Сделай Сам Свою Работу на 5

ДЕ 1. Общая часть криминологии. Преступность, детерминация, личность преступника и предупреждение преступности





В.Н. Тронева

к.ю.н., доцент

Криминология

Учебно-методический комплекс

для студентов направления подготовки 030500.62 – Юриспруденция (бакалавриат)

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Протокол № 6 от «08» февраля 2013 г.   Заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин к.ю.н., доцент А.С. Сенцов __________________________________________  

 

Волгоград


Содержание

 

Наименование раздела  
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины  
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине  
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины  
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины  
1.4. Тематический план учебной дисциплины  
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины  
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса  
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса  
2.3. Рекомендации по работе с литературой  
2.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса и практическими задачами  
2.5. Советы по подготовке к зачету  
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций    
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)  
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ  
Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях  

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины



«Криминология»

1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине

Учебная дисциплина «Криминология» предусмотрена как общепрофессиональная дисциплина ОПД. Ф.22 для студентов 4 курса 030500.62 «Юриспруденция» (бакалавриат).

Учебным планом подготовки юристов (бакалавриат) на неё отведено 132 часа, из них предусмотрено 66 аудиторных (в том числе 34 лекционных и 32 семинарских) и 66 часов для самостоятельной работы. Она изучается в течение 7 учебного семестра, который завершается зачетом.



Зачетные единицы

по учебной дисциплине «Криминология»

ЗЕ 1. Общая часть криминологии. Преступность, детерминация, личность преступника и предупреждение преступности
Понятие, предмет, метод и система криминологии. История развития криминологии
Преступность и ее основные характеристики
Детерминация и причинность преступности
Личность преступника как объект криминологического исследования. Механизм индивидуального преступного поведения
Организация и методика криминологических исследований
Предупреждение преступности и профилактика преступлений. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
ЗЕ 2. Отдельные виды преступности
Криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение
Организованная, профессиональная и рецидивная преступность
Коррупционная преступность
Насильственная преступность и ее предупреждение
Преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение
Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение
Женская преступность

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

Цель учебной дисциплины «Криминология»: приобретение будущими юристами необходимых знаний о явлениях, несущих серьезную угрозу человечеству, преступлений, которые, будучи даже совершенными в границах одного государства, далеко не безразличны всему человечеству; о сложной деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, судов и других компетентных государственных органов и должностных лиц по выявлению типичных недостатков и учёту нарушений законности.



Деятельность правоохранительных органов, как и вообще борьба с преступностью, основывается как на определенных научных концепциях о самой преступности, ее причинах, формах и методах борьбы с ней, так и на использовании достижений различных наук, включая науки технические. Поэтому изучение криминологии подчинено цели формирования квалифицированных кадров для правоохранительных органов, способных на уровне современных требований, зависящих от криминогенной обстановки, вести борьбу с преступностью, осуществлять защиту прав и интересов граждан, устранять причины негативных социальных явлений, правонарушений и преступлений.

Основные задачи «Криминологии»:

- уяснение предмета и методологии изучаемой дисциплины и её институтов, актуальных проблем отечественной и зарубежной криминологии,

- изучение природы преступности, её социальных причин и условий, личности преступника, наиболее перспективных методов и средств противодействия преступности со стороны государства и общества, а также организации и тактики предупреждения преступлений, ее форм и методов;

- получение необходимых знаний о деятельности международных и государственных правоохранительных органов и должностных лиц, которые непосредственно осуществляют работу по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, наказанию преступников, их исправлению и перевоспитанию;

- формирование у студентов умения, навыков по систематизации данных о преступности, ее отдельных видов, механизма преступного поведения, личности преступников, негативных социальных явлений, связанных с преступностью;

- анализ действующего законодательства, а также следственной, прокурорской и судебной практики;

- изучение исторического и международного опыта наблюдения и исследования разнообразных сторон преступности, ее статистического учета;

- обучение планированию, разработке и практическому осуществлению мер криминологической профилактики в различных социальных сферах жизни.

Изучение дисциплины «Криминология» предусматривает включение следующих вопросов:

ü Понятие, предмет, метод и система криминологии;

ü История развития криминологии в России и за рубежом;

ü Основные характеристики преступности;

ü Качественные и количественные характеристики преступности;

ü Детерминация (причины, условия, иные детерминанты) преступности;

ü Личность преступника: его типы и криминогенные качества;

ü Механизм индивидуального преступного поведения;

ü Организация и методика криминологических исследований;

ü Учет, обобщение и анализ информации о преступности;

ü Криминологическое прогнозирование и планирование;

ü Предупреждение преступности и профилактика преступлений;

ü Международное сотрудничество в борьбе с преступностью;

ü Отдельные виды преступности и особенности борьбы с ними (политическая, государственная, экологическая, компьютерная преступность, коррупционная преступность, насильственная преступность, преступления, совершенные по неосторожности)

ü Криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение;

ü Криминологическая характеристика групповой, организованной и рецидивной преступности;

ü Профессиональная преступность;

ü Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и ее предупреждение;

ü Криминологическая характеристика женской преступности.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

«Криминология» изучает не только преступность как массовое преступное поведение, но и закономерности отдельных преступлений, индивидуального преступного поведения.

В процессе изучения данной дисциплины студенты должны знать:

1) криминологическую терминологию,

2) методику и особенности криминологических исследований, в частности исследования личности преступника, нравственного и правового сознания, преступности и ее территориальных различий, причин преступности;

3) основные положения нормативных актов, регламентирующих реализацию мер криминологической профилактики в различных социальных сферах жизни.

Будущий юрист должен быть готов к тому, чтобы грамотно, в соответствии с законом реагировать на совершаемые преступления, раскрывать их, пресекать, разоблачать преступников, обеспечивать применение к виновным предусмотренных законом мер наказания.

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

1) определить основные закономерности развития преступности, их причины и взаимосвязи с различными явлениями и процессами;

2) на основе криминологических данных прогнозировать развитие преступности и определить результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью;

3) проанализировать способы предупреждения преступности, профилактики отдельных видов преступлений и особенности борьбы с ними.

Студент должен приобрести следующие навыки:

1) установления фактов правонарушений и преступлений, грамотного определения мер ответственности и наказания виновных;

2) на основе анализа закономерностей преступности, ее причин и условий определения наиболее эффективных мер борьбы с преступностью;

3) разработки новых подходов и рекомендаций по совершенствованию борьбы с преступностью;

4) составления статистических отчетов в следственной и прокурорской практике;

5) работы с информационными системами и правовыми базами.

Компетенция– способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Бакалавр (специалист) юриспруденции должен обладать следующими компетенциями: ОК-2, ОК-3, ОК-6, а также ПК-10, ПК-11, ПК-16:

а) общекультурными:

готов к выполнению гражданского и служебного долга, профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета, обладает высокой мотивацией к выполнению профессионального долга;

способен организовывать собственную научно-познавательную деятельность, формулировать проблемы и определять средства и способы их решения;

способен к письменной и устной коммуникации, публичным выступлениям и дискуссиям, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, создавать и редактировать тексты юридического содержания;

б) профессиональными:

- в правоприменительной деятельности:

способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

- в правоохранительной деятельности:

способен обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, пресекать любые проявления произвола, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с правовыми и организационными основами правоохранительной деятельности, компетенцией правоохранительного органа, правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации;

- в научно-исследовательской деятельности:

способен анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и международный опыт по тематике исследования;

способен при необходимости квалифицированно проводить научные исследования в области криминологии;

- в педагогической деятельности:

способен преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне; осуществлять правовое информирование и воспитание.

1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу

Преступность, ее причины и условия, меры предупреждения преступности, личность преступника, преступное поведение и его профилактика, другие проблемы, связанные с преступностью, изучают, всесторонне разрабатывают и юридические, и неюридические науки. В комплексе этих наук криминология занимает особое место, изучающих преступность и меры ее предупреждения. Через нее осуществляется связь уголовно-правовых наук с другими юридическими дисциплинами, с неюридическими общественными науками – социологией, психологией и пр.

Криминология как комплексная наука тесным образом связана с другими отраслями знания как система особого рода междисциплинарной научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение преступности.

Криминологической науке присущи две группы междисциплинарных связей. Одна группа связей заключается в использовании методов иных наук без соприкосновения их предметов. Другая группа связей выражается в непосредственном соприкосновении предметов тех отраслей знания, которые изучают преступность и меры ее предупреждения.

Тесно связана криминология с уголовной статистикой, которая является одним из основных источников сведений о преступности, мерах и результатах борьбы с нею, а также о личности преступника. Наряду с этим криминология широко использует данные и приемы гражданско-правовой, административно-правовой, демографической, экономической, социально-культурной и других отраслей статистики.


1.4. Тематический план курса «Криминология»

 

Для студентов-бакалавров:

Наименование тем Количество часов (в акад. часах)
Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме
Очная форма обучения
ДЕ 1. Общая часть криминологии. Преступность, детерминация, личность преступника и предупреждение преступности
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. История развития криминологии. Современные криминологические теории
Тема 2. Преступность и ее основные характеристики
Тема 3. Детерминация и причинность преступности
Тема 4. Личность преступника как объект криминологического исследования
Тема 5. Механизм индивидуального преступного поведения
Тема 6. Организация и методика криминологических исследований ---
Тема 7. Учет, обобщение и анализ информации о преступности ---
Тема 8. Криминологическое прогнозирование и планирование ---
Тема 9. Предупреждение преступности и профилактика преступлений
Тема 10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью --- ---
ДЕ 2. Отдельные виды преступности
Тема 11. Общая характеристика видов преступности и особенности борьбы с ними ---    
Тема 12. Отдельные виды преступности и особенности борьбы с ними (политическая, государственная, экологическая, компьютерная преступность, коррупционная преступность, насильственная преступность, преступления, совершенные по неосторожности) ---
Тема 13. Криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение ---
Тема 14. Криминологическая характеристика групповой, организованной и рецидивной преступности. Профессиональная преступность ---
Тема 15. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение ---
Тема 16. Женская преступность ---
Итого по курсу: 132 часа
Форма контроля зачет

 


Наименование тем Количество часов (в акад. часах)
Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме
ЗаОчная форма обучения
ДЕ 1. Общая часть криминологии. Преступность, детерминация, личность преступника и предупреждение преступности
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. История развития криминологии. Современные криминологические теории ---
Тема 2. Преступность и ее основные характеристики  
Тема 3. Детерминация и причинность преступности ---
Тема 4. Личность преступника как объект криминологического исследования
Тема 5. Механизм индивидуального преступного поведения ---
Тема 6. Организация и методика криминологических исследований --- ---
Тема 7. Учет, обобщение и анализ информации о преступности --- ---
Тема 8. Криминологическое прогнозирование и планирование --- ---
Тема 9. Предупреждение преступности и профилактика преступлений
Тема 10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью --- ---
ДЕ 2. Отдельные виды преступности
Тема 11. Общая характеристика видов преступности и особенности борьбы с ними ---    
Тема 12. Отдельные виды преступности и особенности борьбы с ними (политическая, государственная, экологическая, компьютерная преступность, коррупционная преступность, насильственная преступность, преступления, совершенные по неосторожности) ---
Тема 13. Криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение --- ---
Тема 14. Криминологическая характеристика групповой, организованной и рецидивной преступности. Профессиональная преступность --- ---
Тема 15. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение --- ---
Тема 16. Женская преступность --- ---
Итого по курсу: 132 часа
Форма контроля зачет

 


Наименование тем Количество часов (в акад. часах)
Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме
Второе высшее
ДЕ 1. Общая часть криминологии. Преступность, детерминация, личность преступника и предупреждение преступности
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. История развития криминологии. Современные криминологические теории ---
Тема 2. Преступность и ее основные характеристики
Тема 3. Детерминация и причинность преступности --- ---
Тема 4. Личность преступника как объект криминологического исследования ---
Тема 5. Механизм индивидуального преступного поведения --- ---
Тема 6. Организация и методика криминологических исследований --- ---
Тема 7. Учет, обобщение и анализ информации о преступности --- ---
Тема 8. Криминологическое прогнозирование и планирование --- ---
Тема 9. Предупреждение преступности и профилактика преступлений ---
Тема 10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью --- ---
ДЕ 2. Отдельные виды преступности
Тема 11. Общая характеристика видов преступности и особенности борьбы с ними --- ---    
Тема 12. Отдельные виды преступности и особенности борьбы с ними (политическая, государственная, экологическая, компьютерная преступность, коррупционная преступность, насильственная преступность, преступления, совершенные по неосторожности) ---
Тема 13. Криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение --- ---
Тема 14. Криминологическая характеристика групповой, организованной и рецидивной преступности. Профессиональная преступность --- ---
Тема 15. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение --- ---
Тема 16. Женская преступность --- ---
Итого по курсу: 132 часа
Форма контроля зачет

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

ДЕ 1. Общая часть криминологии. Преступность, детерминация, личность преступника и предупреждение преступности

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.