Сделай Сам Свою Работу на 5

Физическая работоспособность и адаптация организма в условиях горного климата





Большие изменения, возникающие в организме человека под влиянием климата горной местности, не могут оставаться бесследными для спортивной работоспособности человека. Повышенная устойчивость к гипоксии, обнаруживаемая у трени­рованных спортсменов, есть следствие систематического влияния двигательной гипоксии, нормального приспособитель­ного сдвига при напряженной мышечной работе. Спортсмены после спуска с гор очень часто показывают выдающиеся дости­жения [10,17].

Как изменяется работоспособность спортсменов при переезде в горы - вопрос большой важности, изучение которого поможет правильно организовать высотную тренировку.

При циклической работе максимальной интенсивности, скоростно-силовых упражнениях, совершаемых в течение нескольких секунд, результаты, как правило, превышали равнинные. На Олимпийских играх в г. Мехико были показаны выдающиеся результата в прыжках в длину, тройном прыжке, в беге на 200 и 400 м и др [13].

Наблюдения тренеров по легкой атлетике позволили установить зависимость спортивных результатов от длины дистанции. Вначале с увеличением длиныдистанции резуль­таты падают, но затем, с понижением интенсивности бега, результаты начинают приближаться к равнинным [13,20,17].



Снижение работоспособности становится весьма заметным уже на высоте 1000 м. У спортсменов высокого класса макси­мальная работоспособность может понижаться до 70-85% от равнинной. Однако пребывание спортсменов в горах в течение длительного времени или повторный их выезд в эти условия дает возможность уменьшить отрицательное воздействие разря­женной атмосферы на их работоспособность [13,17].

Наблюдения за спортивными результатами в горах подтвержда­ют данные литературы о том, что работоспособность в первые дни тренировок в горах снижается. Однако достижения в беге на короткие дистанции быстро восстанавливаются и далее увели­чиваются. Такая же картина наблюдается в прыжках в высоту и длину [13].

Однако при работе субмаксимальной и большой интенсивности отмечается всё более значительное снижение спортивных результатов. В беге на 400 м результат ниже на 2-6 сек, 3000 м – до 30 сек [2].

Таким образом, легкоатлеты могут достаточно успешно адаптироваться к различным видам мышечной деятельности на умеренных высотах. Однако результаты, показанные в беге на длинные дистанции, всегда оставались ниже, чем в условиях равнины.



Представление о механизмах адаптации и мышечной работе в горах формируется в двух основных направлениях. Первое – что эффективность механизмов адаптации к спортивным нагрузкам в горах будет зависеть от возможности организма увеличить максимальное потребление кислорода. Другое – что в основе большой выносливости и работоспо­собности в горах лежит экономизация функций к физиологических процессов [17].

Особый интерес вызывают факты, отражающие состояние работоспособности спортсмена после спуска вниз, в обычные условия. После переезда из горной местности на равнину происходит процесс реадаптации - реакклиматизации, продолжающийся 10-12 дней. В первые дни у спортсменов наблюдается ухудшение работоспособности (по сравнению с уровнем, достигнутым в горах), снижение быстроты и точности движений, нарушение сна, появления головных болей. Замедляется врабатывание и восстановление после нагрузок. Поэтому, в первую неделю, возвращения на равнину необходимо строго дозировать физические нагрузки. Способствует быстрейшей ликвидации этих негативных явлений рациональный распорядок дня, длительный и полноценный сон, восстановительные мероприятия [10,13].

Через две недели пребывания на равнине работоспособность спортсменов достигает более высокого уровня, чем прежде. В связи с этим и возникла идея проводить тренировки в высокогорье не только в тех случаях, когда соревнования намечаются в среднегорье, но и когда они будут проходить на равнине. В данном случае используется эффект активизации механизмов, борющихся с гипоксией. Развитие этих механизмов, возрастающая вентиляция легких и кровоснабжение тканей, усиливающая деятельность нервной и эндокринной систем, помогают преодолевать возникающую при физических нагрузках гипоксию и на равнине [14].



С возвращением спортсменов результаты возрастают быстрее, чем в группах, которые продолжали тренироваться на равнине. Горы дают возможность более успешно воздействовать на тренированность спортсмена. При изучении подробной динамики изменений работоспособ­ности спортсменов в период дезакклиматизации было установлено следующее: высокая работоспособность наблюдалась в первые два дня пребывания внизу, затем она несколько снижалась, и вновь начинала увеличиваться с 6-7 дня. Повышенная работо­способность сохранилась в течение исследуемых 30 дней.

По другим данным, положительный эффект тренировки в среднегорье продолжается от 1 до 3,5 месяцев, при чём повы­шенная работоспособность сохраняется приблизительно две недели, потом постепенно снижается.

Трудные условия горной местности повышают резервные возможности организма, стимулируют его работоспособность. Сборы легкоатлетов в горах стали составной частью современ­ной спортивной тренировки, одним из важных факторов достижения высоких спортивных результатов в условиях равнины.


 

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачи исследования

Для достижения цели исследования в работе решались следующие основные задачи:

1. Определить причины вызвавшие исследование тренировки в среднегорье.

2. Определить физиологический механизм адаптации в условиях среднегорья.

3. Произвести сравнительный анализ вариантов методики тренировки в условиях среднегорья у бегунов на средние и длинные дистанции.

4. Разработать практические рекомендации по проведению и
организации тренировки в условиях среднегорья.

 

Методы исследования

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

2. Педагогические наблюдения.

3. Анализ документации

4. Педагогический эксперимент.

5. Контрольные испытания

6. Метод математической статистики

Анализ научно-методической литературы.

В процессе анализа литературных и методических данных изучались работы отечественных авторов по вопросам использования тренировки в условиях среднегорья в спортивной практике, теоретические предпосылки к обоснованию тренировки в горных условиях. Проводился анализ протоколов соревнований и дневников бегунов, как средство повышения спортивного мастерства в беге на средние и длинные дистанции.

Изучались статьи в периодической печати и сборниках научных трудов, авторефераты диссертаций, диссертации, учебно-методические пособия. Это позволило отобрать, проанализировать и систематизировать научные взгляды и методические положения по исследуемому вопросу.

Педагогическое наблюдение. Проводилось нами в условиях сборов в среднегорье.

Педагогическое наблюдение – целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие педагогического опыта с целью сбора фактического материала позволяющего познавать природу изучаемых явлений.

Педагогические наблюдения проводились в естественных для спортсменов условиях тренировки с целью:

- Выявления методических особенностей проведения тренировочных занятий с использованием повторного и интервального методов,

- Определения применяемых средств, форм и методов в программе тренировочного процесса,

- Анализ документации тренировочных объемов и интенсивности нагрузки, ее соотношение в тренировочных микроциклах.

Педагогический эксперимент проводился с целью определения
эффективности различных вариантов тренировочных программ в условиях
среднегорья у бегунов на средние и длинные дистанции, исследования влияния нагрузок различной интенсивности на адаптацию спортсменов после пребывания в среднегорье. Проводился сравнительный анализ выступлений в соревнованиях после первого и второго тренировочного сборов.

Контрольные испытания

Для определения влияния тренировки бегунов на средние и длинные дистанции в условиях среднегорья, выявления изменений в уровне подготовки спортсменов, происшедших под влиянием разработанной методики, применялись контрольные испытания в условиях соревновательной деятельности.

В качестве критерия для оценки и сопоставления результатов бегунов занимающихся по различным методикам, использовались контрольные упражнения : бег 1500 м, бег 5000 м.

Методы математической статистики

Результаты исследования обрабатывались методами статистики [7].

Коэффициент достоверности различий определялся по таблице критических значений W – критерия Вилкоксона для несвязанных выборок. Если W меньше либо равно w0.05, то различие считается статистически значимо. Критическое значение Wа критерия Вилкоксона при уровне значимости 0,05 при объемах выборки n1 = 5 и n2 = 5, W0,05 = 17.

 

Организация исследования

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе исследования (июнь – сентябрь 2009 г.) изучалась и анализировалась научно-методическая литература по исследуемой тематике.

На втором этапе (октябрь 2009 г. – январь 2010 г.) определена база для проведения педагогического эксперимента, проведены педагогические наблюдения, изучены спортивные дневники, разработаны тренировочные программы для бегунов, принявших участие в учебно-тренировочных сборах в условиях среднегорья, подобраны контрольные упражнения.

В исследовании приняли участие 10 бегунов на средние и длинные дистанции - кандидаты в мастера спорта, ведущие бегуны Хабаровского края в возрасте 18-21 года, представляющие спортивные организации г. Хабаровска (группа А) и г. Комсомольска-на-Амуре (группа Б). В каждой группе было по 5 спортсменов, все бегуны неоднократно бывали в среднегорье.

На третьем этапе исследования (февраль – апрель 2010 г.) проведен педагогический эксперимент в условиях среднегорья.

На четвертом этапе (май 2010 – май 2011 г.) проведена статистическая обработка полученной информации, изучены и обсуждены результаты исследования, определена эффективность различных вариантов тренировки бегунов в условиях среднегорья, сделаны выводы исследования и разработаны практические рекомендации.

 


ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.