Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Предмет, методы криминологии и её место в системе наук





КРИМИНОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной, заочной формы обучения

(специальность 030501.65 – «Юриспруденция»)

Г. Ростов-на-Дону

Авторы:

Бриллиантов А.В.

заведующий кафедрой уголовного права РАП,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России

Курганов С.И.

доктор юридических наук, профессор, кафедры уголовного права РАП

Перекрестов В.Н.

профессор кафедры уголовно-правовых

дисциплин Ростовского филиала ГОУ ВПО РАП, кандидат

юридических наук, доцент

Коваль Е.Н.

старший преподаватель кафедры уголовно- правовых дисциплин

Ростовского филиала ГОУ ВПО РАП

Рецензенты:

Иванов В.Д.

профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин

Ростовского филиала ГОУ ВПО РАП, доктор юридических наук

Блинников В.А.

доктор юридических наук, профессор, судья Ставропольского краевого суда.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол № 9 от 22 февраля 2011 г.).



Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия ___ ___________ 2011 г., протокол № __.

 

©Ростовский филиал ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2011

©Бриллиантов А.В., Курганов С.И., Перекрестов В.Н., Коваль Е.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Государственные требования к минимуму содержания дисциплины…..
Введение………………………………………………………………………
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……………………
Тематический план…………………………………………………………..
Программа……………………………………………………………………
Тематический план семинарских занятий………………………………….
Планы семинарских занятий………………………………………………...
Методические рекомендации по изучению дисциплины…………………
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………….  
Задания для контролируемой самостоятельной работы студентов……..
Примерная тематика рефератов……………………………………………
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля…….
Литература…………………………………………………………………..
Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………….

 



 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОПД.Ф.22. Предмет криминологии; взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.); история развития криминологии в России; методы криминологических исследований; преступность, ее основные качественные и количественные характеристики; причины преступности; причины индивидуального преступного поведения; личность преступника; предупреждение преступности (теория предупреждения преступности, система и субъекты профилактики; организационные, социально-экономические, правовые основы предупреждения преступлений); основные концепции причин преступности и борьба с нею; криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение; организованная преступность, ее криминологическая характеристика и предупреждение; криминологическая характеристика профессиональной преступности; преступность несовершеннолетних и ее предупреждение; насильственная преступность и ее предупреждение; преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение; экономические преступления и их предупреждение; международное сотрудничество в борьбе с преступностью.



 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Криминология» изучается в рамках федерального компонента общепрофессионального цикла дисциплин по специальности 030501.65 Юриспруденция.

Криминология является относительно молодой междисциплинарной наукой, вышедшей из недр уголовного права. Название она получила в 1884 году, когда прокурор кассационного суда в Риме барон Рафаэль Гарофало назвал свою вышедшую книгу «Криминология». Слово криминология состоит из латинского корня «crimen» (преступление) и греческого «logos» (учение). Криминология – учение о преступности, её причинах, борьбе с преступностью и защите от неё.

Криминология в своём развитии прошла непростой путь. Особенно труден он был в нашей стране: от полного непризнания, отвержения, объявления лженаукой до признания в качестве теоретической основы, как для законотворчества, так и для практики борьбы с преступностью.

Студентам необходимы глубокие знания о преступности, сущности и формах её проявления, причинах и закономерностях возникновения, существования и изменения, а также личности преступника, в целях более успешной борьбы с этим социальным злом. Знакомясь с основами науки криминологии, спецификой её предмета, применяемыми методами исследования, решаемыми ею задачами, студенты должны уяснить, что становление криминологии как науки обусловлено общественной потребностью в научном обеспечении практической деятельности по предупреждению преступлений.

Криминология тесно связана с науками уголовно-правового цикла, а также с психологией, социологией, психиатрией, статистикой, судебной медициной и другими. В последнее время изучение криминологии является важным элементом профессиональной подготовки не только юриста, но и педагога, психолога, экономиста.

Изучение курса криминологии предполагает не только использование учебников и пособий, но и постоянный анализ таких важнейших источников как законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления и решения Правительства РФ, документы министерств и ведомств, в которых ставятся вопросы борьбы с преступностью. При изучении криминологии необходимо пользоваться статистическими данными о состоянии преступности в стране и регионах, материалами судебной практики. Кроме того, студентам следует использовать практические и теоретические материалы, публикуемые в журналах «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право», «Правоведение», «Прокурорская и следственная практика» и др.

В процессе изучения курса студенты должны уяснить, что познание феномена преступности, её свойств, причин и условий для криминологии не является самоцелью. Но без теоретического познания сущности преступности как социального явления невозможно выработать меры по её предупреждению. Разрабатывая и рекомендуя практике, конкретные формы и способы предупреждения, криминология изучает, и эффективность рекомендуемых мер. В теоретической разработанности и практической осуществимости мер предупреждения преступлений проявляется социальная эффективность криминологии как науки.

При изучении студентами курса «Криминология» достигаются следующие цели:

- мировоззренческая – становление криминологического мышления. Криминология даёт не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации, но и изменяет стиль мышления человека. Криминологическое мышление базируется на осознании человеком: сущности преступности как одной из форм социальной патологии; возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воздействовать на это явление; уяснение сущности общей и частной превенции, а также места уголовной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступлений, разрушающего воздействия на преступность; осмыслении с этих позиций промежуточных и конечных целей профессиональной деятельности.

- практическая - умение использовать полученные знания в повседневной деятельности.

В результате изучения данной дисциплины студент должен –

иметь представление:

- о влиянии исторических событий на развитие отечественной и мировой криминологической теории и практики, о роли экономических, социально-политических, нравственных факторов в правовой деятельности;

- об изменениях в криминологических знаниях, которые произошли в РФ в последнее десятилетие;

- о специфике анализа криминологически значимых процессов с позиций системного подхода;

знать:

-предмет криминологии как науки, ее место в системе социального знания; - понятия и термины, используемые в криминологии;

- основные детерминанты и причины преступности, меры предупреждения преступности и разрушающего воздействия на преступность;

- основные методы криминологических исследований;

- сущность и основные направления виктимологической профилактики;

- формы, содержание и результаты международного сотрудничества в области борьбы с преступностью;

- основную литературу по курсу;

уметь:

- прогнозировать тенденции преступности с учетом изменения обстановки в стране и мире;

- владеть основами криминологического мышления, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам сущности преступности и воздействия на нее;

- применять полученные знания при оценке текущих событий современной жизни страны и в мире;

- работать с научной литературой по криминологии, вести дискуссию по проблемам изучаемого курса;

- подготовить научную работу по избранной теме, рецензировать и оппонировать доклады и рефераты сокурсников.

Изучение курса завершается экзаменом.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов по формам обучения
очная Заочная (1-е высшее) Заочно-сокращен- ная Заочная (2-е высшее)
Общая трудоемкость 144 (62[*])
Аудиторные занятия
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа
НИРС
Форма итогового контроля экзамен

 

ТЕМАТИЧЕСКЙ ПЛАН

для студентов очной формы обучения

 

РАЗДЕЛЫ (ТЕМЫ) ДИСЦИПЛИНЫ Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)  
Лекции Семинары
1. Предмет, методы криминологии и её место в системе наук  
2. Становление криминологии как науки  
3. Зарубежные криминологические теории преступности  
4. Преступность: природа, свойства, причины  
5. Личность преступника  
6. Индивидуальное преступное поведение  
7. Жертва преступления  
8. Предупреждение (профилактика) преступлений  
9. Насильственная преступность  
10. Экономическая преступность  
11. Неосторожная преступность  
12. Преступность несовершеннолетних  
13. Рецидивная преступность  
14. Пенитенциарная преступность  
15. Профессиональная преступность  
16. Организованная преступность  
17. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью  
ИТОГО  

ТЕМАТИЧЕСКЙ ПЛАН

для студентов заочной формы обучения

РАЗДЕЛЫ (ТЕМЫ) ДИСЦИПЛИНЫ Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары
высш заочно-сокр. 2 высш 1высш заочно-сокр 2 высш
1. Предмет, методы криминологии и её место в системе наук      
2. Становление криминологии как науки        
3. Зарубежные криминологические теории преступности
4. Преступность: природа, свойства, причины          
5. Личность преступника          
6. Индивидуальное преступное поведение            
7. Жертва преступления          
8. Предупреждение (профилактика) преступлений    
9. Насильственная преступность            
10. Экономическая преступность            
11. Неосторожная преступность            
12. Преступность несовершеннолетних            
13. Рецидивная преступность            
14. Пенитенциарная преступность            
15. Профессиональная преступность            
16. Организованная преступность            
17. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью            
ИТОГО

 

 

ПРОГРАММА

 

Тема 1. Предмет, методы криминологии и её место в системе наук

Понятие объекта и предмета науки. Объект и предмет криминологии. Элементы предмета криминологии: преступность; причины и условия преступности; личность преступника; предупреждение преступлений. Содержание науки криминологии. Научный метод и его характеристика. Общенаучные и частнонаучные методы исследования. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Социологические методы. Особенности применения эмпирических методов в криминологии. Место криминологии в системе наук. Основные точки зрения по вопросу статуса криминологии. Взаимосвязь криминологии с правовыми (уголовное право, уголовно-исполнительное право) и другими социальными (социология, психология, экономика и др.) науками.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.