
|
|
|
|
| 12.
| Преступность несовершеннолетних
|
|
|
|
|
|
| 13.
| Рецидивная преступность
|
|
|
|
|
|
| 14.
| Пенитенциарная преступность
|
|
|
|
|
|
| 15.
| Профессиональная преступность
|
|
|
|
|
|
| 16.
| Организованная преступность
|
|
|
|
|
|
| 17.
| Международное сотрудничество в борьбе
с преступностью
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
|
|
ПРОГРАММА
Тема 1. Предмет, методы криминологии и её место в системе наук
Понятие объекта и предмета науки. Объект и предмет криминологии. Элементы предмета криминологии: преступность; причины и условия преступности; личность преступника; предупреждение преступлений. Содержание науки криминологии. Научный метод и его характеристика. Общенаучные и частнонаучные методы исследования. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Социологические методы. Особенности применения эмпирических методов в криминологии. Место криминологии в системе наук. Основные точки зрения по вопросу статуса криминологии. Взаимосвязь криминологии с правовыми (уголовное право, уголовно-исполнительное право) и другими социальными (социология, психология, экономика и др.) науками.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|