Список рефератов к семинарским занятиям
(для студентов заочной формы обучения и второго высшего образования):
1. Характеристика и общая распространенность преступности в России.
2. Регистрация, учет и обобщение информации о преступности.
3. Понятие и криминологическая характеристика коррупционной преступности.
4. Государственная преступность (против основ конституционного строя и безопасности государства).
5. Политическая преступность и проблемы ее выделения.
6. Криминологическая характеристика насильственной преступности.
7. Основные направления профилактики насильственных преступлений против личности.
8. Преступность террористического характера и особенности борьбы с преступностью террористического характера.
9. Преступность военнослужащих как объект комплексного криминологического исследования.
10. Преступность медицинских работников.
11. Компьютерная преступность: понятие и криминологическая характеристика.
12. Криминологическая характеристика и предупреждение экологической преступности.
13. Общеуголовная корыстная преступность и ее предупреждение.
14. Виктимологическая профилактика мошенничества.
15. Понятие и криминологическая характеристика экономической преступности.
16. Комплексное планирование профилактики и предупреждения экономических преступлений.
17. Криминологическая характеристика налоговой преступности.
18. Борьба с таможенной преступностью.
19. Криминологическая характеристика и предупреждение профессиональной преступности.
20. Криминологическая характеристика групповой преступности.
21. Рецидивная преступность.
22. Система мер противодействия организованной преступности.
23. Отдельные виды организованной нелегальной деятельности (торговля оружием, незаконная миграция, незаконный вывоз женщин и детей и др.).
24. Отмывание денег и легализация незаконных доходов и особенности правового регулирования борьбы с ними.
25. Предупреждение преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
26. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.
27. Ювенальное правосудие и опыт борьбы с преступностью несовершеннолетних в Европе и США.
28. Предупреждение преступности несовершеннолетних и его проблемы.
29. Криминологическая характеристика женской преступности.
30. Преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение.
Организация самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Криминология» включает следующие виды работ:
№
п/п
| Тема
| Вопросы, выносимые на СРС
| Содержание СРС
| Форма контроля СРС
| Учебно-методическое обеспечение
|
|
|
|
|
|
|
| Понятие, предмет, метод и система криминологии
| Место криминологии в системе других отраслей научного знания. Методы криминологических исследований
| СМ
| З
| ОЛ 1, 3, 4
ДЛ 11, 14, 25
|
| История развития криминологии. Современные криминологические теории
| Социологическое направление в криминологии. Состояние криминологической науки в России в современный период
| СМ
| З
| ОЛ 2, 3
ДЛ 11, 14, 26, 28, 31
|
| Преступность и ее основные характеристики
| Латентная преступность и методы ее оценки. Социальные последствия преступности
| УМ, ДИ
| КР, ОБС
| ОЛ 3, 5, 6
ДЛ 20, 22, 28, 38, 39, 55
|
| Детерминация и причинность преступности
| Основные концепции причин преступности и борьбы с нею.
| СМ, ПДР, РОР
| КО
| ДЛ 15, 17, 27-29, 31, 44
|
| Личность преступника как объект криминологического исследования
| Уровни (виды) конкретного криминологического исследования
| ПДР
| З
| ОЛ 5, 9
ДЛ 14, 31
|
| Механизм индивидуального преступного поведения
| Соотношение и взаимодействие социального и биологического в структуре личности субъектов преступления. Изучение потребностно-мотивационной сферы личности преступника
| УМ
| З
| ОЛ 1, 6
ДЛ 17, 32, 41
|
| Организация и методика криминологических исследований
| Криминогенные ситуации в механизме преступного поведения. Роль жертвы в механизме преступного поведения
| СМ, СК
| КО, З
| ОЛ 2, 6
ДЛ 17, 24
|
| Учет, обобщение и анализ информации о преступности
| Порядок и условия их составления статистических карточек. Формы статистической отчетности.
| СМ, СК
| КР
| ОЛ 3, 4, 10, 18
ДЛ 23, 24
|
| Криминологическое прогнозирование и планирование
| Виды планирования мер борьбы с преступностью
| УМ
| З, ОБС
| ОЛ 3, 5
ДЛ 15, 18, 23, 25
|
| Предупреждение преступности и профилактика преступлений
| Субъекты предупреждения преступности. Виктимологическая профилактика преступлений
| СМ, СК, РОР, АО
| КО, З
| ОЛ 3, 4, 6, 9, 18
|
| Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
| Проведение международных семинаров, симпозиумов, конгрессов по проблемам борьбы с преступностью и обращению с правонарушителями
| ПДР
| КР, ОБС
| ОЛ 3, 9
ДЛ 18
|
| Отдельные виды преступности и особенности борьбы с ними
| Борьба с экологической преступностью
| ПДР
| З
| ОЛ 5, 8-10, 17, 23,37
ДЛ 57, 58
|
| Криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение
| Криминологическая характеристика налоговой преступности. Борьба с таможенной преступностью
| СМ, ПДР, АО
| З, ОБС
| ОЛ 7, 8
ДЛ 12, 13, 17, 18, 19, 24-27
|
| Криминологическая характеристика групповой, организованной и рецидивной преступности. Профессиональная преступность
| Предупреждение пенитенциарной преступности
| ПДР, АО
| З, ОБС
| ОЛ 4, 5
|
| Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение
| Предупреждение детской безнадзорности, беспризорности и преступности. Международные стандарты, принципы и нормы в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних
| СМ, ПДР, АО
| КО, ОБС
| ОЛ 2, 4, 6, 8, 9, 20
ДЛ 22, 24, 30, 31
|
| Женская преступность
| Предупреждение женской преступности
| СМ, УМ
| КР, З, ОБС
| ДЛ 12, 16
| Условные обозначения для графы 4 «Содержание СРС»:
СМ – подготовка к практическому (лабораторному, семинарскому) занятию;
УМ – изучение учебного материала;
СК – изучение учебного материала и составление конспекта;
ПДР – подготовка реферата;
РОР – рецензирование и оценка письменных работ;
ДИ – участие в разработке деловой игры;
АО – участие в конкурсах, круглых столах, олимпиадах, диспутах и т.д.
Условные обозначения для формы контроля СРС:
КО – контрольный опрос;
КР – контрольная работа;
З – заслушивание на занятиях подготовленных работ;
ОБС – обсуждение на занятиях результатов.
Вопросы для подготовки к зачету:
1. Понятие, предмет и задачи криминологии. Методология и методика криминологии.
2. Исторические предпосылки зарождения и основные направления развития криминологии. Этапы развития криминологии в России.
3. Понятие и основные характеристики преступности.
4. Основные признаки преступности.
5. Историческая и социальная природа преступности.
6. Уровень преступности: понятие и способы определения.
7. Структура преступности: понятие и способы определения.
8. Динамика преступности: понятие и способы определения
9. География преступности.
10. Латентная преступность: понятие, виды, причины.
11. Цена преступности (прямые и косвенные последствия).
12. Общая характеристика преступности в России.
13. Основная характеристика и основные тенденции преступности в современных зарубежных странах (США, ФРГ, Япония и др.).
14. Понятие причин и условий преступности.
15. Основные концепции причинности преступности в криминологии.
16. Условия, способствующие совершению конкретного преступления.
17. Криминогенная ситуация в механизме преступного поведения.
18. Криминологическая классификация (типология) преступников и ее значение.
19. Понятие и структура личности преступника.
20. Основные методы изучения личности преступника.
21. Личность девианта и его криминогенные качества.
22. Роль жертвы в механизме совершения конкретных преступлений, типы жертв, отличие жертвы от потерпевшего.
23. Механизм индивидуального преступного поведения: понятие и структура.
24. Понятие и классификация мотивов и потребностей в механизме индивидуального преступного поведения.
25. Методика проведения и этапы криминологического исследования.
26. Учет, обобщение информации о преступности.
27. Формы статистической отчетности о результатах борьбы с преступностью.
28. Понятие, задачи, сроки и виды криминологического прогнозирования преступности.
29. Основные методы прогнозирования преступности органами внутренних дел.
30. Прогнозирование индивидуального преступного поведения.
31. Планирование мер борьбы с преступностью.
32. Понятие предупреждения преступности и профилактики преступлений.
33. Криминологическая характеристика и основные направления предупреждения негативных социальных (фоновых) явлений, связанных с преступностью.
34. Виктимологическая профилактика и ее роль в предупреждении конкретных преступлений.
35. Система организации борьбы с преступностью за рубежом (в рамках ООН, Интерпола).
36. Криминологическая характеристика преступлений: понятие и структура.
37. Криминологическая характеристика корыстных преступлений.
38. Основные направления профилактики корыстных преступлений.
39. Основные направления профилактики насильственных преступлений против личности.
40. Криминологическая характеристика терроризма в России и в зарубежных странах.
41. Особенности борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков.
42. Криминологическая характеристика и предупреждение экологической преступности.
43. Преступления, совершаемые по неосторожности, и их предупреждение.
44. Криминологическая характеристика экономической преступности в России, причины и условия и меры предупредительного воздействия.
45. Основные направления профилактики экономических преступлений.
46. Криминологическая характеристика налоговой преступности.
47. Государственная преступность (против основ конституционного строя и безопасности государства).
48. Коррупция: понятие, место и роль в системе организованной преступности.
49. Криминологическая характеристика организованной преступности.
50. Причины и условия организованной преступности.
51. Основные направления профилактики организованной преступности.
52. Криминологическая характеристика и основные направления профилактики профессиональной преступности.
53. Криминологическая характеристика рецидивной преступности.
54. Криминологическая характеристика личности рецидивиста.
55. Основные направления профилактики рецидивной преступности.
56. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.
57. Причины и условия преступности несовершеннолетних.
58. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников.
59. Основные направления профилактики преступности несовершеннолетних.
60. Криминологическая характеристика женской преступности.
Варианты контрольных работ:
(по конечной цифре номера зачетной книжки)
ВАРИАНТ № 1:
Задание 1. География, экология, топография и цена преступности.
Задание 2. Воспитательная работа сотрудников правоохранительных органов и ее роль в предупреждении правонарушений несовершеннолетних.
Задача. В городе проживает 380 тысяч населения, из которых 42 тысячи до 14 лет. За 2011 год в городе зарегистрировано 7400 совершенных преступлений, выявлено 5300 лиц, их совершивших. Определите коэффициент преступности и преступной активности населения.
ВАРИАНТ № 2:
Задание 1. Основные концепции причин преступности и борьбы с нею.
Задание 2. Противодействие экстремистской деятельности, расизму и ксенофобии.
Задача. Определите динамику научным и цепным способом, темпы роста и прироста, если в 2008 году было зарегистрировано 7456 преступлений, в 2009 – 6547, в 2010 году – 8252, в 2011 – 10254 преступления и составьте график.
ВАРИАНТ № 3:
Задание 1. Криминологическая характеристика лиц, совершающих неосторожные преступления.
Задание 2. Международное сотрудничество в сфере противодействия торговле людьми.
Задача. Рассчитайте индекс тяжести совокупности преступлений.
В городе Н. было совершено:
| Индивидуальные индексы
| 2010 г.
| 2011 г.
| убийств (ст. 105 УК РФ)
|
|
| изнасилований (ст. 131 УК РФ)
|
|
| хулиганств (ст. 213 УК РФ)
|
|
| разбоев (ст. 162 УК РФ)
|
|
| краж (ст. 158 УК РФ)
|
|
| | | | |
ВАРИАНТ № 4:
Задание 1. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления.
Задание 2. Методы и основные организационно-тактические формы индивидуального предупредительного воздействия на рецидивистов.
Задача. Определите средний рост числа рассмотренных дел судьёй Н., вычислив показатели темпа роста и среднюю геометрическую и составьте прогноз на 2012 год.
Количество дел
| 2009 г. – 30
| 2010 г. – 45
| 2011 г. – 63
|
ВАРИАНТ № 5:
Задание 1. Современные криминологические теории.
Задание 2. Криминологическая характеристика и особенности борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков.
Задача. В 2011 г. несовершеннолетние совершили 232544 преступления, что составило 16,8 % в структуре выявленных правонарушителей. Удельный вес несовершеннолетних с 14 до 16 лет = 11 %, а с 16 до 18 лет = 14 %. Рассчитайте коэффициент поражаемости преступностью несовершеннолетних и взрослого населения региона.
ВАРИАНТ № 6:
Задание 1. Криминогенные ситуации и задачи правоохранительных органов по их устранению и нейтрализации.
Задание 2. Борьба с таможенной преступностью.
Задача. Определите динамику преступности в регионе А:
а) подсчитайте темпы роста и прироста; б) изобразите график динамики преступности; в) составьте прогноз преступности на 2012 год.
ВАРИАНТ № 7:
Задание 1. Статистический анализ показателей, характеризующих преступность, и результаты деятельности правоохранительных органов.
Задание 2. Пенитенциарная преступность и меры ее предупреждения.
Задача. Рассчитайте коэффициенты пораженности преступлениями и лицами, их совершившими, в регионах А и Б.
Регион
| Население
| Население до 14 лет
| Число лиц, совершивших преступление
| Число совершенных преступлений
| А
| 340 000
| 36 000
| 3 800
| 6 500
| В
| 110 000
| 18 000
| 2 300
| 3 400
|
Вариант № 8:
Задание 1. Детерминанты преступности.
Задание 2. Противодействие компьютерным преступлениям.
Задача. Допустим, что сроки лишения свободы за кражу в 2008 г. = 2 год, в 2009 г. = 3 года, в 2010 г. = 4, в 2011 г. = 5 лет. Составьте прогноз на 2012 г. и рассчитайте среднеквадратическое отклонение.
ВАРИАНТ № 9:
Задание 1. Организация и программа криминологических исследований.
Задание 2. Особенности детерминации и причинности преступности несовершеннолетних.
Задача. Рассчитайте совокупный индекс оценки явления.
В городе Н. было совершено:
| 2010 г.
| 2011 г.
| Условные баллы преступления
| Тяжких телесных повреждений
|
|
|
| Краж личного имущества
|
|
|
| Хулиганств
|
|
|
|
ВАРИАНТ № 10:
Задание 1. Типы жертв. Отличие жертв от потерпевшего. Виктимологическая профилактика преступлений.
Задание 2. Проведение международных семинаров, симпозиумов, конгрессов по проблемам борьбы с преступностью и обращению с правонарушителями.
Задача. Определите структуру преступности в регионах А и Б и составьте её график
Вид преступлений
| Регион А
| Регион Б
| Убийство
|
|
| Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
|
|
| Изнасилование
|
|
| Кража
|
|
| Мошенничество
|
|
| Грабеж
|
|
| Разбой
|
|
| Умышленное уничтожение (повреждение) имущества
|
|
| Прочие преступления
|
|
| Список основной литературы:
Перечень учебной и научной литературы, необходимой для изучения дисциплины, приведен с учётом положений федерального законодательства (с изменениями и дополнениями на 1 января 2012 года). Иные источники могут быть использованы по рекомендации лектора.
К основным (базовым) источникам «Криминологии» относятся:
1. Алексеева, А.П. Криминология. Особенная часть: учеб.-метод. пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2007.
2. Варчук, Т.В. Криминология: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2002.
3. Гилинский, Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи. СПб: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.
4. Заблоцкая, А.Г., Тюменцев, А.Н., Алексеева, А.П. Криминология и профилактика преступлений: Учеб.-метод. пособие (общая часть). Волгоград: ВА МВД России, 2003.
5. Клеймёнов, М.П. Криминология: учебник. М.: Норма, 2009.
6. Криминология: Словарь / под общей ред. В.П. Сальникова. СПб.: Лань; Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России, 1999.
7. Криминология: Учебник /под ред. проф. В.Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2006.
8. Криминология: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2010.
9. Криминология: Учеб. пособие / Моск. гос. юрид. ун-т; Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М.: Питер, 2009.
10. Криминология: Учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2010.
11. Курганов, С.И. Криминология: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2010.
12. Курс мировой и российской криминологии: в 2 т.: учебник / под ред. Н.Ш. Кремера. М.: Изд-во Юрайт, 2011.
13. Российская криминологическая энциклопедия: Преступность и борьба с ней в понятиях и комментариях / Под ред. А.И. Долговой. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.
14. Сибиряков, С.Л. Актуальные проблемы криминологии и виктимологии: в 2-х частях. Сборник избранных научных статей (1982-2008 годы). Волгоград, 2008.
15. Хохряков, Г.Ф. Криминология: Учебник / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: Юристъ, 2000.
16. Частная криминология /отв. ред. д.ю.н., проф. Д.А. Шестаков. СПб: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2007.
Варианты задач к семинарским (практическим) занятиям:
1. Определите средний рост числа рассмотренных дел судом, вычислив показатели темпа роста и среднюю геометрическую и составьте прогноз на 2012 год, если:
Количество дел в регионе А
| 2008 г. – 80
| 2009 г. – 100
| 2010 г. – 140
| 2011 г. – 250
| в регионе Б
| 2008 г. – 15
| 2009 г. – 25
| 2010 г. – 75
| 2011 г. – 150
| 2. Рассчитайте совокупный индекс оценки явления.
В городе Н. было совершено:
| 2010 г.
| 2011 г.
| Условные баллы преступления
| Тяжких телесных повреждений
|
|
|
| Краж
|
|
|
| Хулиганств
|
|
|
| 3. Рассчитайте индекс тяжести совокупности преступлений.
В городе Н. было совершено:
| Индивидуальные индексы
| 2010 г.
| 2011 г.
| квалифицированных убийств
|
|
| изнасилований
|
|
| хулиганств
|
|
| разбоев
|
|
| краж
|
|
| | | | | 4. Допустим, что сроки лишения свободы:
А) за кражу в 2008 г. = 3 года, в 2009 г. = 4 года, в 2010 г. = 5 лет и в 2011 г. = 6 лет;
Б) за убийство в 2008 г. = 12 лет, в 2009 г. = 13 лет, в 2010 г. = 14 лет и в 2011 г. = 15 лет.
Составьте прогноз на 2012 г. и рассчитайте среднеквадратическое отклонение по каждому виду преступления.
5. Определите структуру преступности в регионах А и Б и составьте её график
Вид преступлений
| Регион А
| Регион Б
| Убийство
|
|
| Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
|
|
| Изнасилование
|
|
| Кража
|
|
| Мошенничество
|
|
| Грабеж
|
|
| Разбой
|
|
| Прочие преступления
|
|
| 6. Определите динамику преступности в регионах А и Б и изобразите график её динамики. Подсчитайте темпы роста и прироста и составьте прогноз преступности на 2012 год по каждому региону.
Регион
| 2007 г.
| 2008 г.
| 2009 г.
| 2010 г.
| 2011 г.
| А
|
|
|
|
|
| Б
|
|
|
|
|
| 7. Рассчитайте коэффициент поражаемости преступностью несовершеннолетних и взрослого населения региона, если в 2011 г. несовершеннолетние совершили 254 386 преступления, что составило 28,4 % в структуре выявленных правонарушителей. Удельный вес несовершеннолетних с 14 до 16 лет = 18 %, а с 16 до 18 лет = 26 %.
8. Рассчитайте коэффициенты пораженности преступлениями и лицами, их совершившими, в регионах А, Б и В.
Регион
| Население
| Население до 14 лет
| Число лиц, совершивших преступление
| Число совершенных преступлений
| А
| 250 000
| 26 000
| 4 100
| 5 700
| Б
| 180 000
| 18 000
| 6 500
| 7 200
| В
| 340 000
| 42 000
| 8 000
| 12 00
| 9. Определите динамику преступности в регионах А и Б:
а) подсчитайте темпы роста и прироста;
б) изобразите график динамики преступности;
в) составьте прогноз преступности на 2012 год.
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|