МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практические занятия по курсу «Проблемы теории доказательств в уголовном процессе» проводятся после теоретического изучения соответствующих тем на лекционных занятиях и при самостоятельной работе студентов. Целями практических занятий является не только проверка, углубление и закрепление теоретических знаний, но и привитие студентам на основании надлежащего усвоения теоретического учебного материала навыков самостоятельного разрешения конкретных практических ситуаций, заимствованных в учебных целях из судебно-следственной практики.
При подготовке к практическому занятию студенты должны изучить нормативный материал и литературу, рекомендованную к соответствующим темам рабочей программы и повторить вопросы, предусмотренные планом практического занятия. После чего сделать письменное решение указанных в плане задач.
При этом надо иметь в виду, что вопросы темы, не указанные в плане практического занятия, подлежат обязательному изучению во время самостоятельной работы, иначе пробелы в знаниях темы не позволят дать полных ответов по вопросам занятия и сделать аргументированное решение задач.
Для правильного решения задач необходимо:
- внимательно изучить фабулу задачи, тщательно проанализировать изложенные в ней фактические обстоятельства, уяснить суть поставленных вопросов;
- правильно определить соответствующие статьи УПК РФ, другие нормативные акты, регламентирующие данную в задаче ситуацию, проанализировать их содержание;
- применить анализируемые нормы к описанной в условии задачи ситуации и дать ответ, аргументированный и мотивированный ссылками на закон.
При этом следует не забывать о том, что Проблемы теории доказательств в уголовном процессе существует не само по себе, а является частью уголовно-процессуального права. Так, без знания общей и особенной части уголовно-процессуального права невозможно дать верные ответы по вопросам определения подсудности уголовных дел, порядка мирового судопроизводства, апелляционного производства и многим другим.
Для правильного толкования и применения норм процессуального уголовного права, юридически грамотного изложения решения задач во многих случаях потребуется также изучение руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда и постановлений Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, на практическом занятии студент должен продемонстрировать умение «доложить» ситуацию: не зачитывая фабулу задачи, пересказать ее суть своими словами, а также прокомментировать поставленные в ней вопросы.
Решение задач необходимо для закрепления знаний теории, самоконтроля, привития навыков разрешения практических ситуаций и подготовки к зачёту.
Практическое занятие 1 – 1 час
Тема 1. Доказывание в уголовном судопроизводстве
Форма занятия: семинар – дискуссия.
Краткое содержание занятия:
1)Перечень вопросов:
1. Роль и место доказывания в уголовно-процессуальной деятельности.
2. Проблема истины как важнейшая сторона основного вопроса философии, ее влияние на регламентацию деятельности по собиранию доказательств.
3. Характер и содержание истины в уголовном процессе.
4. Соотношение категорий «истина» и «вероятность».
5. Понятие, сущность и цели доказывания в уголовном судопроизводстве.
Форма контроля: устный опрос
Средства обучения: ТСО
Номера источников из списка рекомендуемой литературы: [1, 2,4, 6, 8, 10, 11, 12, 13,15]
Практическое занятие 2 – 1 час
Тема 2. Доказательства в уголовном процессе
Форма занятия: семинар – дискуссия,
Краткое содержание занятия:
1)Перечень вопросов:
1. Назначение уголовного судопроизводства и доказательственное право. 2. Понятие, предмет и содержание теории доказывания.
3. Место теории доказательств в системе научного знания
4. Источники доказательств в уголовном процессе
5. Классификация доказательств, ее значение в доказывании по уголовному делу
Форма контроля: устный опрос
Средства обучения: ТСО
Номера источников из списка рекомендуемой литературы: [1, 2,4, 6, 8, 10, 11, 12, 13,15]
АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (ИНСТИТУТ)
Юридический факультет
Кафедра уголовного права и процесса
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ»
Барнаул 2011
Тематический план для заочной формы обучения с высшим образованием
№
№ п/п
| | Количество часов по видам занятий
| | Наименование тем
| Всего
| в том числе
| Лекции
| Практич. занятия
| Самостоятельн. работа студентов
| |
| Доказывание в уголовном судопроизводстве
|
|
|
|
| 21.
| Доказательства в уголовном судопроизводстве
|
|
|
|
|
| Требования, предъявляемые к доказательствам
|
|
|
|
|
| Предмет, пределы и субъекты доказывания в уголовном процессе
|
|
|
|
|
| Этапы процесса доказывания в уголовном судопроизводстве
|
|
|
|
|
| Использование в доказывании информации, полученной
в ходе оперативно-розыскной деятельности, и специальных познаний
|
|
|
|
|
| Доказательства и доказывание в зарубежных странах
|
| |
| | Всего часов
|
|
|
|
| Форма контроля зачет
| | | | | | | |
Методические рекомендации
для самостоятельной работы студентов
В связи с тем, что изучение мирового судопроизводства следует за уголовно-процессуальным правом по ряду тем после лекционных занятий предусмотрена только самостоятельная работа студентов. Во время самостоятельной работы надлежит ознакомиться с содержанием вопросов, рекомендованных к самостоятельному изучению и изучить их по списку рекомендованной литературы.
Во время самостоятельной работы студент должен доработать конспект лекции – законспектировать вопросы темы, запланированные на самостоятельное изучение, повторить все вопросы темы и решить задачи, указанные в заданиях как для практических занятий, так и для самостоятельной работы. При доработке конспекта лекции не следует ограничиваться конспектированием какого-либо одного учебника. Самостоятельная работа предполагает обязательное посещение читального зала с тем, чтобы ознакомиться с точками зрения разных авторов из списка рекомендованной литературы.
При изучении и конспектировании литературы во всех случаях авторские комментарии тех или иных положений уголовно-процессуального законодательства следует сопоставлять с последними его изменениями, для чего необходимо пользоваться справочными системами «Консультант» и «Гарант».
ЗАДАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Тема 1. Доказывание в уголовном судопроизводстве
Форма занятия: самостоятельное изучение теоретических вопросов, решение задач - 16 часов.
1) Перечень вопросов:
1. Понятие, сущность и цели доказывания в уголовном судопроизводстве.
2. Понятие истины в уголовном судопроизводстве, ее сущность и значение в доказывании по уголовным делам.
3. Установление истины в досудебном и судебном производстве как цель доказывания: прошлое, настоящее, будущее. Виды истины в уголовном процессе.
4. Конституция Российской Федерации как нормативно-правовой источник, способствующий установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию. УПК РФ как основной источник доказывания в уголовном судопроизводстве. Ведомственные нормативные акты и их значение для доказывания по уголовным делам.
5. Следственные и иные процессуальные действия как средства доказывания по уголовным делам.
Условия задач:
Гражданин Ушаков, управляя автомобилем ВАЗ-2106 в нетрезвом состоянии, не справился с управлением, выехал на пешеходную часть улицы, сбил пешехода и совершил наезд на киоск «Союзпечать». При расследовании уголовного дела в отношении Ушакова точно не был установлен размер вреда, нанесенного владельцам киоска. Предположительно было установлено, что он составляет более 200 тыс. рублей.
Можно ли считать, что все обстоятельства, подлежащие доказыванию по данному уголовному делу, установлены, и направлять дело в суд?
Литература: [1, 2,4, 6, 8, 10, 11, 12, 13,15]
Тема 2. Доказательства в уголовном судопроизводстве
1. Понятие доказательств в уголовном судопроизводстве.
2. Значение доказательств в достижении назначения уголовного судопроизводства.
3. Виды (источники) доказательств: показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля; заключение и показания эксперта; заключение и показания специалиста; вещественные доказательства; протоколы следственных и судебных действий; иные документы. Источники фактических данных.
4. Значение классификации доказательств для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Классификация доказательств по различным основаниям: в зависимости от способа формирования доказательств; по источнику формирования доказательств; по отношению к обвинению; по отношению к доказательственному обстоятельству.
Условия задач:
Защитник обвиняемого адвокат Лошакова в порядке п. 2 ч. 3 ст. 86 опросила очевидца преступления гражданина Курочкина, выезжающего на постоянное место жительства в Канаду, с его согласия, о чем составила протокол. Данный протокол был представлен следователю для приобщения к материалам уголовного дела.
Является ли данный протокол доказательством по уголовному делу?
Каким требованиям должны отвечать доказательства в уголовном процессе ?
Литература: [1, 2,4, 6, 8, 10, 11, 12, 13,15, 18]
Тема 4. Предмет, пределы и субъекты доказывания в уголовном процессе
1.Понятие, сущность и значение предмета доказывания по уголовным делам.
2. Специальный предмет доказывания по уголовным делам о преступлениях совершенных несовершеннолетними и по делам о применении принудительных мер медицинского характера.
3. Понятие предела доказывания по уголовным делам. Критерии определения предела доказывания.
4. Понятие субъекта доказывания и их основные функции. Классификация субъектов доказывания. Обязанность осуществления доказывания.
5. Участие в доказывании по уголовным делам защитника.
Условия задач:
Защитник подсудимого адвокат Елкина заявила ходатайство о признании недопустимыми результатов взятия образцов для сравнительного исследования, поскольку в качестве понятых были приглашены проходящие в прокуратуре практику студенты юридического факультета. По мнению Елкиной, студенты не могли быть понятыми, поскольку они являются заинтересованными лицами и зависят от следователя и прокурора. Опрошенные Елкиной студенты Зайцев и Худяков сообщили, что точно не помнят, выступали ли они в качестве понятых в данном уголовном деле, возможно, да, возможно, нет.
Подлежит ли удовлетворению данное ходатайство? Какие доказательства признаются недопустимыми ?
Литература: [1, 2,4, 6, 8, 10, 11, 12, 13,15, 16-19]
Тема 5. Этапы процесса доказывания в уголовном судопроизводстве
1. Понятие собирания доказательств.
2. Тактические особенности производства следственных и процессуальных действий.
3. Реализация прав подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения к уголовному делу в качестве доказательств.
4. Роль защитника в собирании доказательств.
5. Понятие проверки доказательств. Правила проверки доказательств.
6. Понятие, сущность и значение оценки доказательств. Правила оценки доказательств прокурором, следователем, дознавателем, судом.
7. Понятие использования доказательств. Тактические особенности использования доказательств на досудебном производстве и в суде.
Условия задач:
По факту умышленного причинения вреда здоровью средней тяжести в отношении гражданина Ярцева было возбуждено уголовное дело. Ярцев указал на гражданина Терлеева как на лицо, совершившее данное преступление. Терлееев отверг свою причастность к совершению преступления, указав, что в это время он находился на работе. Следователь предложил Терлееву предоставить доказательства его нахождения на работе, взять об этом справку с места работы, письменные подтверждения очевидцев.
Правомерно ли потупил следователь? На ком лежит обязанность доказывания по уголовным делам?
Литература: [1, 2,4, 6, 8, 10, 11, 12, 13,15, 16-19]
Тема 6. Использование в доказывании информации, полученной в ходе оперативно-розыскной деятельности, и специальных познаний
1. Использование в доказывании информации, полученной в ходе оперативно-розыскной деятельности (ОРД).
2. Нормативная основа использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам.
3. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, используемым в качестве доказательств.
4. Понятие и виды специальных познаний. Значение специальных познаний для уголовного судопроизводства.
5. Субъекты, специальные познания которых могут быть использованы в доказывании по уголовным делам: эксперт, специалист, сведущее лицо. Их правовой статус и его роль в доказывании.
6. Процессуальный порядок использования в доказывании по уголовным делам специальных познаний.
Условия задач:
При расследовании уголовного дела о заказном убийстве следователю Петухову поступила оперативная информация о том, кто может быть непосредственным заказчиком и организатором данного преступления, полученная на конфиденциальной основе от лица, сотрудничающего с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Может ли данная информация быть использована при расследовании уголовного дела? Каковы условия использования данных, полученных в процессе оперативно-розыскной деятельности, в уголовном судопроизводстве ?
Литература: [1, 2,4, 6, 8, 10, 11, 12, 13,15, 16-19]
Лист согласования
Программа учебной дисциплины составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования на специальность 030501 - Юриспруденция, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.
Разработчик
доцент В.А. Целярицкий
Программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры уголовного права и процесса
Протокол заседания № _____от «____ »____________20___ года
Заведующий кафедрой,
канд. юрид. наук, профессор А.А. Сергеева
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании методической комиссии по специальности «Юриспруденция»
Протокол заседания № _____от «____ »____________20___ года
Председатель методической комиссии
по специальности «Юриспруденция»
канд. юрид. наук, профессор А.А. Сергеева
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|