Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ





Практические занятия по курсу «Проблемы теории доказательств в уголовном процессе» проводятся после теоретического изучения соответствующих тем на лекционных занятиях и при самостоятельной работе студентов. Целями практических занятий является не только проверка, углубление и закрепление теоретических знаний, но и привитие студентам на основании надлежащего усвоения теоретического учебного материала навыков самостоятельного разрешения конкретных практических ситуаций, заимствованных в учебных целях из судебно-следственной практики.

При подготовке к практическому занятию студенты должны изучить нормативный материал и литературу, рекомендованную к соответствующим темам рабочей программы и повторить вопросы, предусмотренные планом практического занятия. После чего сделать письменное решение указанных в плане задач.

При этом надо иметь в виду, что вопросы темы, не указанные в плане практического занятия, подлежат обязательному изучению во время самостоятельной работы, иначе пробелы в знаниях темы не позволят дать полных ответов по вопросам занятия и сделать аргументированное решение задач.



Для правильного решения задач необходимо:

- внимательно изучить фабулу задачи, тщательно проанализировать изложенные в ней фактические обстоятельства, уяснить суть поставленных вопросов;

- правильно определить соответствующие статьи УПК РФ, другие нормативные акты, регламентирующие данную в задаче ситуацию, проанализировать их содержание;

- применить анализируемые нормы к описанной в условии задачи ситуации и дать ответ, аргументированный и мотивированный ссылками на закон.

При этом следует не забывать о том, что Проблемы теории доказательств в уголовном процессе существует не само по себе, а является частью уголовно-процессуального права. Так, без знания общей и особенной части уголовно-процессуального права невозможно дать верные ответы по вопросам определения подсудности уголовных дел, порядка мирового судопроизводства, апелляционного производства и многим другим.

Для правильного толкования и применения норм процессуального уголовного права, юридически грамотного изложения решения задач во многих случаях потребуется также изучение руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда и постановлений Конституционного Суда Российской Федерации.



Кроме того, на практическом занятии студент должен продемонстрировать умение «доложить» ситуацию: не зачитывая фабулу задачи, пересказать ее суть своими словами, а также прокомментировать поставленные в ней вопросы.

Решение задач необходимо для закрепления знаний теории, самоконтроля, привития навыков разрешения практических ситуаций и подготовки к зачёту.

 

Практическое занятие 1 – 1 час

Тема 1. Доказывание в уголовном судопроизводстве

Форма занятия: семинар – дискуссия.

Краткое содержание занятия:

1)Перечень вопросов:

1. Роль и место доказывания в уголовно-процессуальной деятельности.

2. Проблема истины как важнейшая сторона основного вопроса философии, ее влияние на регламентацию деятельности по собиранию доказательств.

3. Характер и содержание истины в уголовном процессе.

4. Соотношение категорий «истина» и «вероятность».

5. Понятие, сущность и цели доказывания в уголовном судопроизводстве.

Форма контроля: устный опрос

Средства обучения: ТСО

Номера источников из списка рекомендуемой литературы: [1, 2,4, 6, 8, 10, 11, 12, 13,15]

 

Практическое занятие 2 – 1 час

Тема 2. Доказательства в уголовном процессе

Форма занятия: семинар – дискуссия,

Краткое содержание занятия:

1)Перечень вопросов:

1. Назначение уголовного судопроизводства и доказательственное право. 2. Понятие, предмет и содержание теории доказывания.

3. Место теории доказательств в системе научного знания



4. Источники доказательств в уголовном процессе

5. Классификация доказательств, ее значение в доказывании по уголовному делу

 

Форма контроля: устный опрос

Средства обучения: ТСО

Номера источников из списка рекомендуемой литературы: [1, 2,4, 6, 8, 10, 11, 12, 13,15]

АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (ИНСТИТУТ)

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и процесса

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ»

Барнаул 2011

Тематический план для заочной формы обучения с высшим образованием

№ № п/п   Количество часов по видам занятий
  Наименование тем Всего в том числе
Лекции Практич. занятия Самостоятельн. работа студентов
 
Доказывание в уголовном судопроизводстве
21. Доказательства в уголовном судопроизводстве
Требования, предъявляемые к доказательствам  
Предмет, пределы и субъекты доказывания в уголовном процессе  
Этапы процесса доказывания в уголовном судопроизводстве    
Использование в доказывании информации, полученной в ходе оперативно-розыскной деятельности, и специальных познаний    
Доказательства и доказывание в зарубежных странах        
Всего часов
Форма контроля зачет
             

Методические рекомендации

для самостоятельной работы студентов

В связи с тем, что изучение мирового судопроизводства следует за уголовно-процессуальным правом по ряду тем после лекционных занятий предусмотрена только самостоятельная работа студентов. Во время самостоятельной работы надлежит ознакомиться с содержанием вопросов, рекомендованных к самостоятельному изучению и изучить их по списку рекомендованной литературы.

Во время самостоятельной работы студент должен доработать конспект лекции – законспектировать вопросы темы, запланированные на самостоятельное изучение, повторить все вопросы темы и решить задачи, указанные в заданиях как для практических занятий, так и для самостоятельной работы. При доработке конспекта лекции не следует ограничиваться конспектированием какого-либо одного учебника. Самостоятельная работа предполагает обязательное посещение читального зала с тем, чтобы ознакомиться с точками зрения разных авторов из списка рекомендованной литературы.

При изучении и конспектировании литературы во всех случаях авторские комментарии тех или иных положений уголовно-процессуального законодательства следует сопоставлять с последними его изменениями, для чего необходимо пользоваться справочными системами «Консультант» и «Гарант».

ЗАДАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Тема 1. Доказывание в уголовном судопроизводстве

Форма занятия: самостоятельное изучение теоретических вопросов, решение задач - 16 часов.

1) Перечень вопросов:

1. Понятие, сущность и цели доказывания в уголовном судопроизводстве.

2. Понятие истины в уголовном судопроизводстве, ее сущность и значение в доказывании по уголовным делам.

3. Установление истины в досудебном и судебном производстве как цель доказывания: прошлое, настоящее, будущее. Виды истины в уголовном процессе.

4. Конституция Российской Федерации как нормативно-правовой источник, способствующий установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию. УПК РФ как основной источник доказывания в уголовном судопроизводстве. Ведомственные нормативные акты и их значение для доказывания по уголовным делам.

5. Следственные и иные процессуальные действия как средства доказывания по уголовным делам.

Условия задач:

Гражданин Ушаков, управляя автомобилем ВАЗ-2106 в нетрезвом состоянии, не справился с управлением, выехал на пешеходную часть улицы, сбил пешехода и совершил наезд на киоск «Союзпечать». При расследовании уголовного дела в отношении Ушакова точно не был установлен размер вреда, нанесенного владельцам киоска. Предположительно было установлено, что он составляет более 200 тыс. рублей.

Можно ли считать, что все обстоятельства, подлежащие доказыва­нию по данному уголовному делу, установлены, и направлять дело в суд?

Литература: [1, 2,4, 6, 8, 10, 11, 12, 13,15]

 

Тема 2. Доказательства в уголовном судопроизводстве

 

1. Понятие доказательств в уголовном судопроизводстве.

2. Значение доказательств в достижении назначения уголовного судопроизводства.

3. Виды (источники) доказательств: показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля; заключение и показания эксперта; заключение и показания специалиста; вещественные доказательства; протоколы следственных и судебных действий; иные документы. Источники фактических данных.

4. Значение классификации доказательств для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Классификация доказательств по различным основаниям: в зависимости от способа формирования доказательств; по источнику формирования доказательств; по отношению к обвинению; по отношению к доказательственному обстоятельству.

 

Условия задач:

Защитник обвиняемого адвокат Лошакова в порядке п. 2 ч. 3 ст. 86 опросила очевидца преступления гражданина Курочкина, выезжа­ющего на постоянное место жительства в Канаду, с его согласия, о чем составила протокол. Данный протокол был представлен следо­вателю для приобщения к материалам уголовного дела.

Является ли данный протокол доказательством по уголовному делу?

Каким требованиям должны отвечать доказательства в уголовном процессе ?

Литература: [1, 2,4, 6, 8, 10, 11, 12, 13,15, 18]

 

Тема 4. Предмет, пределы и субъекты доказывания в уголовном процессе

 

1.Понятие, сущность и значение предмета доказывания по уголовным делам.

2. Специальный предмет доказывания по уголовным делам о преступлениях совершенных несовершеннолетними и по делам о применении принудительных мер медицинского характера.

3. Понятие предела доказывания по уголовным делам. Критерии определения предела доказывания.

4. Понятие субъекта доказывания и их основные функции. Классификация субъектов доказывания. Обязанность осуществления доказывания.

5. Участие в доказывании по уголовным делам защитника.

 

Условия задач:

Защитник подсудимого адвокат Елкина заявила ходатайство о при­знании недопустимыми результатов взятия образцов для сравнитель­ного исследования, поскольку в качестве понятых были приглаше­ны проходящие в прокуратуре практику студенты юридического фа­культета. По мнению Елкиной, студенты не могли быть понятыми, поскольку они являются заинтересованными лицами и зависят от следователя и прокурора. Опрошенные Елкиной студенты Зайцев и Худяков сообщили, что точно не помнят, выступали ли они в каче­стве понятых в данном уголовном деле, возможно, да, возможно, нет.

Подлежит ли удовлетворению данное ходатайство? Какие доказа­тельства признаются недопустимыми ?

 

Литература: [1, 2,4, 6, 8, 10, 11, 12, 13,15, 16-19]

 

Тема 5. Этапы процесса доказывания в уголовном судопроизводстве

1. Понятие собирания доказательств.

2. Тактические особенности производства следственных и процессуальных действий.

3. Реализация прав подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения к уголовному делу в качестве доказательств.

4. Роль защитника в собирании доказательств.

5. Понятие проверки доказательств. Правила проверки доказательств.

6. Понятие, сущность и значение оценки доказательств. Правила оценки доказательств прокурором, следователем, дознавателем, судом.

7. Понятие использования доказательств. Тактические особенности использования доказательств на досудебном производстве и в суде.

 

Условия задач:

По факту умышленного причинения вреда здоровью средней тя­жести в отношении гражданина Ярцева было возбуждено уголовное дело. Ярцев указал на гражданина Терлеева как на лицо, совершив­шее данное преступление. Терлееев отверг свою причастность к со­вершению преступления, указав, что в это время он находился на работе. Следователь предложил Терлееву предоставить доказатель­ства его нахождения на работе, взять об этом справку с места рабо­ты, письменные подтверждения очевидцев.

Правомерно ли потупил следователь? На ком лежит обязанность доказывания по уголовным делам?

 

Литература: [1, 2,4, 6, 8, 10, 11, 12, 13,15, 16-19]

 

Тема 6. Использование в доказывании информации, полученной в ходе оперативно-розыскной деятельности, и специальных познаний

 

1. Использование в доказывании информации, полученной в ходе оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

2. Нормативная основа использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам.

3. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, используемым в качестве доказательств.

4. Понятие и виды специальных познаний. Значение специальных познаний для уголовного судопроизводства.

5. Субъекты, специальные познания которых могут быть использованы в доказывании по уголовным делам: эксперт, специалист, сведущее лицо. Их правовой статус и его роль в доказывании.

6. Процессуальный порядок использования в доказывании по уголовным делам специальных познаний.

 

Условия задач:

При расследовании уголовного дела о заказном убийстве следователю Петухову поступила оперативная информация о том, кто может быть непосредственным заказчиком и организатором данного преступления, полученная на конфиденциальной основе от лица, сотрудничающего с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Может ли данная информация быть использована при расследовании уголовного дела? Каковы условия использования данных, получен­ных в процессе оперативно-розыскной деятельности, в уголовном судопроизводстве ?

 

Литература: [1, 2,4, 6, 8, 10, 11, 12, 13,15, 16-19]

Лист согласования

 

Программа учебной дисциплины составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования на специальность 030501 - Юриспруденция, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.

 

 

Разработчик

доцент В.А. Целярицкий

 

Программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры уголовного права и процесса

 

 

Протокол заседания № _____от «____ »____________20___ года

 

Заведующий кафедрой,

канд. юрид. наук, профессор А.А. Сергеева

 

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании методической комиссии по специальности «Юриспруденция»

 

Протокол заседания № _____от «____ »____________20___ года

 

Председатель методической комиссии

по специальности «Юриспруденция»

канд. юрид. наук, профессор А.А. Сергеева

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.