ДЕ 1. Общая часть криминологии. Преступность, детерминация, личность преступника и предупреждение преступности
В.Н. Тронева
к.ю.н., доцент
Криминология
Учебно-методический комплекс
для студентов направления подготовки 030500.62 – Юриспруденция (бакалавриат)
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин
Протокол № 6 от «08» февраля 2013 г.
Заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин к.ю.н., доцент А.С. Сенцов __________________________________________
|
Волгоград
Содержание
Наименование раздела
| | Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
| | 1.1.
| Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине
| | 1.2.
| Цели и задачи учебной дисциплины
| | 1.3.
| Требования к уровню освоения дисциплины
| | 1.4.
| Тематический план учебной дисциплины
| | 1.5.
| Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
| | Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
| | 2.1.
| Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
| | 2.2.
| Пожелания к изучению отдельных тем курса
| | 2.3.
| Рекомендации по работе с литературой
| | 2.4.
| Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса и практическими задачами
| | 2.5.
| Советы по подготовке к зачету
| | Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
| | Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
| | Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ
| | Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях
| | Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
«Криминология»
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине
Учебная дисциплина «Криминология» предусмотрена как общепрофессиональная дисциплина ОПД. Ф.22 для студентов 4 курса 030500.62 «Юриспруденция» (бакалавриат).
Учебным планом подготовки юристов (бакалавриат) на неё отведено 132 часа, из них предусмотрено 66 аудиторных (в том числе 34 лекционных и 32 семинарских) и 66 часов для самостоятельной работы. Она изучается в течение 7 учебного семестра, который завершается зачетом.
Зачетные единицы
по учебной дисциплине «Криминология»
ЗЕ 1. Общая часть криминологии. Преступность, детерминация, личность преступника и предупреждение преступности
|
| Понятие, предмет, метод и система криминологии. История развития криминологии
|
| Преступность и ее основные характеристики
|
| Детерминация и причинность преступности
|
| Личность преступника как объект криминологического исследования. Механизм индивидуального преступного поведения
|
| Организация и методика криминологических исследований
|
| Предупреждение преступности и профилактика преступлений. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
| ЗЕ 2. Отдельные виды преступности
|
| Криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение
|
| Организованная, профессиональная и рецидивная преступность
|
| Коррупционная преступность
|
| Насильственная преступность и ее предупреждение
|
| Преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение
|
| Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение
|
| Женская преступность
| 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
Цель учебной дисциплины «Криминология»: приобретение будущими юристами необходимых знаний о явлениях, несущих серьезную угрозу человечеству, преступлений, которые, будучи даже совершенными в границах одного государства, далеко не безразличны всему человечеству; о сложной деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, судов и других компетентных государственных органов и должностных лиц по выявлению типичных недостатков и учёту нарушений законности.
Деятельность правоохранительных органов, как и вообще борьба с преступностью, основывается как на определенных научных концепциях о самой преступности, ее причинах, формах и методах борьбы с ней, так и на использовании достижений различных наук, включая науки технические. Поэтому изучение криминологии подчинено цели формирования квалифицированных кадров для правоохранительных органов, способных на уровне современных требований, зависящих от криминогенной обстановки, вести борьбу с преступностью, осуществлять защиту прав и интересов граждан, устранять причины негативных социальных явлений, правонарушений и преступлений.
Основные задачи «Криминологии»:
- уяснение предмета и методологии изучаемой дисциплины и её институтов, актуальных проблем отечественной и зарубежной криминологии,
- изучение природы преступности, её социальных причин и условий, личности преступника, наиболее перспективных методов и средств противодействия преступности со стороны государства и общества, а также организации и тактики предупреждения преступлений, ее форм и методов;
- получение необходимых знаний о деятельности международных и государственных правоохранительных органов и должностных лиц, которые непосредственно осуществляют работу по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, наказанию преступников, их исправлению и перевоспитанию;
- формирование у студентов умения, навыков по систематизации данных о преступности, ее отдельных видов, механизма преступного поведения, личности преступников, негативных социальных явлений, связанных с преступностью;
- анализ действующего законодательства, а также следственной, прокурорской и судебной практики;
- изучение исторического и международного опыта наблюдения и исследования разнообразных сторон преступности, ее статистического учета;
- обучение планированию, разработке и практическому осуществлению мер криминологической профилактики в различных социальных сферах жизни.
Изучение дисциплины «Криминология» предусматривает включение следующих вопросов:
ü Понятие, предмет, метод и система криминологии;
ü История развития криминологии в России и за рубежом;
ü Основные характеристики преступности;
ü Качественные и количественные характеристики преступности;
ü Детерминация (причины, условия, иные детерминанты) преступности;
ü Личность преступника: его типы и криминогенные качества;
ü Механизм индивидуального преступного поведения;
ü Организация и методика криминологических исследований;
ü Учет, обобщение и анализ информации о преступности;
ü Криминологическое прогнозирование и планирование;
ü Предупреждение преступности и профилактика преступлений;
ü Международное сотрудничество в борьбе с преступностью;
ü Отдельные виды преступности и особенности борьбы с ними (политическая, государственная, экологическая, компьютерная преступность, коррупционная преступность, насильственная преступность, преступления, совершенные по неосторожности)
ü Криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение;
ü Криминологическая характеристика групповой, организованной и рецидивной преступности;
ü Профессиональная преступность;
ü Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и ее предупреждение;
ü Криминологическая характеристика женской преступности.
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
«Криминология» изучает не только преступность как массовое преступное поведение, но и закономерности отдельных преступлений, индивидуального преступного поведения.
В процессе изучения данной дисциплины студенты должны знать:
1) криминологическую терминологию,
2) методику и особенности криминологических исследований, в частности исследования личности преступника, нравственного и правового сознания, преступности и ее территориальных различий, причин преступности;
3) основные положения нормативных актов, регламентирующих реализацию мер криминологической профилактики в различных социальных сферах жизни.
Будущий юрист должен быть готов к тому, чтобы грамотно, в соответствии с законом реагировать на совершаемые преступления, раскрывать их, пресекать, разоблачать преступников, обеспечивать применение к виновным предусмотренных законом мер наказания.
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
1) определить основные закономерности развития преступности, их причины и взаимосвязи с различными явлениями и процессами;
2) на основе криминологических данных прогнозировать развитие преступности и определить результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью;
3) проанализировать способы предупреждения преступности, профилактики отдельных видов преступлений и особенности борьбы с ними.
Студент должен приобрести следующие навыки:
1) установления фактов правонарушений и преступлений, грамотного определения мер ответственности и наказания виновных;
2) на основе анализа закономерностей преступности, ее причин и условий определения наиболее эффективных мер борьбы с преступностью;
3) разработки новых подходов и рекомендаций по совершенствованию борьбы с преступностью;
4) составления статистических отчетов в следственной и прокурорской практике;
5) работы с информационными системами и правовыми базами.
Компетенция– способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Бакалавр (специалист) юриспруденции должен обладать следующими компетенциями: ОК-2, ОК-3, ОК-6, а также ПК-10, ПК-11, ПК-16:
а) общекультурными:
готов к выполнению гражданского и служебного долга, профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета, обладает высокой мотивацией к выполнению профессионального долга;
способен организовывать собственную научно-познавательную деятельность, формулировать проблемы и определять средства и способы их решения;
способен к письменной и устной коммуникации, публичным выступлениям и дискуссиям, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, создавать и редактировать тексты юридического содержания;
б) профессиональными:
- в правоприменительной деятельности:
способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
- в правоохранительной деятельности:
способен обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, пресекать любые проявления произвола, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с правовыми и организационными основами правоохранительной деятельности, компетенцией правоохранительного органа, правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации;
- в научно-исследовательской деятельности:
способен анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и международный опыт по тематике исследования;
способен при необходимости квалифицированно проводить научные исследования в области криминологии;
- в педагогической деятельности:
способен преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне; осуществлять правовое информирование и воспитание.
1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу
Преступность, ее причины и условия, меры предупреждения преступности, личность преступника, преступное поведение и его профилактика, другие проблемы, связанные с преступностью, изучают, всесторонне разрабатывают и юридические, и неюридические науки. В комплексе этих наук криминология занимает особое место, изучающих преступность и меры ее предупреждения. Через нее осуществляется связь уголовно-правовых наук с другими юридическими дисциплинами, с неюридическими общественными науками – социологией, психологией и пр.
Криминология как комплексная наука тесным образом связана с другими отраслями знания как система особого рода междисциплинарной научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение преступности.
Криминологической науке присущи две группы междисциплинарных связей. Одна группа связей заключается в использовании методов иных наук без соприкосновения их предметов. Другая группа связей выражается в непосредственном соприкосновении предметов тех отраслей знания, которые изучают преступность и меры ее предупреждения.
Тесно связана криминология с уголовной статистикой, которая является одним из основных источников сведений о преступности, мерах и результатах борьбы с нею, а также о личности преступника. Наряду с этим криминология широко использует данные и приемы гражданско-правовой, административно-правовой, демографической, экономической, социально-культурной и других отраслей статистики.
1.4. Тематический план курса «Криминология»
Для студентов-бакалавров:
Наименование тем
| Количество часов (в акад. часах)
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоят. работа
| Всего часов по теме
| Очная форма обучения
| ДЕ 1. Общая часть криминологии. Преступность, детерминация, личность преступника и предупреждение преступности
| Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. История развития криминологии. Современные криминологические теории
|
|
|
|
| Тема 2. Преступность и ее основные характеристики
|
|
|
|
| Тема 3. Детерминация и причинность преступности
|
|
|
|
| Тема 4. Личность преступника как объект криминологического исследования
|
|
|
|
| Тема 5. Механизм индивидуального преступного поведения
|
|
|
|
| Тема 6. Организация и методика криминологических исследований
|
| ---
|
|
| Тема 7. Учет, обобщение и анализ информации о преступности
|
| ---
|
|
| Тема 8. Криминологическое прогнозирование и планирование
| ---
|
|
|
| Тема 9. Предупреждение преступности и профилактика преступлений
|
|
|
|
| Тема 10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
| ---
| ---
|
|
| ДЕ 2. Отдельные виды преступности
| Тема 11. Общая характеристика видов преступности и особенности борьбы с ними
|
| ---
|
|
| Тема 12. Отдельные виды преступности и особенности борьбы с ними (политическая, государственная, экологическая, компьютерная преступность, коррупционная преступность, насильственная преступность, преступления, совершенные по неосторожности)
| ---
|
|
|
| Тема 13. Криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение
| ---
|
|
|
| Тема 14. Криминологическая характеристика групповой, организованной и рецидивной преступности. Профессиональная преступность
| ---
|
|
|
| Тема 15. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение
| ---
|
|
|
| Тема 16. Женская преступность
| ---
|
|
|
| Итого по курсу:
|
|
|
| 132 часа
| Форма контроля
| зачет
|
Наименование тем
| Количество часов (в акад. часах)
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоят. работа
| Всего часов по теме
| ЗаОчная форма обучения
| ДЕ 1. Общая часть криминологии. Преступность, детерминация, личность преступника и предупреждение преступности
| Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. История развития криминологии. Современные криминологические теории
|
| ---
|
|
| Тема 2. Преступность и ее основные характеристики
|
|
|
|
| Тема 3. Детерминация и причинность преступности
| ---
|
|
|
| Тема 4. Личность преступника как объект криминологического исследования
|
|
|
|
| Тема 5. Механизм индивидуального преступного поведения
|
| ---
|
|
| Тема 6. Организация и методика криминологических исследований
| ---
| ---
|
|
| Тема 7. Учет, обобщение и анализ информации о преступности
| ---
| ---
|
|
| Тема 8. Криминологическое прогнозирование и планирование
| ---
| ---
|
|
| Тема 9. Предупреждение преступности и профилактика преступлений
|
|
|
|
| Тема 10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
| ---
| ---
|
|
| ДЕ 2. Отдельные виды преступности
| Тема 11. Общая характеристика видов преступности и особенности борьбы с ними
|
| ---
|
|
| Тема 12. Отдельные виды преступности и особенности борьбы с ними (политическая, государственная, экологическая, компьютерная преступность, коррупционная преступность, насильственная преступность, преступления, совершенные по неосторожности)
| ---
|
|
|
| Тема 13. Криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение
| ---
| ---
|
|
| Тема 14. Криминологическая характеристика групповой, организованной и рецидивной преступности. Профессиональная преступность
| ---
| ---
|
|
| Тема 15. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение
| ---
| ---
|
|
| Тема 16. Женская преступность
| ---
| ---
|
|
| Итого по курсу:
|
|
|
| 132 часа
| Форма контроля
| зачет
|
Наименование тем
| Количество часов (в акад. часах)
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоят. работа
| Всего часов по теме
| Второе высшее
| ДЕ 1. Общая часть криминологии. Преступность, детерминация, личность преступника и предупреждение преступности
| Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. История развития криминологии. Современные криминологические теории
|
| ---
|
|
| Тема 2. Преступность и ее основные характеристики
|
|
|
|
| Тема 3. Детерминация и причинность преступности
| ---
| ---
|
|
| Тема 4. Личность преступника как объект криминологического исследования
|
| ---
|
|
| Тема 5. Механизм индивидуального преступного поведения
| ---
| ---
|
|
| Тема 6. Организация и методика криминологических исследований
| ---
| ---
|
|
| Тема 7. Учет, обобщение и анализ информации о преступности
| ---
| ---
|
|
| Тема 8. Криминологическое прогнозирование и планирование
| ---
| ---
|
|
| Тема 9. Предупреждение преступности и профилактика преступлений
|
| ---
|
|
| Тема 10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
| ---
| ---
|
|
| ДЕ 2. Отдельные виды преступности
| Тема 11. Общая характеристика видов преступности и особенности борьбы с ними
| ---
| ---
|
|
| Тема 12. Отдельные виды преступности и особенности борьбы с ними (политическая, государственная, экологическая, компьютерная преступность, коррупционная преступность, насильственная преступность, преступления, совершенные по неосторожности)
| ---
|
|
|
| Тема 13. Криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение
| ---
| ---
|
|
| Тема 14. Криминологическая характеристика групповой, организованной и рецидивной преступности. Профессиональная преступность
| ---
| ---
|
|
| Тема 15. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение
| ---
| ---
|
|
| Тема 16. Женская преступность
| ---
| ---
|
|
| Итого по курсу:
|
|
|
| 132 часа
| Форма контроля
| зачет
| 1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
ДЕ 1. Общая часть криминологии. Преступность, детерминация, личность преступника и предупреждение преступности
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|